Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые средства прокурора (т.8)





План:

1. понятие правовых средств прокурора

2. средства выявления нарушения закона

3. средства прокурорского реагирования

4. акты прокурорского реагирования

Государство, поставив перед органами прокуратуры определенные задачи, связанные с обеспечением исполнения закона, в широком понимании, под термином предоставило органам прокуратуры соответствующие полномочия и инструменты для их осуществления.

В соответствии с действующим ФЗ «о прокуратуре РФ», прокуроры обязаны не только выявлять нарушения закона, причины и условия, способствующие этому, устанавливать виновных лиц, но и предпринимать определенные меры, направленные на выявление нарушений закона, причин и условий их обуславливающих, привлекать к ответственности виновных лиц. Т.е. органы прокуратуры обязаны четко и адекватно реагировать на каждое выявленное нарушение закона. Для решения этих задач законодателем определен целый ряд инструментов, а также специфических полномочий, которые обеспечивают деятельность прокуратуры, направленные на выявление нарушений закона и реагирование на них.

Под правовыми средствами следует понимать - регламентированные законом правовые действия прокурора, направленные на выявление и устранение нарушений закона. Т.е. это регламентированные действующим законодательством и совершаемые в установленном законом порядке, действия прокурора по выявлению нарушений закона, причин и условий, способствующих нарушений закона, а также действия по улучшению закона, недопущению их в будущем и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.



С помощью выявления средств нарушений законности, являются прокурорские проверки. Они могут быть самыми различными, могут быть направлены на различные виды. Прокурорская проверка – это применяемое органами прокуратуры средство выявления нарушений закона, представляющее собой обследование поднадзорных субъектов в целях выявления в их деятельности нарушений действующего закона.

 

Признаки прокурорской проверки:

1. Проверка является комплексом мыслительных и организационно-правовых действий прокурора, проводящего проверку. Организационные действия прокурора направлены на организацию проведения проверки, на установление места проверки, сроков проверки, участников проверки, определения и привлечения технических средств и т.д. Мыслительные действия обусловлены наличием соответствующего образовательного уровня, способности его планирования проверочных действий, определение к стратегии и тактике проверки (стратегия – это достижение цели; тактика – это результат стратегии; методика – это существующие задачи), определение порядка реализации проверочных действий, а также определение необходимых данных, которые дают возможность прокурору адекватно и объективно установить факты нарушения законности на проверяемом объекте. Прокурорская проверка включает в себя действия прокурора, влекущие определенное последствие: право прокурора (возможность) прокурора беспрепятственно посещать любое поднадзорное предприятие, организацию, возможность исследования любых материалов, документов, статистических данных, сведений об объекте, а в случае необходимости, прокурор вправе истребовать копии документов безвозмездно, а также требовать объяснений от граждан и ДЛ. (ст.22 ФЗ). Прокурорская проверка является всеобъемлющим правовым средством прокурора, включающим в себя весь регламентированный законом арсенал средств выявления нарушений закона, которые в зависимости от масштаба проводимой проверки и сложности исследуемого вопроса имеет различную степень наполняемости.



2. Любая прокурорская проверка - это целевая проверка, она имеет определенную целевую направленность. Целевая направленность – это важнейший признак любой прокурорской проверки. Она выявляет только нарушения закона.



3. Любой проверке присущи определенные принципы. К ним относятся:

-принцип законности;

-принцип обоснованности (на основании сведений нарушения законности);

-принцип недопустимости вмешательства прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов и подмена собой государственных органов (соответствие деяний субъекта/объекта закону, а также правовых актов этого субъекта/объекта);

-принцип полноты прокурорской проверки (необходимость сбора всего объема материальных и документальных носителей о фактических действиях субъекта, реализацию всего комплекса правовых средств по выявлению нарушений закона, необходимых в конкретной ситуации и имеющих значение для установления состояний законности в исследуемой сфере);

-принцип объективности (непредвзятости прокурора при осуществлении прокурорской проверки, а также о решении вопроса о законности действий проверяемого у субъекта);

-принцип оперативности (она должна проводиться в определенные сроки).

Виды прокурорских проверок: в зависимости от определенной функции прокуратуры:

· надзорные (проводимые в поднадзорных прокуратурам объектах/субъектах),

· ненадзорные (в неподнадзорных прокуратуре субъектах).

