Сделай Сам Свою Работу на 5

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:





ü рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

ü разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

ü принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

ü при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;

ü иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

ü требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

ü выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

ü проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

ü вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).



При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения.

 

  1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:

ü рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

ü разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;



ü принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

ü при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;

ü иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

ü требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

ü выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

ü проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

ü вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).



 

  1. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

В Федеральном законе от 12 августа 1998 г. №14-ФЗ «Об ОРД» (ст. 21) указано, что надзор за исполнением законов РФ органами, осуществляющими ОРД, осуществляют Генпрокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Понятие «уполномоченный прокурор» предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор законностью в ОРД.
В приказе Генпрокурора РФ от 9 августа 1996 г. №48 определено, что уполномоченными на осуществление надзора за исполнением законов в сфере ОРД являются прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные для этой цели приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченные прокуроры.
В Генпрокуратуре РФ к уполномоченным прокурорам отнесены заместители Генпрокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры.
Уполномоченные прокуроры на осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД (они определяются приказами соответствующих руководителей прокуратур) должны иметь допуск для работы с документами, согласно положениям инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 года № 1050 (с изм. и доп. 08.08.2003). При организации надзора в органах прокуратуры ведется делопроизводство по документам ОРД, содержащим секретные сведения. При этом обращается особое внимание на то, чтобы исключить все случаи утечки информации.
В приказах и указаниях Генпрокурора РФ содержатся требования подчинить организацию и осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка.
Для выполнения поставленных задач прокурору необходимо владеть оперативной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты работы в поднадзорных органах, располагать сведениями о характере расследуемых уголовных дел, состоянии следствия, дознания на определенный период и т.д.
Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные вопросы, как законность в деятельности правоохранительных органов по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях; производство неотложных и иных следственных действий, направленных на своевременное и полное раскрытие преступлений; задержания, аресты.
При этом прокурору необходимо обратить особое внимание в процессе осуществление надзора на надлежащее выполнение совместного приказа Генпрокуратурой РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Торговли РФ и Федеральные службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 октября 2005 года «О едином учете преступлений». Согласно этому приказу, сотрудники правоохранительных ведомств обязаны принять заявление независимо от его подследственности, зарегистрировать его и отправить в тот правоохранительный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение этого заявления.
Применение иных мер процессуального принуждения; предъявление обвинения; обеспечение права на защиту и иных прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; соблюдение требований полноты, всесторонности, объективности расследования, сроков следствия и содержания под стражей; приостановление производства по делу и прекращение дела; выполнение обязанностей начальниками следственных отделов по контролю за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принятию мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
Важный элемент организации работы по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия - планирование. Обычно планы предусматривают изучение и обобщение практики исполнения законов органами дознания и предварительного следствия по категориям уголовных дел, либо по отдельным вопросам (законность задержания и арестов за определенный период времени, законность привлечения к уголовной ответственности и т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных нарушениям законности участках работы органов дознания и следователей. К организации надзора относится также распределение обязанностей по надзору за законностью в деятельности этих органов.

 

  1. Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовных дел.

В настоящее время правовую основу прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела составляют:

ü Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

ü Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации";

ü приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 "О едином учёте преступлений";

ü приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 80, МВД России № 725 от 12.09.2006 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях";

ü приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания";

ü приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200 (в ред. от 31.05.2011) "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры Российской Федерации";

ü приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 "О порядке учёта и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях";

ü приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия";

ü приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".

Несмотря на то что прокурор не указан в перечне должностных лиц, уполномоченных проверять сообщения о преступлении и принимать по нему решения, в соответствии со ст. 144 УПК на стадии возбуждения уголовного дела он вправе:

ü проверять исполнение требований закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК);

ü в случае обнаружения признаков преступления выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК);

ü истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК (п. 51 ч. 2 ст. 37 УПК);

ü отменять незаконное или необоснованное постановление дознавателя, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК);

ü отменять незаконное постановление следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148 УПК) в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении.

Предметом прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

При проведении проверок законности деятельности органов дознания и предварительного следствия при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях прокурорами должны проверяться:

ü полнота и правильность учёта и регистрации всех поступивших сообщений о преступлениях;

ü соблюдение установленного законом процессуального порядка оформления сообщений о преступлениях;

ü соблюдение предусмотренных ст. 144 УПК сроков принятия решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях;

ü законность и обоснованность принимаемых решений по поступившим сообщениям о преступлениях;

ü соблюдение прав и законных интересов заявителей и иных лиц, чьи права затрагиваются сообщением о преступлениях, в том числе уведомление заявителей о принятом решении.

