Сделай Сам Свою Работу на 5

Полномочия по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.





58. Прокурорский надзор за исполнением закона ОРД дознания и следствием.Это направление деятельности прокуратуры является вторым из основных. Сущность определяется тем, что на органы прокуратуры государством возложена функция уголовного преследования. Уголовное преследование представляет собой деятельность государственных органов, органов следствия, дознания, прокуратуры по -установлению события преступления -изобличению лиц, виновных в совершении преступления (доказание вины)-поддержанию от имени государства перед судом обвинения в отношении лица, совершившего преступление. Уголовное преследование по уголовным делам, делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется прокурором, следователем и дознавателем.

Однако главная, основная роль принадлежит органам прокуратуры – только прокурор может возбудить дело, а также с согласия прокурора дело может возбудить следователь или дознаватель. Только прокурор принимает решение о направлении дела в суд. Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры одновременно реализуют (выполняют) возложенные на них задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Преступления являются наиболее тяжкими посягательствами. Деятельность прокуратуры в сфере уголовного производства включает в себя: 1) расследование преступлений 2) надзор за своевременным и качественным (полным) расследованием дела другими органами. Деятельность по уголовному судопроизводству отличается определёнными особенностями, позволяющими выделить её в самостоятельную отрасль. Особенности: 1) Наличие задач, отличающихся от задач других отраслейЗадачи прокурорского надзора за расследованием преступлений (ст.6 УПК)задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством в целом -защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений- защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод 2) Особый предмет надзор Предмет надзора – это деятельность поднадзорных субъектов по соблюдению ими конституции, исполнению законов. Особый предмет надзора: эти действия осуществляются органами, занимающимися особым видом деятельности (оперативно-розыскной деятельностью и расследованием преступлений). Эта деятельность специфична и осуществляется в строго процессуальных рамках. К числу поднадзорных субъектов относится 3 категории: 1) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: органы внутренних дел органы ФСБ 2) органы, осуществляющие дознание: органы внутренних дел таможенные органы органы ФСБ командиры воинских частей и др. (перечислены в УПК). 3) органы, осуществляющие предварительное следствие: органы внутренних дел прокурорские органы органы ФСБ. Понятие предмета надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие: Предмет (определён в ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ») – этособлюдение прав и свобод человека и гражданина соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых преступлениях соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий соблюдение установленного порядка проведения расследования законность принимаемых органами расследования решений. Т.е. в предмет прокурорского надзора входят1) оперативно-розыскные мероприятия 2) действия, предшествующие возбуждению уголовного дела (проверка заявлений и сообщений о совершении преступлений) 3) уголовно-процессуальные действия по расследованию преступлений (в том числе – акты, выносимые органами расследования) 4) действия других участников процесса. 3) В уголовном судопроизводстве прокурор является полноправным участником процесса Уголовно-процессуальным законом (УПК) подробно регламентированы: -действия органов расследования, поднадзорных прокурору, а также -действия самого прокурора.Прокурор в надзоре за расследованием преступлений наделён большим объёмом властно-распорядительных полномочий. Властными полномочиями являются: - полномочия по выявлению нарушений закона и -полномочия по реагированию на выявленные нарушения закона. Своим постановлением прокурор может отменить любое незаконное постановление следователя или дознавателя. По любым вопросам прокурором могут быть даны указания прокурора, обязательные для исполнения. Почти любое дело (исходя из обстоятельств дела, его сложности) прокурор может принять к своему производству. Прокурор осуществляет принципиальное руководство расследованием. На любом этапе расследования прокурор может проверить полноту расследования, а также дать соответствующие указания об изменении направления проводимого расследования. 4) Определённые особенности имеют правовые средства реагирования, применяемые прокурором Реагирование прокурора необходимо не только в случаях выявления прокурором нарушений закона, но (в ряде случаев) и для осуществления следственных действий, для принятия решений следователем или дознавателем. Многие действия и решения следователя и дознавателя нуждаются в одобрении их прокурором. Особенность состоит в том, что надзор осуществляется на всех этапах расследования, начиная с момента поступления заявления или сообщения о преступлении до заключительного этапа расследования (отправления дела в суд или прекращения дела). Исходя из этого, надзор за расследованием распадается на определённые участки: 1) надзор за законностью при приёме, регистрации разрешении заявлений и сообщений о преступлениях (это доследственная проверка) 2) надзор за законностью задержания лица по подозрению в совершении уголовного преступления 3) надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого 4) надзор за законностью избрания мер пресечения 5) надзор за законностью приостановления уголовного дела 6) надзор за законностью прекращения уголовного дела 7) надзор за законностью при направлении дела в суд и утверждении обвинительного заключения. К числу актов, регулирующих осуществление прокурорского надзора за расследованием, относятся: 1) УПК РФ 2) закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 3) закон «О частной охраной деятельности» 4) закон «О психиатрической помощи» 5) закон «О милиции» и др. Приказы и указания генерального прокурора: 1) Указ № 7 от 20 февраля 2002 года «Об организации исполнения ФЗ «О введении в действие УПК РФ» и переходе органов прокуратуры на новые условия уголовного судопроизводства» 2) Приказ № 31 от 18 июля 1997 года «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» 3) Приказ № 3 от 10 ноября 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершённых и приготовляемых преступлениях» 4) Приказ № 39 от 5 июня 2002 года «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» 5) Приказ № 56 от 25 апреля 2000 года «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».







