Сделай Сам Свою Работу на 5

Четыре комплекса русской одежды.





Характерные черты народного костюма это его: функциональность (он не сковывает движений, легкий, не жаркий и в то же время достаточно теплый и укрывает от непогоды), выраженная конструктивность (Рациональная конструкция рубахи, сарафана, зипуна, поневы, армяка почти не требовала употребление ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными.Небольшое количество прямых швов сокращало время на изготовление одежды и не требовало большого мастерства от швеи), непревзойденная декоративность - будучи в значительной степени связанной с верованиями народа, декорация имела и функциональное назначение. На нижней одежде, непосредственно одевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и играл роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле. На праздничной одежде орнамент в виде прошв, вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам подоплеки и т.п., отмечая, таким образом, конструктивные элементы. Орнамент употреблялся мелкий, геометрический, реже растительный.



Наконец, еще один определяющий признак народного костюма – комплексность.

Состав народного костюма был совершенно определенным и четко привязывался к тому или иному региону. В основном это относится к женскому костюму. Выделяется ряд женских костюмных комплексов:

поневный, сарафанный, комплекс с андараками (Это женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами, с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и юго-западных губерниях, преимущественно среди однодворцев - особой социальной группы, по положению стоявшей выше крестьян), комплекс с кубильком (кубилек – у казачек Кубани, Дона, Урала длинная распашная одежда в талию с расширяющимися к низу рукавами или без рукавов, носившаяся с серебряным или золотым, украшенным полудрагоценными камнями поясом. Иногда сочеталась с вязаным колпаком и

даже шароварами), парочка (жакет с юбкой - девичья и женская одежда, пришедшая в конце 19 века из города, суконная, х/б, плисовая).

Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято разделять на 4 типа (комплекса). Эти комплексы заметно отличаются друг от друга количеством и покроем входивших в них предметов одежды, временем возникновения и географией распространения.



1. Поневный комплекс. Это самый древний стиль одежды на Руси. В древнерусской миниатюре и иконописи изображение поневы встречается уже в X веке. Но слово "понева" в смысле "набедренная одежда" стало использоваться с XV века, а до этого оно означало (и означает сейчас в некоторых славянских языках) одеяло, полотняную ткань или покрывало. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других,но начиная с XIV века он начал постепенно вытесняться другой одеждой (о чем речь ниже), и к XVII веку понева стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к XIX веку даже в южных губерниях поневу носили лишь замужние крестьянские женщины. Девушки надевали поневу всего на один день для обряда инициации ("вскакивание в поневу").

В поневный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понева, передник, нагрудник (мог быть двух типов: вроде знакомого нам халата - с длинным рукавом и застежкой спереди, или надевающийся через голову, с коротким рукавом), сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).

2. Сарафанный комплекс. Сарафан появляется на северо-западе России начиная с XIV века, причем как мужская одежда (род кафтана). Женской одеждой он становится примерно с XVI века. Само слово "сарафан" для обозначения женской одежды использовалось редко. Чаще употреблялись слова, отражающие особенности конструкции или материала: клинник, глухарь, ситцевик, крашенинник. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к XVIII-XIX веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране. На юге же сарафан стал одеждой молодых девушек, и вообще воспринимался там как "модная" и "городская" вещь.



Сарафанный комплекс включает в себя: рубаху с прямымипаликами или без паликов, сарафан, передник, нагрудную одежду (душегрею, шугай), кокошник (для женщин) или венец (для девушек), кожаную или лыковую обувь.

3. Комплекс с андараком. Этот комплекс, в отличие от двух предыдущих, имел очень ограниченное распространение. Его носили так называемые однодворцы: потомки завербованных в Литве служилых людей, присланных в XVI-XVII веках на юг России для защиты границ. Отдельные села однодворцев располагались в Рязанской, Тамбовской, Курской, Орловской и Смоленской губерниях. Юбку-андарак надевали вместе с рубахой с

прямымипаликами и отложным воротником, корсеткой или жилеткой на шнуровке, широким поясом и головным убором, напоминающим либо колпак, либо литовские женские шапочки.

4. Комплекс с кубильком. А этот тип одежды был вообще узколокальным: он бытовал в казачьих станицах Дона и Терека. Считается, что он был заимствован казачками у женщин Северного Кавказа в XVII веке.

Кубилек - это приталеное платье с длинными рукавами. Его носили с металлическим поясом, рубахой, длинными штанами, вязаным колпаком и наброшенным на него тонким покрывалом.

онятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифологией, с традиционным укладом народной жизни и истории.

