Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ ТРАНСЛЯЦИИ





1. Молодежь как социальная группа

2. Институты социализации: типология, механизм действия

3. Методология поколенческого анализа общества

 

1. Молодежь как социальная группа.В качестве особой социальной группы молодежь выделилась с началом индустриальных революций в конце XVII – начале XVIII вв. Данный процесс явился результатом изменения взаимоотношений между семьей и производством вследствие усложнения последнего. Если до этого отец имел возможность передать свое ремесло сыну в рамках домашнего, семейного обучения, то сложные производства – мануфактуры и фабрики потребовали внесемейного обучения. В доиндустриальных обществах, как только молодой человек приступал к работе, помогая родителям, он сразу становился взрослым. При этом во многих обществах практиковался обряд инициации – посвящения во взрослые. Таким образом, молодые по возрасту люди не составляли особой социальной группы молодежи – происходил непосредственный переход от детства к взрослости. С появлением в индустриальных обществах институтов внесемейного образования – ремесленных училищ, университетов, выделилась особая группа молодых людей, которые отрывались от семьи, но еще не обретали полной независимости, то есть не могли считаться взрослыми. Они занимали промежуточный, переходный статус между детьми и взрослыми. Данную группу с социологической точки зрения и принято рассматривать в качестве молодежи.



Исторически первый сложившийся подход к определению молодежи – узкоэмпирический, описывающий молодежь по возрастному критерию (молодежь – это люди в возрасте от 16 до 30 лет). В настоящее время более распространены подходы, учитывающие, помимо возрастного аспекта, и социологические характеристики молодежи как социальной группы. Наиболее эффективным является подход, предложенный английским социологом С. Фрисом[10]. В соответствии с данным подходом молодежь можно наиболее адекватно охарактеризовать с точки зрения ее движения:

1) от зависимости к независимости;

2) от безответственности к ответственности.

Рассмотрение молодежи в рамках первого вектора предполагает, что молодые люди не так зависимы от родителей, как дети, но при этом они еще не достигли уровня экономической и социальной независимости, свойственного взрослым. Данный переход непосредственно связан с такими социальными институтами, как семья, система образования, работа, сфера свободного времени и досуговой активности. Рассмотрим их влияние на молодежь в соответствующей последовательности:



Семья. В описании движения от зависимости к независимости как характеристики, отличающей молодежь от детей и от взрослых, немаловажную роль играет изменение внутрисемейных отношений, связанных со вступлением детей в период молодости. Семья постепенно теряет свое влияние на молодого человека, по мере взросления психологическая, материальная зависимость его от родителей становится все менее ощутимой. Создание же своей семьи может считаться одним из этапов перехода во взрослую жизнь.

Система образования. Первое социальное движение ребенка к независимости происходит с поступлением в школу. Институты образования являются одними из главных агентов социализации, причем важную роль здесь играет не только формальная организация и влияние взрослых, но и взаимодействие в рамках класса со сверстниками.

Большинство современных школьных систем основано на принципе достижительности — по критерию успеваемости выстраивается школьная иерархия, где хороший ученик автоматически принимается в качестве положительной личности и наоборот. Происходит постоянное направление ребенка в нужную учителю сторону путем особой системы норм, ценностей и санкций. Однако, изменения, происходящие в обществе, отражаются и на смене представлений о путях и уровнях достижения успеха в школе. Этот процесс, в свою очередь, влияет на реакцию учеников: в разных странах и в разное время школьники выбирают различные стратегии поведения и ответов на задаваемые вопросы. Именно школа в большей степени формирует конформизм/нонконформизм в структуре ценностей взрослеющего человека.



Окончание школы является важным этапом пути от зависимости к независимости. Часть выпускников предпочитает дальнейшее обучение, другая — выход на рынок рабочей силы или другие виды деятельности. Студенты средних и высших учебных заведений представляют собой «классическую» с точки зрения социологии, группу молодежи – это уже не дети, но еще не взрослые. Система образования в высшей школе имеет несколько иную организацию. Студенты более независимы в своих действиях, система достижительности в вузах работает менее эффективно, нежели в школе. Окончание учебы, поступление на работу чаще всего сопровождается созданием собственной семьи, обретением полной независимости, а, следовательно – достижение статуса взрослого.