59. Полномочия прокурора в этой сфере. Полномочия прокурора по надзору за расследованием преступленийРегламентированы ст.37 УПК и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».Все полномочия делятся на 3 группы: 1) полномочия по установлению качества (содержания) расследования2) полномочия по реагированию на действия органов расследования 3) полномочия по проведению расследования прокурором.Полномочия прокурора: 1) полномочия прокурора по установлению качества (содержания) расследования:прокурор вправе проверять исполнение требований при приёме, регистрации и

разрешении сообщений и заявлений о преступлениях прокурор вправе изучать материалы любых уголовных дел и любые материалы, касающиеся проверки, в которых отражается проведение оперативно-розыскных мероприятий. 2) полномочия по реагированию на действия органов расследования: прокурор вправе изымать любое дело из производства органа дознания и передавать его

органу следствия, а также передавать дело от одного следователя к другому с соблюдением правил подведомственности прокурор вправе отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего ведения производства по делу, если они нарушили нормы УПК прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные решения (постановления) следователя, дознавателя и нижестоящего прокурора прокурор вправе поручать органам дознания производство следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий прокурор вправе продлевать сроки предварительного расследования прокурор вправе возвращать уголовное дело дознавателю, следователю с указанием о производстве предварительного расследования. 3) полномочия по проведению расследования прокурором: прокурор имеет право возбуждать уголовное дело прокурор имеет право принимать дело к своему производству прокурор имеет право приостанавливать производство по делу прокурор имеет право прекращать производство по делу прокурор имеет право лично участвовать в любом следственном действии. В соответствии с УПК письменные указания прокурора, данные органам расследования, обязательны для исполнения. Как правило, они не обсуждаются. Исключение составляют указания прокурора по следующим вопросам (они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору): указания прокурора по вопросам привлечения лица в качестве обвиняемого квалификация преступления об объёме обвинения об избрании, изменении или отмене меры пресечения об отводе следователя или дознавателя.

 

60. Надзор за соблюдением закона на стадии возбуждения уголовных дел.Российское правосудие – это особая форма государственной дея-тельности, которая играет роль в обеспечении законности и устанав-ливает систему гарантий при рассмотрении уголовных дел которое даёт возможность вынесения судом законного решения.Одним из элементов этой системы является участие прокурора по уголовным делам в I, II инстанциях и в надзорной инстанции. Проку-рор участвует по всем уголовным делам публичного и частно-публичного характера. Впервые российское законодательство про-возгласило принцип состязательности в уголовном процессе. При использовании этого принципа одной из сторон является государст-венный обвинитель. Очень трудно прокурору перестраиваться на этот принцип: ранее «истину добывал» председательствующий в суде, а теперь прокурор, который будет государственным обвините-лем. Первым свидетеля допрашивает государственный обвинитель, затем сторона защиты, только после председательствующий в суде задает вопросы. Прокурор в суде должен не только обвинять и не всегда может быть обвинителем, прокурор может прийти к сомне-нию в вине обвиняемого и здесь используется принцип невиновно-сти, то есть все сомнения в пользу обвиняемого, прокуратура отка-зывается от обвинения и суд прекращает уголовное дело.В суде существует суд власть, то есть руководителем процесса будет председательствующий / суд если во II инстанции и прокурор обязан подчиняться всем решениям председательствующего.

Если допрашивает сторона, то первым должен допрашивать за-щитник, если подсудимый согласен давать показания. Председатель-ствующий не может вмешиваться в процесс допроса, пока допраши-вает одна из сторон. По УК РФ нет акта прокурор. реагир-я – заключения. Ранее про-курор давал устное заключение по многим вопросам, которые запи-сывались в протокол. Но председательствующий по любому вопросу спрашивает мнение прокурора, которое заносится в протокол. За прокурором осталось право ходатайства, которым прокурор должен пользоваться в целях предотвращения нарушения закона. Существует особый порядок судебного разбирательства: подсу-димый вправе только с согласия другой стороны (государственно-го обвинителя) ходатайствовать о вынесении приговора без судеб-ного разбирательства (суд не может назначать более 2/3 максималь-ного наказания). Перед судебным разбирательством есть стадия подготовки к су-дебному заседанию: судья единолично назначает дело к слушанию; роли прокурора здесь нет. С точки зрения нравственности роль прок-ра в суде: -уважительное отношение к суду; - к стороне защиты; -к подсудимому. Объект участия в суде I инстанции для прокурора: законность действий и актов как суда, так и всех участников процесса, то есть если суд выносит определение, выносит приговор, то они должны быть законными и обоснованными, а иначе прокурор через пред-ставление ставит вопрос об их незаконности. В случае незаконных действий защиты и других участников, прокурор обязан ходатайст-вовать о пресечении председателем этих действий. Предмет: акты судебного заседания (определения, протокол и пр.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.