Сделай Сам Свою Работу на 5

Народный календарь и календарный праздник





С момента появления человека на земле он постоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. Для того, чтобы прокормиться и выжить человек веками осваивает трудовые навыки, которые приобретают особенно важное значение в эпоху земледелия. Ритм жизни наших предков находится в большой зависимости от чередования времен года и производственных циклов, урожай - в прямой зависимости от капризов природы, от воздействия природных стихий.

Календа – первый день месяца (латинское, в Др. Риме)

Но у древних славян выработался свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими еденицами – от «век» да «день, ночь, сумерки». Суть календаря зависела от образа жизни его составителей.

Синкретичный ф-р, сложенный в языческой древности славянами содержал в себе магические действа, направленные на взаимодействие с природой, с её стихиями, явлениями. Целью этого воздействия было получение богатого урожая, здоровья, благополучия и продолжение рода человека, нераздельно связанного с природой. Тысячелетиями создавался народный земледельческий календарь, в котором нашли свое отражение практический опыт хлебопашца, его метеорологические и астрономические наблюдения, а также и суеверные обычаи, возникшие вследствие своеобразного понимания им причинно-следственных связей



в явлениях природы'. В календаре отмечались сроки начала и конца работ в поле и в доме, выделялись дни обязательных культовых ритуалов.

Особое место в жизни земледельца занимает сЗимнее солнцестояние (25 декабря) отмечалось как «поворот» солнца на лето, как день, после которого дневное время начинает постепенно, но неизбежно прибывать, а ночь укорачиваться. 25 декабря - праздник возрождения солнца, начало борьбы тепла и холода, света и тьмы. В летнее солнцестояние (22 июня) солнце достигает высшей точки на небе. Самый длинный день и самая короткая ночь - время наиболее бурного цветения всей растительности. После летнего солнцестояния солнце начинает клониться к земле, день, за днем уступая силам тьмы. Даты весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) знаменовали собою приход весны и осени. Все основные циклы крестьянских обычаев и праздников, приурочиваемые к четырем моментам солнечного года, принято делить на зимние, весенние, летние и осенние.



Поскольку урожай зависел от погоды, годовой цикл изначально сложился на приметах погоды. Это отражено в пословицах, поговорках, присловьях. Одним из «прогнозов» погоды было также и гадание, основные мотивы которого связаны с аграрной и брачной тематикой.

Празднование новогодия , присущее каждому народу, в нашем государстве имеет сложную историю. До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Весеннее пробуждение природы означало наступление нового календарного года. В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от "сотворения мира", т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта - день Евдокии-плющихи). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны - свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября (14 сентября по новому стилю - Семёнов день; 7000 год от "сотворения мира"). Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя (т.е. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца: сентябрь-декабрь). К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь - "новый стиль". 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым годом. С этого времени в России существовало 3 календаря – языческий, церковный и государственный



С введением христианства появились святцы – дни поминовения православных святых, которые также были задействованы в народном календаре. Народный календарь – одно из проявлений бытового православия: он соединил церковный христианский календарь – его праздники , посты и мясоеды, с хозяйственной деятельностью народа – т.е. с земледельческим календарём. Народный календарь бытовал в устной форме, как система

примет, поверий, гаданий. Н-р: «Если весна ранняя – холодно вЕгорьев день». В народном календаре устанавливается взаимозависимость различных точек года: «Егорий с теплом – Никола с кормом». Метеорологические и аграрные приметы народ соединил с именами боле 400 святых, мучеников, духовных лиц. Нередко святые получали народные прозвища: Федора – замочи хвосты (11 сентября), Параскева – грязница, Тимофей полузимник (22 января, прошло ползимы)и т.д. Августовские спасы, праздники, связанные с представлениями о Господе нашем Спасителе Иисусе Христе – в русском народном календаре превратились в медовый Спас, яблочный Спас и хлебный (ореховый) Спас.

Народный календарь древних славян изначально делился на два сезона – лето и зиму. Впоследствии главными границами летнего и зимнего времени стали Благовещение Пресвятой Богородицы (весеннее равноденствие) и Воздвиженье Животворящего Креста Господня (период осеннего равноденствия). Важнейшие даты народного календаря – летний и зимний солнцевороты. В народном календаре содержится мифологическая трактовка времени и связанная с нею система рекомендаций или запретов, он отображает древние астрономические представления народа.

Календарные обряды могли быть приурочены к началу каких-либо земледельческих работ или как самостоятельные празднества растягивались в ряде случаев на несколько дней. Зимние святки праздновались в течение двух недель, неделю отмечались масленица и семик «зеленые святки» .

В современном понимании понятие «праздник» может отождествляться со словом «праздный», т.е. ничего неделанье. Однако, с точки зрения мифологии, праздник – это временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, и предполагающий максимальную причастность всех участников в празднике.

