Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ (т.5)





План:

1. понятие принципов. Отличие научных принципов от правовых

2. общеорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

3. специфические прокурорские принципы

Литература: учебник; общеорганизационные принципы по учебнику Винокурова, Сухарева, Галустяна; все принципы – монография Ергашева 2007 года; настольная книга прокурора 2002 года под ред. проф. Герасимова; настольная книга прокурора 2012 года под ред. Капинус (ректор академии Ген.прокуратуры РФ).

Понятие принципов. Отличие научных принципов от правовых

Принципы - это основные руководящие начала, но эти начала могут быть научными и правовыми.

Научные принципы – это основополагающие начала, какой-либо науки научной дисциплины, предмета. Они не зафиксированы в конкретных правовых нормах и как правило носят общий характер. Они отражают основные руководящие начала какой-либо науки, предмета исследования.

Правовые принципы отличаются от научных тем, что содержатся в конкретных правовых нормах либо вытекают из понимания и сути конкретной правовой нормы, поэтому правовые принципы представляются в виде правовых положений.



Динамика социально-экономической жизни РФ обусловила изменение правового статуса и даже ликвидацию ряда государственных учреждений. Объективная реальность показала востребованность органов прокуратуры с их традиционно-сложившимися принципами организации и деятельности как эффективного механизма, обеспечивающего реализацию воли высших органов государственной власти.

В юридической литературе принципы принято рассматривать в системе.

Система – это определенный порядок в расположении и связи действий, это есть нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Именно с этих позиций принципы организации и деятельности прокуратуры РФ являются общеорганизационными и специфическими началами всей прокурорской деятельности.

Формирование первой группы принципов (общеорганизационных) связано с тем, что прокуратура РФ является частью государственного аппарата и именно вследствие этого для ее организации характерны наиболее общие принципы, определяющие организацию всего государственного аппарата в целом, но при этом каждой части гос.аппарата присущи свои особенности.



Это относится и к органам прокуратуры, поскольку они выполняют специфические функции, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ ФЗ.

Данная специфика обусловила появление второй группы принципов – специфически прокурорских, отражающих особенности функционирования деятельности всех прокурорских органов в РФ.

Общеорганизационные принципы

1. Принцип законности.

Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.

Принцип законности важнейший принцип правового государства. Он пронизывает все сферы, регулируемых правом общественных отношений. Вне всякого сомнения, вся деятельность прокуратуры должна быть пронизана законностью.

Законность это такое начало, в силу которого все действия прокуратуры РФ должны соответствовать целям и смыслам правовых предписаний.

Принцип законности имеет 2 стороны проявления: внешнюю сторону и внутреннюю.

Внешняя сторона – это отношение прокуратуры с поднадзорными и неподнадзорными субъектами в целях обеспечения исполнения законов. Прокурор вступает в правовые отношения с различными органами власти, управления, коммерческими и другими структурами и данные отношения по существу являются законоохранительными, поскольку возникают и развиваются в связи с нарушением законов. В их рамках происходит выявление правонарушений и принимаются меры по их устранению.



Принцип законности также является критерием оценки действий субъектов, которые оцениваются с точки зрения соответствия или несоответствия норм права. Никакие иные критерии здесь не действуют!

Прокурорский надзор осуществляется от имени РФ под руководством законодательной власти и обязан осуществляться практически во всех сферах общественных отношений за небольшим исключением: он не распространяется на законодательную власть, Президента РФ, Правительство РФ, судебные органы. Но прокурор осуществляет правообеспечительную деятельность только по поводу соблюдения законов и подзаконных актов, имеющих силу закона.

Внутренняя сторона. Она касается отношения прокурора к своим собственным действиям.

Сам прокурор обязан строго руководствоваться законом, все действия прокурора должны быть правомерными. Прокуроры не могут и не должны совершать какие-либо правонарушения и прокуроры не имеют право на ошибку!