Следующим этапом в движении молодежи от зависимости к независимости является работа как любая форма социальной занятости. Выпускники школ, отказавшиеся от продолжения обучения и начавшие работать, формально могут быть отнесены к независимым, а, следовательно, взрослым членам общества. Тем не менее, существует ряд факторов, позволяющих выделить категорию «работающей молодежи». Данная группа все еще включена в процесс достижения статуса взрослого, так как чаще всего продолжает совместное проживание с родителями, получает невысокую заработную плату, что обусловливает материальную зависимость молодых людей от родителей. Кроме того, и на рабочем месте молодой человек находится в зависимом положении, так как определенное время является обучаемым, не имея всех необходимых навыков.

Досуговая активность молодежи связана с различными формами молодежной культуры, являющейся одним из важнейших источников достижения независимости (в том числе и независимости от культурных образцов, предлагаемых взрослыми). То, как молодые люди выражают себя в досуге (формы потребления культурных образцов, стиль одежды, музыка, танцы) делает их особой социальной группой. В последние десятилетия формируются новые досуговые практики молодежи. Благодаря развитию компьютерных технологий и мировых информационных сетей, молодой человек получил возможность моделировать свой жизненный стиль в частной, а не в общественной сфере, при этом ориентируясь на стиль извне. Грань между публичной и частной сферами стирается – находясь у себя дома, человек с помощью компьютера получает возможность общаться со всем миром. Существуя в разном географическом пространстве, коммуникаторы сосуществуют в едином временном векторе. Результатом является сверхконцентрация на себе, саморазвитие, выработка индивидуального стиля жизни. Изменение сферы досуговой активности определенным образом влияет и на формирование молодежью своей идентичности.

Второй вектор в характеристике социологической категории «молодежь» связан с понятием «ответственность». Именно в период перехода от детства к взрослости молодой человек принимает на себя максимальную ответственность в различных областях личной и общественной жизни. Молодой человек принимает ответственность за свои поступки как в семейном кругу, так и перед государством, общественными институтами – признается дееспособным гражданином. Можно выделить два вида ответственности:

- регламентирующая ответственность – в соответствии с ней закон определяет взросление индивида, предписывает определенный возраст наступления ответственности за совершенные действия, преступления, обязывает к каким-либо действиям (например, к службе в армии);

- разрешительная ответственность определяет способность индивидов к определенным действиям, исходя из их биологического возраста. При этом государственные предписания и рекомендации не являются обязательной нормой для всей молодежи. Так, большинство молодых людей вступают в брак через несколько лет после того, как это официально разрешено, а некоторая часть, напротив, – до этого срока.

Таким образом, движение молодого человека от зависимости к независимости и от безответственности к ответственности представляет собой составную часть процесса социализации, происходящей при помощи перечисленных факторов.

2. Институты социализации: типология, механизм действия.Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм, включение личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Целью социализации является формирование личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Этот процесс обеспечивает стабильность и сохранение общества, передачу его культуры, норм и ценностей очередным поколениям. По мере развития и усложнения общества происходит эволюция процесса социализации, поскольку для того, чтобы передавать нормы и ценности новым поколениям, необходимо конструирование самой социальности. Существуют различные подходы к характеристике сущности процесса социализации. Рассмотрим наиболее значимые из данных подходов.

Психологический подход. Первыми обратились к разработке концепции социализации психологи. По мнению Э. Эриксона, основная цель процесса социализации заключается в достижении идентичности. Идентичность является показателем зрелой личности. Социализацию индивида можно представить как последовательное прохождение им в течение всей жизни нескольких психосоциальных кризисов, на каждом из которых человек должен сделать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. При этом характер выбора сказывается на успешности либо неуспешности всей последующей жизни индивида. Э. Эриксон следующим образом описывает стадии процесса достижения идентичности:

1) В грудном возрасте ребенок должен осуществить свой первый, жизненно важный выбор – между доверием и недоверием к окружающим.