Прокуроры обязаны выявлять и устранять причины и условия, способствующие укрытию преступлений от регистрации и учёта, а также постоянно осуществлять контроль за количеством регистрируемых продолжаемых преступлений, дополнительно выявленных в ходе предварительного расследования.

Кроме того, прокурор обязан учитывать и особенности возбуждения уголовных дел частного обвинения в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны. Однако соблюдение общего правила, если лицо, совершившее преступление, известно, является обязательным. Согласно ч. 2 ст. 147 УПК во взаимосвязи с положениями ч. 4 ст. 20 УПК на основании заявления потерпевшего решение о возбуждении уголовного дела принимается руководителем следственного органа, следователем или дознавателем с согласия прокурора. Заявления потерпевших при указанных обстоятельствах являются единственным законным поводом к возбуждению уголовного дела.

Прокуроры обязаны оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учётных и иных документов и материалов. Прокуроры должны брать на контроль разрешение материалов, направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, исполнения органами дознания и дознавателями указаний прокурора, данных в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК, рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия требований об устранении нарушений законов.

  1. Надзор прокурора за исполнением законов при производстве следственных действий.

Основной способ получения доказательств по уголовному делу - следственные действия (действия, посредством которых субъекты расследования обнаруживают, закрепляют и проверяют доказательства)

Ими являются: осмотр, освидетельствование, допрос, очная ставка, обыск, выемка, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, назначение судебной экспертизы. Указанные следственные действия представляют собой целостную и упорядоченную систему. Их связывают единая цель, для достижения которой они выполняются; общая или частная задача расследования, решаемая путем их проведения; определенная, а в некоторых случаях и обязательная последовательность. Перечень следственных действий, изложенных в УПК РФ, - исчерпывающий. Сведения, полученные при расследовании преступления путем выполнения иных действий, помимо перечисленных, доказательствами не являются.

