Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора.
Место и роль прокуратуры в системе государственных органов.
Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору и осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законодательства действующего на ее территории. Российская прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти. В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей. Из содержания Конституции следует, что прокуратура не может относиться ни к органам судебной, ни к органам исполнительной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами. С другой стороны, ст. 77 К РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ являются федеральными органами – звеньями централизованной системы прокуратуры. Прокуратура и законодательная власть. Назначение генерального прокурора осуществляется Советом Федерации по представлению Президента. Отсутствие у Генерального Прокурора права законодательной инициативы. Но все равно в рамках данных органов ведется серьезная «законопроектная» работа, которые направляются Президенту, Правительству. В ряде субъектов прокуроры обладают правом законодательной инициативы в отношении законодательства субъектов. Прокуратура и исполнительная власть. Отношения строятся по двум направлениям: Отношения надзора и отношения взаимодействия. Прокуратура и судебная власть. Суд осуществляет контроль за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений. В свою очередь, прокуратура контролирует законность судебных решений путем их опротестования в вышестоящие суды. Специфика роли прокурора заключается в том, что с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих процессуальных формах, а с другой – осуществляет надзорные функции. Важная роль в рассмотрении уголовных дел – поддерживает возложенную государством функцию государственного обвинения.
Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора.
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Его деятельность направлена на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.
Также в системе органов работают прокурорские работники – работники, занимающие вспомогательные должности, научно-педагогические работники и другие.
Предмет прокурорского надзора.
Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена деятельность органов прокуратуры.
Объект прокурорского надзора
Предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
Сущность. Выявление и установление правонарушений, а также применение правовых средств для устранения выявленных правонарушений.
Пределы прокурорского надзора.
По предмету к пределам прокурорского надзора относятся то, что прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта.
По объектам прокуратура не осуществляет надзор в отношении: президента, ФС, правительства, судов, граждан.
Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля. Строго говоря, все органы правового государства обязаны бороться с правонарушениями и применять действенные меры по их устранению и предупреждению.
По правовой природе формы контроля и надзора можно подразделить на высшие и обычные (все остальные). Высшей формой контроля является контроль Конституционного Суда. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти РФ и входящих в ее состав субъектов. Конституционный Суд рассматривает дела, проверяет соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 125 Конституции РФ).
- Хотя в Конституции прямо не указывается на осуществление контрольных функций Советом Федерации, Государственной Думой, практически эти законодательные органы ими обладают. Поскольку они могут обращаться в Конституционный Суд по поводу несоответствия Конституции различных нормативных актов, в том числе актов Президента РФ, постольку они осуществляют контроль за их законностью.
- Довольно широкими контрольными полномочиями обладает Совет Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 105 Конституции все принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
- Совет Федерации осуществляет также контроль за деятельностью Президента, утверждая его указы о введении военного и чрезвычайного положений. К компетенции Совета относится и отрешение Президента от должности (подп. «е» п. 1 ст. 102).
- Контрольные полномочия Президента в отношении Совета Федерации и Государственной Думы еще более обширны. Практически все принимаемые этими органами законы ему подконтрольны.
- Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел тоже выполняют контрольные функции. Их контроль уже не имеет ранга верховного, хотя роль его в укреплении законности и правопорядка в соответствующих регионах весьма значительна.
- Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства.
5.Функции, осуществляемые прокуратурой, их содержание. Соотношение функций, отраслей прокурорского надзора и направлений деятельности прокуратуры.
Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры. Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ.
Функции прокуратуры – виды деятельности прокуратуры, которые предопределяются социальным предназначениям прокуратуры, выраженным в ее задачах, и характеризуются определенным предметом ведения, направленным на решение этих задач и требующие использование присущих им полномочий и правовых средств.
Отрасли прокурорского надзора – отдельные области реализации надзорной функции прокуратуры характеризующиеся определенной сферой правоотношений.
Основные направления деятельности – определяются Генеральным прокурорам и обеспечивают приоритетное направление реализации той или иной отрасли прокурорского надзора в зависимости от состояния законности и правопорядка РФ
Функции прокуратуры:
1 прокурорский надзор;
2 иные функции: уголовное преследование; участие в правотворческой деятельности; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами; международное сотрудничество.
Отрасли прокурорского надзора:
1 надзор за исполнением законов
2 надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3 надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие
4. надзор за исполнением законов судебными приставами
5 надзор за исполнением законов органами исполняющими уголовное наказание, администрациями мест содержания задержанных , т.е. органами уголовно-исполнительной системы.
Правовые основы службы в прокуратуре. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров, следователей.
В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором или следователем может быть: —
граждане Российской Федерации; —
имеющий высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию; —
обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами; —
способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.
1. Правовую основу службы в прокуратуре составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «о статусе прокуроров в РФ», другие федеральные законы, международные договоры Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы Генерального прокурора Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты. 2. Правовое положение и условия службы лиц, замещающих в органах и учреждениях прокуратуры должности федеральной государственной гражданской службы , определяются законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации. 3. Трудовая деятельность работников органов и учреждений прокуратуры , замещающих должности, не являющиеся должностями прокурорской и государственной гражданской службы , регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|