 

43. Основные виды и жанры устного народного творчества:

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Русские народные сказки: Особенности жанра и педагогический потенциал. Сказка – вид фольклорной прозы, «нарочитая фикция» (Пропп В.Я.). Содержание не вписано в реальное пространство и время. Идейная устремлённость. Сказка предлагает утопическое разрешение конфликта.

Сказка обладает национальными особенностями, отражая исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжеты большинства сказок интернациональны. В основе сказок – антитеза между мечтой и действительностью. Разделение персонажей по полюсам добра и зла. Герои статичны, это образы-типы, зависящие от своей сюжетной роли. Композиция: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Язык сказок: эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы, поговорки, прозвища, живая разговорная речь.Сказка – система жанров: сказка волшебная, социально-бытовая, о животных. Особенности сказок как народных средств воспитания.

а) В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одарённость, верность в бою, в дружбе и труде, безграничная преданность народу и родине.

б) Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Страдания положительного героя и его друзей являются временными, за ними обычно приходит радость, причём эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

в) Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способным ещё к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.д. (за одну ночь: построить дворец, посеять лён,вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить, одеть народ и т. д. – приём гиперболизации).

г) Дидактизм сказок: «добрым молодцам урок» даётся не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок.

д) В сказках явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. Труд – это радостное творчество, он делает человека сильным, спасает его от всех житейских бед.

Былины, их происхождение и классификация. Былина – фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. Термин «былина» (научный) был введён в 1830-х гг. на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени». В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, выразив уже оформившееся национальное сознание русского народа. Былины сложились на почве архаичной эпической традиции, унаследовав от неё многие мифологические черты, однако фантастика оказалась подчинённой историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа, значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.

Былины киевского и новгородского циклов, героические и новеллистические былины.

Несказочная проза: жанровые особенности преданий, легенд, быличек; соотношение реальности и вымысла в их содержании.

В фольклоре легенда – жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистый дух). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систему образов, поэтику. В отличие от мифов легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий события легенды протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем.

Классификация легенд: этиологические (объясняют причины и условия возникновения чего-либо), религиозно-назидательные (о Боге, ангела, святых; сюжетные толкования народного календаря, имён святых; легенды о старцах, юродивых), социально-утопические (выражают мечту народа о справедливом общественном устройстве).

Предание – жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Основное назначение предания – сохранять память о национальной истории. Тема преданий всегда общезначима, их конфликт – национальный, либо социальный, персонажи – представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная

приуроченность к селу, городу, озеру, реке, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами: героем построена церковь, подарена вещь. События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете.

Классификации преданий, их условность. Предания исторические, топонимические (о происхождении географических названий), этногенетические (о происхождении народа, племени), о заселении и освоении края, этиологические, культурологические и т.д.

Былички (демонологические рассказы) –это суеверные повествования, связанные с персонажами низшей мифологии. В быличках отразились представления и понятия о сверхъестественных силах, о вмешательстве в людскую жизнь всемогущей воли существ из низшей демонологии. Былички обращены к настоящему, случившееся в них - невероятно. Сюжеты быличек обычно небольшого размера, одномотивные. Персонажи – человек и демоническое существо.

Педагогический потенциал устного народного творчества. Роль устного народного творчества в современном обществе. Возникновение новых жанров устного народного творчества. Использование устного народного творчества в различных формах досуговой практики.

Истоки народных танцев

Древние истоки русских нарочных танцев. Особенности, образы, танцевальные формы

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передаст свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, чуда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. О древности танцев на гуси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы "хороводились и играли кругами".

В V - VII веках народный танец исполняли в лоне “игрищ". На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII - IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, ухолило корнями в языческие игрища и обряды. В XII веке очень популярным становится жонглирование, которое достигает полного расцвета в XIII веке Танец жонглирования был виртуозен, с сильной примесью

акробатических движений с применением темпов элевации. Ноги и выворотны, часто вытянут носок В XIV' и XV веках становятся очень популярными " ганцы ряженых", которые и по сей день бытуют в наших праздниках.

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро- монгольского ига. Это способствует мощномупсдъёму национальной культуры. В 1571 году была создана "Потешная палата" царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. Л в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси- Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 год)1 под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов. Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и , как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный.

Характерный танец - это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца В XVII - XIX веках термин "характерный танец” служило определение ганца в характере, образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т.д. Характерный танец обогащается движениями и жестами, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце. Русские дипломаты и купцы, просто вольные путешественники знакомились с театром Запада Балет вызывал особый интерес потому, что язык музыки, танца и пантомимы доступен каждому Привлекала пышность балетных зрелищ: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, роскошь костюмов и т.д. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства В 1673 году в подмосковном селе Преображенском был поставлен 'Балет об Орфее и Эвредике".

