Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления деятельности органов прокуратуры.





Сущность прокурорского надзора в РФ.

 

В соответствии со ст.129 КРФ и ст.1 ФЗ О прокуратуре

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Самый древний указ – Указ Александра 2 от 1864г. О банке России (именной).

На прокуратуру РФ могут быть возложены федеральным законом и иные функции, и до 2004г. Это не использовалось. Но была заключена Конвенция о выдаче лиц, признанными судом невменяемыми (иностранных граждан), для лечения на родине. И выдачей занимается именно прокуратура.

Прокурорский надзор является государственной деятельностью, цель которой – обеспечение точного и единообразного исполнения закона.

Прокурорский надзор складывается из 2 частей:

ü Деятельность по выявлению нарушений законности,

ü Деятельность по реагирования на нарушения законности.

Функции контроля и надзора в РФ выполняют более 60 различных органов. Часть из них выполняют функции ведомственного контроля (в рамках одного ведомства), а другая часть выполняет функции вневедомственного контроля (исполнение 1 закона или группы законов).



Основным отличием прокурорского надзора от других видов надзора и контроля является:

  1. Прокурорский надзор осуществляется без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.
  2. прокурорский надзор осуществляется от имени высших органов государственной власти РФ (Президента, Федерального Собрания), а Прокуратура РФ представляет собой их специализированную службу по надзору за исполнением законов.
  3. Прокуратура представляет собой высший надзорный орган по отношению к другим надзорным и контролирующим органам, органам ведомственного и вневедомственного контроля. Органы прокуратуры не вмешиваются в деятельность поднадзорных органов контроля и надзора.
  4. Прокурорский надзор носит универсальный характер, т.к. сфера его деятельности – это все отношения, урегулированные правом. Прокурор может проверить исполнение закона любым субъектом, если в прокуратуру поступили сообщения о правонарушении, требующие прокурорского реагирования. При реагировании на правонарушение прокурор обладает, как правило, такими же полномочиями, что и другие субъекты.
  5. Наличие специфических прокурорских полномочий. Обнаружив нарушение закона, прокурор, как правило, не вправе его сам устранить, а вправе лишь направить соответствующий акт прокурорского реагирования правонарушителю, в вышестоящий орган и в суд.

Применительно к надзору за исполнением законов органами расследования и в иных местах ограничения и лишения свободы прокурор обладает властными полномочиями.



 

Законодательство 90х годов 20 века изменило правовое положение прокуратуры:

1) Конституция органы прокуратуры не перечисляет в качестве государственных органов (ст.10).

2) В Конституции не определено правовое положение прокуратуры в системе ветвей государственной власти.

ü Прокуратуру некоторые относят к законодательной власти, но она не издаёт законы, связь с законодательной властью очень отдалённая (до 90х годов была эта точка зрения).

ü Другие относят прокуратуру к исполнительной власти, однако предмет прокурорского надзора – все правовые отношения, она не осуществляет управленческих функций, а только надзорными. Она не обладает управляющими функциями к иным органам исполнительной власти (министерствам и ведомствам).

ü Есть точка зрения, что прокуратура является ветвью судебной власти. Формально о прокуратуре говорится в главе Конституции «судебная власть».

ü Иные говорят, что существует четвёртая ветвь власти – надзорная, к которой и относится прокуратура.



3) Прокурорский надзор лишён термина «высший надзор». По Конституциям 1936г. И 1977г. Прокуратура осуществляла именно высший надзор (от имени высших органов государственной власти) и надзирала за иными органами.

4) Прокуроры субъектов РФ в соответствии со ст.129 Конституции назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов федерации. Не определено, с какой ветвью власти должна быть согласована кандидатура прокурора (в большинстве – с законодательной, Ингушетия и Кабардино-балкария – с исполнительной властью).

5) Генеральный прокурор РФ лишён права законодательной инициативы (это пробел в праве).

6) Генеральный прокурор лишён права обращаться в Конституционный суд.

7) Не разрешены вопросы правовой защищённости прокуроров.

8) В законодательстве не нашло достаточного отражения соотношение судебного контроля и прокурорского надзора.

 

Основные направления деятельности органов прокуратуры.

Деятельность прокуратуры неоднородна, это связано с наличием 2 факторов:

1. обширность действующего законодательства,

2. обширность круга субъектов, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокуратура.

 

Все направления деятельности прокуратуры делятся на 2 группы:

1) надзорные.

ü Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

ü Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также иными субъектами, указанными выше.

