Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.





Введение

Закон о прокуратуре предусмотрел, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе, за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

В законе предусмотрено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно-процессуальное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, в практике не всегда исполняются требования этого законодательства.



Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушении немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.



Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследование. Согласно уголовно-процессуальному законодательству следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Следователь наделен правом при несогласии с отдельными решениями и указаниями прокурора предоставлять свои письменно изложенные возражения вместе с уголовным делом вышестоящему прокурору. К таким случаям закон относит решения и указания прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.

И таким образом, при рассмотрении данную работу объектом исследования является прокурорский надзор за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.



Цель исследования: изучить методы прокурорского надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания,а также рассмотреть полномочия прокурора при осуществления надзора за законностью и др.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

· дать понятие прокурорского надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

· Раскрыть полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью;

· Рассмотреть надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях.

· Рассмотреть надзор за законностью задержания и заключение под стражу, выполнение других действий , которыми могут быть ущемлены конституционные права и свободы личности при производстве по уголовным делам и др.

Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список литературы.

 

РАЗДЕЛ I. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

Практика показывает, что именно в этих органах при выполнении ими своих определенных законом функций и использовании предоставленных полномочий нередко нарушаются права и свободы граждан, допускаются нарушения законности.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, никем не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений закона. Борьба с преступлениями эффективна лишь при обеспечении быстрого и полного их раскрытия и недопущения нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственности невиновных.

Задачи уголовно-процессуального закона, действующего на территории Республики Беларусь, - обеспечение строгого соблюдения порядка производства по уголовным делам и процессуальных норм, гарантирующих защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от преступлений путем быстрого и полного их раскрытия, изобличения и привлечения к ответственности лиц, справедливого судебного разбирательства и правильного применения уголовного закона.

Исходя из названных требований, сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является:

· Осуществление его на таком уровне, чтобы обеспечить быстрое возбуждение уголовного дела, если в деянии имеются признаки преступления;

· Своевременное раскрытие и проведение полного, всестороннего и объективного расследования, которое обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировало невозможность привлечения к ответственности невиновного.

Таким образом, задачами надзора за исполнением законодательства в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания, являются:

· Обеспечить, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

· Соблюдать требования о том, что никто не должен подвергаться необоснованному привлечению к уголовной ответственности;

· Соблюдать требования о том, что никто не должен подвергаться незаконному задержанию или аресту;

· Обеспечить неуклонное соблюдение порядка и сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и своевременное возбуждение в соответствии с законом уголовных дел;

· Обеспечить соблюдение при расследовании установленных законом сроков и прав участников уголовного процесса;

· Строжайше соблюдать требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдывающих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств;

· Выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, своевременное внесение представления об их устранении и принятии мер к их устранению в соответствии с законом.

Особого внимания заслуживают решения органов дознания и следствия, влияющие на движение уголовного дела. Это относится прежде всего к законности и обоснованности решений о возбуждении решений о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по последовательности заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.[7;127]

Согласно Закону о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие УПК правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования, относящимся к предмету надзора и подлежащим проверке прокурором, относятся следующие: об избрани и в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об истребовании обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; признании потерпевшим; привлечении гражданским истцом; привлечении лица в качестве гражданского ответчика; производстве выемки; о производстве обыска; наложении ареста на имущество; назначении экспертизы; продлении срока следствия; содержания под стражей; соединении и выделении уголовных дел.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как решения о приостановлении расследования и прекращения уголовных дел.

К правовым средствам осуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие , относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, Закон «Об органах внутренних дел»

, приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. [2;97]

Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании негласных оперативно-розыскных материалов, является актом надзора как за законностью ОРД, так и за исполнением процессуальных законов органами дознания или следователем, принявшим необоснованное решение. Если они не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор отменяет постановление, руководствуясь ст. 34, 174 УПК.\

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.