Сделай Сам Свою Работу на 5

Учреждение прок-ры в Рос.империи





Сущность и понятие ПН.

ПН как вид гос. деят-ти— специфич.деят-ть фед.гос. органов прокуратуры, осущ-мая от имени РФ и состоящая в обеспечении точности соблюдения Конст.РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Сущность ПН:

1) самост., специф.вид гос.деят-ти, которая явл-ся ис­ключит.компетенцией органов прок-ры;

2)ПН осущ-ся от имени гос-ва — РФ;

3)ПН закл-ся в проверке соблюдения Конст.РФ и правильности исполнения з-нов.

Назначение прокурорского надзора:

1. Выявлять нарушение закона;

2. Принимать меры к устранению этого п/нарушения.

3. Установить виновных в этом правонарушении.

4. Принять меры к привлечению их к отв-ти.

Специфика ПН как самост.вида гос.деят-ти:

1) S-ты ПН - участники прокурорских проверок. Коренным для ПН явл-ся понятие прокурор.

Прокурор – физ.лицо, состоящее на службе в органах прок-ры, принятое на работу в порядке, устан-ном ФЗ «О прок-ре» и исполняющее обяз-ти, предусм-ные этим ФЗ, приказами ген.прокурора, вышестоящего прокурора.

Понятие «прокурор» – собирательное и обобщающее.

В узком смысле термин «прокурор» употреб-ся ФЗ «О прок-ре» - Ген.Прок-р, прок-р S-та РФ, прокурор города или района, прок-р специализиро.прок-ры. То есть руководитель органа прок-ры, лицо, кот-е м.принимать акты прокур.реагирования.



В широком смысле это раб-ки прок-ры, занимающие должности в аппарате прок-ры (зам.прок-ра, прокурор по особым поручениям, прокурор-криминалист).

Кроме прок-ров в системе органов прок-ры есть прокур.работники – раб-ки органов или учр-ний прок-ры, имеющие класс.чины или военные звания.

Понятие «прокур.работник» более широкое, чем понятие прокурор, поскольку к числу первых относятся в т.ч., научные и педагогич.раб-ки, зав.канц. и спец-ты.

2) Объект ПН–все орг-ции, в кот-х провдятся прокур. проверки.

3) Предмет ПН –соблюдение Конст. и исполнение з-нов физ. (долж.)и юр.лицами, перечень кот-х дан в ФЗ о прок-ре, то есть существуют пределы прокурорского.

4) Основ.форма осущ-ния надзора - проверка. При этом прокурор пользуется только прав.ср-вами, присущими прокурору. Акт прок.реагирования (док-т, составленный в письм.форме, содержащий решение прок-ра по поводу выявленного факта нарушения закона) - протест,представ-е,пост-ние,предостережение. Это индив.прав.акт.



5) Особ.место прок-ры в мех-ме гос-ва.Ст.129 Конст. РФ расположена в главе о суд.власти, но в суд.систему прок-ра не входит, а предст-ет собой единую централиз. систему с подчинением нижестоящих прок-ров вышестоящим и Ген. прокурору РФ. Прок-ра – это гос.орган (не орган гос.власти).

ПН хар-ет основ.функцию прок-ры.

ПН как отрасль юр.науки – сов-ть знаний о зак-ве, регулирующем деят-ть прокуратуры. Изучает закономер-ти возникновения, становления и развития п/о-ний в сфере осущ-ния ПН, исследует основ.понятия ПН, содер­жание полномочий прок-ра при выполнении разл.на­правлений деят-ти, изучает эффект-ть прав.норм, реглам-щих деят-ть органов прок-ры по осущ-нию надзора.

ПН как уч.дисциплина – часть образоват.процесса в высших и средне-спец.учебных заведениях.

В ПН как в уч.дисциплине м. выделить общую часть (Гл. 1 и 2 ФЗ «О прок-ре») и особ.часть (нормы об особенностях ПН в отдел.отраслях прок.деят-ти).

Цели и задачи ПН

ПН как вид гос. деят-ти— специфич.деят-ть фед.гос. органов прокуратуры, осущ-мая от имени РФ и состоящая в обеспечении точности соблюдения Конст.РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

ЦелиПН рез-тат, на достижение которого направлена деят-ть органов прок-ры. Опред-ся статусом, местом и ролью прок-ры в РФ.

Цели в ст. 1 З-на о прокуратуре:

• обеспечение верховенства закона;

• обеспечение единства и укрепления законности;

• обеспечение защиты п-в и свобод чел-ка и гр-на;

• обеспечение охраняемых з-ном интересов общ-ва и го­с-ва.



ЗадачиПН непоср-но направ­лены на достижение целей прок-ры.

Задачи условно можно разделить на:

Общие задачирешаются в процессе осущ-ния орга­нами прок-ры всех направлений деят-ти. Опред-ся в Конст., ФЗ о прок-ре.

Общей за­дачей ПН явл-ся укрепление законности и охрана от посягательств:

1) закрепленного Конст-цией обществ. и гос.строя РФ;

2) полит., труд., жилищ., имущ. и иных охраняемых з-ном п-в и свобод гр-н;

3) прав и интересов пред­пр-тий и орг-ций независимо от форм собств-ти.

Спец.зада­чиПН вытекают из общих задач. Они стоят перед конкрет.направ­лением деят-ти прок-ры. Содержание спец.задач опред-ся компетенцией прок-ра в каждом из этих направлений.

