Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация работы по надзору за законностью судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении в различных звеньях прокуратуры.





В Генеральной прокуратуре надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным делам возложен на управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и анализу судебной практики, в частности, на кассационный и надзорный отделы, а также на управление по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте. Надзор за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам возложен на отдел по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам и управление по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте. Надзор за соответствием закону судебных постановлений по хозяйственным делам возложен на управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, другие управления и отделы Генеральной прокуратуры в пределах их компетенции.
В областных прокуратурах, прокуратуре города Минска и приравненных к ним прокуратурах надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, не вступивших и вступивших в законную силу, осуществляют соответственно отделы по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, группа и старший помощник прокурора в пределах их компетенции.
В районных, городских и приравненных к ним прокуратурах надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, а также по делам об административных правонарушениях осуществляют прокуроры, их заместители и прокурорские работники, участвовавшие в судебных заседаниях при рассмотрении указанных дел.



И так в рамках этой функции роль прокурора неодинакова при рассмотрении различных категорий дел.[5;67]

При осуществлении правосудия по уголовным делам прокурор поддерживает в суде государственное обвинение. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что предъявленное лицу обвинение не нашло подтверждения, он обязан отказаться от обвинения. Прокурор обязан опротестовать в кассационном или надзорном порядке незаконный и необоснованный судебный акт (решение, приговор, определение, постановление). Он руководствуется УПК, Законом “О Прокуратуре Республики Беларусь”, приказами Генерального прокурора Республики Беларусь, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которые оформляются в виде постановлений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении уголовных дел. В его обязанности входит:



1) проверять законность действий суда при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;

2) выступать в суде в качестве государственного обвинителя;

3) предъявлять иски и поддерживать их в суде, если этого требует охрана государственных или общественных интересов, прав и законных интересов граждан;

4) давать заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

5) опротестовывать незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов;

6) давать заключения в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;

7) проверять своевременность обращения к исполнению приговоров, определений, постановлений судов;

8) осуществлять надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов;

9) принимать меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.



УПК не предоставляет прокурору преимуществ перед участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств. Статус прокурора иной. Если обвиняемый и потерпевший выступают от своего имени, а защитник - по поручению обвиняемого, то прокурор - от имени государства. Он способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.[17;198]

Осуществляя уголовное преследование, прокурор в стадии судебного разбирательства уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя. Он принимает участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения о квалификации преступления и меры наказания в отношении обвиняемого, подводит итоги деятельности по уголовному преследованию и деятельности, направленной на изобличение обвиняемого в совершении преступления.

Структура речи прокурора не определена в законе, однако она должна состоять из взаимосвязанных элементов: 1) вступительная часть;

2) изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела);

3) анализ и оценка собранных по делу доказательств;

4) обоснование квалификации преступления;

5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего;

6) соображения о мере наказания;

7) рассмотрение вопросов, связанных с возмещение причиненного преступлением материального ущерба;

8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по их устранению;

9) заключение .

В тех случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест. Прокурор также вправе опротестовать приговор, решение, определение, вступившее в законную силу.

При рассмотрении протеста в суде кассационной и надзорной инстанции прокурор поддерживает принесенный протест, высказывает свое мнение о законности и обоснованности обжалованных решений.

При исполнении приговора прокурор следит за тем, чтобы приговор был своевременно и законно приведен в исполнение. И если возникают вопросы, связанные с исполнением приговора, например, об отсрочке исполнения приговора, об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжкой болезнью осужденного, препятствующей исполнению наказания, и в других, указанных в законе случаях, прокурор участвует в их рассмотрении судом путем дачи заключения по рассматриваемому вопросу.

