Тема 4. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — приоритетное направление прокурорской деятельности.
Согласно ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина включает в себя охрану всего комплекса прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами и международными договорами.
Надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина занимаются все отрасли и направления прокурорского надзора, все структурные подразделения органов прокуратуры в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
• рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению ущерба;
• использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Формами и актами прокурорского реагирования на нарушения законов в данной сфере являются протест прокурора (ст. ст. 23,28 ФЗ «О прокуратуре РФ»); представление прокурора (ст. ст. 24,28 ФЗ «О прокуратуре РФ»); предостережение прокурора (ст. 25-1 ФЗ «О прокуратуре РФ»); постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или о возбуждении производства об административным правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»); иск (заявление) в суд.
Иск или заявление предъявляется в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может отстаивать в суде свои права, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Конституция РФ предусматривает право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ). Кроме того, каждому гражданину должна быть предоставлена возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции РФ).
Обращаясь с письмами, заявлениями и жалобами в различные органы, заявитель защищает свои права и свободы.
В ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» рассматривается порядок рассмотрения и разрешения обращений, заявлений и жалоб, поступающих в органы прокуратуры. Жалобы, заявления и обращения должны быть разрешены в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законодательством. Ответ должен быть мотивирован, в случае отказа в удовлетворении жалобы должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Пересылка жалоб, заявлений или обращений на рассмотрение и разрешение в орган или должностному лицу, решение которого обжалуется, запрещена.
Порядок и сроки рассмотрения обращений и жалоб установлены Указом Президента о порядке разрешений и сообщений.
Требования о порядке рассмотрения обращений, заявлений и жалоб сформулированы в ряде федеральных законов (УПК РФ, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ и др. ).
Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб является:
1) надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ;
2) обеспечение надлежащего, в соответствии с законом справедливого и обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государственных, федеральных и местных органах власти и управления, в общественных организациях, в коммерческих учреждениях, предприятиях;
3) обеспечение неуклонного соблюдения порядка и сроков рассмотрения жалоб, заявлений и обращений;
4) организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, пост}шивщих в органы прокуратуры.
Задачами прокурорского надзора за разрешением предложений, заявлений и жалоб являются:
1) надзор за законностью рассмотрения и разрешения жалоб и обращений, поступающих в поднадзорные государственные, общественные и иные организации, предприятия и учреждения;
2) надлежащая организация работы по учету, рассмотрению и разрешению жалоб в самих органах прокуратуры.
Важным является осуществление надзора как за соблюдением закона в деле учета, рассмотрения и разрешения жалобы, так и установление: по каким вопросам подаются жалобы, в связи с чем, какие и кем допускаются нарушения законности.
По жалобам, поступившим непосредственно в органы прокуратуры, необходимо:
• изучить причины поступления жалобы, допущенных нарушений;
• принять надлежащие меры для устранения нарушений и исключения возможности их повторения;
• направить аргументированный ответ заявителю с разъяснением права и порядка обжалования принятого решения.
Тема 5. Прокурорский надзор за соблюдением законов и законностью правовых актов.
В разделе III ФЗ «О прокуратуре РФ» (глава 1) рассматривается надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. Данная отрасль прокурорского надзора называется в юридической литературе «общим надзором».
Ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов как в сфере государственного управления, так государственными и негосударственными организациями, предприятиями и учреждениями, причем как в сфере экономики и хозяйственной деятельности, так и в иных сферах.
Однако органы прокуратуры, осуществляя общий надзор, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных организаций и лиц, а действуют только в том случае, когда нарушен закон.
Определяя понятие и содержание отрасли общего надзора, следует назвать ее главные задачи:
• четкое и в соответствии с законом реагирование на выявленные нарушения законности с использованием всех прокурорских полномочий;
• обеспечение получения информации о состоянии законности и нарушений законов для принятия мер к их устранению,
• взаимодействие с органами всех ветвей государственной власти в борьбе с нарушениями законности, обеспечение исполнения законов органами контроля для выявления и предотвращения нарушений законности;
• вычленение наиболее важных участков деятельности по общему надзору;
• постоянный анализ состояния законности, выявление причин и условий, способствовавших ее нарушениям;
• незамедлительное реагирование на незаконные правовые акты с целью восстановления нарушенных прав граждан, интересов общества и государства;
• повышение эффективности и результативности прокурорского надзора и его гласность.
Предметом общего надзора согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, следующими органами и должностными лицами:
• федеральными министерствами;
• государственными комитетами;
• службами и иными федеральными органами исполнительной власти;
• представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
• органами местного самоуправления;
• органами военного управления;
• органами контроля, их должностными лицами;
• органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Предметом также является соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.
Сложность задач, стоящих перед общим надзором прокуратуры, требует четкой организации работы и управления как в Генеральной прокуратуре РФ, так и в подчиненных прокуратурах.
В Генеральной прокуратуре РФ создано Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.
Соответствующие подразделения (управления, отделы) образованы в прокуратурах субъектов РФ.
В прокуратурах районов (городов) работу по общему надзору выполняют заместители, старшие помощники или помощники прокуроров районов.
При осуществлении общего надзора прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководства и других должностных лиц поднадзорных органов предъявления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|