К внутренней стороне принципа законности относится также инициативность прокурора при выявлении и устранении правонарушений.

Прокурорский надзор должен осуществляться инициативно, поскольку несвоевременное выявление нарушение законности и непринятие предусмотренных законом мер по их устранению способствует совершению аналогичных правонарушений впредь.

2. Принцип равенства всех перед законом.

Данный принцип закреплен в ст.19 К РФ: все равны перед законом и судом.

В прокурорской деятельности данный принцип проявляется в равном (одинаковом) отношении прокурора ко всем без исключения поднадзорным субъектам.

Спектр действия данного принципа охватывает и широкий круг неподнадзорных прокуратуре субъектов (например, граждане). В сферу проявления этого принципа попадают как ФЛ, так и ЮЛ.

Этот принцип предполагает также фактическое равенство всех субъектов, попадающих в сферу деятельности прокуратуры независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, организациям, предприятиям, учреждениям, а также иных обстоятельств.

Данное основополагающее положение является стержневым, поскольку пронизывает все правовые предписания, характеризующие надзорные и ненадзорные функции прокуратуры. Данный принцип означает, что деятельность всех органов прокуратуры осуществляется на основе единого для всех субъектов законодательства в строго предусмотренном законом порядке и с равными гарантиями для каждого субъекта. В связи с чем, любое лицо может обратиться в органы прокуратуры по поводу любых правонарушений и защиты своих прав, а органы прокуратуры обязаны обеспечить одинаковое отношение к указанным лицам и не допускать относительно их какой-либо дискриминации.

Гарантией данного принципа является то, что органы прокуратуры РФ составляют единую систему и осуществляют свою деятельность на единых началах. Создание на территории РФ альтернативной прокуратуры недопустимо!

3. Принцип гласности.

Гласность – это осведомление населения, ДЛ о работе органов прокуратуры.

Данный принцип закреплен в п.2 ст.4 ФЗ «о прокуратуре РФ». В соответствии с требованиями данного принципа органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иных специально охраняемых законом тайн.

Следовательно, прокуроры, осуществляя надзор за исполнением закона и выполняя другие полномочия, действуют открыто в той степени, в которой это не противоречии законодательству РФ.

Данный принцип проявляется в 2-ух направлениях:

а) в активном воздействии на граждан, ДЛ в целях обеспечения нормальной жизни общества, упорядочения складывающихся в нем отношений. Иными словами это один из способов правового воспитания граждан.

б) проявляется в контроле общества и граждан за работой самих органов прокуратуры. Поскольку именно общество и граждане дают оценку прокуратуре, проявляя в ней положительные моменты и недостатки. Требование по соблюдению принципа гласности, а также формы и методы взаимодействия органов прокуратуры с общественностью и СМИ детально урегулированы приказом Ген.прокурора РФ №34 от 4 марта 2008 года «О взаимодействиях органов прокуратуры со СМИ и общественными организациями». В соответствии с этим приказом прокуроры обязаны совершенствовать формы и методы работы со СМИ и общественными организациями постоянно, а руководители прокуратур – регулярно проводить личные встречи с редакциями ведущих политических изданий, периодических изданий, электронных СМИ, информационных агентств, представителями общественных организаций и т.д. Данное направление деятельности прокуратуры рассматривается в прокуратуре как одна из важнейших служебных обязанностей прокурорских работников.

4. Принцип информационности.

Закреплен в ст.4 ФЗ «о прокуратуре». В соответствии с этим принципом органы прокуратуры информируют ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, МС, а также население о состоянии законности в стране.

По формам и методам реализации данный принцип во многом схож с принципом гласности. Разница между ними заключается в целях, которые при этом преследуются.

Цель информативности состоит не только в правовом воспитании населения, но и в привлечении его к участию в борьбе с преступностью и другими нарушениями законности.

На основе полученных данных гос.органы и ОМС совместно с правоохранительными органами разрабатывают и реализуют соответствующие мероприятия направленные на эффективную борьбу с нарушением законности.