Кроме того проверки могут подразделяться по различным основаниям (в зависимости от критериев этих оснований):

· повод проведения проверки:

-проверки, проводимые по сигналам

-проверки, проводимые по инициативе прокурора.

· объем проверки:

-целевые проверки (по отдельным фактам нарушений закона, либо одного конкретного закона, либо группы родственных законов, по отдельным заявлениям, жалобам граждан)

-широкие проверки (круг нарушений закона не определен, либо они касаются множества нарушений закона).

· по проверяющим субъектам:

-специфические прокурорские (такие, в которых принимает участие лишь прокурорский работник)

-смешанные (как прокурорские работники, так и другие работники (специалисты))

-ведомственные (такие, которые проводятся определенными ведомствами по поручению прокурора).

· по проверяемым объектам/субъектам:

-проводимые в единственном органе (объекте)

-в нескольких органах одновременно

· по целевому назначению:

-основные (проверки, направленные на проявление нарушений закона и сопутствующие обстоятельства),

-контрольные (проверки, проводимые прокуратурой в порядке контроля за исполнением требований закона).

Ненадзорные проверки – это проверки, которые проводит прокурор в неподнадзорных прокуратуре объектах. Неподнадзрный объект – суд. Суд прокуратуре неподнадзорен в связи с чем, прокурор не вправе провести проверку суда, прокурор вправе лишь проверить законность судебных актов. Все проверки судебных актов подразделяются: в зависимости от органов того акта, который проверяется: т.е. апелляционные, кассационные и надзорные проверки.

Прокурорская проверка состоит из 3 стадий:

Ø предпроверочные действия:

-изучение действующего законодательства;

-планирование проверочных действий;

-приглашение конкретных ДЛ и иных лиц;

-истребование необходимых документов, материалов и т.д.

Эта стадия характеризуется как организационная стадия проверки.

Ø проверочные действия:

-изучение материалов;

-исследование специалистов;

-объяснения прокуроров;

-документы осмотров мест;

-обнаружение каких-то фактов и т.д.

Включены все проверочные действия прокурора, которые предусмотрены действующим законодательством:

Ø постпроверочные действия: Проверка м.б. начата только в том случае, когда прокурор установил, выявил нарушение закона.

-составление актов прокурорского реагирования, направленных 1) на устранение выявленных нарушений закона; 2) на устранение причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона; 3) на привлечение к ответственности виновных лиц; 4) на восстановление нарушенной законности.

-кроме того прокурор может подготовить сигнализационные средства, т.е. он может проинформировать соответствующие органы и ДЛ о состоянии законности на проверенном субъекте.

По результатам проверки составляется служебный документ, как правило, справка прокурора о результатах проверки. После выявления нарушений актов законодательства, прокурор контролирует исполнение требований в каждом акте прокурорского реагирования.

Средства прокурорского реагирования

Средства прокурорского реагирования – это регламентированные, действующим законодательством и совершаемые в установленном законом порядке, действия прокуроров, направленные на устранение выявленных нарушений законности, причин и условий их способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.

Средства прокурорского реагирования достаточно многочисленны, что обусловлено характером нарушений закона.

Средства прокурорского реагирования подразделяются на:

· надзорные – те, которые применяются органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции

· ненадзорные – содействующие осуществлению правосудия и рассмотрению дел судами.

Надзорные средства:

1) непроцессуальные, т.е. не регламентированы процессуальным законодательством:

а) протест;

б) представление;

в) предостережение прокурора о недопустимости производства по делу;

г) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

д) предупреждение прокурора

е) требование прокурора.

2) процессуальные, которые регламентированы АПК, ГПК, УПК:

а) письменное указание прокурора;

б) утверждение прокурора;

в) согласие прокурора;

г) различные виды процессуальных постановлений прокурора;

д) ненадзорные представления прокурора, т.е. судебные;

е) жалоба прокурора, регламентирована АПК.

Акты прокурорского реагирования

Акты прокурорского реагирования – это специфические средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными ДЛ органов прокуратуры РФ в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий. Актам прокурорского реагирования присущи следующие признаки, отличающие их от иных правовых средств:

· признак законности. Он д.б. прямо предусмотрен законом, а также должен применяться в соответствии с законом.

· признак императивности (гласности). Данный признак характерен лишь для надзорных актов прокурорского реагирования. Т.е. властность, любой акт прокурорского реагирования д.б. властным, т.е. в нем содержатся требования обязательные для исполнения поднадзорным субъектом.

