Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность, структура, функции народной художественной культуры





Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Культура – это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. При деятельностномподходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. . В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали.

Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификойнародной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).



В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

НХК – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХК – система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.



Этнос – это группа людей, объединённых общностью происхождения, языка, хоз.деятельности, уклада жизни, территории проживания, самосознания, религиозных представлений, отличающих эту группу от других. Главные этнические признаки: язык, культура, самозознание.

Народность – пришла на смену племени в результате консолидации племён. Народность – ок. 100 тыс. человек. Народ – объединение народностей в государстве (более 100 тыс.).

Нация – крупное объединение людей, свыше 100 тыс. чел, возникшее в период индустриального развития.

НХК играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:

* Познавательная. При помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.

* Мировоззренческая. НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.

* Социализирующая. НХК приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов

* В.С. Цуккерман выделяет в системе народной культуры, три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее - самоуправления) и духовную культуру. В духовной культуре он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение,

* народную экономическую культуру,

* народную нравственную культуру,

* народную педагогику, народное правосознание,



* народную художественную культуру

* Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа

.Народное искусство — создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Сегодня, сложилась уникальная ситуация сосуществования всех форм народного художественного творчества - фольклора и декоративно-прикладного искусства, городского "примитива", любительства и художественной самодеятельности. Тесное переплетение современных форм народного художественного творчества можно проследить на конкретных явлениях и процессах. Так, если на свадьбе спонтанно исполняются народные песни с импровизацией, то это фольклор; если один из "самородков" собирает вокруг себя ансамбль, чтобы вечерами вместе играть и петь - это любительство; если ансамбль песни занимается в клубном учреждении под руководством педагога - это уже художественная самодеятельность. Когда в авторской песне звучат интонации фольклора и иных музыкальных направлений и стилей - это городской "примитив". Многочисленные изделия

народных ремесел, которые мы сегодня в изобилии видим на рынках в качестве сувениров или изделий быта - это явление городского "примитива" либо декоративно-прикладного искусства в народных традициях. Важность возрождения, сохранения и развития народного художественноготворчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясьосохранении народной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу, сохраняем нравственные нормы, выработанныепредшествующими поколениями. В последнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но в то же время народнаякультураво многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и впередаче нравственных норм и ценностей. Она не способна обеспечитьрешение всех проблем, связанных с социализацией личности в сложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли бы бытьзначительно выше.

23. Древнеславянские истоки русской народной песни. пытающиеся собиратели и исполнители нарочных песен 19-20века.русская народная музыка берет начало в фольклоре славянских племен, живших па территории Киевской Руси Так как этнический состав населения 5ыл очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века; песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости. Именно русская песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни: от колыбели до могилы. Авторы некоторых из них забыты, и песни считаются народными. Многие созданы выдающимися композиторами-песенниками - Г. Пономаренко, Е. родыгиным, Я Захаровым. В. Мокроусовым и другими. С огромны.» трудом можно найти записи великолепных исполнителей русских песен - Ф. Шаляпина. М. Михайлова, Г. Пирогова, С. Лемешева. И. Козловского, В. 7евко и других Ирина Андреевич Федосова (1831 — 1899) - русская ■сказительница, плакальщица. Многие ее плачи и песни записаны учеными-шнгвиепшми.

Первые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку Особенно наивно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков. Среди собирателей - имена А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Изучением песен занимались ученые А.И Веселовский, Л.Х.Востоков. З.Я.Пронп.

Лирические песни - народные песни, выражающие личные чувства и «строения поющих. По содержанию лирические песни можно разделить натесин любовные и песни семейные.

1о характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном, но наряду с грустными, протяжными, есть безудержные, бесшабашные, дышащие весельем песни.

Лирические песни эго фольклорные эпические, лиро-эпические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы парода. Известно более 600 сюжетов исторических песен. Их персонажи — конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Г ротный.Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а около них — простой пушкарь, солдат или народ.

26. Русский фольклор и любительское (самодеятельное) творчество в России в 19-20в. Выдающиеся собиратели и исполнители Народ всегда создавал замечательные художественные ценности. Наряду с профессиональным искусством жило народное художественнее творчество - безымянный "фольклор". Народные песни, сказки, легенды, пословицы были и остаются неисчерпаемым источником вдохновения профессиональных художников.

Не вызывает сомнений, что художественная самодеятельность вышла из фольклора До середины XX века как такового различия между данными понятиями не существовало. "Относится ли самодеятельность к области фольклора - такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог' быть поставлен, потому по фольклор и народное творчество были понятиями совершенно тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах, В представлении тогдашней фольклористки все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций.

С течением времени понятия "фольклор" и "художественная самодеятельность" стали более различимы.

Основное, что отличат самодеятельность от фольклора - организованность. Самодеятельность - "форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и определенные средства организации." Фольклор, “так же будучи проявлением первичных творческих устремлений, возникает, однако, стихийно, “незапланировано" и уже по одному этому не предполагает никакой предварительной организации. Иначе говоря, возникновение фольклорного произведения никем не может быть предусмотрено. С ним всякий раз приходится считаться как с фактом, принимать его или отвергать, но предусмотреть, когда и кем оно будет создано, на какую сторону действительности будет направлено, - этого сделать нельзя ни при каких обстоятельствах. Потому и невозможно представить себе организацию или организации, в задачу которых входило бы, скажем, воспитание фольклорных кадров, изучение творческих потребностей фольклорных авторов, управление развитием фольклора, тогда как аналогичные задачи по отношению к самодеятельности ни у кого не вызывают удивления.'

В фольклоре создаются художественные произведения. Самодеятельное же связана как с созданием, так и с исполнением, при этом исполняться могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, го в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.

СОБИРАТЕЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Серия «Былины» — первая в порядке создания Свода русского фольклора.это диктуется не только высоким общественным и эстетическим значением данного круга памятников культуры, но и обусловлено на>чной подготовленностью отечественной фольклористики к изданию названного вида народной поэзии (большое число исследований былин в аспектах филологических, исторических, музыковедческих, солидная традиция издания песенного эпоса начиная с трудов К. Ф Калайдовича. П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга)

Русский фольклор (В. С. Галкин. «Сибирские сказы»

Одним из первых крупных изданий, посвященных несенному фольклору Самарской губернии, стала работа видного фольклориста-собирателя. исследователя народного творчества, переводчика В.Г. Варенцоиа "Сборник песен Самарского края"

Несколько самарских хороводных песен Ставропольского уезда вошли в известный "Сборник русских народных несен” М.А. Балакирева В 1898г. вышел первый том книга П.В. Шейна "Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п."

На рубеже веков была издана крупнейшая за истекшее столетие работа, посвящённая традиционным песням - семитомник "Великорусские народные песни, изданные проф. А.II. Соболевским"

Одной из первых крупных работ XX века стала книга известного фольклориста, публициста, археографа П.В. Киреевского. В многотомное издание вошли сотни текстов песен, записанных в разных регионах России В 1937 голу фольклору нашей области был посвящён сборник, составленный В. Сндельннковым и В. Крупинской "Волжский фольклор"

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.