Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА





Тема 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

1. Общая характеристика налоговой системы РФ

2. Понятие и виды налогов и сборов

3. Принципы налогового права

Источники:

· НК РФ ч. 1

· Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда №5 от 28 декабря 2001 г. «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса РФ»

· Информационное письмо Президиума ВАС РФ №71 от 17 марта 2003 г. «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части 1 НК РФ»

Вопрос 1. Налоговая система РФ – это совокупность налогов и сборов, установленных налоговым законодательством в порядке и в соответствии с общими принципами налогового права.

Она выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция связана со сбором денежных средств в бюджетную систему, основной источник формирования доходной части бюджета. Регулирующая функция подразделяется на стимулирующую и дестимулирующую. Эффективная налоговая система должна обеспечить сбалансированность фискальной и регулирующей функций.

Структура налоговой системы РФ

включает:

1) обычную (общую) систему налогообложения (ст.13-15), включающую федеральные, региональные и местные налоги и сборы;



2) специальные налоговые режимы (ст.18).

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных общей (обычной ) системой налогообложения.

Перечень специальных налоговых режимов, установленных НК РФ является закрытым:

1) единый сельскохозяйственный налог;

2) упрощенная система налогообложения (УСН);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

По порядку введения эти режимы подразделяются:

· добровольные (единый сельхозналог, УСН, система налогообложения при разделе продукции) и принудительные (ЕНВД);

· федеральные, региональные (УСН в части патентной системы), местные (ЕНВД).

Вопрос 2. Понятие и виды налогов и сборов

Легальное определение содержится в ст.8 НК. Юридическое значение: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также иные взносы и платежи, которые обладают установленными НК признаками налогов и сборов, но не предусмотренные НК РФ.



Налоговые платежи и парафискальные (иные обязательные) публичные платежи.

Иные обязательные публичные платежи, как правило, носят принудительный и целевой характер. К таковым относятся, например, плата за загрязнение окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды» (1991 г.), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), обязательные социально-страховые взносы (ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в ПФ, ФСС и ФОМС») и др.

Налог – это установленный законодательством о налогах и сборах:

А) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж;

Б) платеж в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих лицу на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления

В) платежи вносятся в бюджетную систему РФ

Сборы – также установленные законодательство о налогах и сборах обязательные платежи, но в отличие от налога характеризуются:

1.) специальной целью уплаты – в связи с совершением в отношении плательщика юридически значимых действий государственными и иными уполномоченными органами (например, госпошлина)

2.) специальный интерес – обязательность уплаты наступает в результате свободного волеизъявления налогоплательщика.

Классификация налогов и юридическое значение этой классификации:

А) правильно толковать и применять законодательство о налогах и сборах;

Б) исключить дублирующие платежи, двойное налогообложение



Критерии (основания классификации) раскрывают в совокупности содержание и сущность конкретного налога.

1. По органу, который вводит налоги: федеральные, региональные и местные

2. По порядку введения: общеобязательные и факультативные

3. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж: закрепленные и регулируемые

4. По субъекту: организаций, физических лиц, смешанные

5. По объекту: на доходы, на потребление, на имущество, на капиталы

6. По способу взимания: прямые (подоходно-имущественные) и косвенные. Прямые делятся на личные и реальные. Косвенные – на индивидуальные и универсальные.

7. По периодичности взимания: регулярные и разовые (ранее налог на наследование и дарение, неразумно отмененный)

8. По целевой направленности: абстрактные и целевые

9. По принципу налоговой юрисдикции государства: резидентские и территориальные.

Вопрос 3. Принципы налогового права (ст.3 НК РФ)

Юридическое значение: 1) основа правоприменительной деятельности 2) налоги и сборы должны быть установлены в соответствии с принципами налогового права, предусмотренными федеральным законодательством.

Отраслевые принципы налогового права имеют как прямое закрепление в конкретных нормах налоговых законов (нормы-принципы), так и выводятся из смысла этих норм. Речь идет о текстуальной и смысловой формах выражения правовых принципов. К таковым, на наш взгляд, относятся следующие:

1. Принцип всеобщности и равенства налогообложения и запрет дискриминации в налоговых правоотношениях. Налоги и сборы не могут имеет дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

2. Принцип справедливого соразмерного налогообложения означает 1) каждый налог должен иметь экономическое основание (имущество, доход и др.); 2) налог не может быть произвольным, он должен учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика

3.Принцип единства налоговой системы, т.е. налоги и сборы не должны нарушать единства экономического пространства РФ, ограничивать свободное перемещение товаров, финансовых средств в пределах РФ либо иначе ограничивать экономическую деятельность налогоплательщиков.

4. Принцип запрета устанавливать налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип определенности налоговой обязанности. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения ( ст.17 НК). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплатить.

6. Принцип однократности налогообложения. Этот принцип имеет только смысловое закрепление ( ст. 38 НК) и означает запрет налогообложения одного и того же объекта за один и тот же налоговый период налогом одного вида (типа).

7. Принцип самостоятельной уплаты налога. Этот принцип также имеет только смысловое закрепление, его продолжение является крылатая фраза «о налогах не договариваются» (запрет «налоговой оговорки» в договорах).

