Методические рекомендации по работе с программой начальной подготовки
1_4_1. На основании учебного плана, предоставленного в данной программе, старший тренер АМ (начальник учебной части) разрабатывает календарный план работы групп начальной подготовки в горах с учётом подготовленности альпинистов до выезда в горы, по результатам собеседования и с учётом сдачи нормативов по физической подготовке.
При составлении календарного плана необходимо учитывать, что:
- рекомендуемая нагрузка рабочего дня - 6 академических часов практических занятий до обеда и 2 часа занятий после обеда;
- общих дней отдыха должно быть два, примерно на седьмой и четырнадцатый день смены. В дни отдыха могут планироваться 2-3 часа теоретических занятий.
- подходы включаются в учебные часы соответствующих тем, так как во время подходов также происходит обучение альпинистов (например, при подходе к месту скальных занятий целесообразно частично отработать тему 1_1_23 «Передвижение по тропам, травянистым склонам и осыпям.». Во время занятий 20 мин. При возвращении с занятий можно включить тему 1_2_22 «Транспортировка пострадавшего подручными средствами» Время занятий 1ч.);
- выход в высокогорную зону следует планировать на 6-8 день смены для того, что бы обеспечить достаточную адаптацию к высоте;
- учебная часть мероприятия имеет право добавить или исключить некоторые учебные темы или изменить количество учебных часов для отдельных групп в зависимости от предварительной подготовки или исходя из специфики района.
1_4_2. К организации урока предъявляются следующие требования:
- учебное подразделение должно быть полностью обеспечено необходимым снаряжением
- выбор места занятий должен обеспечивать выполнение конкретных задач урока, т.е. изучение и освоение вполне определённых приёмов, соответствующих рельефу или другим условиям; недопустимы условности;
- работать на рельефе рекомендуется спаренными группами (отделениями), что бы один тренер (инструктор) проверял работу сверху, а другой – снизу, меняясь в работе; разборы проводить совместно; спаренные группы(отделения) облегчают дальнейшее переформирование групп и отделений, так как сработанность обучаемых более широкая;
- при комплектовании и дифференциации групп и отделений учитывать подготовленность (по собеседованию и предъявленным документам), а затем окончательно корректировать состав группы согласно результатам проверки на практике.
1_4_3. В связи с дифференциацией и интенсификацией учебного процесса необходимо учитывать следующее:
- каждый учебный цикл и ступень обучения должны обеспечивать законченное освоение определённых знаний, приёмов, правил, и в первую очередь – обеспечить безопасность (см. квалификационные уровни)
-на начальной ступени обучения особое внимание должно быть обращено на овладением прикладными элементами альпинизма, знаниями особенностей и опасностей гор;
- в начальное обучение следует вводить сложные ситуации, увязывая их с освоением каких-то приёмов (например, при страховке на льду и снегу отрабатывать и удержание сорвавшегося, и все три фазы самозадержания, подчёркивая неразрывность страховки и самостраховки);
- изучение любого приёма должно контролироваться и анализироваться как самим участником, так и его партнёром по связке, группе, сопровождаться комментариями и оценкой тренера; следует использовать все возможности для воспитания взаимной ответственности и взаимопомощи;
- демонстрация различных приёмов должна быть заранее отработана и подготовлена. Показывать надо не только безукоризненно выполненные приёмы, но и характерные ошибки, пути их исправления;
1_4_4. Дифференцированный подход к обучению на 2-м этапе начальной подготовки заключается в следующем:
- составляя календарный план для альпинистов, имеющих значок «Альпинист Казахстана», имеющих превышение над нормами «значка» и отличную предсезонную подготовку, можно включать в этот план элементы учебной программы спортивной подготовки;
- к таким «значкистам» могут быть отнесены альпинисты, имеющие восхождения 1-2 категории трудности, совершённые во время зимних или весенних альпиниад, круглогодичных и других мероприятий, совершившие эти восхождения во время прохождения настоящей программы ранее, но не закончившие выполнение норм на 3-й разряд;
- зачисление в таки группы и отделения может быт осуществлено только при наличии положительной характеристики-рекомендации и проверке фактической готовности;
- целесообразно часть занятий по работе в связках на скальном, ледовом и снежном рельефе переносить в реальную обстановку высокогорной зоны, на время походов и тренировочных восхождений;
1_4_5. Необходимым условием обеспечения безопасности являются правильная организация и методика обучения и личный пример инструктора. Специфика начального обучения в том, что участники не только многого не знают и не умеют, но за короткий срок обучения не могут прочно освоить необходимые приёмы и правила. Инструктор должен быть готовым к сложным ситуациям, уметь их предусматривать и находить выход из них. Важен сознательный взаимный контроль участников, приучение их к проверке всех действий друг друга. Нужно требовать строгой дисциплины, но нельзя рассматривать каждое нарушение или ошибку как поступок, требующий наказания.