· признак оперативности. Каждый акт прокурорского реагирования выносится и рассматривается в установленном законом сроке, также в установленном законом сроке подлежит ответ прокурора.

· признак индивидуальности. Каждый акт прокурорского реагирования сугубо индивидуален.

· признак убедительности. Он характеризуется 4-мя составляющими: 1) юридическая грамотность; 2) юридическая и фактическая аргументация содеянного; 3) должна быть обязательна логическая связь (между посылкой и следствием); 4) знание русского языка.

· признак результативности. То, что любой акт прокурорского реагирования д.б. обязательно рассмотрен и требования прокурора д.б. обязательно удовлетворены. Следовательно, устранены, выявлены нарушения закона, установлена законность, возмещен вред, а лица, виновные понесли регламентированную законом ответственность.

· признак письменности. Акт прокурорского реагирования д.б. всегда письменным.

· признак субъектности. Акты прокурорского реагирования вносятся только строго определенным субъектам: поднадзорным, либо те, которые создали незаконный правовой акт. Вторая сторона: прокурор, заместитель прокурора, в исключительных случаях – помощник прокурора либо старший помощник, если акты выносились при разрешении дела судом.

· Признак опосредованности. Большинство актов прокурорского реагирования вносятся теми органами или ДЛ, которые вправе устранить выявленные прокурором нарушения закона.

Акты прокурорского реагирования делятся на:

Общие – применяются во всех направлениях прокурорской деятельности: в надзорном или ненадзорном поведении.

Специальные – характерны для отдельных направлений (отраслей) прокурорской деятельности.

По своему назначению все акты прокурорского реагирования подразделяются на:

· Предупредительные – назначением (целью) является предупреждение возможного нарушения закона;

· Пресекательные – применяются прокурором в том случае, когда необходимо пресечение (пролонгирование) длящихся нарушений закона;

· Карательные – в которых ставится вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.

Некоторые акты имеют комплексный характер: представление прокурора в порядке осуществления прокурорского надзора.

Протест прокурора

Протест прокурора (один из наиболее старейших актов прокурорского реагирования) – это официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к ОГВ, управлениям, ДЛ и приравненным к ним лицам (руководство коммерческих структур) по поводу принятия ими незаконных правовых актов, об их отмене или изменении.

Протест - это надзорное правовое средство прокурора, которое преследует 2 цели: 1) устранить нарушение закона, выявленные в правовом акте; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов.

В основном протест применяется в надзорной деятельности, но существуют исключения. Действующий КоАП предусматривает применение прокурором данного акта прокурорского реагирования (протеста) при рассмотрении судом материалов дела о привлечении лица, либо органа к административной ответственности. В случае вынесения судом незаконного постановления о привлечении органа или лица к административной ответственности прокурор вправе, в случае если посчитал данное постановление суда незаконным принести протест (этот протест будет ненадзорным, все остальные являются надзорными!).

Как и любой акт прокурорского реагирования, протест прокурора имеет свою структуру.

Протест состоит из 4 частей:

· Вводная (вступительная) – она содержит сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования и предмета опротестования;

· Описательная – излагается описание содержания незаконного правового акта, либо его части;

· Мотивировочная – основная (главная) часть протеста, в этой части прокурор убеждает адресата в необходимости отмены или изменения незаконного правового акта и указывает на те нормы закона, которые нарушены;

· Заключительная – в ней содержатся логические выводы из всего предшествующего изложения.

Между мотивировочной и заключительной частями находится связующее звено, т.е. предложение в котором содержится указание на изложенное и норму права, которая регламентирует полномочия прокурора на принесение протеста (ст.23). Заключительная часть начинается со слова Требую и состоит из двух компонентов: требовательного (содержится указание прокурора об отмене или изменении незаконного правового акта) и распорядительного (прокурор указывает на обязательность рассмотрения протеста на 10-дневный срок, а также указание прокурора на незамедлительное указание прокурора о принятых мерах).

В случае, когда протест направляется коллегиальному органу, прокурор вправе потребовать о том, чтобы ему сообщили время рассмотрения протеста, с тем, чтобы он мог принять личное участие в заседании органа рассматривающего его протест.

Заканчивается протест указанием даты его составления, фамилии и инициалов прокурора его внесшего, классного чина прокурора и его должности, а также подписи прокурора.

