Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина





В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — приоритетное направление прокурорской деятельности.

Согласно ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина включает в себя охрану всего комплекса прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами и международными договорами.

Надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина занимаются все отрасли и направления прокурорского надзора, все структурные подразделения органов прокуратуры в пределах своих полномочий.



В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении возложенных на него функций прокурор:

• рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению ущерба;

• использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Формами и актами прокурорского реагирования на нарушения законов в данной сфере являются протест прокурора (ст. ст. 23,28 ФЗ «О прокуратуре РФ»); представление прокурора (ст. ст. 24,28 ФЗ «О прокуратуре РФ»); предостережение прокурора (ст. 25-1 ФЗ «О прокуратуре РФ»); постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или о возбуждении производства об административным правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»); иск (заявление) в суд.



Иск или заявление предъявляется в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может отстаивать в суде свои права, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Конституция РФ предусматривает право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ). Кроме того, каждому гражданину должна быть предоставлена возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции РФ).

Обращаясь с письмами, заявлениями и жалобами в различные органы, заявитель защищает свои права и свободы.

В ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» рассматривается порядок рассмотрения и разрешения обращений, заявлений и жалоб, поступающих в органы прокуратуры. Жалобы, заявления и обращения должны быть разрешены в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законодательством. Ответ должен быть мотивирован, в случае отказа в удовлетворении жалобы должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Пересылка жалоб, заявлений или обращений на рассмотрение и разрешение в орган или должностному лицу, решение которого обжалуется, запрещена.

Порядок и сроки рассмотрения обращений и жалоб установлены Указом Президента о порядке разрешений и сообщений.



Требования о порядке рассмотрения обращений, заявлений и жалоб сформулированы в ряде федеральных законов (УПК РФ, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ и др. ).

Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб является:

1) надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ;

2) обеспечение надлежащего, в соответствии с законом справедливого и обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государственных, федеральных и местных органах власти и управления, в общественных организациях, в коммерческих учреждениях, предприятиях;

3) обеспечение неуклонного соблюдения порядка и сроков рассмотрения жалоб, заявлений и обращений;

4) организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, пост}шивщих в органы прокуратуры.

Задачами прокурорского надзора за разрешением предложений, заявлений и жалоб являются:

1) надзор за законностью рассмотрения и разрешения жалоб и обращений, поступающих в поднадзорные государственные, общественные и иные организации, предприятия и учреждения;

2) надлежащая организация работы по учету, рассмотрению и разрешению жалоб в самих органах прокуратуры.

Важным является осуществление надзора как за соблюдением закона в деле учета, рассмотрения и разрешения жалобы, так и установление: по каким вопросам подаются жалобы, в связи с чем, какие и кем допускаются нарушения законности.

По жалобам, поступившим непосредственно в органы прокуратуры, необходимо:

• изучить причины поступления жалобы, допущенных нарушений;

• принять надлежащие меры для устранения нарушений и исключения возможности их повторения;

• направить аргументированный ответ заявителю с разъяснением права и порядка обжалования принятого решения.

Тема 5. Прокурорский надзор за соблюдением законов и законностью правовых актов.

В разделе III ФЗ «О прокуратуре РФ» (глава 1) рассматривается надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. Данная отрасль прокурорского надзора называется в юридической литературе «общим надзором».

Ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов как в сфере государственного управления, так государственными и негосударственными организациями, предприятиями и учреждениями, причем как в сфере экономики и хозяйственной деятельности, так и в иных сферах.

Однако органы прокуратуры, осуществляя общий надзор, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных организаций и лиц, а действуют только в том случае, когда нарушен закон.

Определяя понятие и содержание отрасли общего надзора, следует назвать ее главные задачи:

• четкое и в соответствии с законом реагирование на выявленные нарушения законности с использованием всех прокурорских полномочий;

• обеспечение получения информации о состоянии законности и нарушений законов для принятия мер к их устранению,

• взаимодействие с органами всех ветвей государственной власти в борьбе с нарушениями законности, обеспечение исполнения законов органами контроля для выявления и предотвращения нарушений законности;

• вычленение наиболее важных участков деятельности по общему надзору;

• постоянный анализ состояния законности, выявление причин и условий, способствовавших ее нарушениям;

• незамедлительное реагирование на незаконные правовые акты с целью восстановления нарушенных прав граждан, интересов общества и государства;

• повышение эффективности и результативности прокурорского надзора и его гласность.

Предметом общего надзора согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, следующими органами и должностными лицами:

• федеральными министерствами;

• государственными комитетами;

• службами и иными федеральными органами исполнительной власти;

• представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

• органами местного самоуправления;

• органами военного управления;

• органами контроля, их должностными лицами;

• органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Предметом также является соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.

Сложность задач, стоящих перед общим надзором прокуратуры, требует четкой организации работы и управления как в Генеральной прокуратуре РФ, так и в подчиненных прокуратурах.

В Генеральной прокуратуре РФ создано Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.

Соответствующие подразделения (управления, отделы) образованы в прокуратурах субъектов РФ.

В прокуратурах районов (городов) работу по общему надзору выполняют заместители, старшие помощники или помощники прокуроров районов.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководства и других должностных лиц поднадзорных органов предъявления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.