2) Возрастающая самостоятельность младенца, выражающаяся в способности передвигаться (сначала ползком, а позднее – шагом), развитие речи, манипулятивных способностей, позволяет ребенку перейти к решению второй жизненной задачи – обретению автономии или же неуверенности в себе, стыдливости, непрерывных сомнений (18 месяцев – 3 года).

3) Важную роль в разрешении следующего психосоциального кризиса ребенка, по Эриксону, играют взрослые и, в первую очередь, родители. На этапе 3 – 5 лет личность становится в значительной степени самостоятельной и делает выбор между инициативой и постоянным чувством вины. Когда ребенка ругают за какой-либо незначительный проступок, это является вкладом в развитие чувства вины и неуверенности в себе. В этом возрасте дети интериоризируют "глаза мира", то есть учатся воспринимать себя глазами окружающих.

4) Развитие данного процесса продолжается на стадии младшего школьного возраста, когда личность должна сделать выбор между трудолюбием и чувством собственной неполноценности.

5) Пятая стадия социализации, по Эриксону, является ключевой для обретения идентичности. В возрасте 11 – 20 лет подросток оказывается перед выбором становления позитивной идентификации собственного «я» или же ролевой диффузии, путаницы ролей. При успешном преодолении данного кризиса, личность сумеет объединить все ранее усвоенные социальные роли (сына / дочери, школьника, спортсмена и т. д.) в единый ролевой комплекс, позволяющий занять свое место в обществе; в противном случае наблюдается спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно своего места в группе, обществе, с неясностью жизненной перспективы.

6) Следующая стадия является переходом к решению специфических взрослых задач на базе ранее сформированной психосоциальной идентичности и связана с поиском интимности, соучастия в противоположность одиночеству и изоляционизму (21 – 25 лет).

7) Стадия, занимающая большую часть человеческой жизни, связана с противоречием между способностью личности к творческой активности и личностным застоем, постепенным регрессом в ходе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию, по Эриксону, становится формирование собственной индивидуальности, неповторимости. "Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой" (25 – 50/60 лет).

8) Восьмая стадия (свыше 60 лет) завершает жизненный путь. Пожиная плоды прожитой жизни, человек обретает покой и умиротворение как следствие целостности своей личности, либо оказывается обреченным на отчаяние как итог запутанной жизни.

Преодоление личностных кризисов на всех уровнях и достижение личностью идентичности характеризует, по Эриксону, успешность процесса социализации в обществе.

Социологический подход. Дети во всех обществах, по Ш. Айзенштадту, должны пройти период социализации, для того, чтобы достичь статуса взрослого: усвоить моральные коды общества, его общепринятые правила, приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения ими взрослых ролей. При этом социализация, по мнению Айзенштадта, неодинакова для детей разного пола и социального происхождения. Однако, каковы бы ни были различия между молодыми людьми в других областях, все они должны быть социализированы, должны найти себя в социальных институтах, разделить чувство субординации. Данные социальные институты существуют для молодых, но они не контролируются ими. Молодежь, таким образом, является объектом воздействия общества, но она маргинальна в отношении власти. Одним из важнейших агентов социализации, компенсирующим маргинальный статус молодежи, является, по Айзенштадту, молодежная культура, которая ослабляет беспокойство, опасения и сомнения молодежи по поводу своего статуса. Социальная важность молодежной культуры лежит в продуцируемых ею кодах поведения, одевания, стиля. Все формы молодежной культуры (от студенческого клуба до уличных группировок) имеют схожие социализирующие функции:

- позитивная адаптация молодежи в обществе;

- присвоение первичного статуса;

- облегчение эмансипации от родителей;

- передача специфических ценностей и представлений;

- удовлетворение потребностей в общении.

Социализация, как любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью протекания. Этапы социализации условно совпадают с этапами возрастного развития индивида:

Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Специфическим этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная (профессиональная) социализация – связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе углубляются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.

Стадия социальной зрелости – включение индивида в систему общественного разделения труда. На этом этапе предполагается адаптация к профессиональной субкультуре и иным субкультурам.