Протест составляется, как правило, в 4 экземплярах: 1. Адресату; 2. Остается у прокурора внесшего протест; 3 и 4. Направляются в прокуратуру города и в прокуратуру субъекта РФ (если нет деления на прокуратуры района, то сразу в прокуратуру субъекта РФ). Индивидуальные признаки протеста: срок протеста (10 дней).

 

Представление прокурора (м.б. надзорными и ненадзорными).

Надзорное представление прокурора (представления, приносимые в порядке осуществления прокурорского надзора) – это официальный надзорный акт прокурорского реагирования, выносимый заместителем либо прокурором (компетентным ДЛ прокуратуры), имеющий своим предметом совокупность нарушений закона, адресуемой компетентным органам ДЛ и приравненным к ним лицам, с требованием его безотлагательного рассмотрения, принятия в установленный срок мер по устранению выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих этих нарушений, а также привлечение к регламентированной законом ответственности виновных лиц, и письменном сообщении прокурору о результатах рассмотрения обращений и общих мерах.

Исходя из этого определения представление прокурора имеет следующие признаки: признак комплексности (т.е. представление прокурора может приноситься лишь на совокупность нарушений - 2 и более). Кроме того прокурор приносит представление и требует не только устранить выявленные нарушения, но и устранить причины и условия, способствующие этим нарушениям, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности виновных лиц. Индивидуальными признаками является: сроки внесения представления, сроки рассмотрения представления и направление прокурору ответа (направляется прокурору ответ в месячный срок с момента получения ответа прокурора). В некоторых судах правильно поступают, потому что ставят вопрос о том, почему именно в данном акте прокурорского реагирования прокурор вправе поставить вопрос о привлечении к ответственности соответствующего виновного лица.

Структура представления: данное представление прокурора состоит из 4 частей:

· Вводная: указывается адресат, к которому обращается прокурор, его полное официальное наименование (наименование самого органа или ДЛ), наименование акта прокурорского реагирование (например, представление об устранении нарушений трудового законодательства и др.)

· Описательная: описываются выявленные факты нарушений закона, дается характеристика состояний законности. Начинается с источника информации из-за которого началась прокурорская проверка, размер причиненного вреда, степень их тяжести и дается динамика нарушения закона. Все это делается для того, чтобы оказать психологическое воздействие на адресата.

· Аналитическая: прокурор анализирует причины и условия, способствующие совершению нарушений закона, каждая причина нарушений закона указывается и прописывается отдельно. Обоснование как фактически, так и юридически. Все нарушенные законы разделяются прокурором на основные и примыкающие к ним: основные – это сами нарушения закона (факты нарушений), а примыкающие – это причинно-условные, т.е. способствующие устранить нарушения закона.

· Заключительная: в отличие от протеста состоит из 3 компонентов: 1) требовательный (содержит требование прокурора о принятии мер по устранению выявленных нарушений закона); 2) карательный (в нем содержится указание прокурора на привлечение к ответственности виновных лиц); 3) распорядительный (в нем содержится указание прокурора на безотлагательное рассмотрение данного акта прокурорского реагирования, на необходимость принятия в месячный срок мер по устранению и предупреждению нарушений закона, а также указание на обязательность письменного сообщения прокурору о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в предусмотренный законом срок).

Представление завершается указанием даты его принесения, наименованием должности и классного чина, фамилии и инициалов прокурора и роспись.

Представление направляется любому органу или ДЛ, который вправе устранить выявленные прокурором нарушения законов. Это еще один отличительный признак представления от протеста.

Предостережение о недопустимости нарушения закона – надзорный непроцессуальный акт прокурорского реагирования, имеющий привинтивный характер. Данный акт прокурорского реагирования направлен в будущее, его цель – предупреждение нарушений закона. Он применяется лишь в том случае, когда прокурору стало достоверно известно о том, что конкретное ДЛ либо иное регламентированное законом лицо намерено допустить (совершить) нарушение закона, т.е. оно может выполнить противоправное деяние, нарушающее закон. В соответствии с ФЗ предостережение как акт прокурорского реагирования применяется лишь в отношении ДЛ, а также иных лиц, допустивших нарушение ФЗ «о противодействии экстремистской деятельности». К иным лицам относятся: общественные, религиозные и иные организации, их лидеры, а также различные издательства, редакции, в деятельности которых рассматриваются признаки экстремистской деятельности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона представляет собой самостоятельный официальный акт прокурорского реагирования индивидуального воздействия на конкретных поднадзорных прокуратуре субъектов, пытающихся совершить противоправные деяния, не влекущие за собой по своей общественной опасности уголовной ответственности, но способные причинить вред гражданам, либо государственными или общественным интересам.

