Сделай Сам Свою Работу на 5

Система органов и учреждений прокуратуры РФ (т.6)





План:

1. понятие прокурорской системы.

2. территориальные органы прокуратуры РФ.

3. специализированные органы прокуратуры РФ.

4. Генеральная прокуратура РФ - самостоятельно!!!

Понятие прокурорской системы

В соответствие с К РФ органы прокуратуры РФ составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген.прокурору РФ.

ФЗ «о прокуратуре РФ» детализирует данное положение, определяя прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением действующих на ее территории законов, а также иные функции установленные федеральным законодательством.

Систему прокуратуры РФ составляют:

а) Генеральная прокуратура РФ; б) Прокуратуры субъектов РФ; в) приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, г) а также территориальные военные и иные специализированные прокуратуры, д) прокуратуры городов и районов. В систему прокуратуры РФ входят также научные и образовательные учреждения (в частности Академия Генеральной прокуратуры РФ).

В ряде субъектов РФ, в частности в республиках, прокуратуры созданы со спецификой их административно-территориального деления, но прокуратуры в них создаются на правах районных, городских прокуратур.



В основном в субъектах РФ созданы только прокуратуры городов, районов, но в некоторых субъектах РФ действуют и межрайонные прокуратуры, которые осуществляют свои полномочия на территории нескольких районов (обычно это районы небольшие по территории и по численности населения).

В городе Москве и других крупных городах в соответствии с административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, а также прокуратуры административных округов. Приказом Ген.прокурора РФ таким прокуратурам придан статус прокуратуры города с районным делением.

Особенным и важным проявлением качества прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является требование ФЗ «о прокуратуре» о том, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры РФ, а также определение их статуса и компетенция осуществляется Ген.прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вносят Ген.прокурору РФ соответствующие предложения, которые учитываются при принятии Ген.прокурором решения по организационным вопросам.



На территории РФ не допускается законом создание и деятельность органов прокуратуры не входящих в единую систему прокуратуры РФ.

Важнейшим свойством всей прокурорской системы является то, что органы прокуратуры РФ действуют на основе подчинения всех нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген.прокурору РФ.

Территориальные органы прокуратуры РФ

Органы прокуратуры РФ как и иные государственные органы организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ.

На сегодняшний день во всех субъектах РФ действуют соответствующие прокуратуры. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Ген.прокурором РФ по согласованию с органами гос.власти субъектов РФ определенными их конституциями или уставами. Прокуроры субъектов РФ имеют Первых заместителей и заместителей, назначаемых Ген.прокурором РФ. В настоящее время Президентом РФ внесен законопроект в соответствие с которым заместители Ген.прокурора РФ будут назначаться Президентом РФ.

Важнейшим системным качеством прокуратуры РФ является то, что прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Ген.прокурору РФ и что не мало важно освобождаются от должности также Ген.прокурором РФ.



Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур низового звена прокурорской системы, входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения обязательные для исполнения всеми подчиненными им работниками прокуратуры.

Прокуроры субъектов РФ вправе вносить изменения в штатное расписание аппаратов прокуратур субъектов РФ и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Ген.прокурором РФ.

Прокуратуры городов с районным делением руководят деятельностью нижестоящих прокуратур, т.е. районных и приравненных к ним прокуратур. Вносят в вышестоящие прокуратуры предложения об улучшении организации работы, оптимизации штатной численности и совершенствовании прокурорской практики районных прокуратур.

Все без исключения территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной: с одной стороны – ФЗ; с другой – нормами УПК, ГПК, АПК законодательства, а также УИК, АП, ТП и иного федерального законодательства.

В 8 федеральных округах специальным приказом Ген.прокурора РФ образованы подразделения Ген.прокуратуры РФ, дислоцированные непосредственно в самих федеральных округах, наряду с территориальными органами, некоторых ФОИВ и выполняют как надзорные и иные функции прокуратуры, так и функции управления органами прокуратуры субъектов РФ, входящих в федеральные округа. В соответствие со своим предметом ведения и установленные ФЗ компетенцией.

ФЗ «О прокуратуре РФ», а также сложившаяся практика обусловила разграничение городских прокуратур РФ на следующие виды:

  1. Городская прокуратура, имеющая статус прокуратуры района.
  2. Городская прокуратура, имеющая смешанный статус.

Суть его заключается в том, что такие прокуратуры создаются в городах со средней численностью населения (например, в Свердловской области – Нижний Тагил). Как правило, такие города разделены на 3-4 района. Прокурор города выполняет смешанные функции, проявляющиеся в том, что он выполняет функции прокурора города, а также прокурора одного из районов этого города, т.е. по отношению к другим прокурорам районов города он является руководителем.