Балет того времени был синкретичен, т ,е включал кроме танца и пантомимы пение и декламацию.

45. Музыкальные инструменты славян — предметы, с помощью которых славянами извлекались различные музыкальные, а также немузыкальные звуки (сигналы опасности, обережные звуки). Использовались на праздниках, похоронах и в будние дни как выражение чувств, для синхронизации действий (у гребцов) или для коротания времени (пастухами).

Функции музыкальных инструментов. У славян музыкальные инструменты наделяются свойствами ритуальных предметов и используются в календарных, семейных и общественных обрядах, а также в магической практике. Игра на музыкальных инструментах, как и всякое ремесло, — преимущественно мужское дело, инструментальная музыка часто рождалась в недрах других профессий, где музыкальные инструменты выступали в роли своеобразных орудий труда. Большинство традиционных инструментов имеет статус мужских инструментов, игра на которых женщиной осуждалась обществом. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией

скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Некоторые музыкальные инструменты например, колёсная лира, были связаны с профессиональной деятельностью слепцов-лирников. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом и связывалось с продажей души чёрту.

В различных славянских традициях месте инструментальной музыки в сфере музыкальной культуры и основной набор инструментов были разными. Наибольшее значение инструментальная музыка имела в западно-славянской культуре, а под её влиянием — у украинцев и белорусов, а также в южно-славянском ареале — в этих традициях игра на музыкальных инструментах в значительной степени отделилась от других «ремёсел» и воспринималась как самостоятельная профессия; существовала система профессиональных ансамблей, игравших за плату на свадьбах и общественных праздниках, включавшая регламентированный набор музыкальных инструментов (у западных славян — скрипка, контрабас, цимбалы, бубен, у южных славян — волынка и флейта). В этих ареалах существовала традиция кустарного изготовления музыкальных инструментов. У русских инструментальная музыка занимала более скромное место и была тесно связана с иными профессиями (главным образом — пастушеством) ср., например, существование своеобразных «школ» пастухов-рожечников, а также традицию «трубли артелью», при которой на рожках играла одновременно группа пастухов). В русской традиции были известны такие музыкальные инструменты древнейшей конструкции, как травяная дудке (обертоновая флейта), кувиклы (флейта Пана), двойная свирель (двуствольная флейта). В качестве музыкальных инструментов часто использовались бытовые (заслонка, ложки, коса, пила, ведро, самоварная труба, гребень, рубель и др.) и природные предметы (полые стволы растений, кора деревьев, береста, коровьи рога и пр.); было распространено так называемое пение «под язык», когда отсутствующий инструмент имитировался голосом. В конце XIX — начале XX веке многие традиционные музыкальные инструменты у русских были вытеснены балалайкой, а затем гармонью.

Для хорошего звучания инструмента имел значение способ его изготовления. К примеру, пастушеские инструменты изготовлялись из дерева, под которым находился муравейник (рус.); основу волынки составляла цельная шкура козлёнка (ср. украинское название этого инструмента — коза), которую, как полагали на украинских Карпатах, нужно сдирать с живого животного — тогда инструмент будет звучать так громко, как кричит козёл. Другой карпатский инструмент трембита — труба длиной до 2,5 м, слегка расширяющаяся к концу, изготавливалась из так называемого сердешного дерева — смереки (пихты европейской); при этом полагали, что наилучшие трембиты получаются из громобоя — из него же в этом ареале делали скрипки и контрабасы, а в русской традиции — пастушеские музыкальные инструменты.

46. Семейно-бытовые крестьянские песни являются логическим продолжением песен на тему любви. Они непосредственно примыкают к девичьим песням о замужестве. Однако в отличие от девичьих любовных песен, в которых наряду с мотивами грусти встречаются и светлые чувства, женские песни о семейной жизни от начала до конца проникнуты глубокой печалью и безутешным горем.