Прокурор обязан осуществлять надзор за расследованием преступлений таким образом, чтобы наряду с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, иных имеющих значение для расследования сведений, строго соблюдались требования уголовно - процессуального закона о порядке выполнения следственных действий, которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной и удостоверительной стороне. В этих целях прокурор использует как свои полномочия по осуществлению процессуального руководства предварительным расследованием, так и предоставленные ему законом надзорные полномочия, перечисленные в ст. 37 УПК РФ. Применение этих полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса ориентировано на то, чтобы обеспечить выполнение субъектами расследования перечисленных ниже обязательных требований при производстве следственных действий. 1. Следственные действия могут производиться только по возбужденному уголовному делу, т.е. после дачи прокурором согласия на его возбуждение в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ. Исключение составляют те следственные действия, которые законодатель разрешает выполнять до возбуждения уголовного дела в порядке проверки заявления или сообщения о преступлении, а также по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы). При этом следует иметь в виду, что до возбуждения уголовного дела могут быть назначены только такие экспертизы, для производства которых не требуется получение образцов для сравнительного исследования. Таковые могут быть получены только на основании постановления лица, производящего расследование, с оформлением соответствующего протокола согласно ст. 202 УПК РФ. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. "Об организации прокурорского надзора за законностью судебного преследования в стадии досудебного производства" прокурор обязан проверять обоснованность проведения следственных действий, выполненных до возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность их проведения. В журнале "Законность" (2002, N 7) опубликована статья Ф. Багаутдинова "Возбуждение уголовного дела". Автор сетует на то, что нечеткие формулировки нового уголовно - процессуального закона не позволяют ответить на ряд вопросов. По его мнению, не ясно, вправе ли следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до получения согласия прокурора производить другие следственные действия (допросы, очные ставки, следственные эксперименты и другие). Также не ясно, что будет с протоколами следственных действий, если прокурор откажет в даче согласия на возбуждение уголовного дела. По мнению автора, эти вопросы должны быть четко прописаны в УПК. Разделяя мнение Ф. Багаутдинова о том, что ряд положений УПК нуждается в совершенствовании, тем не менее полагаем, что он излишне педантично подходит к рассмотрению тех положений УПК, которые достаточно ясны. Если в законе исчерпывающе перечислены следственные действия, производство которых допустимо до возбуждения дела (а считаться возбужденным оно может только после получения согласия прокурора на его возбуждение), то расширительному толкованию их перечень, установленный в ч. 4 ст. 146 УПК, не подлежит. Со своей стороны, считаем, что в число этих действий было бы целесообразным включить допрос потерпевшего или иного лица, сообщившего о преступлении. Тем более что при принятии от них заявлений они предупреждаются об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК. Допрос таких лиц с применением технических средств фиксации его хода и результатов в последующем может удерживать их от изменения показаний. Если прокурор откажет в даче согласия на возбуждение уголовного дела, протоколы уже проведенных следственных действий и иные материалы должны находиться в том производстве, которое представлялось прокурору. По содержащейся в них информации может быть проведена дополнительная проверка, в том числе оперативно - розыскными мерами, после чего можно будет вернуться к вопросу о возбуждении дела. 2. Изучая материалы уголовных дел, прокурор обязан обращать внимание на отражение в них факта разъяснения участникам следственных действий их прав и обязанностей, предусмотренных уголовно - процессуальным законом. В протоколах допросов потерпевших и свидетелей должна содержаться запись о том, что им разъяснено конституционное право не свидетельствовать против самих себя, своего супруга или своей супруги и других близких родственников, а подозреваемому или обвиняемому - право отказаться от дачи показаний. Эти положения закреплены в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, а также в п. 3 ч. 2 ст. 42, в п. 1 ч. 4 ст. 56, в п. п. 2 и 3 ч. 4 ст. 46 УПК. В соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК обязательно участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста. Это же правило распространяется и на те случаи, когда ему исполнилось 16 лет, однако он страдает психическим расстройством либо отстает в психическом развитии. Последнее обстоятельство должно быть установлено на первоначальном этапе расследования соответствующими медицинскими документами с обязательным последующим проведением комплексной психолого - психиатрической экспертизы. Это следует из содержания ч. 3 ст. 20 УК. Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 51 УПК. Согласно п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 53 он вправе присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого или по ходатайству самого защитника. 