Завершение жизненного цикла - с момента прекращения постоянной трудовой деятельности.

Прерогатива передачи социокультурного опыта, ценностей и норм общества принадлежит агентам социализации. Существует множество определений данного термина. Например, Н. Смелзер причисляет к ним «институты, отдельных людей и группы, способствующих социализации». Э. Гидденс дает более широкое определение этой категории, понимая под ней «группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации». Иными словами, все субъекты социального взаимодействия (индивиды, группы, социальные институты и социальные контексты), непосредственно воздействующие на процесс трансляции ценностей и норм общества, могут быть названы агентами социализации.

Значимость тех или иных агентов социализации неодинакова. Так, в детском возрасте основное социализирующее воздействие принадлежит семье, а в подростковом возрасте данная функция не в меньшей, а иногда и в большей степени осуществляется группой сверстников.

Агенты социализации организованы в социальном пространстве по иерархическому принципу. Причем места агентов социализации в данной иерархии никогда не будут жестко определенными. Критериями иерархической организации агентов выступают количество и качество контролируемых ресурсов (экономических, социальных, культурных, символических и даже политических), наделяемая объектом социализации степень их субъективной значимости и социально-исторический контекст, в рамках которого рассматривается значимость того или иного агента.

К основным агентам первичной социализации относятся семья, сверстники («группа равных»), образовательные учреждения, средства массовой информации.

3. Методология поколенческого анализа общества.Поколенческий анализ в качестве методологической перспективы исследования социума актуализировался в социально-философской мысли в XX веке, хотя отдельные положения в исследовании проблемы поколений встречались и ранее. Так, Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» уделял внимание этимологии происхождения термина «поколение».

Методологические основы социологического исследования поколений были представлены в работах К. Манхейма[11](в ряде русских переводов – и как К. Мангейм). Поколение, по К. Манхейму – это интегрированная группа современников, существующая как результат общего социального опыта, переживания определенного периода жизненного цикла цивилизации. Через общее переживание происходит объединение современников, занимающих одно и то же место в пространстве и времени в социально значимую группу; поколение характеризуется определенным положением в обществе, специфической взаимосвязью и единым социальным опытом. При этом у каждого поколения существует собственное временнόе измерение и историко-культурное пространство. Смена поколений – это универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого в культурном процессе появляются новые участники, а старые акторы постепенно исчезают. Представители каждого поколения могут действовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса, поэтому обществу необходимо постоянно передавать накопленное культурное наследство, что и осуществляется посредством преемственности поколений. Вместе с тем К. Манхейм констатировал наличие у индивидов, по возрастным параметрам принадлежащих к одному поколению, альтернативных ценностей и установок. В этой связи он отмечал, что единство поколения представляет собой историческую проблему[12].

Таким образом, еще в первых исследованиях поколенческой структуры общества актуализировалась проблема конфликта, разрыва поколений. Данный разрыв может быть как внутрипоколенным, так и межпоколенным. Межпоколенный конфликт Манхейм связывал с феноменом энтелехии поколения (термин, впервые использованный применительно к поколениям немецким философом В. Пиндером), т.е. ясно различимым новым импульсом, новым центром конфигурации поколения. Энтелехия поколения – это выражение общности его внутреннего предназначения, врожденного ему способа восприятия жизни и окружающего мира. «В подобных случаях, - отмечал Мангейм, - мы говорим о появлении нового образа поколения или о новой энтелехии поколения»[13].

Энтелехия является тем, что отличает одно поколение от другого, при этом быстро изменяющийся, динамичный ритм жизни социума может разрушить энтелехию поколения на этапе формирования. В этом случае особенно остро, на наш взгляд, проявляется межпоколенный разрыв и формируется так называемое «потерянное поколение», фактически выпадающее из общей социальной структуры.

Феномен преемственности поколений и межпоколенного конфликта стал предметом специального рассмотрения Ш. Айзенштадта[14], который, опираясь на исторические примеры (от примитивных до индустриально развитых государств), проанализировал две взаимосвязанных проблемы – историчности поколенческого деления общества и межпоколенной трансмиссии культуры (процессов социализации).

