Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Система и структура органов прокуратуры. Кадры прокуратуры





ПЛАН

1. Система прокурорских органов.

2. Структура прокуратуры.

3. Правовое положение и предназначение специальных прокуратур.

4. Требования, предъявляемые к прокурорским работникам.

Методические указания

При изучении этой темы и подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться по учебным пособиям и конспекту лекций, который имеется в комплексе с материалами по первым темам и Федеральным законом «О прокуратуре РФ» с тем, чтобы, изучая систему и структуру прокурорских органов, исходить из основных положений о прокурорском надзоре и принципов деятельности прокуратуры, ее основных задач.

Рассматривая систему и структуру органов прокуратуры, необходимо усвоить, что это федеральная, единая и централизованная система, и что вне Генеральной прокуратуры РФ и ее подразделений в РФ не могут действовать другие органы.

Именно цели и задачи, поставленные перед прокуратурой в ст. 1 Федерального закона, определяют построение ее системы и всех структур прокурорских органов, их положение, подчинение и деятельность.

Структура органов прокуратуры, их построение по направлениям и отраслям деятельности определяется задачами, поставленными и определенными частями 2-4 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ».



Система и структура органов прокуратуры сформирована с учетом роли и значения прокурорских подразделений в системе государственных органов. В этом проявляются и все принципы деятельности прокурорского надзора.

Учитывая задачи и цели прокурорского надзора, сформированы и требования к кадрам органов прокуратуры. Этому посвящен раздел V Федерального закона «О прокуратуре РФ». Изучая этот раздел, следует исходить из того, что прокурорские работники — это государственные служащие, и на них распространяется Федеральный закон « Об основах государственной службы РФ» с теми дополнениями и исключениями, которые указаны в Федеральном законе «О прокуратуре РФ». Это касается и требований об образовании, гражданстве РФ, отсутствии судимости и возрастных ограничений и стажа работы при назначении на должности прокуроров. Следует обратить внимание на то, что прокуроры и следователи при назначении на должность принимают присягу (ст. 40-4 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).



Особые требования к прокурорским работникам и гарантии, предусмотренные по отдельным социальным вопросам, определяются особыми условиями деятельности этой категории государственных служащих.

Тема 4. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

ПЛАН

1.Роль прокуратуры в защите прав человека в период ее развития: при Петре I , Екатерине II, в процессе судебной реформы XIX в., в советской период ( Конституция 1936, 1977 гг., в законе «О прокуратуре СССР» 1979г., в законе « О прокуратуре РФ» 1992 г . и особенно после дополнения 1995 г.)

2.Положения закона о прокуратуре – о её роли по защите прав и свобод человека и гражданина.

3.Полномочия прокурорского надзора по защите прав и свобод человека и гражданина.

4.Организация и реализация функции прокуратуры по защите прав человека и гражданина, роль разных отраслей надзора в этом.

Методические указания

При изучении предыдущих тем было достаточно четко установлено, что при осуществлении надзора органы прокуратуры практически на протяжении всей истории большое внимание уделяли соблюдению прав и свобод человека и гражданина, которые гарантировались действующим законодательством. В настоящее время это направление прокурорского надзора становится основным и главенствующим, исходя как из международно-правовых норм, так и основных положений РФ. При изучении этой темы необходимо обратить особое внимание на положения статей 2,3,15,17 Конституции РФ, в том числе положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ яв.71яются составной частью ее правовой системы.



Это требует от студента при подготовке к рассмотрению данной темы на семинаре и при самостоятельной работе ознакомиться и изучить основные международные акты, направленные на охрану прав и свобод человека и гражданина, в частности, Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая принята членами Совета Европы и другими.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является приоритетными направлениями прокурорского надзора, и после принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. в ФЗ «О прокуратуре РФ» была введена специальная глава (гл. 2) — «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Законодательно определен предмет надзора в этом направлении, установлены полномочия прокурора и зафиксированы виды прокурорского реагирования на нарушения.

При подготовке по данной теме следует особое внимание уделять сопоставлению прав, гарантированных международными актами и Конституцией РФ и положениями Федерального закона «О прокуратуре РФ», в частности главой 2, которые гармонично совпадают и обеспечивают осуществление прокурорского надзора, причем всеми направлениями и отраслями прокурорской деятельности, что определило и организационно-управленческие формы руководства этим направлением надзорной деятельности.

Таким образом, изучая рассматриваемую тему, необходимо ознакомление с нормами международного права, Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ», а также иными и учебно-методическими материалами, которые рекомендуются программой.

Литература

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / под ред. Рохлина В.И. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000.

2. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» под ред. Скуратова Ю.И. — М., 1996.

