Сделай Сам Свою Работу на 5

Направление прокурором дела в суд .





Окончание предварительного следствия — важный этап процессуальной деятельности, имеющий самостоятельное значение.

Если следователем в процессе расследования добыты доказательства, на основании которых следователь приходит к выводу, что преступление раскрыто, виновные изобличены, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, определен, меры по его возмещению приняты, а причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены, то появляются основания для признания расследования оконченным. В этом случае следователь, выполнив требования ст. 255-259 УПК, выносит постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

В соответствии со ст. 263 УПК, получив от следователя уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:

- имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

- нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;

- обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;

- предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;



- привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;

- правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;

- правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;

- приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

- выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

- произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;

- составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями УПК;

- не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального законодательства.

Прокурор разрешает таким образом вопросы не только о том, соблюдены ли следователем требования УПК, но имеются ли основания для осуществления уголовного преследования на следующих стадиях уголовного процесса. Изучая дело, прокурор делает ряд выводов: о полноте, всесторонности и объективности расследования, что находит свое отражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд. [13;235]



Поскольку к моменту окончания предварительного следствия должно быть закончено производство всего комплекса необходимых по делу следственных действий, документы которых должны обеспечить всесторонность и полноту исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на законность разрешения ходатайств обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материалами дела. Желательно, чтобы уголовное дело, поступившее прокурору для направления в суд, изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за следствием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по делу государственного обвинения в суде.

Особое внимание при изучении уголовного дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказательства должны использоваться государственным обвинителем в судебном заседании.

При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело на дополнительное расследование, либо предлагает следователю исключить эти доказательства или прекратить уголовное преследование в этой части.



В соответствии со ст. 264 УПК прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток принять по поступившему к ним уголовному делу одно из следующих решений:

- направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;

- прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК;

- возвратить уголовное дело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК.

Согласно ч. 2 ст. 260 УПК в постановлении о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд должны быть указаны:

- время и место его вынесения, кем оно составлено;

- сведения о личности обвиняемого;

- общественно опасное деяние (деяния), предусмотренное уголовным законом, совершенное обвиняемым;

- уголовный закон (пункт, часть, статья), предусматривающий ответственность за совершенное общественно опасное деяние.

Одновременно с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд следователь, дознаватель представляют прокурору справку, в которой со ссылкой на листы уголовного дела приводятся данные о движении уголовного дела и сроках расследования; о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, и предъявленном им обвинении; о мерах пресечения, примененных в отношении их, с указанием времени содержания под стражей или домашнего ареста; о вещественных доказательствах; о гражданском иске, мерах, принятых для его обеспечения, и о возможной конфискации имущества; о процессуальных издержках (ст. 261 УПК).

Если собранные по делу доказательства дают основания для отмены или изменения ранее примененной меры пресечения либо применения меры пресечения, то в соответствии с ч. 1 ст. 265 УПК, прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить или изменить ранее примененную меру пресечения, либо применить меру пресечения, если она не была применена ранее. Прокурор или его заместитель вправе также изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание (ч. 2 ст. 265 УПК).

Прокурор или его заместитель, согласившись с постановлением следователя, немедленно своим постановлением направляют уголовное дело в суд по подсудности и уведомляют об этом обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, разъяснив, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд.

Копию постановления следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд прокурор или его заместитель вместе с уведомлением направляют обвиняемому и потерпевшему с переводом на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения или квалификация общественно опасного деяния либо применена, изменена или отменена мера пресечения, указанным лицам направляются копии соответствующих постановлений.

Вместе с уголовным делом в суд направляется постановление следователя о передаче дела прокурору для направления в суд и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. [9;127]

Недостатки прокурорского надзора, приводящие к направлению в суд уголовных дел, по которым расследование проведено неполно, или требуется изменение обвинения в сторону, ухудшающую положение обвиняемого, могут оказаться невыполнимыми при рассмотрении дела в суде. Поэтому надзор за исполнением законов по делам, поступившим с постановлением следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, приобретает особое значение.

 

 

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод:

что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе, за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

В законе предусмотрено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно-процессуальное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, в практике не всегда исполняются требования этого законодательства.

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушении немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследование. Согласно уголовно-процессуальному законодательству следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Следователь наделен правом при несогласии с отдельными решениями и указаниями прокурора предоставлять свои письменно изложенные возражения вместе с уголовным делом вышестоящему прокурору. К таким случаям закон относит решения и указания прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.

 

Список использованных источников:

1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (в редакции, принятой на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.), с изменениями решений, внесенными Республиканским референдумом от 17 октября 2004 г. № 1) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2010.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

4. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8 мая 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

5. Положение о прохождении службы в органах прокуратуры: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

6. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 10 апреля 2002 г., № 205 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

7. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 23 апреля 1992 г., №1611-ХП // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

8. О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания: Приказ Генерального прокурора от 25 ноября 2002 № 33 // Приказы и указания Генерального прокурора Республики Беларусь 2001-2004. - Мн., 2004. - С.151-163

9. Бессарабов, В.Г. Прокурорский надзор: учебник / В.Г. Бессарабов. – М.: Проспект, 2006. - 536 с.

10. Бирко С. В. «Судопроизводство и прокурорский надзор»/ С. В. Бирко- Минск: МНО, 2001. – 196 с.

11. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: Учеб. пособие / А.А. Кеник. - Минск: Амалфея, 2005. – 512 с.

12. Максимов, Л.Г. Прокурорский надзор. Практ. пособие / Л.Г.Максимов – Минск: МНО, 2001. – 196 с.

13. Мартинович И. И. «Курс прокурорского надзора» Минск, 2001. – 203 с.

14. Поляков, М.П. Прокурорский надзор: Краткий курс лекций / М.П. Поляков, А.В. Федолов. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 204 с.Криминология: Учебник для вузов / под ред.В.Д. Малкова. - 27е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006.

15. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. – метод. Пособие / А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С.Сокол. – Минск: «БИП-С», 2001. - 212 с.

16. Рохлин, В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин – СПБ: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – 305 с.

17. Ястребов, В.Б. Прокурорский надзор. Учебник /В.Б. Ястребов. – М.: Городец, 2001. 400 с. Ястребов В.Б.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.