  1. Прокуроры городов, выполняющие однородные функции.

Они создаются в крупных мегаполисах РФ (например, Екатеринбург). Территория разделена на 5,6,7,8 районов. Прокуроры надзирают за соответствующими городскому уровню структурами (например, УВД города, Администрация города и т.д.) и выполняют роль руководителей по отношению к прокурорам районов этого города.

  1. Прокуратуры городов, приравненных к компетенции к прокуратурам субъектов РФ (прокуратуры города Москвы и прокуратуры города Санкт-Петербурга).

Специализированные органы прокуратуры РФ

Организация и деятельность таких прокуратур в настоящее время обусловлена объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую значимость в жизнеобеспечении жизни государства и общества.

Административно-территориальный принцип построения федеральных структур власти не срабатывает как универсальный и не выполняет своей организующей роли в ряде специфических сфер деятельности государства. Именно поэтому специализированные прокуратуры являются неотъемлемой частью всей прокурорской системы. Это обусловлено тем, что проблемы законности имеют в наличии быть в специфических сферах общественных отношений.

Исторически сложились и функционируют специализированные прокуратуры двух типов:

А) военные, транспортные прокуратуры

Б) природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях

Наличие данных прокуратур и их необходимость подтверждены всем опытам их деятельности и самим существованием. Но при этом специализированные прокуратуры не должны и не могут заменять либо подменять деятельность территориальных прокуратур как основного низового звена всей прокурорской системы РФ.

Создание военных, транспортных и природоохранных прокуратур с различным статусом приравненных прокуратур объективно обусловилось тем, что имелась задача постоянно осуществлять функции прокуратуры в специфических сферах правовых отношениях, независящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют как хозяйственные, так и государственно-правовые структуры. Закономерности формирования и функционирования которых, непосредственно не связаны с федеративным устройством и не ограничиваются административно-территориальным делением РФ.

Принцип организации таких прокуратур можно условно назвать производственным, поскольку базисные правоотношения, а также реализующие их хозяйственные и государственно-правовые структуры организуются и действуют преимущественно на организационных принципах конкретно поднадзорных субъектов.

Экологические правонарушения и последствия этих правонарушений также развиваются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических естественно-геологических закономерностях (например, выброс тактических веществ).

Органы управления и хозяйственная деятельность на ж/д транспорте действуют централизованно по линейному принципу.

Преступники, посягающие на охраняемые законом общественные отношения действуют вне территориально и, зачастую, с использованием разобщенности между линейными структурами транспортными и территориальными органами обеспечения безопасности и правопорядка.

В пределах предмета своего ведения транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями и учреждениями ж/д, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Военные прокуратуры

Возглавляет Главная Военная прокуратура, которая является структурным подразделением Ген.прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства вооруженных сил РФ, других войск и военно-морского флота и включают главную военную прокуратуру, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетные войска стратегического назначения, пограничную службу ФСБ, Московскую городскую военную прокуратуру и др. военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ. Военные прокуратуры соединений, гарнизонов и др. приравненные к прокуратурам городов и районов – третье низовое звено военной прокуратуры РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор. Свои полномочия органы военных прокуратур осуществляют в вооруженных силах РФ, в др. войсках, и органах созданных в соответствии с ФЗ и иными НПА. Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военные учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны РФ, федеральные службы охраны, службы внешней разведки, главное командование внутренних войск МВД России.

Заместитель Ген.прокурора РФ Главный военный прокурор как и иные заместители назначается на должность и освобождается от должности СФ РФ по представлению Ген.прокурора РФ.

Природоохранные прокуратуры

Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в стране, существенное обновление экологического законодательства, разработка многочисленных государственных региональных и межрегиональных экологических программ предопределили необходимость создания и совершенствования всех природоохранных прокуратур.

В нашей стране создана и действует на правах прокуратуры субъектов РФ специализированная природоохранная прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.

В состав Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры входит 15 межрегиональных прокуратур, которые осуществляют надзор за соблюдением экологического законодательства на территории бассейна реки Волга.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях

Специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы формируются в местах дислокации наиболее крупных исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на основаниях районных прокуратур и подчинены прокурорам соответствующих субъектов РФ. На них возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, администрации этих учреждений, а также специальными подразделениями по обеспечения безопасности объектов этой системы.

Специализированные прокуратуры в сравнении с территориальными, в большей мере защищены, они обеспечивают более тесное взаимодействие со специализированными и контролирующими органами.

Разграничение компетенции специализированных и территориальных прокуратур происходит по следующим признакам:

· по виду поднадзорных субъектов.

Военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, а также прокуратуры в ЗАТО надзирают за специальными видами субъектов.

· предмет надзора, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (например, природоохранное законодательство).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.