Сделай Сам Свою Работу на 5

Размещение зданий учреждений общественного обслуживания





В центре жилой зоны должны быть размещены основные организации, которые обслуживают прилегающие районы. На размещение центров большое влияние оказывает система общественного транспорта, которая объединяет различные учреждения, обслуживающие жилые районы. Таким образом, в зависимости от величины населенного пункта изменяется система распределения учреждений обслуживания.

Эта система обслуживания должна охватывать селитебные территории, места приложения труда, зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой зоне.

Единого способа для всех городов в размещении и объемах учреждений, обслуживающих жилые районы, не существует. Практика показывает, что учреждения районного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 мин, это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует принимать не более 800 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района.

Ступенчатая система обслуживания заключается в том, чтобы создать последовательный ряд учреждений, которые должны соответствовать структурному членению городской территории.



В зависимости от периодичности пользования и видов общественных услуг учреждения подразделяют на три ступени:

1. Учреждения повседневного пользования;

2. Учреждения периодического пользования;

3. Учреждения эпизодического пользования.

Учреждения повседневного пользования размещаются в районах с радиусом обслуживания не более 800 м.

Учреждения периодического пользования (больницы, поликлиники, столовая и др.) пользования размещаются в районах с радиусом обслуживания не более 2000 м.

Для учреждений эпизодического пользования (стадионы, библиотеки и др.) пользования радиусом определяется исходя из времени поездки на общественном транспорте (не более 40 минут).

На основе практики градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района:

1) детское дошкольное учреждение;



2) общеобразовательная школа;

3) ФАП;

4) аптека;

5) стадион;

6) клуб;

7) продовольственный магазин;

8) магазин непродовольственных товаров;

9) прачечная;

10) химчистка;

11) баня;

12) отдел связи со сберкассой;

13) административное здание;

14) пожарное депо

15) парк, сквер.

Этот комплекс учреждений должен в порядке заранее установленной очередности размещаться в центре жилого района для обслуживания района.

Учреждения обслуживания подразделяются на категории, требующие различной планировочной организации. Торговые помещения, общественные столовые, приемные пункты, и другие аналогичные учреждения и предприятия должны быть отнесены к категории учреждений, которыми может пользоваться любой житель населенного пункта; их следует размещать преимущественно в зданиях, выходящих на улицы.

Детские сады и ясли должны обслуживать только детей, прикрепленных к ним.

Такие учреждения, как самодеятельные прачечные, стоянки и места хранения индивидуальных автомобилей и велосипедов и пр., призваны обслуживать исключительно людей, проживающих в районе.

Обслуживающие учреждения, жилые здания и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пешеходными дорожками.

 

 

Планировка и застройка жилой зоны

Система уличной сети. Планировочная структура поселения

До 20% общей площади населенного пункта занимают городские улицы, которые связывают между собой отдельные его зоны. При построении принципиальной сети магистралей исходят в первую очередь из требования удобств транспортных сообщений. Необходимо, чтобы по направлениям основных потоков движения была достигнута не только достаточная пропускная способность магистралей, но и малые коэффициенты непрямолинейности, т. е. трассирование магистральных улиц между отдельными зонами осуществлялось по кратчайшим направлениям.



Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из двух главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон населенного пункта и максимальной доступности пунктов сосредоточенного трудового тяготения (крупных заводов, вокзалов и т. п.).

Принципиальная сеть магистралей, построенная только по транспортному критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям планировки, если она не подчеркивает и не открывает нужных видовых точек. Поэтому проектирование сети магистралей должно производиться, опираясь на принципиальную схему их, как коллекторов для транспортного движения, однако с учетом окружающей застройки и создания наиболее хорошего впечатления от города.

Система уличной сети обеспечивает удобство связи внутри населенного пункта. Основа ее заложена в общей схеме планировки: определены направления главных улиц. На данном этапе на план населенного пункта наносятся улицы в красных линиях в соответствии с принятыми архитектурными профилями.

Остальные жилые улицы обеспечивают территориальную целостность жилой зоны в ее границах.

