Сделай Сам Свою Работу на 5

Оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.





Данному направлению надзорной деятельности посвящены ст.29 – 31 ФЗ о прокуратуре.

Данное направление относительно обособлено, т.к. обладает рядом специфических свойств. Они обусловлены его целевым назначением, т.е. борьбой с преступностью как наиболее тяжкиминарушениями законности, в отличие от других направлений надзора, где ведётся борьба с административными правонарушениями, гражданскими деликтами и дисц.прост.

Борьба с преступностью определяет содержание надзорной деятельности, что связано с наличием 2 факторов:

1) социальная направленность преступления, т.е. преступления всегда направлены против установленного государством правопорядка, который предусматривает охрану прав и свобод личности, общества и государства.

2) назначение прокуратуры, цель которой – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод.

Надзорная деятельность прокуратуры в данном направлении существенно отличается от иных направлений надзора, т.к. здесь прокурор обладает властными полномочиями по отношению как органов расследования, так и иных субъектов. Надзорная деятельность является сложной по своему содержанию также и потому, что в неё помимо надзора за расследованием включается и само расследование, вытекающее из содержания надзора.



Надзор прокуратуры за законностью производства расследования можно рассматривать и относительно видов поднадзорных органов. Это

  • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
  • Органы дознания,
  • Органы предварительного следствия.

Полномочия у прокурора к данным органам различны.

Можно ОРД выделить из этого, т.к. это не регулируется процессуальным законодательством. ФЗ об ОРД и УПК.

ОРД осуществляется ОВД, ФСБ, ФТС, Службы внешней разведки, ФСИН.

 

Задачи прокуратуры в надзоре за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия.

Существует 3 группы задач:

1) общие задачи – п.2 ст.1 ФЗ о прокуратуре

Это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

2) отраслевые задачи. Это соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие.



3) задачи стадии уголовного процесса.

ü Обеспечение своевременного возбуждения уголовного дела

ü Пресечение длящихся и предупреждение готовящихся преступлений

ü Предотвращение незаконного возбуждения уголовного дела.

 

Полномочия прокурора в надзоре за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия:

1) полномочия по выявлению нарушений законности.

При выявлении нарушений законности прокурор уполномочен:

· Проверять исполнение требований ФЗ при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; интересно, что такого закона нет, а если его примут, то как он будет соотноситься с УПК, если УПК – единственный источник. Помимо УПК сейчас действуют Приказы Министра внутренних дел, приказы Генерального прокурора и иные.

· Участвовать в производстве предварительного расследования и лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия.

2) полномочия по реагированию.

При реагировании на неправомерные действия органов расследования прокурор вправе:

· Давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий. Законодатель подчёркивает, что следственные действия могут производиться только после возбуждения уголовного дела, а остальные – процессуальные, но не следственные.



· Отстранять следователя и дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК. Тут есть отрицательная черта – если следователь сам хочет, чтобы сложное дело передали другому следователю.

· Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований передачи.

· Передавать дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований передачи. Тоже возникают проблемы: когда нет выхода дел у следователей прокуратуры, изымать дела, которые уже находятся на выходе, у органа внутренних дел.

· Отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя и дознавателя.

· Возвращать уголовное дело дознавателю и следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

При реагировании на правомерные действия органов расследования прокурор имеет право:

· Давать согласие дознавателю и следователю на возбуждение уголовного дела. Данная норма не срабатывает, т.к. в некоторых местностях один прокурор на 600 км – и он не может добраться до какого-нибудь маленького города.

· Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Законодатель не совсем точен, т.к. надо было указать судебного акта, т.к. решение – в гражд.и ар.произ.

· Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять кголовное дело в суд

· Утверждать постановление дознавателя и следователя о прекращении произвоства по уголовному делу.

Прокурор также имеет право возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству, разрешать отводы и самоотводы, поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (это органы, осуществляющие ОРД, а надо было написать процессуальные мероприятия), продлевать срок и осуществлять иные полномочия, предоставленные УПК.

 

Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия.

 

Все средства прокурорского надзора подразделяются на 2 группы:

1) средства выявления нарушений законности.

Применительно к общему надзору средством выявления является прокурорская проверка.

 

1. В зависимости от повода к проведению проверки они подразделяются на проводимые по жалобам участников процесса, проводимые по инициативе прокурора, и проводимые по инициативе органа дознания и предварительного следствия.

· Проверки по жалобам регламентируются ст.10 ФЗ о прокуратуре и УПК – ст.123, 124. Предметом жалобы являются незаконные и необоснованные решения, действия или бездействия прокурора, следователя и органа дознания, нарушающие права или законные интересы лиц, участвующих в стадиях возбуждения и расследования уголовных дел.

В соответствии со ст.123 УПК субъектам обжалования могут быть все участники уголовного судопроизводства и иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

На основании ст.124 УПК прокурор рассматривает жалобу в течение трёх суток со дня её получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы, либо принять иные меры допускается рассмотрение жалоб в срок до 10 суток, о чём извещается заявитель.

Решение о продлении срока проверки принимает прокурор района, его заместитель и приравненные прокуроры, начальники управления / отдела прокуратуры СРФ и приравненные лица, а также начальники отделов Генеральной прокуратуры РФ по ходатайству прокурора, рассматривающего жалобу (п 2.1 Указания Генерального прокурора РФ «Об организации рассмотрения жалоб на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство» №28/20 от 5.07.2003г.).