- Спортивная подготовка (СП)
2.1 Учебный план 1-го этапа спортивной подготовки (СП-1)
№ темы
| Тема занятий
| Количество часов
| Теор.
| Практ.
| всего
| 2_1_1
| Альпинизм в системе физического воспитания
|
|
|
| 2_1_2
| Высокогорные районы мира и их освоения альпинистами
|
|
|
| 2_1_3
| Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений
|
|
|
| 2_1_4
| Организация и планирование тренировок
|
|
|
| 2_1_5
| Основы спортивной психологии, психологическая подготовка альпиниста
|
|
|
| 2_1_6
| Основы тактик восхождений спортивной группы
|
|
|
| 2_1_7
| Оказание первой доврачебной помощи при сложных случаях травм и заболеваний
|
|
|
| 2_1_8
| Транспортировка пострадавшего подручными средствами
|
|
|
| 2_1_9
| Основы метеорологии
|
|
|
| 2_1_10
| Решение ситуационных задач по тактике проведения восхождений
|
|
|
| 2_1_11
| Организация походов в зимних условиях и основы горнолыжной техники
|
|
|
| 2_1_12
| Отработка приёмов страховки
|
|
|
| 2_1_13
| Передвижение по скалам и страховка
|
|
|
| 2_1_14
| Передвижение по льду, снегу и страховка
|
|
|
| 2_1_15
| Общая физическая подготовка
|
|
|
| 2_1_16
| Зачёты и выполнение контрольных нормативов
|
|
|
| 2_1_17
| Специальное снаряжение: выбор и использование
|
|
|
| 2_1_18
| Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений на этапе СП-1
|
|
|
| 2_1_19
| Экзамен по теме «Правила совершения восхождений»
|
|
|
| 2_1_20
| Анализ несчастных случаев в районе
|
|
|
| 2_1_21
| Обзор лучших восхождений прошлого сезона
|
|
|
| 2_1_22
| Организация и тактика спортивных восхождений
|
|
|
| 2_1_23
| Географический обзор района и освоение его альпинистами
|
|
|
| 2_1_24
| Основы радиосвязи в горах
|
|
|
| 2_1_25
| Оказание первой доврачебной помощи при сложных случаях травм, заболеваний. Экзамен
|
|
|
| 2_1_26
| Транспортировка пострадавшего подручными средствами
|
|
|
| 2_1_27
| Приёмы страховки и самостраховки. Приёмы динамической страховки. Работа на страховочном стенде.
|
|
|
| 2_1_28
| Техника передвижения по скалам и страховка.
|
|
|
| 2_1_29
| Техника передвижения по льду и страховка.
|
|
|
| 2_1_30
| Техника передвижения по снегу и страховка.
|
|
|
| 2_1_31
| Решение ситуационных задач
|
|
|
| 2_1_32
| Учебно-тренировочные восхождения
|
|
|
| 2_1_33
| Восхождение для частичного выполнения норм 2- го спортивного разряда по альпинизму
|
|
|
| 2_1_34
| Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений
|
|
|
| 2_1_35
| Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП.
|
|
|
| Всего часов 43 486 529
Примечание. Для участников мероприятия, выполнявших циклы занятий с оценкой «отлично» и с учётом повышенной подготовленности в подготовительный период, допускается зачёт отдельных тем и сокращение отдельных тем занятий. В подготовительный период рекомендуется проводить занятия по темам 2-1-1 – 2-1-16
2.2 Учебный план 2-го этапа спортивной подготовки (СП-2)
№ темы
| Тема занятий
| Количество часов
| Теор.
| Практ.