ü Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, т.е. надзор за законностью расследования преступлений.

ü Надзор за исполнением законов судебными приставами.

ü Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

2) ненадзорные:

ü Уголовное преследование – это расследование преступлений следственным аппаратом прокуратуры, которая обладает правом исключительной подследственности. Следственный аппарат прокуратуры имеет право на расследование любого преступления, в том числе отнесённого к компетенции других следственных органов.

ü Участие в рассмотрении судами дел (судами общей юрисдикции и арбитражными судами)

ü Участие в правотворческой деятельности - прокуроры вынуждены обращаться к субъектам законодательной инициативы.

ü Выпуск специальных изданий: журнал Законность, журнал Прокурорская и следственная практика.

 

3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

 

Принципы – руководящие начала, положенные законодателем в основу регулирования организации и деятельности прокурорской системы.

 

  1. общие, которые свойственны всему государственному аппарату в целом.

· Принцип законности. Закреплён в ст.15 КРФ: все ОГВ должны соблюдать законы и Конституцию. В деятельности прокуратуры принцип законности имеет двойную направленность:

Ø Внешняя, которая определяет назначение прокурорского надзора и касается взаимоотношений прокуратуры с различными субъектами. Эти отношения возникают и развиваются только по поводу исполнения закона. Только с точки зрения законности прокурором производится проверка действий различных субъектов. Все деяния оцениваются как соответствующие или несоответствующие закону.

Ø Внутренняя направленность: органы прокуратуры сами обязаны соблюдать законы и руководствоваться ими.

· Принцип гласности закреплён в статье 4 ФЗ о прокуратуре, где говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Этим говорится о возможности ограничения данного принципа. Он ограничивается как Конституцией, так и иными федеральными законами, говорящими о различных видах тайны (государственная, служебная / коммерческая, банковская, налоговая, тайна страхования, тайна усыновления и удочерения, адвокатская тайна, тайна предварительного следствия и т.д.).

Ø Информирование органами прокуратуры федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Ø Создание управления информацией и общественных связей в Генеральной прокуратуре РФ и аналогичных подразделений в прокуратурах субъектов федерации и приравненных прокуратурах.

Ø Представление (ежегодное) генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации указанный доклад генеральный прокурор представляет лично на заседании палаты (ст.12 ч.7 ФЗ о прокуратуре).

  1. специфические прокурорские– свойственны только органам прокуратуры

· принцип независимости. Все надзорные действия прокурор совершает на основе внутреннего убеждения, руководствуясь требованиями правовых норм. Этот принцип нашел своё закрепление в ст.4 и 5 ФЗ о прокуратуре. В ст.4 указывается, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Принцип независимости имеет две стороны:

Ø органы прокуратуры не подчиняются каким бы то ни было органам власти и управления, за исключение Федерального Собрания и Президента РФ. Но даже здесь подчинение носит достаточно мягкий характер. Это обеспечивается рядом гарантий:

§ прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых ОГВами и ОМСами.

§ Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организация в органах и учреждениях прокуратуры, не допускается. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

§ Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

§ Вмешательство в осуществление прокурорского надзор не допустимо, а воздействие в какой-либо форме органов государственной власти и управления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечёт за собой установленную законом ответственность. Пробел в законе, т.к. нет указания на воздействие на прокуроров гражданами.

§ Никто не вправе без разрешения соответствующего прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Ø Органы прокуратуры не подчиняют себе какие-либо органы, осуществляя надзор, а не управление. Прокурор не вправе отменять чьи-либо не законные акты, а вправе лишь обращаться к соответствующим субъектам с протестом, представлением, а в суд – с заявлением.

· Принцип централизма. Централизм применительно к прокуратуре включает в себя два вида подчинения:

Ø Внешнее подчинение нашло отражение в ст.129 КРФ, предусмотревшей назначение генерального прокурора РФ Светом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента.

Ø Внутреннее подчинение касается самой прокурорской системы, где каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, и все прокуроры подчиняются одному центральному органу – генеральному прокурору РФ.