# обеспечение законности издаваемых прав.актов – общий надзор.

Частнойназывается задача врем.хар-ра, которую ПН решает на данном этапе реализации спе­ц.задач, # истреб-ние прав.актов для проверки их соответствия закону, получение объяснений по по­воду конкрет.нарушения з-на, привлечение спец-та для выяснения возникшего вопроса.

Прокуратура в системе гос.органов РФ

Органы прок-ры занимают особ.место в системе гос. органов РФ. Прок-ра осущ-ет надзор за исполнением з-нов фед.органами ИВ, представит. и исполнит.органами S-тов РФ, органами МСУ, кот. согласно Конст. не входят в систему органов гос.власти.

Хар-ка отношений прокуратуры с органами ис­полнит. властисвязана с особ-тями ее отношений с иными правоохр. и контролирующими орга­нами. Прокуроры осущ-ют надзор за соблюдением и исполнением з-нов этими органами, за соотв-вием принимаемых ими актов.

Правоохр.органы обязаны выпол­нять указания прок-ра по вопросам расслед-ния уг.дел.

Порядок расслед-ния прест-ний, совершенных работ­никами органов прок-ры, предполагает гарантии независ-ти прок-ров.

На деят-ть Правит-ва РФ надзор.компетенция прок-ры не распр-ся. В случае несоотв-вия пост-ний Правит-ва Конст-ции и ФЗ Ген.прок-р инф-ет об этом През-та.

Отношения прок-ры с През-томпроявл-ся в том, что Ген.прок-р назначается на долж-ть и освоб-ся от долж-ти Советом Фед-ции по предст-нию През-та (п.1 ст.12 ФЗ).

Исходя из Конст., акт о врем.отстранении Ген.прок-ра от долж-ти, необх-ть кот-го обус­ловлена возбуждением в отношении него уг.дела, обя­зан издать Президент.

Органы прок-ры и суд.власть.Ст.129 Конст. (о прок-ре) находится в главе «Суд.власть». Однако прок-ра явл-ся само­ст., независ.структурой и не принадлежит к суд. ветви власти.

Прок-р вправе обратиться в суд с заявлением в защиту п-в и свобод гр-н, неопред.круга лица и интересов РФ, S-тов РФ, мун.образований. Заявление в защиту п-в и свобод гр-на м.б. подано пр-ром только, если гр-н по состоянию здоровья, возрасту, недееспособ-ти и др. уважит.причинам не м. сам обратиться в суд.

Прок-р, подавший заявление, пользуется всеми п-вами и несет все процесс.обяз-ти истца, за искл. п-ва на закл-ние мир.соглашения и обяз-ти по уплате суд. расходов.

Прок-р вступает в процесс и дает закл-ние по делам о выселении, о восст-нии на работе, о возмещении вреда жизни и здоровью, о признании гр-на безвестно отсут-щим или умершим, об ограничении дееспос-ти, о признании недееспос-ным.

По уг.делам прок-р выступает в кач-ве гос.обвин-теля.

Прокурор вправе обжаловать незаконное или необоснов. решение, приговор, опред-ние или пост-ние суда.

Ген.прок-р вправе обращаться в Пленум ВС, Пленум ВАС суда с представле­ниями о даче судам разъяснений по вопросам суд.прак­тики по гражд., арб., уг., адм.делам.

В/отношения ФС и органов прок-ры.

ГД принимает з-ны,сост-щие основ.содержание предмета ПН за соблюдением и исполнением з-нов.

Ген.прок-р назначается на долж-ть и освоб-ся от долж-ти Советом Фед-ции по предст-нию През-та. Председатель СФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Ген.прокурора.

Ген.прокурор ежегодно представляет палатам ФС и През-ту доклад о состоянии закон­ности и п/порядка в РФ и о проделанной работе по их ук­реплению.

Органы прок-ры по запросам и обращениям депутатов проводят проверки фактов нарушений законов, принимают меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

Учреждение прок-ры в Рос.империи

Прок-ра в Рос.империи учреждена Указом Петра I. Прок-ра учреждалась с целью осущ-ния гласного контроля за соблюдением закон-ти в деят-ти централ. и местных органов гос.власти.

Важ.роль в прав.регул-нии деят-ти прок-ры сыграл Указ Петра I от 27.04.1722г. «О должности Генерал-прокурора», в которой он был назван «оком государевым» и «стряпчим в делах государевых». Он осуществлял надзор за тем, чтобы высший гос.орган страны – Сенат – действовал в строгом соотв-вии с регламентами и император.указами.

Генерал-прок-р был вправе предлагать Сенату принимать решения по вопросам, неурегулированным п-вом, т.е. наделялся опред.полномочиями в сфере п/творч-ва.

Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же генерал-прокурор подчинялся только императору.

Прокуроры осущ-ли надзор за закон-тью в деят-ти др. гос.органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осущ-ли надзор по арестанским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены п-вом опротестования незаконных решений гос.органов, вносить предложения по устранению иных нарушений з-нов.

Прок-ра в России учреждалась как надзор.орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осущ-ли надзор за законностью в деят-ти гос.органов, долж.лиц, издаваемых ими прав.актов.

После смерти Петра I прок-ра фактически бездействовала, в особ-ти в период царствования Анны Иоанновны. она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12.12.1741г. и наделена теми же п-вами, которые имела в период царствования Петра I. Полностью же прок-ра сформировалась как орган надзорного типа при Катерине II.В значит.мере был усилен прок.надзор за закон-тью в Дея-ти губернских органов власти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.