 

Специфические прокурорские принципы

Они характерны лишь для органов прокуратуры РФ.

К специфическим принципам прокуратуры РФ относятся следующие принципы:

· Принцип централизации

· Принцип единства

· Принцип независимости прокуратуры

· Принцип единоначалия

· Принцип уважения чести и достоинства личности

· Принцип объективной истины

· Принцип доступности

· Принцип убедительности

· Принцип целесообразности

· Принцип опосредованности

Литература: монография: принципы прокурорского надзорно - охранительного права 2007г.; Сухарев Принципы прокуратуры; Капинус настольная книга прокурора; Козлов ПН РФ 1999г.; Ястребов Принципы прокуратуры РФ 2006г.

 

 

  1. Принцип централизации

Централизация – это способ объединения и деятельности всех органов прокуратуры. В соответствии с принципом централизации каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему при общем подчинении Ген.прокурору РФ. Данный принцип служит обеспечению единства законности и единства ПН, обеспечивает удобство и простоту управления всеми составляющими систему органов прокуратуру элементами, а также оперативность в решении задач организации и деятельности органов прокуратуры РФ. Понятие централизм охватывает собой как подчинение, так и объединение органов прокуратуры в одну систему. Под единством следует понимать не единство прокурорской системы в целом, а единство содержания деятельности всех прокуроров, а именно, то, что все прокуроры действуют в одном направлении при осуществлении своих функций. Подчинение можно разделить на: внутреннее и внешнее. Внутреннее: это управленческие отношения в самой прокуратуре. Внешние: это управляемость прокуратуры извне. Примеры: т.е. внешнее управление может быть прямым и косвенным. Согласно К РФ прокуратура может подчиняться только высшим органам гос.власти – ФС и Президенту. Ст.13 ФЗ говорит о косвенном подчинении прокуроров субъектам РФ.

  1. Принцип единства

В силу данного основополагающего положения, каждый прокурор, независимо от занимаемой должности, осуществляет надзор за соблюдением законности в государстве, т.е. за точным и единообразным исполнением правовых предписаний. Этот принцип можно определить как такое начало (положение) согласно которому, каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет все функции прокуратуры и в том числе надзорную функцию за соблюдением законов как основную. Каждый прокурор действует как представитель единой системы органов прокуратуры. Исследуемые положения являются неотъемлемым для органов прокуратуры, поскольку в основе их образования лежит требование обеспечения единства в применении законов на всей территории РФ. Законность должна быть единой. Законы - есть неотъемлемая часть, регулятор, связующее звено в социально-экономических отношениях и организационных связях государства. Именно они обуславливают его единство и обеспечивают соблюдение, как частных, так и публичных интересов. Естественно, что законы должны быть едиными для всех гос.органов, организаций, ДЛ и граждан. Соблюдение данного требования невозможно без создания механизма обеспечивающего действие законов. Все составляющие этого механизма должны образовывать единую систему. Поскольку органы прокуратуры в силу возложенных на них функций являются гарантами обеспечения единства в понимании и применении законов, необходимо чтобы они сами (органы прокуратуры) являлись единой организованной системой.

Принцип единства выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов: в единстве цели и задач, обеспечение прокуратурой соблюдение К РФ и исполнения законов, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них.

Принцип единства означает, что вся система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, решает единые задачи. Прокуроры (за редким исключением) наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. На всех направлениях прокурорской деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к организации и гражданам однотипны. Комплектование кадров органов прокуратуры происходит исключительно в порядке назначения, т.е. в строгом соответствии с данным принципом. Этот принцип исключает совмещение функций прокураты с другими видами государственной деятельности.

Органы прокуратуры выполняют лишь функции, предусмотренные действующим законодательством, важнейшим из которых является осуществление надзора и участие в рассмотрении судами дел. Единство ПН обеспечивает единообразное понимание законов самими прокурорами и выполнение ими своих обязанностей.

