Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры (т.2)





ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР (ПН)

Лектор: Ергашев Евгений Рашидович

Система и содержание курса ПН (т.1)

ПН как учебная дисциплина - то система знаний, обеспечивающая единство, последовательность изучения таких положений курса (составных частей курса) как положение о целях и задачах прокуратуры, основных направлениях ее деятельности, правовом статусе прокуратуры.

Курс состоит из 2 частей: общей и особенной части.

В общей части освещаются вопросы о сущности, целях, задачах деятельности прокуратуры, ее месте в системе гос.власти, надзорных, организационных и иных функциях прокуратуры, рассматриваются правовые основы деятельности прокуратуры, принципы ее деятельности.

В особенной части рассматриваются: надзорные и ненадзорные направления деятельности прокуратуры.

Отдельным блоком идут вопросы о порядке разрешения прокуратурой жалоб и заявлений граждан.

ПН – это самостоятельная дисциплина, в то же время она тесно соотносится с такими дисциплинами как уг.процесс, гражд.процесс, админ.право, арбитр.процесс, т.е. с теми дисциплинами, где также фигурируют и изучаются полномочия прокурора на данных направлениях.



ПН – это особый вид гос.деятельности, осуществляемый от имени РФ прокурорскими работниками, являющимися в тоже время гос.служащими РФ.

Содержание надзора составляет деятельность по выявлению нарушений законодательства и реагирования на данные нарушения.

Только за соблюдением законодательства. Не вмешивается ни в какую деятельность.

Выявление и реагирование – это комплексные понятия.

Выявление правонарушений возможно путем проведения текущих и периодических проверок, изучение доводов, жалоб и заявлений, поступающих в прокуратуру, получение объяснений от ДЛ, анализ материалов, поступающих из различных органов контроля.

Реагирование – это меры по устранению правонарушений и их профилактики, восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба и привлечения виновных к ответственности.

Предмет ПН – это предмет надзорной деятельности, определен как исполнение законов отдельными субъектами. Надзор ведется за исполнением законов, но не подзаконных актов.

В настоящее время прокуратура осуществляет надзор за соблюдением исполнения указов Президента РФ.



 

Функции, направления и отрасли прокурорской деятельности (т.2)

Функции представляют собой ключевую правовую категорию, раскрывающую содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры.

Функция прокуратуры – это обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг ее специфической деятельности, имеющий определенный предмет ведения и способы воздействия. Ни в Конституции, ни в ФЗ нет функций прокуратуры. Единственно выделяется надзорная функция. В качестве самостоятельной функции выделяется функция содействия правосудия.

Направление деятельности прокуратуры – это форма выражения функции, ее составная часть, область деятельности прокуратуры, характеризующаяся определенными предметом, методом, задачами, полномочиями и правовыми последствиями.

Отрасль – это часть направления (участок деятельности).

Можно выделить 10 направлений деятельности прокуратуры:

3 надзорных направления:

· общенадзорное,

· уголовно-процессуальное,

· исполнительное.

3 направления содействия осуществления правосудия в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.

4 организационных направления:

· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

· участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности,

· международное сотрудничество органов прокуратуры,

· организационное обеспечение деятельности прокуратуры.

Каждое направление включает несколько отраслей: например, общенадзорное направление включает в себя надзор за соблюдением Конституции, исполнением федеральных и иных законов, а также надзор за соблюдением прав и свобод гражданина. Уголовно-процессуальное направление включает в себя участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами 1 инстанции, кассационной, апелляционной и надзорной инстанции.



Правовые основы организации и деятельности прокуратуры.

В системе правовых актов основное место занимает Конституция РФ (глава 7 ст.129)

Согласно части 2 ст.129 К РФ: Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается СФ по представлению Президентом.

Основной нормативный акт – ФЗ «о прокуратуре»: указаны цели, задачи деятельности прокуратуры, установлены основные требования к работникам прокуратуры.

Постановления КС РФ

Иные ФЗ (например, ФЗ «об ОРД», ФЗ «о полиции»).