Одним из самых распространенных мотивов этих песен является противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Содержание многих семейно-бытовых песен можно выразить словами одной из них: «красным девушкам есть волюшка, молодушкам нету волюшки». В большой патриархальной семье мужа женщина была почти на положении рабыни. На нее взваливалась вся работа по ведению хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и т.д. Ее уход из дома на самое короткое время оказывался очень ощутимым. Эту мысль хорошо иллюстрирует песня такого содержания. Молодая женщина, затопив печку и укачав ребенка, взяла ведра и пошла за водой. Зачерпнув воды, она возвращалась домой. По дороге ее встречает соседка-подруга («кума») и говорит;

Выйдя замуж, молодая крестьянка нередко сталкивалась со страшной бедностью в семье мужа. В одной песне пожилая женщина с чувством большой озабоченности за судьбу своей дочери говорит о «зятюшке», у которого нет «ни сохи, ни боронушки», «в огороде нет бороздушки», «на гумне нетукладушечки», «на столе нетукраюшечки», а «в мошне нету полушечки». И поэтому нет ничего удивительного в том, что в семье мужа бедную молодку посылают за водой и разутую и раздетую, и холодную и голодную».

Однако следует заметить, что на бедность и тяжелую физическую работу вышедшая замуж крестьянка жаловалась очень редко. Все это она видела в родной семье. Но к чему она никак не могла привыкнуть, что переносила тяжелее всего — это враждебное отношение к ней всех новых членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью, которая в песнях называется «свекровь лютая» — «змея подколодная». Мало в чем уступает свекрови в жестокости обращения с невесткой и свекор. Есть песни, в которых говорится о том, что сын не слушается

Итак, главный источник всех бед женщины-крестьянки в изображении народных песен —чужая патриархальная семья. Эта чужая семья в самое недолгое время уносила всю ее силу, красоту и здоровье. Этой чужой, ненавистной семье в песнях противопоставляется родная семья, которую женщина никогда не переставала любить и о которой постоянно думала. К родной семье она обращается в тяжелые минуты жизни, ей она доверяет самые сокровенные мысли и чувства. Примером может служить широко бытовавшая в народе песная «Из-за лесу, лесу темного» Положение мужа в большой патриархальной семье отца зачастую также было нелегким. Он должен был подчиняться отцу, Матери, старшим братьям. Женили его часто на девушке, которую он не любил. Поэтому в лирических песнях можно встретить ропот

крестьянина на «долю молодецкую», жалобы на то, что его молодость безрадостно «прошла-миновалася» с нелюбимой женой. Одна из таких песен начинается строками: Ах ты молодость моя молодецкая! Не видал я тебя, когда ты прошла, Когда ты прошла миновалася. С угрюмой женой живучи. Подневольный брак самым пагубным образом сказывался на взаимоотношении супругов. Красноречиво об этом рассказывают песни.

Белинскому принадлежит глубокое и очень полное определение основного содержания традиционных лирических песен: «Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, на варварское обращение мужа и свекрови. Если герой песни мужчина, тогда — воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия — насильственный мгновенный выход из рвущей душу тяжелой тоски. Таково, по большей части, содержание всех русских народных песен».

Социальные мотивы в крестьянских песнях. Как уже отмечалось, основная масса традиционных лирических песен была посвящена бытовой тематике, центральное место в них занимала тема семейных отношений. Но это отнюдь не означает, что традиционная крестьянская песня никак не затрагивала явления социальной жизни. В ней нашли определенное отражение антикрепостнические настроения народа.

Антикрепостническая тема в крестьянских песнях получила довольно специфическую форму выражения. Можно указать лишь немногие песни, полностью посвященные этой теме. В большинстве же случаев эта тема выступает вместе с традиционной семейно-бытовой тематикой. Ярким примером может служить песня «Слобода моя, ты слободушка». Песня начинается строками, в которых говорится о тех притеснениях, которым подвергались крестьяне со стороны старост и приказчиков:

Слобода моя, ты слободушка! Слобода моя, Подмосковная; Подмосковная, разореная! Разорил тебя злой приказчичек; Разорил-то он вместе со старостой.

А далее в песне идет хорошо знакомый по традиционным семейно-бытовым песням мотив — жалоба молодки на старого, постылого мужа. И надо сказать, что слияние в рассматриваемой песне этих двух мотивов (социального и семейного) представляется вполне органичным, жизненно и художественно мотивированным: невыносимые условия жизни русской женщины-крестьянки как раз тем и определялись, что она одновременна испытывала на себе гнет социальный и семейный. Такое объединение бытовых и социальных мотивов можно обнаружить и во многих других крестьянских песнях.

Помещик был полновластным хозяином крепостных крестьян: он мог по своему усмотрению сдавать их в солдаты, отправлять на фабрики, заводы или на другие работы. Так, крепостные девушки одной нищей «слободы» жаловались:

Разорил нашу сторонку Во служаночки,

Злодей боярин-господин, Молодых-молодушек

Как повыбрал он, злодей, Во кормилочки,

Молодых наших ребят

А матушек с батюшками

Восолдатушки, На работушку.

А нас, красных девушек,

малинушкой водой залило».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.