  1. Принцип независимости прокуратуры

Закреплен в под.1 п.2 ст.4 ФЗ: органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от ОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, общественных объединений. Независимость российской прокуратуры при осуществлении своих полномочий устанавливается на законодательном уровне и является определяющим принципом ее деятельности, что полностью соответствует международным стандартам. Суть принципа независимости заключается в том, что все функциональные решения и действия каждый прокурорский работник реализует только на основании закона, своего внутреннего убеждения, а также материалах проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения. Дальнейшее развитие указанный принцип находит в ст.5 ФЗ: воздействие в какой-либо форме ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, общественных организаций, СМИ и их представителей, а также ДЛ на прокурора, с целью повлиять на принимаемое им решение, либо воспрепятствовать в какой-то форме его деятельности влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Т.О. воздействие на органы прокуратуры объявляется вне закона независимо от форм их воздействия, либо субъекта.

Данный принцип имеет 2 характерные особенности. Они обусловлены правовым положением органов прокуратуры в государстве.

· первая особенность заключается в том, что прокуратура не может находиться в подчинении каких-либо органов, общественных и политических организаций, объединений, т.е. она не подчиняется каким бы то ни было органам власти, за исключением Президента РФ и ФС РФ.

· вторая особенность состоит в том, что прокуратура не подчиняет себе какие-либо органы, учреждения, предприятия. Прокуратура не управляет, а надзирает за точным и неукоснительным соблюдением законов. ПН это властная деятельность, ограниченная определенными рамками. Прокурорская власть имеет опосредованный характер, поскольку прокуроры наделены властными полномочиями для выявления правонарушений, однако привлекать к ответственности и принимать меры по устранению выявленных нарушений они не в праве, такими правами наделены лишь уполномоченные на то органы и ДЛ. Важной гарантией является недопустимость вмешательства в работу органов прокуратуры.

  1. Принцип единоначалия

Единоначалие – это единоличное управление, единовластие. Потребность обеспечения единоначалия в системе прокуратуры обусловлена спецификой целей, задач и функций, выполняемых прокуратурой и в связи с этим необходимостью оперативности, мобильности и инициативности деятельности по их выполнению. Принцип единоначалия указывает на способ их управления. Система органов прокуратуры должна быть управляемой изнутри.

  1. Принцип уважения чести и достоинства личности

В соответствии с К РФ достоинство личности находится под охраной государства. «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Кроме того, в К РФ закреплены права гражданина на тайну переписки, тайну телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений (ограничение последнего права допускается только на основании судебного решения). Эти положения налагают определенные обязанности на прокурорского работника, осуществляющего свои полномочия. В ФЗ нет нормы охраны чести и достоинства личности. Но поскольку органы прокуратуры выполняют различные функции и они наделены очень широкими полномочиями, в большинстве своем эти полномочия носят властный характер. Принцип уважения чести и достоинства личности является для них одним из основополагающих начал. Сущность его заключается в том, что запрещается осуществление прокурором действий и принятие им решений унижающих честь и достоинство участников надзорных и правоохранительных отношений. Никто из этих участников не может быть подвергнут пыткам, насилию, жестокому или унижающему поведению чести и личного достоинства человека. Личное достоинство человека - это объективное достоинство личности, это социальная ценность личности, значимость ее. Она складывается из отдельных духовных, физических и нравственных качеств. Ничто не может быть основанием ее умаления. Никто не имеет право глумиться над человеком и унижать его достоинство. Насилие над личностью и пытки являются тяжким нарушением требований принципа уважение чести и достоинства. Пытка – есть любое действие, в котором какому-либо лицу причиняется сильная боль, страдание (физическое или нравственное), с целью получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или по другой причине, основанной по дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным ДЛ или иным лицом, выступающем в официальном качестве либо по их подстрекательству или с их ведома или молчаливом согласии. Применение пытки является преступлением (ст.286 УК РФ).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.