Жалобы могут подаваться и на действия прокурора в том же порядке.

· Проверки по инициативе прокурора бывают текущие и периодические.

Текущие – основной вид проверок, проводимых в соответствии с п.1 ч.2 ст. 37 УПК4 они касаются исполнения требований ФЗ о приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Текущие проверки могут проводиться также относительно законности нахождения задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Периодические – проводятся не в правоохранительных органах, а в других организациях и учреждениях, и данные, полученные от них, сопоставляются с данными, полученными из правоохранительных органов.

· Проверки, проводимые по инициативе органа расследования – когда орган расследования обращается к прокурору с просьбой дать согласие, санкцию или утвердить какой-либо акт.

 

2. По источнику получения информации проверки делятся на:

· Проверки, проводимые по копиям основных следственных документов. В надзорном производстве обычно находятся копии следующих документов: о возбуждении уголовного дела, о принятии дела к производству, о привлечении в качестве обвиняемого, протокол задержания обвиняемого, постановление о применении меры пресечения, о приостановлении предварительного следствия и возобновлении предварительного следствия, постановление о прекращении уголовного дела, обвинительное заключение или обвинительный акт органа дознания, о соединении и выделении уголовных дел. Здесь же находятся письменные указания прокурора и переписка по жалобам.

· Проверки, проводимые по докладу следователя или дознавателя. Простой способ, но следователь может увлечься какими-то версиями и не заметить другие – т.е. не всё следователь может изложить.

· Ознакомление с материалами уголовного дела – основной вид проверок.

· Участие прокурора в производстве предварительного расследования, а в необходимых случаях – личное производство отдельных следственных и иных процессуальных действий или расследование в полном объёме по любому делу. В ст.31 ФЗ и о прокуратуре п.2 ч.2 ст.37 УПК также указывается, что прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчинённому ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Критериями участия в производстве следственных действий является:

§ Особая ответственность действия или решения, которая последует в результате производства следственного действия прокурором

§ Необходимость оказания помощи следователю при особой сложности процессуального действия,

§ Затруднения в выполнении следственного действия одним лицом,

§ Необходимость одновременного выполнения нескольких следственных действий,

§ Необходимость непосредственно уточнить отдельные обстоятельства,

§ При проверке сигналов о неправомерных действиях следователя.

Участие прокурора выражается в следующих формах:

ü Присутствие при проведении следственного действия

ü Непосредственное участие в проведении следственного действия

ü Личное проведение следственного действия

ü Полное расследование уголовного дела.

Возникает вопрос, не подменяет ли здесь прокурор следователя. Закон не установил, в каких случаях прокурор может пользоваться данными полномочиями. В соответствии с приказами Генерального прокурора прокурор обязывается лично выезжать на место происшествия по сообщениям об убийстве, террористическом акте, бандитизме или иных особо тяжких преступлениях, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы и при наличии достаточных оснований – на месте возбуждать уголовное дело, либо давать согласие на его возбуждение (п.2.6 Приказа Генерального прокурора №39 от 5.06.2002г. об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства, изм. Приказом №13 от 16.03 2006г.).

 

2) средства реагирования. Они подразделяются на:

ü Средства реагирования на правомерные действия – это санкция, согласие и утверждение. Хотя их правовая природа различна, в ряде норм УПК они необоснованно отождествляются.

По УПК РФ санкция применяется только при отказе в уведомлении о факте задержания (п.4 ст.96) и выемке документов, содержащих государственную и иную специально охраняемую законом тайну. По УПК 1960 г. санкция давалась на арест, на обыск, на применение тех актов следователя, которые ограничивали лицо.

Согласие прокурора необходимо на возбуждение уголовного дела, возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается только на основании судебного акта. (п.5 ст.37 и ст.165 УПК). Согласие необходимо на постановление о залоге, отмене или изменение меры пресечения, избранной прокурором или с его согласия.

Утверждение прокурора необходимо на обвинительное заключение и обвинительный акт органа дознания. Утверждению подлежит также постановление о прекращении производства по уголовному делу (п.13 ст.37), но здесь имеется противоречие со ст.25 и 28 УПК, которые требуют согласия прокурора.

ü Средства реагирования на неправомерные действия органов расследования. Основанием для их применения являются установленные в ходе проверки нарушения закона.

* Постановление прокурора выносится в следующих случаях:

~ возбуждение уголовного дела, поручение его расследования дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принятие его к своему производству;

~ разрешение отводов и самоотводов;

~ отстранение следователя и дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

~ изъятие любого уголовного дела у органов дознания и передача его следователю и т.д.

* указание прокурора. Дача письменных указаний органу дознания, дознавателю и следователю предусматривается ч.3 ст.38 УПК. Закон не содержит исчерпывающего перечня вопросов, по которым могут даваться указания следователю или дознавателю (о направлении дела в суд или прекращение, передача от одного органа предварительного следствия к другому и т.д.). Законодатель практически не делает никаких оговорок относительно круга вопросов, по которым даются указания, т.е. они возможны по всем вопросам расследования преступлений. Указания прокурора подразделяются на 2 группы:

~ о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объёме обвинения; об избрании, изменении или отмене меры пресечения, избранной следователем; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства, о направлении дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении и о передаче уголовного дела другому следователю; обжалование следователем этих указаний приостанавливает их исполнение. В этом случае следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего, либо передаёт дело другому следователю.

~ Все остальные указания, их обжалование не приостанавливает их исполнение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.