Основные биологические процессы, по Ш. Айзенштадту, более или менее одинаковы во всех человеческих обществах, а их культурные особенности варьируются, по большому счету, лишь в деталях. Следовательно, все индивиды в любой исторический период вынуждены в течение жизни преодолевать проблемы, связанные с фактом их возраста[15].

В каждом обществе существуют группы, которые, с одной стороны, занимают важное место в социальной структуре, а с другой – членство в них базируется на возрастном критерии. Прохождение индивидом возрастной лестницы никогда не является исключительно его индивидуальным опытом, но также проблемой социальной. Именно здесь кроется наибольшая опасность для жизнеспособности общества, связанная с возможностью нарушения в механизме передачи социальной информации от поколения к поколению. Поэтому одним из главных компонентов возрастной структуры общества является ее иерархичность, т.е. доминирование одних возрастных групп над другими[16].

Поколенческий анализ Ш. Айзенштадт осуществлял на основе соотнесения разновозрастных гетерогенных групп, таких как семья и другие родственные объединения, и одновозрастных, гомогенных групп, сформулировав при этом следующие исследовательские гипотезы:

1. Критерий возраста как принцип в определении социальной роли наиболее важен в обществах, которые основаны на традиционных нормах и ценностях, где главной единицей общественного разделения труда является семья или другой родственный коллектив. Разновозрастные отношения этих ячеек являются базовыми формами взаимодействия между возрастными степенями, тогда как одновозрастные отношения имеют второстепенное значение. В таких обществах одновозрастных, относительно самостоятельных групп, не возникает.

2. Одновозрастные группы обычно возникают в тех обществах, где семья или родственные ячейки не могут обеспечить или даже мешают своим членам достигать полного социального статуса. Это имеет место в двух типах общественных систем: а) в системах, где распределение ролей, возможностей и поощрений не основано на членстве индивида в родственных группах; в таких, «универсалистских» обществах, идентификация индивида с разновозрастными членами семьи не обеспечивает ему достижения полной зрелости, статуса и участия в делах социальной системы; в таких случаях солидарность разновозрастных отношений разрушается и появляется тенденция к возникновению одновозрастных групп; б) в системах, где структура семьи или генеалогической группы блокирует возможность достижения младшими социальной зрелости внутри группы, так как старшие не допускают младших к ресурсам, без которых выполнение взрослых ролей невозможно[17].

Таким образом, по мнению Ш. Айзенштадта, формализованные корпоративные одновозрастные группы возникают там, где семья еще не стала центральной ячейкой общественного разделения труда (например, в обществах с так называемыми возрастными классами), либо там, где она уже утратила это положение. И именно в таких обществах наиболее вероятен межпоколенческий разрыв, принимающий крайнюю форму в виде конфликта поколений или «пропасти» (разлома) между поколениями (Generational gap – термин, используемый рядом современных западных авторов).

Категорией generational gap оперировала и М. Мид[18], которая рассматривала человеческую историю как смену трех типов культур, выделяемых с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями: постфигуративные, где осуществляется традиционная преемственность поколений, и дети учатся прежде всего у своих предшественников; кофигуративные, где впервые наблюдается разрыв между поколениями и где дети и взрослые учатся также у своих сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей и где, следовательно, наиболее вероятен конфликт поколений.

По мнению М. Мид, возникновение разрыва между поколениями – явление достаточно давнее, проявляющееся впервые в кофигуративных обществах, где имеет место разрыв в преемственности опыта. Такие эпизоды впоследствии все более усиливаются – общество резко дифференцируется по возрастным группам, восстание молодого поколения против авторитета старших на определенной стадии взросления институционализируется[19]. Максимальной степенью разрыва (пропасти) между поколениями характеризуются префигуративные культуры, возникающие с середины ХХ века, которые формируют уникально новый тип социальной связи между поколениями, когда ценности и знания старшего поколения не довлеют над младшим поколениям: «Во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, … которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ»[20].

