Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятия курса «Прокурорский надзор в РФ»





Теория и практика прокурорского надзора выработала ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности.

ü прокурор

В широком смысле: прокурор – работники прокуратуры.

Ст.54 ФЗ «О прокуратуре»

Прокурор – это руководитель органа прокуратуры или его заместитель, т.е. это лица, которые могут осуществлять наиболее важные и значимые направления деятельности.

Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре РФ" (далее - Закон о прокуратуре), и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.

ü прокурорские работники

Прокурорские работники – это прокуроры, следователи и иные сотрудники: научные, педагогические (занимающиеся, например, изучением преступности), а также специалисты, которые занимаются решением организационных вопросов, выполняют технические функции (например, работники канцелярии), которые имеют классный чин. Классный чин – квалифицированный разряд, который присваивается прок работнику в зависимости от занимаемой должности, уровня подготовки, стажа работы.



ü субъект надзора

Субъект надзора – это те органы власти и управления, органы контроля, организации и должностные лица, которые поднадзорны прокуратуре (в отношении которых прокуратура вправе осуществлять надзор). Не поднадзорны прокуратуре высшие органы государственной власти, Конституционный суд.

ü объект надзора

Объект надзора – это организации, в отношении которых прокурор осуществляет свои полномочия (проводит проверки).

ü предмет надзора

Предмет надзора (есть свой в каждой из отраслей) – это деятельность поднадзорных субъектов по исполнению законов. Особенности этой деятельности определяют полномочия прокурора и используемые им правовые средства. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

ü методика осуществления надзорной деятельности



Методика предполагает, каким образом будет осуществляться то или иное надзорное мероприятие.

Методические рекомендации исходят, как правило, от вышестоящих прокуратур.

Формы методических рекомендаций:

- письма

- информационные письма

- обзоры

- методические рекомендации содержатся в приказах и указаниях ген. прокурора, прокуроров субъектов РФ.

Методические рекомендации вырабатываются на базе обобщения практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и методических письмах органов прокуратуры.

Методика – это совокупность методов и приёмов использования правовых средств прокурорского надзора.

По каждому участку надзора имеется своя методика.

ü тактика осуществления надзорной деятельности

Тактика прокурорского надзора – это линия поведения, выбор и последовательность использования правовых средств прок работником при осуществлении ПН в условиях конкретной ситуации. В теории и практике прокурорского надзора выработана совокупность наиболее оптимальных приемов и способов применения конкретных правовых средств в целях решения задач прокурорского надзора с учетом конкретных условий и обстоятельств.

 

Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры.

Принципы – это руководящие положения (идеи), положенные законодателем в основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в РФ.



В РФ существует система принципов.

Принципы делятся на 3 вида:

1) общеправовые (общеорганизационные)

Т.к. прокуратура входит в систему гос. органов, является гос. органом => на неё распространяются принципы организации и деятельности всех гос. органов.

1) принцип законности

2) принцип гласности

2) специфические принципы, характерные только для прокуратуры как системы органов (поскольку прокуратура является особым гос. органом – единственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законов):

1) независимость

2) единство и централизм

3) принцип единоначалия

3) отраслевые принципы – это принципы уголовного процесса, гражданского, административного.

Деятельность прокуратуры неразрывно связана с деятельностью поднадзорных субъектов => подчиняется установленному для этой деятельности законодателем правовому режиму. Прокурор является полноправным участником уголовного процесса, подчиняется принципам.

Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре РФ (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником. Осн принципы: пр законности, гаслности, независимости прокуров, централизма и единства, публичности, внепартийности, пр обязательности исполнения указаний прокуров.

 

Общие принципы организации и деятельности прокуратуры (законность, гласность).

Статья 4. ФЗ о Прокуратуре. Осн принципы: пр законности, гаслности, независимости прокуров, централизма и единства, публичности, внепартийности, пр обязательности исполнения указаний прокуров.

Принцип законности. Среди всех принципов организации и осуществления надзора важнейшее значение имеет принцип за­конности. «закон­ность» употребляется в двух смыслах: в широком и узком. В пер­вом под законностью понимается требуемый государством образ поведения физических и юридических лиц, который заключает­ся в безусловном соблюдении законов и подзаконных актов все­ми гражданами и органами, независимо от форм собственности и подчиненности. В более узком смысле законность выступает как принцип деятельности государственного аппарата: все орга­ны государства осуществляют свои властные полномочия в стро­гих рамках закона, соблюдая неукоснительно конституционные права граждан. Первым требованием законности является обес­печение верховенства закона по отношению ко всем подзакон­ным актам органов власти субъектов РФ и органов местного са­моуправления. Осуществляя свои полномочия, прокуроры действуют в инте­ресах охраны закона и должны неуклонно соблюдать законность в собственной деятельности.

Принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требо­ваниям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специаль­но охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии закон­ности. Реализация названного принципа прокурорского надзора зак­реплена в п. 6 ст. 12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и право­порядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению. Реализация принципа гласности организационно обеспечива­ется созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощни­ков прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой ин­формации, организующих эту работу на местах. Важность принципа гласности определяется тем, что его реа­лизация способствует информированности органов государствен­ной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения и в конеч­ном итоге — укреплению законности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.