3. Следственные действия должны быть направлены на получение сведений, имеющих значение по расследуемому, а также по связанному с ним иному преступлению; в связи с совершением подозреваемым или обвиняемым преступления, не связанного с расследуемым. Если в ходе следственного действия получена информация о преступлении, совершенном другими лицами и не связанном с расследуемым, по ней должно быть принято решение в соответствии с законом. Из этого следует, что для проведения конкретного следственного действия необходимы не только достаточные основания, но и соответствующая цель - получение конкретных, имеющих значение для расследования данного преступления сведений. Проведение следственных действий наугад, без предварительного определения направлений сбора доказательств только создает видимость активного расследования, обусловливает его поверхностный характер. В ч. 1 ст. 164 УПК законодатель указывает на обязательность вынесения мотивированных постановлений о производстве отдельных следственных действий (осмотра жилища, эксгумации трупа, обыска, выемки). Отсутствие таких постановлений равнозначно отсутствию формальных оснований на производство перечисленных следственных действий, что влечет недопустимость полученных доказательств. В постановлении должны быть сжато, но достаточно ясно сформулированы основания принятия решения о производстве следственного действия и приведены соответствующие аргументы. Постановление о производстве следственного действия может быть вынесено и в тех случаях, когда закон не требует его вынесения. Например, на практике достаточно распространены ситуации, когда безрезультатным оказалось опознание лица по его фотографии, проведенное в соответствии с ч. 5 ст. 193 УПК. Как правило, это обусловлено тем, что между выполнением предъявляемого фотоснимка и временем совершения преступления, в связи с которым опознающий наблюдал опознаваемого им по фотографии лица, прошло много времени. При этом существенно изменилась внешность опознаваемого, что затруднило опознание. В ч. 8 ст. 193 УПК допускается предъявление лица для опознания в условиях, когда он не видит опознающего. При этом законодатель подчеркнул, что для такого опознания необходимо решение следователя. Это означает, что подобное решение должно быть оформлено постановлением следователя, в котором он мотивирует необходимость такого варианта предъявления для опознания. Аналогичным образом должно быть оформлено решение о предъявлении лица для опознания после того, как была предпринята попытка его опознания по фотографии. Вынесение такого постановления закону не противоречит. Отдельные следственные действия могут быть выполнены только после обязательного проведения строго определенных законом предшествующих им следственных действий. В частности, очная ставка может быть выполнена только после допросов лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия. Проверка показаний на месте не может быть осуществлена без предварительного допроса лица, чьи показания намечается проверить. Также обязателен допрос опознающего до того, как ему будут предъявлены лица, предметы, фотографии, труп для опознания. Судебная экспертиза может быть назначена только после выполнения следственных действий, удостоверяющих факт появления объектов исследования, а также образцов для сравнительного исследования. Нарушение этих требований недопустимо. В ч. 4 ст. 173 УПК есть запрет на проведение повторного допроса обвиняемого по тому же обвинению, если он ранее отказался от дачи показаний. Повторный допрос возможен только по просьбе самого обвиняемого об этом. Несмотря на спорность данного положения уголовно - процессуального закона, оно также должно соблюдаться. Это означает, что в протоколе повторного допроса обвиняемого должна содержаться удостоверенная подписью обвиняемого отметка о том, что допрос осуществляется по его ходатайству. К делу может быть также приобщено и письменное ходатайство обвиняемого об этом. Если доказательства могут быть получены, проверены и закреплены посредством проведения совокупности следственных действий, предварительно определяется их последовательность с учетом характера поставленной задачи. 4. Не могут быть допустимыми доказательства, полученные путем проведения действий, не предусмотренных уголовно - процессуальным законом. Различного рода протоколы "выдачи", "доставления", "изъятия", "обнаружения" предметов, документов и иных материалов не имеют юридической силы. 5. Следственные действия должны быть выполнены надлежащим субъектом, которыми являются: а) следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело; б) следователь или член следственной группы, которые включены в ее состав в соответствии с ч. 5 ст. 163 УПК; в) другой следователь, дознаватель, которому адресовано соответствующее следственное поручение на основании ч. 1 ст. 152 УПК; г) прокурор на основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Отсутствие правомочия на выполнение следственного действия влечет признание полученных в его результате сведений недопустимыми в качестве доказательств. 6. Следственные действия не должны проводиться в ночное время, за исключением не терпящих отлагательства случаев, как это допускает ч. 3 ст. 164 УПК. Такие случаи возникают, если есть основания опасаться, что промедление в производстве следственного действия может повлечь утрату доказательств или существенно снизить возможность их получения. В подобных ситуациях либо выносится постановление, в котором мотивируется необходимость проведения следственного действия в ночное время, либо, если УПК не требует вынесения постановления, мотивировка решения о производстве следственного действия в ночное время должна быть изложена в соответствующем протоколе. 7. Принимая решение о производстве следственного действия, требующего, в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК, обязательного разрешения суда, следователь, дознаватель, прокурор обязаны предварительно оценить достаточность оснований, которыми можно аргументировать перед судом необходимость проведения данного следственного действия. Это тем более необходимо, если в определенных условиях принято решение о производстве одного или совокупности следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК, без разрешения суда, но с обязательным его уведомлением через надзирающего прокурора. В таких случаях недопустимо исходить из принципа "победителя не судят", т.