 

 

Заключение

Конституция Республики Беларусь установила, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. С учетом важности стадии уголовного судопроизводства, особенно для защиты прав и свобод человека и гражданина, закон не мог не предусмотреть участия в ней представителя государства. Таким представителем, согласно закону, является прокурор.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах - важнейшая отрасль прокурорского надзора.
Исходя из положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», Уголовно-процессуальным кодекса Республики Беларусь, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важнейшие задачи:
1) осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя;
2) являясь представителем прокуратуры, осуществляет в пределах своей компетенции надзорные функции.
Для выполнения названных функций в прокуратуре имеются соответствующие структурные подразделения.
В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь — Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, которое организует и контролирует работу нижестоящих прокуратур. В прокуратурах субъекта Республики Беларусь — соответствующие управления и отделы. В районных прокуратурах — заместители, старшие помощники и помощники районных прокуроров занимаются непосредственной работой по участию в рассмотрении судом уголовных дел.

Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на решение, приговор, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.

И таким образом из выше сказанного вытекает вывод:осуществление надзора за законностью судебных постановлений является неотъемлемой частью в прокурорском надзоре, где прокурор осуществляет одну из самых главных и основных функцию по проверки постановлений суда.

 

Список использованных источников:

1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (в редакции, принятой на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.), с изменениями решений, внесенными Республиканским референдумом от 17 октября 2004 г. № 1) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2010.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

4. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8 мая 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

5. Положение о прохождении службы в органах прокуратуры: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

6. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 10 апреля 2002 г., № 205 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

7. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 23 апреля 1992 г., №1611-ХП // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

8. О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания: Приказ Генерального прокурора от 25 ноября 2002 № 33 // Приказы и указания Генерального прокурора Республики Беларусь 2001-2004. - Мн., 2004. - С.151-163

9. Бессарабов, В.Г. Прокурорский надзор: учебник / В.Г. Бессарабов. – М.: Проспект, 2006. - 536 с.

10. Бирко С. В. «Судопроизводство и прокурорский надзор»/ С. В. Бирко- Минск: МНО, 2001. – 196 с.

11. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: Учеб. пособие / А.А. Кеник. - Минск: Амалфея, 2005. – 512 с.

12. Максимов, Л.Г. Прокурорский надзор. Практ. пособие / Л.Г.Максимов – Минск: МНО, 2001. – 196 с.

13. Мартинович И. И. «Курс прокурорского надзора» Минск, 2001. – 203 с.

14. Поляков, М.П. Прокурорский надзор: Краткий курс лекций / М.П. Поляков, А.В. Федолов. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 204 с.Криминология: Учебник для вузов / под ред.В.Д. Малкова. - 27е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006.

15. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. – метод. Пособие / А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С.Сокол. – Минск: «БИП-С», 2001. - 212 с.

16. Рохлин, В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин – СПБ: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – 305 с.

17. Ястребов, В.Б. Прокурорский надзор. Учебник /В.Б. Ястребов. – М.: Городец, 2001. 400 с. Ястребов В.Б.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

В суд города Минска

и Минского района

 

 

ПРОТЕСТ

на постановление административной комиссии

при Минском райисполкоме

 

Постановлением административной комиссии при Минском райисполкоме от 05.04.2012 г. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь, на Иванову Инну Игоревну, 25.07.1980 г. рождения, продавца ЧУТП «Галина», проживающую по адресу: ул. Центральная, 14, кв. 13, д. Русино, было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 20 (двадцати) базовых величин, в сумме 700 000 (семьсот тысяч) белорусских рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27.03. 2012 г. Иванова И. И. в киоске «Улыбка» ЧУТП «Галина» продала две бутылки пива несовершеннолетнему Петрову Л. К., 23.04.1994 г. рождения, т. е. совершила правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь.

