Сделай Сам Свою Работу на 5

Компетенция прокуратуры РФ (т.7)

План:

1. понятие компетенции прокуратуры РФ

2. виды компетенции прокуратуры РФ

Литература: Винокуров - К вопросу о классификации внешней профессиональной деятельности РФ; Сборник научных статей – выпуск №18 МГУ 2010г.; Ергашев - Компетенция прокуратуры РФ учебное пособие 2008г.; Месарабов - Прокуратура в условиях становления российской политической системы Москва 1998г.; Бесарабов-Кашаев - Защита прокуратурой прав и свобод человека и гражданина Москва 2007г.; Ламовский - К вопросу о компетенции прокуратуры РЮЖ №3 1995г.

Понятие компетенции прокуратуры РФ

Компетенция органов прокуратуры непосредственно связана с ее правовым статусом, т.е. правовым положением органов и учреждений прокуратуры РФ, наделенных совокупностью полномочий для осуществления своих функций, отражающих их место и роль в обществе и государстве.

Положение органов прокуратуры РФ определено в ст.1 ФЗ «о прокуратуре». Относительно роли и места прокуратуры РФ в нашем государстве – оно уникально. Прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти, и является органом надзора за законностью обслуживающим в равной степени все 3 ветви власти, не входя ни в одну из них. Прокуратура не относится к судебной власти, как это сказано в Конституции!

Для того чтобы органы прокуратуры в РФ моли осуществлять свои функции, они должны быть наделены соответствующими полномочиями. Это есть непременное условие выполнение как надзорных, так и ненадзорных функций прокуратуры. Отсутствие полномочий, либо их недостаток представляет собой серьезное препятствие в борьбе с нарушением закона.

Говоря о полномочиях, следует отметить, что это понятие сложное, включающее в себя субъективное право, т.е. это установленная законом возможность совершать определенные действия. В нем заложена необходимость его осуществления. Любые полномочия предоставляются для достижения определенных целей. Прокуратуры наделяется полномочиями в целях борьбы с правонарушениями. Борьба с правонарушениями является служебным долгом прокурора, его субъективной обязанностью. Каждой обязанности прокурора соответствует право прокурора и наоборот: каждому праву соответствует определенная обязанность. В связи с чем, полномочия прокурора – это единство прав и обязанностей.



Полномочия - это субъективные права, предоставленные органу или ДЛ для выполнения возложенных на него функций. Следует отметить, что в статусе прокуратуры нет дифференциации прав и обязанностей, они находятся в сочетании (единстве). Служебный долг прокурора совмещает их воедино - в понятие «полномочия прокурора». Права и обязанности связаны неразрывно и обусловлены служебным долгом прокурора.

По целевому назначению полномочия прокурора делятся на:

· основные

Основные полномочия – это полномочия прокурора по выполнению им своих надзорных и ненадзорных функций.

Основные полномочия делятся на:

Ø Предметные. Предметные полномочия касаются предмета прокурорской деятельности, предмета прокурорского надзора, т.е. правовых действий прокурора, направленных на требование определенных действий поднадзорных субъектов, т.е. это полномочия на чужие действия, т.е. прокурор, отслеживая деятельность поднадзорных субъектов - выполняли действия, не нарушающие законы.

Ø Функциональные. Функциональные полномочия относятся непосредственно к выполнению надзорных функций прокурора, т.е. это полномочия прокурора на собственные прокурорские действия. Это право прокурора совершать определенные действия.

Как предметные, так и функциональные полномочия являются отраслевыми.

· дополнительные

Дополнительные полномочия – это полномочия организационного плана (вспомогательные полномочия).

К ним следует отнести: распределение прокурорской деятельности по отраслям и исполнителям; подбор и расстановка кадров.

Общих, единых полномочий для всей прокурорской деятельности – не существует.

Все полномочия прокурора подразделяются на направления деятельности и отрасли с учетом их специфики.

Полномочия прокурора делятся на 5 основных направлений деятельности.

1. Общий надзор, который включает в себя надзор за соблюдением законов и законностью правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; исполнение законов органами административной юрисдикции; а также за соблюдением законов о несовершеннолетних.

2. Надзор за соблюдение законности органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

3. Надзор за исполнением законов администрациями, органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Участие прокурора в рассмотрении судами дел (уголовных, гражданских, административных и арбитражных).

Объем полномочий обусловлен целями и задачами прокуратуры. Полномочий должно быть достаточно для достижения целей и решения поставленных задач. Полномочия должны выполнять служебные функции. Цель прокуратуры двояка: с одной стороны – это обеспечение законности; с другой – охрана субъективных прав граждан, ЮЛ, государства и общества. Указанными целями и определяется характер полномочий.

Совокупность полномочий и поставленные государством цели и задачи образуют содержание компетенции прокуратуры РФ. Причем следует обратить внимание на то, что главный элемент компетенции – есть цели и задачи.

Виды компетенции прокуратуры РФ

Различают 3 вида компетенции прокуратуры РФ:

· общая компетенция – это компетенция всей прокуратуры РФ в целом.