Данный принцип имеет одно ограничение. В соответствии со ст.129 КРФ и ст.13 ФЗ о прокуратуре прокуроры субъектов федерации назначаются на должность генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

· Принцип единоначалия. Он связывается со способом, которым управляется прокуратура. Есть 2 гарантии квалифицированного руководства:

Ø Надлежащий подбор руководящих прокурорских кадров. В соответствии со ст.41.1 ФЗ о прокуратуре прокурорами могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые служебные обязанности. В исключительных случаях на должности помощников прокурора и следователей прокуратур городов, районов, приравненных прокуратур, могут назначаться лица, окончившие 3й курс указанных учебных заведений. На должности прокуроров районов и городов, приравненных прокуроров могут быть назначены лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет. Генеральный прокурор вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

§ Имеет гражданство иностранного государства

§ Лишено решением (вообще-то в уголовном процессе приговор!) суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определённого срока

§ Имело или имеет судимость (предыдущий пункт – разновидность этого)

§ Признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным

§ Имеет заболевания, которые согласно медицинскому заключению препятствуют исполнению им служебных обязанностей

§ Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги (хотя супруг – не родственник), братья, сёстры, дети, а также братья, сёстры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому.

§ Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Ø Использование коллективного опыта. В генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов федерации и приравненных создаются коллегии, которые в соответствии со ст.20 ФЗ о прокуратуре являются совещательными органами. В состав коллегий входят прокурор – руководитель прокуратуры (председатель), его заместители (по должности) и другие работники прокуратуры, назначаемые прокурором. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы организации и деятельности прокурорского органа, обсуждаются проекты приказов, вопросы подготовки и расстановки кадров. Решения коллегий проводятся в жизнь приказами соответствующих прокуроров.

· Принцип единства прокурорского надзора. Он заключается в едином органе, единстве целей прокурорского надзора и единстве прав и обязанностей прокурора. Как правило, данный принцип соблюдался в СССР, в РФ, но в начале 90х гг. ряд субъектов провозгласили независимость прокуратуры субъекта от генеральной прокуратуры (это Татарстан, Башкортостан). Между генеральным прокурором РФ и прокурором Чечни был подписан договор, потом он был денонсирован.

  1. отраслевые – принципы процесса, в котором прокурор принимает участие.

 

Остальное – смотри в учебнике.

 

 

Компетенция прокуратуры.

Для осуществления надзорной функции прокуратура наделяется соответствующей компетенцией.

Под компетенцией в науке прокурорского надзора подразумевается совокупность полномочий, принадлежащих прокуратуре. Каждое полномочие представляет собой право, являющееся одновременно обязанностью соответствующего прокурора, т.е. его служебным долгом.

Все полномочия можно подразделить на три группы.

1) Это полномочия прокуратуры РФ в целом

2) Полномочия отдельно взятого прокурорского органа

3) Полномочия конкретно взятого прокурорского работника.

 

По другому основания полномочия можно разделить на основные и дополнительные (управленческие, по подбору кадров, ведению статистики и отчётности)

Основные полномочия:

· Предметные – касаются предмета ведения прокуратуры, т.е. исполнения законов соответствующими субъектами. Они отражают круг поднадзорных субъектов (это право на чужие действия).

· Функциональные – полномочия по выявлению нарушений законности и полномочия по реагированию на нарушения (право на свои действия).

 

Предметные полномочия отражают круг поднадзорных субъектов. В этот круг следует включить следующие группы государственных и негосударственных органов:

ü Федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, их перечень установлен Указом Президента РФ.

ü Законодательные / представительные и исполнительные органы субъектов федерации (их перечень устанавливается региональным законодательством).

ü Органы местного самоуправления. Их порядок и структура регулируется федеральным и региональным законодательством, а также местными правовыми актами.

ü Органы военного управления не только вооружённых сил (Министерство обороны), но и войска МЧС и внутренние войска МВД.

ü Органы контроля (перечислены в КоАПе).

ü Должностные лица (понятие - в УК).

ü Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Существует ряд субъектов, на которые не распространяется надзор прокуратуры за исполнением законов:

1. Президент

2. Федеральное Собрание

3. Судебная система

4. правительство

ч.3 ст.24 ФЗ О прокуратуре: в случае несоответствия постановления Правительства Конституции и законам генеральный прокурор уведомляет об этом (информирует) Президента.

5. действия граждан

это только юридически, фактически это не так.

 

Прокуратура осуществляет контроль за исполнением законов. Поэтому возникает вопрос, осуществляет ли прокуратура контроль за исполнением подзаконных актов (указов Президента и актов Правительства). Этот вопрос не разрешён в законодательстве. Прокуратура может осуществлять надзор за исполнением подзаконных нормативных актов, когда нет соответствующего закона, но есть подзаконный акт, равный по своему содержанию закону. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением также актов применения норм права (приговоров и решений судов) в специально предусмотренных законом случаях.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.