Новая культура, описанная М. Мид в 1970-е гг. как только зарождающаяся и будущее которой неизвестно, за прошедшие десятилетия, на наш взгляд, еще более распространилась и усилила межпоколенческий разрыв.

Для поколения молодежи конца XX – начала XXI вв. специфической энтелехией, на наш взгляд, стало формирование повседневных практик в условиях принципиально новой информационной среды «нью медиа», основанной на развитии компьютерных технологий. Поскольку энтелехия является тем феноменом, который отличает одно поколение от другого, то наличие опыта общения в виртуальной среде, которого не было у поколения родителей, может рассматриваться в качестве условной границы, отделяющей одно поколение от другого.

Исходя из приведенного выше тезиса, можно констатировать наличие цифрового барьера (digital divide) между молодежью и старшими поколениями – «отцов» и, в особенности, «дедов». Этот барьер применительно к поколенческому анализу в общем виде характеризует отсутствие навыков работы с цифровой (компьютерной) техникой у старшего поколения, что может рассматриваться в качестве фактора, усугубляющего межпоколенческий разрыв.

С другой стороны, в условиях информационного общества представляется дискуссионным сама методология поколенческого анализа в его классическом понимании, поскольку процесс традиционной преемственности между возрастными когортами фактически трансформировался в свою полную противоположность. В этой связи представляет интерес исследование, проведенное шведским исследователем П. Аарсандом (P. Аarsand) с применением методики визуально-антропологического наблюдения. Согласно полученным результатам, тот факт, что младшее поколение в семье обладает значительно большими знаниями в сфере цифровой (компьютерной) техники, способствовало в ряде наблюдаемых случаев активизации межпоколенческих взаимодействий между ребенком и родителями (дедушками, бабушками). Ребенок-подросток в этом случае становился субъектом обучения более старших членов семьи навыкам работы на компьютере[21]. Таким образом, компьютер (цифровая техника) может играть в повседневной жизни семьи не только роль цифрового барьера, но и, напротив, роль актора коммуникации.

На примере российского общества можно констатировать, что в настоящее время поколение «детей» оказывается не только более информированным в динамично развивающейся технологический среде, но и более адаптированными к новым социально-экономическим условиям, по сравнению с когортой «отцов», следовательно, не всегда нуждается в социализации в ее классическом понимании. Напротив, старшее поколение ощущает необходимость ресоциализации с помощью молодого поколения. Кроме того, развитие компьютерных технологий и формирование виртуального пространства, характеризующегося предельной степенью анонимности общения, все более стирают различия между индивидами по возрасту, социальному статусу, гендерной принадлежности, что формирует новое, уникальное поле межпоколенческого взаимодействия. Вместе с тем, методология поколенческого анализа, на наш взгляд, обладает несомненным эвристическим потенциалом, поскольку в условиях максимальной индивидуализации и фрагментации социальной жизни позволяет зафиксировать некоторые типологические характеристики социально-демографических групп и воздействия на них различных социальных институтов.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какова история выделения молодежи в особую социальную группу?

2. Какова роль институтов семьи, образования, занятости и сферы досуга в процессе взросления молодежи?

3. Дайте определение понятия «социализация».

4. В чем сущность психологического и социологического подходов в анализе процесса социализации?

5. Опишите роль различных социальных институтов как агентов социализации.

6. В чем состоит регулирующая функция института молодежной культуры?

7. Раскройте специфику поколенческого анализа общества.

8. Каков вклад К. Манхейма, Ш. Айзенштидта и М.Мид в разработку методологии поколеческого анализа?

9. Охарактеризуйте специфику преемственности и конфликта поколений в условиях информационного общества.

10. Приведите примеры преемтсвенности и конфликта поколений из собственной практики, напишите эссе на данную тему.

Рекомендуемая литература:

1. Исламшина Т.Г., Беляев В.А., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. и др. Социология: Учебное пособие.– Казань: Чишмя, 2004.

2. Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.

3. Кузнецов В.Н. Социология молодежи. М.: Гардарики, 2005.

4. Максимова О.А. Социальные проблемы молодежи. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2002.

5. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. М., 2000.

6. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

7. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.