| всего
| 2_2_1
| Альпинизм в РК, его история и современное состояние
|
|
|
| 2_2_2
| Врачебный контроль и самоконтроль альпиниста
|
|
|
| 2_2_3
| Современные методы и средства тренировки спортсмена-альпиниста
|
|
|
| 2_2_4
| Общая и специальная физическая подготовка альпиниста
|
|
|
| 2_2_5
| Основы геоморфологии
|
|
|
| 2_2_6
| Основы гляциологии
|
|
|
| 2_2_7
| Руководящие документы Комитета по спорту Мин.тур. спорт. РК
|
|
|
| 2_2_8
| Организация и тактика спасательных работ
|
|
|
| 2_2_9
| Оказание помощи и транспортировка пострадавшего подручными средствами
|
|
|
| 2_2_10
| Отработки приёмов страховки
|
|
|
| 2_2_11
| Совершенствование основных приёмов техники альпинизма
|
|
|
| 2_2_12
| Общая физическая подготовка
|
|
|
| 2_2_13
| Выполнение контрольных нормативов
|
|
|
| 2_2_14
| Зачёты по теоретической части программы
|
|
|
| 2_2_15
| Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений
|
|
|
| 2_2_16
| Новые документы руководящих альпинистских организаций
|
|
|
| 2_2_17
| Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в прошедшем сезоне
|
|
|
| 2_2_18
| Организация и тактика спортивных восхождений
|
|
|
| 2_2_19
| Географический обзор района, его освоение альпинистами
|
|
|
| 2_2_20
| Обзор лучших восхождений прошлого сезона
|
|
|
| 2_2_21
| Транспортировка пострадавшего на различном рельефе подручными средствами и экзамен по теме
|
|
|
| 2_2_22
| Организация страховки и самостраховки. Работа на страховочном стенде.
|
|
|
| 2_2_23
| Передвижение по скалам в связках и страховка. Экзамен по теме
|
|
|
| 2_2_24
| Передвижение по льду в связках и страховка. Экзамен по теме
|
|
|
| 2_2_25
| Передвижение по снегу в связках и страховка. Экзамен по теме
|
|
|
| 2_2_26
| Восхождение для выполнение норм2-го спортивного разряда по альпинизму
|
|
|
| 2_2_27
| Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений
|
|
|
| 2_2_28
| Проверка знаний по вопросам теории альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП
|
|
|
| 2_2_29
| Оказание первой доврачебной помощи
|
|
|
| Всего часов 34 487 521
Примечание. Темы 2-2-1 – 2-2-15 рекомендуются для изучения в подготовительный период – до выезда в горы. При переносе других тем на подготовительный период следует учесть, что для обеспечения необходимой адаптации количество часов, отведенных на технику передвижения и страховку в горах, может быть лишь уменьшено, но не исключено совсем.
2.3 Учебный план спортивной подготовки выполнения 2-го разряда за один сезон.
№ темы
| Тема занятий
| Количество часов
| Теор.
| Практ.
| всего
| 2_1_18
| Правила совершения восхождений, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений на этапе СП-1
|
|
|
| 2_1_19
| Экзамен по теме «Правила совершения восхождений»
|
|
|
| 2_2_17
| Анализ несчастных случаев, происшедших с альпинистами в прошедшем сезоне
|
|
|
| 2_1_21
| Обзор лучших восхождений прошлого сезона
|
|
|
| 2_1_22
| Организация и тактика спортивных восхождений
|
|
|
| 2_1_23
| Географический обзор района и освоение его альпинистами
|
|
|
| 2_1_24
| Основы радиосвязи в горах
|
|
|
| 2_1_25
| Оказание первой доврачебной помощи при сложных случаях травм, заболеваний. Экзамен
|
|
|
| 2_1_26
| Транспортировка пострадавшего подручными средствами
|
|
|
| 2_2_21
| Транспортировка пострадавшего на различном рельефе подручными средствами и экзамен по теме
|
|
|
| 2_2_22
| Организация страховки и самостраховки. Работа на страховочном стенде.
|
|
|
| 2_1_28
| Техника передвижения по скалам и страховка.
|
|
|
| 2_2_23
| Передвижение по скалам в связках и страховка. Экзамен по теме
|
|
|
| 2_1_29
| Техника передвижения по льду и страховка.
|
|
|
| 2_2_24
| Передвижение по льду в связках и страховка. Экзамен по теме
|
|
|
| 2_1_30
| Техника передвижения по снегу и страховка.
|
|
|
| 2_2_25
| Передвижение по снегу в связках и страховка. Экзамен по теме
|
|
|
| 2_1_31
| Решение ситуационных задач
|
|
|
| 2_1_32
| Учебно-тренировочные восхождения
|
|
|
| 2_2_26
| Восхождение для выполнение норм2-го спортивного разряда по альпинизму
|
|
|
| 2_1_34
| Разбор учебно-тренировочных занятий и восхождений
|
|
|
| 2_2_28
| Проверка знаний по вопросам теории альпинизма и выполнение контрольных нормативов по ОФП
|
|
|
| Всего часов 20 160 180
Примечание. При достаточной подготовленности участников изучение некоторых тем можно полностью или частично перенести на подготовительный период.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|