Предостережение – это надзорный официальный акт прокурорского реагирования, представляющий собой требование прокурора к лицу пытающемуся нарушить закон о недопустимости противоправных действий и разъяснения ему последствий, которые наступят в случае совершения им таких действий.

Данный акт, как и любой другой акт, оформляется на прокурорском бланке.

Структура предостережения:

Предостережение никогда не должно писаться по шаблону

Вводная часть: наименование ДЛ или иного лица, которому адресуется предостережение, ФИО, адрес, должность. Наименование самого акта – предостережение о недопустимости нарушения закона

Описательно-мотивировочная часть: данные о том, что ему стало достоверно известно о том, что конкретное ДЛ, либо иное лицо намерено в будущем совершить нарушение закона

Резолютивная: требования прокурора ПРЕДОСТЕРЕГАЮ – в случае нарушения им закона к нему будут приняты меры…

В отличие от иного акта прок.реагирования предостережение не вносится а вручается конкретному поднадзорному субъекту, вручается прокурором лично в его кабинете, под роспись.

Нельзя приглашать в прокуратуру ДЛ, либо иных лиц отдельно для вручения предостережения, так как прокурор может приглашать только тех, которые нарушили закон, а закон не нарушен (вызываем для взятия объяснения, а не для выдачи предостережения, он приходит и выдаем).

Вручает прокурор района или его зам., подписывается прокурором, его классный чин и должность. Дата и время вручения. Составляется как правило в 3-ех экземплярах: 1) самому; 2) в прокуратуре для контроля; 3) в вышестоящую прокуратуру для контроля; 4) прокурору города (если город разделен на районы).

 

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении

Существует некое разночтение в наименовании этого постановления: в ФЗ – постановление о возбуждении производства; в КоАПе – постановление о возбуждении дела

Цель – возбуждение деятельности компетентного органа с целью привлечения к адм.ответственности виновных лиц. Основанием вынесения данного акта прокурорского реагирования является наличие административного проступка, т.е. совершение лицом адм.проступка (противоправное деяние, за которое законом предусмотрено применение адм.санкции).

При вынесении данного акта прок.реагирования д.б. установлены все обстоятельства совершения адм.проступка: состав проступка, субъект как виновное лицо его должностное положение возраст, место совершения проступка, объект, ОС, мотив, цель, форма вины, связь действий лица с наступившими последствиями.

Если с момента нарушения закона не истекло 2 месяца

Структура:

1. Вводная (вступительная): наименование акта прок.реагирования, времени и месте его составления, лице его составившем и источники информации о правонарушении

2. Описательная часть: содержит подробное изложение обстоятельств адм.правонарушения, в ней все факты излагаются в хронологической последовательности, указываются время и место совершения адм.проступка, должностное положение лица, какие действия были совершены, приводятся потерпевшие, очевидцы и др. заканчивается эта часть изложением доводов самого правонарушителя

3. мотивировочная: излагается и обосновывается наличие в действиях виновного лица адм.проступка, указываются нарушенные нормы материального права, дается характеристика мотивов, кот. руководствовалось лицо, приводится опровержение доводов правонарушителя, дается оценка его мотивов и методов, указывается норма адм.права, предусматривающие адм.ответственность, содержащуюся в КоАП РФ и др. нормативных актах, регламентированных данное нарушение закона

4. резолютивная: выводы из всего предшествующего. Она состоит из 2 компонентов: постанавливающий (содержит указание прокурора о возбуждении производства об адм.правонарушении в отношении конкретного лица, т.е. о необходимости привлечения данного лица к адм.ответственности) и распорядительный (содержит указание прокурора о направлении постановления и материалов проверки компетентным органам или ДЛ, уполномоченным принимать меры адм.воздействия, а также указание на обязательность рассмотрения постановления в установленный законом 15-дневный срок и о сообщении прокурором о результатах рассмотрения постановления – ст.29.6 КоАП).

