Сделай Сам Свою Работу на 5

Участие прокуратуры РФ в правотворчестве (т.4)





План:

1. понятие правотворчества как функция государства

2. прокуратура и правотворчество

3. особенности участия прокуратуры в правотворчестве

4. регламентирование данной деятельности ведомственными приказами ген.прокурора РФ

В соответствии с п.4 ст.1 ФЗ «о прокуратуре»: прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности. Данное право подчеркивает значение прокуратуры в совершенствовании действующего законодательства, поскольку законодательство является основой (фундаментом) любого государства, тем более правового. Правотворчество не лежит за рамками правотворческой деятельности, а лежит в сфере правозащитной деятельности прокуратуры, поскольку именно органы прокуратуры являются гарантом исполнения законов на территории РФ.

Прокуратура РФ является органом наиболее осведомленным о состоянии законности в государстве, имеющий определенные властные полномочия, что обуславливает ее возможность влиять на правотворчество государства. Иными словами, в ходе осуществления ПН за состояние законности в РФ, прокуроры собирают, оценивают, анализируют всю информацию, которая характеризует соответствие ныне действующих норм (законов) наличным потребностям современной общественной жизни. В ходе этой деятельности и анализов (в первую очередь) получают сведения о существующих проблемах в законодательстве, о правотворческих упущениях, иных издержках и дефектов всей правотворческой деятельности государства. Именно вышеизложенным и обусловлена необходимость привлечения органов прокуратуры РФ к правотворческой деятельности в государстве.



Кроме того, необходимо отметить, что правотворческую деятельность прокуратуры РФ, по существу, можно отнести также к составляющей надзорные функции прокуратуры, поскольку именно через участие в этой деятельности прокуратуры, она оказывает непосредственное и существенное влияние на качество законодательства, на состояние режима в стране, на укрепление единства государства, на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также государства и общества.

Следовательно, участие органов прокуратуры РФ в правотворческой деятельности представляет собой нечто иное, как важнейшее, необходимое условие достижения данным органом своих целей и решения поставленных задач.



Формы участия прокуратуры РФ в правотворческой деятельности:

1. Участие прокуратуры в подготовке нормативных актов

2. Проведение правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных актов

3. Участие представителей прокуратуры в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов власти

4. Участие представителей прокуратуры РФ в правотворческой деятельности иных государственных органов

5. Правотворческая деятельность прокуратуры, связанная с согласованием НПА, принимаемых иными государственными органами

6. Ведомственное нормотворчество прокуратуры

Ген.прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов/районов по решениям и поручениям представительных (законодательных) органов власти привлекаются к подготовке проектов законов и иных правовых актов. Кроме этого, на основании анализа законодательства существующей правоприменительной практики органы прокуратуры РФ разрабатывают проекты законодательных и иных нормативных актов по тем вопросам, которые требуют дополнительного правового регулирования, а в случае возникновения необходимости устранения противоречий в действующем законодательстве. Государственной Думой РФ, представительными (законодательными) органами РФ, также органами МС в органы прокуратуры РФ направляются проекты наиболее важных законов, также других актов, по которым прокуратура дает заключение (после их изучения) на предмет соответствия этих проектов актам действующего законодательства. Тщательное изучение этих проектов и их оценка, с точки зрения законности и конституционности, дает возможность прокуратуре предупреждать принятие актов, противоречащих действующему законодательству. Кроме того, что прокуроры дают заключения по этим проектам, прокуроры имеют право участвовать в работе различных ведомственных комиссий, т.е. они присутствуют на заседаниях комиссий при обсуждении проектов законов, подзаконных актов и принятии этих актов. Об этом прямо говорится в приказе ген.прокурора №30 от 22 мая 1996 года «об организации ПН за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».



Необходимо обратить внимание на то, что современная Конституция РФ не предоставляет ген.прокурору РФ право законодательной инициативы (хотя раньше ген.прокурор имел право на законодательную инициативу).

При осуществлении действий, связанных с участием прокуроров в правотворческой деятельности и сами органы прокуратуры обязаны руководствоваться и руководствуются ведомственными н.а. – это те н.а., которые издаются прокурорским ведомством и обязательны для исполнения всеми прокурорами (в широком смысле этого слова, т.е. всеми прокурорскими работниками (от помощника прокурора до ген.прокурора)).

К таким ведомственным н.а. относятся:

· Приказы

· Указания

· Инструкции

· Положения и др.

Изложенные в этих актах требования призваны обеспечить исчерпывающую информированность прокуратуры РФ о планах законотворческой деятельности законодательных, исполнительных органов гос.власти, а также своевременное влияние на концепцию и редакцию законов. Кроме того, органы прокуратуры руководствуются еще и ведомственными актами иных ведомств, но руководствуются теми актами, которые также влияют на концепцию и редакцию закона. Следовательно, не имея непосредственного влияния на законотворчество, прокуратура РФ, тем не менее, опосредовано оказывает это влияние, тем самым формируя позицию законодателя по тому либо иному законодательному вопросу.

Следует также отметить и такие формы участия ген.прокуратуры РФ в правотворческой деятельности, как совместное с другими гос.органами издание н.а. в порядке, определенном законом, а также издание гос.органами актов, т.е. актов иных ведомств, согласованных с ген.прокуратурой РФ. Само согласование как форма участия прокуратуры в правотворческой деятельности обусловлено характером надзорных функции и задач прокуратуры.

Собственная правотворческая деятельность прокуратуры РФ достаточно разнообразна по формам и методам, а также по юридическому значению, принимаемых правовых актов, например определенная часть правотворческих актов прокуратуры РФ непосредственно подчинена задачам прокурорского надзора и распространяет свое действие на иные органы государства и их ДЛ, а также порой имеет международный характер, например, заключаемые ген.прокурором РФ с прокуратурами других государств нормативные договоры и издаваемые ею совместно с другими государствами, как правило, с федеральными правоохранительными органами или ведомствами, НПА – приказы и указания.

Другая часть представляет собой ведомственные правовые акты, которые обязательны для выполнения всеми прокурорскими работниками. Они, как правило, должны регулировать вопросы деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения. Право ген.прокурора РФ издавать такие акты следует из его статуса, поскольку ген.прокурор возглавляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений РФ. Ген.прокурору подчинены также правоохранительные органы и нижестоящие прокуроры (он является координатором правоохранительных органов по борьбе с преступностью). Ведомственные н.а. ген.прокурора РФ должны отвечать всем требования, предъявляемым к актам подобного характера. Порядок подготовки органами прокуратуры РФ ведомственных н.а. определяется регламентом ген.прокуратуры РФ, утв. Приказом ген.прокурора РФ №2 от 15 января 2003 года.

Проекты этих документов готовит главное управление, управление и отделы ген.прокуратуры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.