Праздник противопоставлялся будням. Праздники, которые занимали 140 – 150 дней года, возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Сложение аграрных праздников происходило на протяжении веков в процессе трудовой деятельности людей. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота. Ритуальные обрядовые действа праздника как будто сливали человека с

природой. Люди пытались «воздействовать» на солнце, «помочь» ему преодолеть рубежи поворотов. Такое «воздействие» осуществлялось с помощью обрядов и ритуалов. Поэтому народный праздник тесно связан с традициями народа, его обычаями, обрядами, церемониями и ритуалами.

Ритуал это – исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определённые социальные и культурные взаимоотношения. Основная тема ритуала – тема сотворения мира и порядка, идеи отвоёвывания космоса у хаоса.

Обряд состоит из ритуалов, выстроенных в определённом порядке.

Обряд – это традиционная передающаяся от поколения к поколению узаконенная обычаем совокупность условных символических действий. (Аникин). Обряд совершается в переломье, важные , ответственные в каком либо отношении моменты жизни человека и общества,

В обряде существенна эмоционально-оценочная сторона: она оказывает воздействие на самосознание и самочувствие человека; (эта сторона характерна и для праздников). Посредством отправления обрядов люди укрепляли усвоенные от предшествующих поколений социальные установления, порядки. Введение христианства изменило суть многих обрядов и связанных с ними праздников, но самые основные из них, определяющие переломные моменты года продолжали существовать и в 20 веке.

6. Воззрения Л.Н. Гумилева - сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральной идеей творчества Л.Н. Гумилева было евразийство - направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение "Этногенез и биосфера Земли", в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном - учением о пассионарности. этногенез пассионарностьгумилев

Создавая теорию этногенеза, Л.Н. Гумилев выступил не только как историк, но и географ, этнограф, востоковед, психолог. Он - один из тех, кто понял, что наступил век интеграции наук. Однако, в период "застоя" работа гумилева замалчивалась, а если и были отзывы, то, в основном, негативные. Так, В. Чивилихин усмотрел в его концепции "русофобско-спекулятивную сущность", Б. Рыбаков назвал ее "самообманом" и т. д. В последующие годы также явилось немало критиков, но всех их объединяет одно: они ограничиваются критикой частных моментов. Никем не сделано попыток опровергнуть теорию в целом. Она лишь голословно называется "плодом предвзятых идей и авторской фантазии".

Вся история человечества, писал Л.Н. Гумилев, состоит из череды изменений. Издавна люди пытались понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались разные, ибо

история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки и культуры, и т.д. Гумилев рассматривает историю как историю народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. "Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории" (2). Что же такое этнос и каковы закономерности его возникновения, развития и упадка - на этот вопрос и пытается ответить автор.

Понятие "этнос" в трудах Л.Н. Гумилева. Вне этноса нет ни одного человека на земле. Каждый человек на вопрос: "Кто ты?" - ответит: "русский", "француз" и т.п. Этническая принадлежность обнаруживается в сознании людей, но не есть продукт самого сознания - нельзя сознательно, по договоренности объединиться в этнос. Также нельзя по договоренности сменить национальную (этническую) принадлежность, как меняют гражданское состояние или подданство. Очевидно, этническая принадлежность отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию или психологии.

Этнос - коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям. Общность территории, языка, происхождения, исторической судьбы, материальной культуры, экономической жизни, идеологии иногда являются определяющими моментами, иногда - нет. Вынести за скобки можно только одно - признание каждой особью: "Мы - такие-то, а все прочие - другие". Поскольку это явление универсально, можно предположить, что оно отражает некую физическую или биологическую реальность, которая и является искомой величиной. Интерпретировать эту величину можно только путем анализа возникновения и исчезновения этносов и установления принципиальных различий этносов между собой.

Л. Гумилев применил к этносфере общую теорию открытых систем. Этнос - не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Этнос, как любая система, имеет элементы и связи. Главное в любой системе - не составляющие ее элементы, которые могут вовсе не походить друг на друга, а связи между ними. Мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, то есть численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей различных весов и знаков. Этим и создается эластичность этноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногда регенерировать, ибо "многосвязная" система восполняет ущерб перестройки связей. Разрушение же связей приводит к исчезновению системы.

Этнос - система динамическая. В ней первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющей системы играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формами движения материи.

Этническая целостность не совпадает ни с семейной ячейкой, ни с уровнем развития производства и культуры. Социальные формы, в которые облекаются внутриэтнические целостности, причудливы и не всегда совпадают с подразделениями этносферы. Этнос тесно связан с вмещающим ландшафтом; ландшафт действует на этнос принудительно, и при его смене этнос вынужден либо исчезнуть, либо выработать новую форму адаптации, что означает смену стереотипа поведения. А это свидетельствует о появлении нового субэтноса или даже этноса, если популяция мигрирует за пределы этноландшафтной зоны.

Итак, согласно Л.Н. Гумилеву, этнос - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.