Завершается постановление указанием ФИО прокурора, его классного чина, должность и подпись. Составляется в 3 либо 4 экземплярах (1) направляется в орган, кот должен рассматривать нарушение; 2) лицу, нарушившему 3) в прокуратуре; 4) в прокуратуру субъекта)

Процессуальные акты прокурорского реагирования

К ним относятся те акты, прок.реагирования, кот. регламентированы действующим процессуальным законодательством (УПК, ГПК, АПК). Они подразделяются на надзорные и ненадзорные

Надзорные процессуальные акты прокурорского реагирования

К ним относятся:

1. постановление прокурора

2. требование прокурора

3. письменные указания прокурора

 

Постановление прокурора

В действующем УПК предусматриваются многочисленные постановления прокурора, применяющие им при осуществлении прок.надзора при расследовании компетентными органами уг.дел

Виды постановлений:

- постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уг.дела (и решение вопроса о возбуждении уг.дела)

- постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уг.дела (и направление материалов на доп.проверку)

- постановление прокурора об отмене постановления следователя или дознавателя о прекращении уг.дела

- постановление прокурора об отмене постановления…о приостановлении уг.дела

- постановление о возвращении уг.дела на доп.расследование

- постановление о передачи уг.дела от органа дознания к органу следствия и обратно и др.

Постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уг.дела

«Отказной материал».

Постановление прокурора об отмене постановления…о приостановлении уг.дела

Можно приостановить: 1) когда лицо заболело, 2) когда лицо установлено, но оно находится в розыске, 3) когда лицо не установлено

 

Постановление о возвращении уг.дела для производства доп.расследования

 

Требование прокурора (п.2 ч.3 ст.37 УПК)

Требование как акт прокурорского реагирования не зафиксирован не в ФЗ ни в УПК (в ст.37 указано, что прокурор имеет право ТРЕБОВАТЬ, поэтому и выносится требование). Требование пишется.. приносится лишь в том случае если есть нарушения материального или процесс.права. выносит данный акт конкретному ДЛ и требует устранить нарушение закона при рассм.уг.дела. никогда не ставится вопрос о привлечении лица к ответственности.

 

Непроцессуальные акты прок.реагирования применяемые при осущ.прок.надзора и не содержащиеся в ФЗ

Акты прок.реагирования, кот содержится в ФЗ о противодействии экстремистской деятельности: 1) предупреждение прокурора; 2) решение прокурора о приостановлении деятельности поднадзорного субъекта в связи с его экстремистской деятельностью.

Когда прокурор устанавливает что в действии поднадзорного объекта (общ.организация, издательство и др.) сталкивается вопрос с экстремистской деятельностью.

Предупреждение прокурора: в течении такого то времени вы не должны совершать такие то деяния. Если продолжает, то прокурор вправе приостановить деятельность данной организации (т.е. принимается 2) решение)

Структура: Вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная

Применяя предупреждение прокурор имеет возможность после неисполнения его требований применить в суде иные акты прок.реагирования.

При использовании данного акта прокурорского реагирования существуют определенные проблемы, связанные с тем, что данный акт прокурорского реагирования не регламентирован действующим ФЗ. Не регламентирован он и УПК РФ. В ст.37 УПК РФ лишь указывается на то, что прокурор вправе требовать от органов следствия и дознания устранить выявленные нарушения закона, допущенные при расследовании уг.дел. Законом не регламентированы понятия, структура, содержание, сроки, относящиеся к данному акту прокурорского реагирования. В связи с чем, ФЗ требует дополнения. Исходя из существующей прокурорской практики требования прокурора можно отнести к актам прокурорского реагирования, поскольку оно содержит в себе все необходимые признаки надзорного процессуального акта прокурорского реагирования.

!!!!Оно соответствует каждому из 9 признаков акта прокурорского реагирования. Признаки надзорного акта прок.реагирования:

1. Признак законности – каждый акт прок.реагирования должен соответствовать закону, т.е. применяться на основании и во исполнении закона. Требования прокурора изложены в акте прок.реагирования д.б. законными.

2. признак императивности – любой надзорный акт прок.реагирования, в том числе и требование обладает признаком властности. Властность состоит из: 1) требования прокурора, изложенные в акте прок.реагирования в соответствии со ст.6 ФЗ обязательны к исполнению (требования, касающиеся устранения выявленных нарушений закона); 2) требования, касающиеся своевременного рассмотрения и направления прокурора письменного ответа о результатах рассмотрения, в установленный законом срок также являются обязательными, и в случае нарушения этих требований лицо, которому они направлялись, привлекается к предусмотренной законом ответственности.