3. Комментарии и разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

4. Рохлин В.И., Сьдорук И.И. Правоохранительная функция прокуратуры. — СПбю, 2000.

5. Прокурорский надзор: защита прав человека ( с предисловием Заместителя Генерального прокурора РФ, государственного советника юстиции 1 класса Зубрина В. В.) / Рохлин В.И., Сыдорук И.И. — СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.

6. Рохлин В.И. Координирующая роль прокурора в борьбе с преступностью // Законность. - 1996. - № 10. - С. 9-1L

7. Рохлин В.И. Главный путь развития юриспруденции — защита прав и свобод человека и гражданина // Материалы научно-практической конференции юрид. фак-та СПбГУП «Юстиция: сегодня и завтра». — СПб., 2000.-С. 11-15.

8. Рохлин В.И. Проблемы развития прокуратуры: взгляд науки // Законность. - 2000. - № 6. - С. 20-23.

9. Скуратов Ю.И. Главное — охрана конституционных прав и свобод // Законность. — 1996. — № 4. — С. 2-6.

Тема 5. Прокурорский надзор за соблюдением законов и законностью правовых актов.

ПЛАН

1. Сущность и значение данной отрасли надзора.

2. Предмет прокурорского надзора по рассматриваемой отрасли.

3. Правовая база и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

4. Организация работы по осуществлению надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов.

5. Формы и методы взаимодействия с другими отраслями надзора, с органами государственной власти и правоохранительными органами.

6. Меры прокурорского надзора по реагированию на нарушение законов и издание незаконных правовых актов для предупреждения нарушений законности.

Методические указания

Приступая к изучению этой темы, к подготовке к семинарским занятиям (по учебному плану намечено по этой теме 2 семинара), следует еще раз посмотреть вопросы, связанные с понятием и содержанием прокурорского надзора. Именно соблюдение законов, в том числе и законности издаваемых правовых актов, имеет особое значение для укрепления законности, обеспечения ее единства. Это важно и потому, что без этого не может быть обеспечено соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Основополагающими для понимания этой темы является ст. 15 Конституции РФ, ибо именно она требует неуклонного соблюдения Конституции и законов РФ

При изучении темы необходимо также иметь в виду положения ст. 1 ч 2 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ст. 21 этого закона, в которых определен предмет надзора за соблюдением законов.

Нужно внимательно рассмотреть понятие предмета надзора, поскольку именно его содержание определяет направленность надзора в этой отрасли прокурорской деятельности, круг тех государственных и негосударственных органов за соблюдением законов, которыми осуществляется надзор.

Рассматривая эту отрасль, следует определить пределы надзора и четко уяснить, что прокурор не осуществляет надзор за оперативно-хозяйственной деятельностью, а вмешивается только там и тогда, где и когда нарушен закон. Вместе с тем в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ подчеркивается, что особое внимание должно уделяться надзору за исполнением закона и за законностью при осуществлении деятельности органами контроля.

Необходимо четко представлять методы и средства надзора, полномочия прокурора, которые предоставлены ему законом (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). На основании уяснения и усвоения этих вопросов необходимо изучение актов прокурорского реагирования, причем при этом еле- | дует иметь в виду все меры реагирования, предусмотренные разными главами и разделами закона.

Особое внимание следует обратить на требования закона об оформлении актов прокурорского реагирования, на их оформление как по существу, так и по требуемой форме.

Литература

1. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре РФ» / под ред. Скуратова Ю.И. - М., 1996.

2. Комментарий и разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре РФ». - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

3. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / Басков В. И. — М.: Изд-во БЕК, 1996.

4. Прокурорский надзор в РФ. Учебник / под ред. Рохлина В.И. — СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000.

5. Прокурорский надзор. Конспект лекций /Рохлин В.И., Дворянский А.М. — СПб., 2000.

6. Алексеев А.И. Общий надзор: проблемы и перспективы / Законность. — 1998.-№2.-С. 6-11.

7. Емельянов С.А. Предупреждение преступлений средствами общего надзора прокуратуры. — М., 1980.

8. Мельников А. Надзор за исполнением законов // Законность. — 1998. — №3.-С. 7-16.

9. Рябцев В. Ваши права защитит прокурор // Человек и закон. — 1997. — №1.-С. 32-36.

10. Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка// Законность. — 1996. — № 12.

11. Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции РФ. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000.

12. Сопраньков Г. А. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов. Деятельность правоохранительных органов по защите конституционных нрав и свобод граждан РФ. Сборник научных статей. — СПб., 2004.

13. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и гос. контроль: история, развитие, понятие, соотношение. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.