Санкция ч. 6 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь предусматривает административное взыскание от 20 до 50 базовых величин.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 1785 «Об установлении размера базовой величины» (вступило в силу 01.04.2012 г.) с 01.04.2012 г. размер базовой величины составляет 100 000 (сто тысяч) белорусских рублей.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 12.141 ПИКоАП основанием к отмене вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь п. 7 ч. 2 ст .2.15, ч. 2 ст. 12.1, ст. 12.11, ст. 12.141 ПИКоАП Республики Беларусь, а также п. 2 ч.2 ст.22, пп.2, 4 ст. 27 и ст. 39 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», -

 

ПРОШУ:

 

Постановлением административной комиссии при Минском райисполкоме от 05.04. 2012 г. по делу о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.117 КоАП Ивановой Инны Игоревны отменить, дело направить на повторное рассмотрение.

Принесение настоящего протеста приостанавливает исполнение опротестованного постановления.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

О результатах рассмотрения протеста просим незамедлительно сообщить прокурору Минского района в письменной форме.

 

И. о. Прокурора Минского района, Новицкий П.М.

советник юстиции

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Директору

КУПП «Барановичикоммунтеплосеть»

Матюку Е. В.

ул. Центральная, 3, д. Русино

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений

банковского законодательства

 

В ходе проведенного прокуратурой Барановичского района анализа сведений, поступивших из филиала ОАО «Беларусбанк» в г. Барановичи, установлено, что КУПП «Барановичикоммунтеплосеть» перед ОАО «Беларусбанк» имеет просроченную задолженность по кредитному договору.

По состоянию на 19.07.2012 г. просроченная задолженность возглавляемого Вами предприятия по кредитному договору № 8021111 от 30.03.2011 г. составила 1 105 000 000 (один миллиард сто пять миллионов) белорусских рублей.

Согласно ч. 1 ст. 137 Банковского кодекса Республики Беларусь по кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуются предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить (погасить) кредит и уплатить проценты за пользование им.

В данном случае нарушение закона носит явный характер и нарушает нормальную финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Беларусбанк».

На основании изложенного, руководствуясь абз. 5 п. 4 ст. 27, ст. 41 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», –

 

ПРЕДПИСЫВАЮ:

 

Безотлагательно принять меры по погашению просроченной задолженности перед филиалом ОАО «Беларусбанк» в г. Барановичи.

В соответствии с п. 4 ст. 41 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору Барановичского района.

Ответ прошу предоставить не позднее 01.08.2012 г.

При несогласии с требованиями, содержащимися в настоящем предписании, оно может быть обжаловано прокурору Брестской области. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания.

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 23.1 КоАП Республики Беларусь.

 

И. о. Прокурора Барановичского района, Совицкий Г. М.

советник юстиции

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Директору

ОАО «Звезда»

Митюку К. В.

ул. Советская, 45, д. Городище

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений

гражданского законодательства

 

В ходе проведенного прокуратурой Гомельского района анализа заявления, поступившего 09.07.2012 г. из КУМПП «Улыбка» (ул. Советская, 36, д. Городище), установлено, что ОАО «Звезда» перед КУМПП «Улыбка» имеет просроченную дебиторскую задолженность по договору поставки товаров.

По состоянию на 11.07.2012 г. просроченная задолженность возглавляемого Вами предприятия по договору поставки № 8021111 от 30.03.2011 г. составила 105 000 000 (сто пять миллионов) белорусских рублей.

Согласно ст. 476 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В данном случае нарушение закона носит явный характер и нарушает нормальную финансово-хозяйственную деятельность КУМПП «Улыбка».

На основании изложенного, руководствуясь абз. 5 п. 4 ст. 27, ст. 41 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», –

 

ПРЕДПИСЫВАЮ:

 

Безотлагательно принять меры по погашению просроченной дебиторской задолженности перед КУМПП «Улыбка».

В соответствии с п. 4 ст. 41 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору Гомельского района.

Ответ прошу предоставить не позднее 18.07.2012 г.

При несогласии с требованиями, содержащимися в настоящем предписании, оно может быть обжаловано прокурору Гомельской области. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания.

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 23.1 КоАП Республики Беларусь.

 

И. о. Прокурора Гомельского района, Хортов Г.М.

советник юстиции

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.