Трассируются улицы с учетом допустимых продольных уклонов в целях удобства движения по ним транспорта и пешеходов и отвода поверхностных вод. При трассировании улиц существенное значение приобретает вопрос учета направления и силы ветров, а также ориентация по сторонам света.

Ширина улиц определяется в зависимости от ее назначения, от значения в общей композиции уличной сети, состава и от размещения составляющих улицу элементов.

Результат трассирования – сеть улиц и проездов, связанных между собой, с главными улицами и проходящими рядом с жилой зоной транзитными и поселковыми дорогами.

Одно из главных условий, которое надо при этом соблюдать - пересечение всех улиц под прямым углом.

Уличная сеть населенного пункта, помимо тех основных дорог и улиц, трассировка которых намечена на предыдущем этапе проектирования, включает второстепенные улицы в жилой застройке (переулки), проезды в жилой застройке, хозяйственные проезды, скотопрогоны.

На пересечениях улиц радиус закругления внешней кромки проезжей части принимается: для главной улицы – не менее 10 м., для жилой – не менее 6 м.

Планировочная структура поселения

Основной строительный фонд населенного места составляют жилые дома и общественные здания, которые размещены в селитебной зоне населенного места.

Планировочной структурой называется деление зоны на отдельные части. Они называются структурно-планировочными единицами – это такое образование, в котором за основу взята практическая потребность для населения.

 

Структурно-планировочные элементы – это жилые дома, кварталы, проезды и озелененные участки для отдыха. Основным планировочным элементом является квартал.

Жилой квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон улицами или проездами общего пользования.

Квартал может быть застроенным и незастроенным. Жилые кварталы подразделяются на 2 группы:

1) кварталы, застроенные домами с участками при них;

2) кварталы с без участковой застройкой.

Возможны кварталы со смешанной застройкой.

Наиболее распространенной формой квартала является прямоугольник. Однако формы кварталов бывают самые различные в зависимости от направлений улиц и рельефа участков. Кварталы неправильной формы сложнее застраивать типовыми зданиями, особенно на углах.

По величине целесообразно создавать крупные кварталы. Мелкие кварталы вызывают появление чрезмерной густой уличной сети, что снижает экономичность планировки населенного места. Наилучшая длина квартала с учетом противопожарных норм составляет 300 м.

Размещать кварталы следует по возможности длинной стороной вдоль магистральных улиц с целью увеличения расстояния между перекрестками.

В кварталах, помимо жилых домов, размещаются детские учреждения (детские ясли и сады), а при достаточной площади кварталов – и школы. Магазины, столовые, аптеки, парикмахерские и мастерские бытового обслуживания населения могут быть в отдельных зданиях или первых этажах жилых домов. В жилых кварталах размещаются также гаражи-стоянки для автомобилей.

Не застраиваемая часть территории квартала используется под зеленые насаждения и физкультурные площадки, хозяйственные дворы и проезды с тротуарами.

Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположенные на территории квартала, занимают до 15% его площади.

При квартальной системе застройки желательно предусматривать специальные территории – «кварталы обслуживания», в которых концентрируются элементы коммунального обслуживания – бани, прачечные, гаражи, предприятия бытового обслуживания. Кварталы обслуживания размещаются так, чтобы обслужить население прилегающих крупных жилых кварталов в радиусе 700-800 м.

При застройке жилых кварталов необходимо учитывать, что взаимное затенение группы зданий неблагоприятно влияет на их инсоляцию и радиацию внутренних помещений прямым и рассеянным светом. Влияние солнечного освещения на здание в практике планировочных работ определяется продолжительностью инсоляции, т.е. продолжительностью прямого облучения солнцем фасадов зданий.

Решая вопрос о размещении зданий, надлежит считаться с ветровым режимом на застраиваемой территории и теми изменениями, которые может внести в него застройка. В местностях с преобладанием сильных ветров их можно смягчать на внутриквартальной территории, применяя сплошную застройку по периметру квартала и допуская меньшие разрывы между зданиями.

В местностях со слабыми ветрами желательно для усиления вентиляции кварталов избегать сплошной застройки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.