· компетенция видов прокуратур, в ней выделяют 4 подсистемы: территориальную, военную, транспортную и природоохранную прокуратуры. Некоторые ученные выделяют также 5 и 6 подсистемы – это прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы и прокуратура ЗАТО. Однако эти прокуратуры не образуют самостоятельную систему, поскольку некоторые из них наделены компетенцией РФ и подчинены Ген.прокурору, а некоторые имеют компетенцию прокуратур городов/районов и подчинены прокурорам субъектов РФ.

· индивидуальная компетенция. Она представляет собой компетенцию каждого прокурорского органа в отдельности. При осуществлении прокурорской деятельности в отношении с субъектами вступает конкретный прокурорский орган, это и есть индивидуальная компетенция. Эта компетенция происходит путем разграничения полномочий между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами, а также между одинаковыми по своему правовому положению прокуратуры.

Компетенция органов прокуратуры ограничена определенными пределами. Граница пределов есть сфера тех отношений, в рамках которых осуществляется прокурорская деятельность надзорных и ненадзорных. Пределы компетенции прокуратуры связаны с двумя ограничениями:

§ ограничение, касается круга поднадзорных субъектов:

В соответствии со ст.1 ФЗ «о прокуратуре» органам прокуратуры поднадзорны:

- исполнительные органы

-все ОМС

-политические партии, движения, общественные организации

-религиозные организации

-все учреждения, предприятия и организации, независимо от форм собственности

Субъектами неподнадзорных органов РФ являются:

-ФС РФ

-Президент РФ

-КС РФ

-судебные органы РФ. В соответствии с действующим законодательством органы прокуратуры не осуществляют надзор за судебными органами, в силу принципа независимости суда. Однако, не осуществляя надзор, органы прокуратуры наделены полномочиями (невластными полномочиями) адекватно реагировать на незаконные судебные акты. В случае если прокурор признает решение суда незаконным, он вправе обжаловать этот акт в соответствующую судебную инстанцию, т.е. принести в нее регламентированный законом (процессуальным кодексом) акт прокурорского реагирования – представление. Но власти у прокурора над судом – нет.

-граждане РФ, в случае если они не выступают в качестве ДЛ. В случае же, если гражданин нарушает действующее законодательство или уголовный закон, то в отношении него прокуратура выполняет функцию уголовного преследования.

При этом следует особо отметить, что ограничение круга поднадзорных субъектов формально, поскольку прокуроры в силу своих полномочий обязаны реагировать на любые нарушения закона вне зависимости от того каким субъектом (поднадзорным либо неподнадзорным) прокуратуре эти нарушения допущены.

Как они реагируют?: либо путем принятия собственных мер, либо путем внесения информации соответствующему прокурору для решения вопроса им об устранении нарушения закона.

§ ограничение, касается круга актов прокуратуры

Органы прокуратуры обязаны надзирать за исполнением законов и поднадзорных актов, которые выносятся на основании и во исполнении законов. Ни ведомственные, ни локальные акты в сферу действия органов прокуратуры не входят, поскольку органы прокуратуры за исполнением требований изложенных в этих актах не надзирают.

Разграничение компетенции между видами прокуратур регламентируется приказом Ген.прокурора РФ от 7 мая 2008 года №84 «о разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». Разграничение компетенции производится по видам поднадзорных субъектов, при этом территория, на которой находятся эти субъекты - значения не имеет, в связи с чем, наиболее обширными полномочиями обладают территориальные прокуроры. Все субъекты, неподнадзорные специализированным прокурорам относятся к территориальным. Приведенный выше приказ возлагает на территориальных прокуроров обязанности по надзору за:

а) исполнением на территории РФ законов;

б) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

в) исполнением законов за органами, осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие, территориальных органов безопасности ФСБ, органов пограничной службы, по делам о материалах в отношении других лиц, кроме военнослужащих; специализированные прокуратуры надзирают за специальными видами субъектов: вооруженные силы РФ и т.д. Военная прокуратура осуществляет надзор за Министерством обороны РФ, ее структурными подразделениями всеми органами военного управления (округа, гарнизоны, все воинские части и подразделения, которые подчинены Мин.обороны РФ).

Кроме того прокурорский надзор осуществляется в отношении различных учреждений, подчиненных Министерству обороны РФ (военные училища и другие), а также в отношении военнослужащих и граждан, работающих в воинских частях по трудовому договору.

Транспортная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности ж/д, воздушного, водного транспорта, таможенной сфере территориальными органами ФОИВ, в том числе органами таможни и ОВД на транспорте, органами власти субъектов РФ и МС, их ДЛ, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законов, издаваемых ими правовых актов; исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере; за исполнением законов о приеме и регистрации преступлений, совершенных на полотне ж/д, ж/д станций, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных и морских портах и аэропортах, подвижном составе ж/д транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектов ж/д, воздушного и водного транспорта; о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта независимо от форм собственности и принадлежности, за исключением объектов Мин.обороны РФ и оборонно-промышленного комплекса. О преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов ФОИВ на указанных видах транспорта, ОВД на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления ОРД, дознания и следствия по преступлениям указанной категории, подразделениями СК на транспорте.

Природоохранные прокуратуры

Целью деятельности природоохранной прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды. Данная прокуратуры надзирает за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями организациями, их ДЛ и общественными объединениями. Природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства указанными субъектами. Как правило, большинство природоохранных прокуратур подчинены прокурорам субъектов РФ, но есть исключение – Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, она обладает правами прокуратуры субъекта РФ.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.