е. рассчитывать на то, что при обнаружении (например, в ходе проведенного без разрешения суда обыска) имеющих отношение к расследуемому преступлению вещественных доказательств суд не будет анализировать достаточность оснований для проведения обыска. Следует помнить, что в случае, если суд признает недостаточными представленные основания для проведения уже выполненного без его решения следственного действия, его результаты в соответствии с ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК будут признаны не имеющими юридической силы. На стадии проверки сообщения о преступлении нередко возникает необходимость проведения осмотра места происшествия, находящегося в жилом помещении, с целью установления признаков криминального события, отыскания и изъятия следов и вещественных доказательств. Закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр на данном этапе правоохранительной деятельности. Здесь необходима оперативность действий по выявлению признаков преступления, в то время как обращение в суд за разрешением на осмотр в вечернее и ночное время, в нерабочий день, при значительном удалении места происшествия от места нахождения суда повлечет задержки во времени. Из содержания ч. 1 ст. 176 УПК можно сделать вывод, что осмотр места происшествия - самостоятельный вид осмотра и разрешение суда на его проведение в случае отсутствия согласия проживающих в данном жилом помещении лиц не требуется. С другой стороны, он одновременно является и осмотром жилища, для проведения которого необходимо разрешение суда в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК. Вместе с тем осмотр места происшествия нередко осуществляется до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновывать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц. Неприкосновенность жилища гарантирована Конституцией, а также нормами международного права. Она должна соблюдаться субъектами расследования. В связи с этим при отказе лиц, проживающих в жилом помещении, являющемся полностью или частично местом происшествия, следователь или иное должностное лицо, проводящее проверку сообщения о преступлении, должны вынести постановление о производстве осмотра данного помещения с последующим уведомлением суда через прокурора о его проведении. Это не будет противоречить закону. Исключительное право суда на дачу разрешений на проведение следственных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК, не только не исключает необходимости прокурорского надзора за деятельностью субъектов расследования до их обращения с ходатайствами в суд, но, напротив, возлагает на прокуроров обязанность обеспечить представление в суд материалов, объективно подтверждающих обоснованность такого ходатайства. 8. Осмотр, эксгумация трупа, обыск, выемка, следственный эксперимент, выемка и снятие копий с задержанных почтово - телеграфных отправлений, осмотр и прослушивание фонограмм, предъявление для опознания, проверка показаний на месте производятся с участием не менее двух понятых. Если существует объективное препятствие их участию в следственном действии и принимается решение о его проведении без них в соответствии с ч. 3 ст. 170 УПК, то в протоколе этого следственного действия должны быть изложены обусловившие принятие такого решения причины. Этими причинами могут быть: а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима либо крайне осложнена и влечет большие задержки во времени; б) необходимость проведения осмотра в неблагоприятных погодных условиях, когда в результате продолжающихся осадков или иных атмосферных явлений может быть необратимо изменена обстановка места происшествия, уничтожены следы и др.; в) невозможность одновременного нахождения производящих осмотр должностных лиц и понятых в ограниченном пространстве, где необходимо произвести осмотр или иное следственное действие; г) проведение следственного действия в условиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей (например, осмотр загазованного помещения, забоя в шахте и т.п.; самодельных взрывных устройств или приведенных в действие, но неразорвавшихся боеприпасов и т.п.). При ознакомлении с протоколами следственных действий, выполненных без участия понятых, прокурор обязан критически, но в то же время объективно оценивать убедительность причин, которые препятствовали их приглашению. При необходимости он вправе требовать соответствующих объяснений от следователя или дознавателя. Необходимо помнить, что проведение следственного действия без понятых - исключительное обстоятельство и подобная практика не должна быть системой. Применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий, проведенных без понятых, - не рекомендация, а требование законодателя, установленное в ч. 3 ст. 170 УПК. Если в протоколе следственного действия есть запись о невозможности применения технических средств, прокурор обязан выяснить, чем она была обусловлена. Результаты отдельных следственных действий (проверка показаний на месте, предъявление для опознания, осмотр места происшествия, обыск) имеют важное доказательственное значение, и нередко возникает необходимость выяснить соответствие содержания протокола фактическим обстоятельствам, в которых продолжалось следственное действие. Особенно это необходимо, когда обвиняемый заявляет об оказанном на него во время проверки показаний на месте давлении, о подбрасывании ему изъятых при обыске предметов и в других ситуациях. Ознакомление с содержанием приложения к протоколу такого следственного действия существенно упрощает эту задачу. Протокол следственного действия, проведенного без понятых, и приложение к нему (фототаблица, видеозапись, фонограмма) - равные по доказательственному значению и взаимно дополняющие друг друга документы, удостоверяющие факт, содержание и результаты отраженного в них следственного действия. Отсутствие результатов применения технических средств в ходе следственного действия, а равно невозможность их применения должны иметь аргументированное и приемлемое объяснение. Если технические средства применялись, но соответствующее приложение к протоколу следственного действия отсутствует, то содержащиеся в нем сведения могут быть признаны недопустимыми в качестве доказательств. 9. В УПК есть существенные нововведения относительно применения технических средств при производстве следственных действий. В ч. 6 ст. 164 установлена принципиальная возможность их применения для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Если решение вопроса об их использовании в отдельных случаях законодатель оставляет на усмотрение субъектов расследования, то в других подобная альтернатива недопустима. Обязательными являются дактилоскопирование и опознавательная фотосъемка неопознанного трупа (ч. 2 ст. 178), фиксация хода и результатов следственных действий, проводимых без понятых (ч. 3 ст. 170). В соответствии с ч. ч. 5 и 8 ст. 166 в протоколах следственных действий должны быть указаны примененные технические средства, их технические характеристики, условия и порядок использования, полученные результаты. В протокол

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.