Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних.





ПЛАН

1. Предмет, задачи и пределы надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних.

2. Организация работы по надзору за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних.

3. Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в социальной сфере, в области жилищных прав, в трудовых отношениях.

4. Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних при осуществлении уголовного преследования за совершенные преступления.

Методические указания

Студентам необходимо обратить внимание на то, что по учебному плану по этой теме намечено 4 часа, т.е. два семинара по 2 часа.

Готовясь к семинару по первому вопросу, студентам следует прежде всего уяснить, что предмет и пределы надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних определен ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Помимо этого в предмет надзора по делам о несовершеннолетних входит и выявление причин, которые порождают нарушения, равно как и условия, им способствующие, поскольку надзор будет формальным и малоэффективным, если он будет ограничиваться функцией наблюдения за исполнением законов. Таким образом, в предмете надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних можно выделить два вышеуказанных направления.



При подготовке второго вопроса важно понять, что успех прокурорского надзора по делам о несовершеннолетних зависит от четкой его организации, надлежащего планирования, правильного определения основных задач. Одной из проблем в этом вопросе является профилактика безнадзорности несовершеннолетних, поэтому на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в деятельности отделов профилактики правонарушений несовершеннолетних, центров временной изоляции несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений для подростков, совершивших правонарушения. Кроме того, прокурор должен активно участвовать в работе комиссии по делам несовершеннолетних и способствовать принятию законных и обоснованных постановлений. Это далеко не полный перечень работы прокурора, и от того, как эта работа организована, им зависит успех дела. Особое внимание в организации работы по надзору за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних необходимо уделять координации и взаимосвязи работы прокуратуры с другими органами, которым поручено ведение непосредственной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.



Третий вопрос требует уяснения объекта прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних в социальной сфере, в области жилищных прав и в трудовых отношениях. Таким объектом является законность действий родителей или иных лиц, их заменяющих, а также должностных лиц и органов, обязанных осуществлять контроль за благополучием детей в семьях. К их числу относятся: комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, здравоохранения, органы внутренних дел. Далее необходимо раскрыть деятельность прокурора по вышеуказанным направлениям.

И наконец, студенты, готовясь по четвертому вопросу, должны обратить внимание на то, что, осуществляя надзор за законностью производства расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних, прокурор обязан следить за исполнением не только норм материального и процессуального закона, но и специальных норм, регламентирующих особенности уголовной ответственности и производства по делам в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. Особенности производства по делам несовершеннолетних регламентированы уголовно-процессуальным законодательством.

Литература

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / под ред. Рохлина В.И. — СПб.: Изд-во СПб ин-та экспертов, 2000.



2. Комментарий к Федеральному закону « О прокуратуре Российской Федерации» / под ред. Скуратова Ю.И. — М., 1996.

3. 3. Прокурорский надзор. Конспект лекций / В.И. Рохлин, A.M. Дворянский. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

4. Прокурорсюшнадзор. Учебник для вузов/В.И.Басков. — М.:Изд-воБЕК, 1995.

5. Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Правоохранитстная функция прокуратуры. — СПб., 2000.

6. Прокурорский надзор: защита прав человека (с предисловием заместителя Генерального Прокурора РФ, Государственного советника юстиции 1 класса Зубрина В. В.) / Рохлин В.И., Сыдорук И.И. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.

7. Уголовно-процессуальное право. Учебник для Юридических вузов/ под общ. ред. Рохлина В.И. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

Тема 7. Осуществление прокурором уголовного преследования. Надзор за соблюдением законности органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Координирующая роль прокуратуры в борьбе с преступностью.

ПЛАН

1. Содержание понятия осуществления прокурором уголовного преследования. Формы его осуществления.

2. Осуществление уголовного преследования и значение надзора за соблюдением законности при осуществление ОРД, дознания и предварительного следствия.

3. Задачи, предмет надзора, полномочия и формы реагирования прокурора на нарушение законности при осуществлении ОРД, дознания, предварительного следствия. Особенности надзора за ОРД, полномочий и средств реагирования со стороны прокурора.

4. Роль прокурора в борьбе с преступностью. Значение, формы и виды координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Особенности положения прокурора.

Методические указания

Студентам необходимо обратить внимание, что на данный семинар отводится 4 часа.

Изучая эту тему, готовясь к семинарскому занятию, необходимо иметь в виду, что законодательством РФ (Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О прокуратуре РФ») именно прокурору поручено осуществлять уголовное преследование, то есть осуществлять преследование того, кто нарушил уголовный закон.

Студенты должны уяснить то, что только прокурором или с его согласия может быть возбуждено уголовное дело, в процессе расследования которого решается вопрос об уголовном преследовании. Только с согласия прокурора (кроме дел частного обвинения) дело направляется в суд, только с согласия прокурора может быть прекращено дело по не реабилитирующим основаниям.

Но осуществляя уголовное преследование, прокурор должен обеспечить, чтобы органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, проводили свою работу в строгом соответствии с законом, и поэтому на прокурора возложен надзор за соблюдением законности в деятельности названных органов.

Несомненно, и это следует учитывать, по ряду вопросов, затрагивающих конституционные права граждан, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться только с разрешения суда, но и в этих случаях, прежде чем обратится в суд за разрешением, следователь, дознаватель должны получить согласие прокурора.

Это одна из самых сложных и ответственных отраслей прокурорского надзора, и прокурору предоставлены уголовно-процессуальным законом, в соответствии с которым он действует (ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре РФ»), достаточно широкие, властные полномочия (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 37 УПК РФ).

Закон четко определяет предмет надзора (ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

Этой отраслью надзора занимаются специальные структурные подразделения в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним, а также специально уполномоченные прокуроры в прокуратурах городов и районов.

Студенты должны понять, что, осуществляя эту отрасль надзора во взаимодействии с другими отраслями и направлениями прокурорской деятельности, прокурор ведет борьбу с преступными проявлениями как наиболее опасными нарушениями закона. Но он не только ведет эту борьбу, но и координирует

деятельность в этом направлении всех правоохранительных органов. Это возложено на прокуратуру Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (ст.8) и специальным Положением, которое утверждено Указом Президента РФ от 18.04.1996 г.

Осуществляя координацию деятельности по борьбе с преступностью правоохранительных органов, прокурор остается органом надзора и не руководит работой правоохранительных органов, а координирует их борьбу с преступностью в установленных формах и видах.

Литература

1.Положение «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» утв. Указом Президента РФ № 567 18.04.1996.

2.Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуру РФ» / под ред. Скуратова Ю.И. – М. 1996.

3.Комментарий и разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре РФ». – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.., 1999.

4.Прокурорский надзор. Учебник для вузов / Басков В.И. – М.: Изд-во БЕК, 1995.

5.Прокурорский надзор в РФ. Учебник / под ред. Рохлина В.И. – СПб.: Изд-во СПб. ин-та

 

экспертов, 2000.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.