3. признак опосредованности – в соответствии с действующим законодательством прокурор не вправе лично устранять выявленные им нарушения закона, а вправе лишь направить компетентному органу либо ДЛ соответствующий акт прок.реагированяи с требованием устранить выявленные нарушения закона, восстановить нарушенную законность и решить вопрос об ответственности виновных лиц.

4. признак убедительности – свойство (качественный признак) акта прокурорского реагирования, в соответствии с которым все требования прокурора, изложенные в акте прок.реагирования д.б. неопровержимы для адресата (убедительны). Убедительность любого акта прок.реагирования достигается с помощью: 1) фактической аргументации; 2) юридической аргументации; 3) применение законов логики (из соответствующей посылки вытекает соответствующее следствие); 4) грамотности (знание русской грамматики и др.); 5) атрибутика (необходимость всех формальных требований, предъявляемых к официальному документу).

5. признак субъектности – субъекты, в адрес которых направлен акт прок.регирования, а также субъектов, которые имеют право применять такой акт.

6. признак оперативности – сроки подготовки внесения (применения), рассмотрения и направление письменного ответа прокурору о результатах рассмотрения акта прок.реагирования и требований, изложенных в нем. Срок в предостережении состоит в том, что оно вносится до нарушения закона, а не после!

7. признак индивидуальности – нет одинаковых, идентичных актов прокурорского реагирования, каждый акт прок.реагирования сугубо индивидуален, поскольку в нем содержатся данные о строго определенных данных, о конкретных лицах, которые нарушили или могут нарушить закон, о юр.квалификации нарушения, о причинах и условиях нарушения закона, которые спицфичны, о субъектах, об определенной последовательности нарушений.

8. любой акт прок.реагирования обязательно исполненным – признак обязательности исполнения любого акта прок.реагирования. нельзя подготовить и направить акт прок.реагирования без уверенности его обязательного исполнения.

9. признак письменности – любой акт прок.реагирования д.б. письменным. Это обязательное требование к надзорному акту прок.реагирования, поскольку только письменное его изложение дает возможность поднадзорному субъекту получившему акт прок.реагирования ознакмиться с ним, внимательно изучить и рассмотреть требование прокурора, аргументацию прокурора, убедиться что акт отправлен из прокуратуры.

Т.е. любой акт прок.реагирования д.б. результативным.

Кроме перечисленных выше актов прок.реагирования существуют еще процессуальные акты прок.реагирования, такие как постановление прокурора.

Согласие, утверждение и санкция не являются актами прок.реагирования, поскольку не содержат в себе всех признаков акта прок.реагирования, а являются правовыми средствами прокурора на правомерные действия следователя или дознавателя.

 

Письменное указание прокурора.

В соответствии со ст.37 УПК РФ прокурор вправе применять при надзоре за исполнением законов органами следствия и дознания применять такое средство – письменное указание. 1) в практической деятельности органов прокуратуры РФ применяются указания прокурора как в отдельном виде, так и письменное указание, которое содержится в постановлениях прокурора в связи с чем следует отличать письменные указания как элемент содержания постановления прокурора и письменный указания как отдельный акт прокурорского реагирования.

В следствии письменные указания содержатся как правило в постановлении о направлении уг.дела на доп.расследование. а в дознании можно писать такие письменные указания.

Все надзорные акты прок.реагирования по сфере применения принято подразделять на: общие и специальные; а по характеру на: предупредительные, пресекательные и карательные.

Общие акты применяются в качестве мер прок.реагирования во всех направлениях прок.надзора; специальные акты характерны для отдельных направлений прокурорского надзора (надзор за следствием и дознанием); предупредительные акты имеют своей целью предупреждение возможного нарушения закона (предостережение о недопустимости нарушения закона; предупреждение прокурора; представление прокурора); пресекательные акты применяются прокурором как средство пресечения пролонгированных (длящихся) нарушений закона (протесты прокурора, представления прокурора); карательными актами являются акты прокурорского реагирования, направленные на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности (постановление прокурора о возбуждении производства об адм.правонарушении).

Некоторые признаки: - законченность (Ергашев считает, что этого признака нет, так как все вышеперечисленные признаки и так говорят об этом и отдельно выделять этот признак нет необходимости)

Ненадзорные акты прок.реагирования:

Представление прокурора (

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.