Указы Президента

Международные договоры, международные правовые акты.

Приказы генерального прокурора – урегулирована деятельность прокуратуры на каждом направлении и по каждой отрасли направления деятельности.

Указания и распоряжения генерального прокурора

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов координация – это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласование действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции каждого органа.

Цель координации – повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальной возможности всех правоохранительных органы.

Координационная деятельность регулируется положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года.

К участникам координации помимо органов прокуратуры относятся органы ФСБ, МВД, ГПС МЧС. Суд сюда не входит!

Возглавляет высший орган - Координационный совет – ген. прокурор или прокурор субъекта РФ.

Проведение координационных совещаний, обмен информацией между правоохранительными органами, изучение и распространение положительного опыта, планирование совместной координационной деятельности, проведение совместных проверок, выездов в города и районы. По результатам этих проверок – издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем.

Совместный приказ подписывают те руководители, чьих ведомств касается этот приказ. Действует принцип равноправия в работе координационного совета.

Вправе создавать совещания, истребовать информацию, необходимую для организации работы координационного центра, организовывать координационные группы из представителей правоохранительных органов, все члены вправе вносить предложения по вопросам, касающимся координационной деятельности, предлагать проекты документов на обсуждение и принятие их координационным советом, определять участников рабочих групп и вносить предложения об оценке эффективности, принятых совместных решений и мер по их реализации.

 

Прокуратура РФ (т.1)

Прокуратура возникла впервые в 1314 году во Франции.

Впервые о прокуратуре в России начал думать Петр 1. Надзор появился именно в России (это специфическое).

При социализме прокуратура осуществляла всеобщий надзор за всеми.

Полномочия прокурора:

Специфика – прокуратура независима

Ограничения: власть прокурора имеет свою специфику.

Прокурор не вправе в большинстве случаев сам устранять нарушения.

Почему этот орган нужен и необходим в РФ?:

1. состояние законности в РФ такого, что если убрать прокурорский надзор, то эффективность исполнения закона упадет.

2. прокурорский надзор нужен в РФ и потому что в РФ много лиц, которые не могут защитить и объяснить свою защиту (несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, больные люди).

3. именно осуществляя надзор, прокуратура обеспечивает соблюдение законов.

Органы прокуратуры должны оставаться в том состоянии, в котором они существуют.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры (т.2)

Особенности, проблемы и пути их решения

В соответствии со ст.3 ФЗ: порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурора определяется Конституцией РФ, ФЗ «о прокуратуре» и иными ФЗ, а также МД, ратифицированными РФ.

Особое место в регулировании этих вопросов занимает К РФ. К РФ в своем содержании регулирует важнейшие общественные отношения, складывающиеся между гражданином и государством, закрепляет основы общественного строя и закрепляет основополагающие закрепления организации и деятельности государственных органов, в том числе и прокуратуры (ст. 129 К РФ) В ней действует принцип единоначалия.

Важнейшим правовым источником является ФЗ «о прокуратуре». Претерпел целый ряд изменений. Рассмотрим ФЗ 1995 года, были внесены существенные изменения, которые сводились к следующему:

· установлено и провозглашено приоритетное положение правозащитной деятельности прокуратуры;

· четко сформулированы и в некоторых случаях даже расширены пределы прокурорского надзора по его отдельным отраслям;

· получила распространение сила действия общего надзора на представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ;

· восстановлена возможность осуществления координационного руководства деятельности правоохранительных органов, направленная на осуществление мероприятий по борьбе с преступностью;

· усилены гарантии от политизации прокуратуры, официально закреплен принцип независимости прокуроров;

· нашли отражение в законе социальные и иные гарантии прокурорским работникам;

· обозначены формы участия генерального прокурора РФ в рамках международного сотрудничества;

· уделено особое внимание в законе защите прав и свобод человека и гражданина посредством включения в закон о прокуратуре соответствующей самостоятельной главы, в которой определен предмет надзора и полномочия прокурора.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.