Тема 2. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

1. Понятие и система источников, необходимых для разрешения налоговых дел.

2. Принципы построения системы нормативных источников налогового права (коллизионные нормативные предписания).

3. Пределы действия нормативных источников налогового права.

 

Источники:

1. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

2. Закон Ярославской области от 7 марта 2001 г. №16-з «О правовых актах Ярославской области»

3. Закон Ярославской области от 27 июня 2007 г. № 40-з «О региональном регистре муниципальных нормативных правовых актов».

Вопрос 1.Система источников налогового права включает внутригосударственные источники и международно-правовые источники. Каждая группа источников налогового права в свою очередь подразделяется на нормативные источники и ненормативные правовые акты.

К внутригосударственным нормативным источникам относятся в соответствии с НК РФ

а) законодательство о налогах и сборах (ст.1);

б) нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (ст.4 НК РФ).

Внутригосударственные ненормативные правовые акты подразделяются на

а) ведомственные акты федерального органа, уполномоченного осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела (ст.4 п.2 НК РФ), таможенных органов РФ;

б) постановления и определения Конституционного Суда РФ и решения судебных органов по налоговым спорам (судебная практика).

К международно-правовым источникам соответственно причисляем международные налоговые соглашения (нормативные источники) и решения международных судов (ненормативные правовые источники). Последовательно охарактеризуем каждый вид из названных источников.

Законодательство о налогах и сборах. Согласно ст. 1 НК РФ термином “законодательство о налогах и сборах” охватываются только нормативные акты, принятые представительными (законодательными) органами власти. Исходя из федеративного устройства РФ и в соответствии с принципом разделения властей законодательство о налогах и сборах имеет три уровня: законодательство РФ, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах - из законов и иных нормативных актов о налогах и сборах субъектов РФ и нормативно-правовые акты, принятые представительными органами муниципальных образований.

Следовательно, нормативные акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.

Подзаконные нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Они принимаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Указанные подзаконные нормативные акты должны издаваться при соблюдении трех обязательных условий в совокупности:

1) принимаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2) в пределах компетенции этих органов

3) не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Ведомственные ненормативные акты. Особое место в системе источников налогового права занимают ненормативные акты ФНС, Федеральной таможенной службы (ФТС). Они издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (ст.4 п.2 НК РФ).

1) При разрешении споров, как указал Высший арбитражный суд, данные ненормативные акты оцениваются арбитражными судами наряду с другими материалами по делу. В качестве примера таких актов могут служить приказы и инструкции ФНС об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов и другие. Более того, особую значимость приобретают и индивидуальные разъяснения налоговых органов отдельным налогоплательщикам по конкретным вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

2) Они могут порождать правовые последствия, поскольку в соответствии с НК РФ (ст.111) налогоплательщик освобождается от ответственности за налоговое правонарушение, если он следовал письменным разъяснениям налоговых органов или иных уполномоченных государственных органов.

Международные источники налогового права. Они также классифицируются на нормативные и ненормативные. К первым относятся ратифицированные РФ международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения. Названными договорами чаще всего решаются вопросы об устранении двойного налогообложения доходов и имущества. Эти нормативные источники являются ставной частью системы налогового законодательства Российской Федерации. Многие международные договоры о налогообложении содержат разделы, посвященные согласительным процедурам разрешения споров. Между тем, с целью разрешения межгосударственных экономических споров, в том числе и налоговых, создаются специальные суды. К таковым относится и Экономический Суд Содружества Независимых Государств, который уполномочен разрешать экономические споры не только в отношении государств СНГ, но и ЕврАЗЭС. Он вправе принимать решения по международным налоговым спорам и давать толкование норм международных налоговых соглашений.

Вопрос 2. Принципы построения системы источников налогового права. Юридические коллизии являются одной из основных проблем налогового законодательства РФ. В этой связи проблема систематизации источников налогового права приобретает особую актуальность и практическую значимость в плане разрешения названных коллизий на основе принципов иерархии нормативных актов, соотношения общего и специального нормативных актов, федеральных, региональных и местных законов о налогах и сборах и др.

Источники налогового права должны рассматриваться не просто как совокупность правовых актов, а как целостная система, построенная на определенных принципах, которые назовем системообразующими принципами..

1.Принцип установления, изменения и отмены налогов только законами. Принцип законности установления налогов, как отмечал Конституционный Суд РФ (Постановление КС РФ от 30 января 2001 г. №2-П), относится не только к содержанию нормативного акта, но и его форме, процедуре принятия и к порядку введения его в действие. “Законно установленными” могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами РФ, субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы вводятся, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ (ст.3 п.5). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в НК РФ.

2. Принцип публичности налогового законодательства.Этот принцип означает, что при налогообложении применяются только официально опубликованные акты налогового законодательства, действовавшие на день возникновения налогового обязательства. В соответствии со ст.15 Конституции РФ нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть официально опубликованы. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” перечисленные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, или не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов о региональных и местных налогах и сборах направляются в, Минфин РФ, ФНС РФ а также соответствующие региональные налоговые и финансовые органы (ст.16 НК).

3. Принцип федерализма.Вопросы разграничения компетенции РФ и ее субъектов в области налогообложения решаются в Конституции РФ (ст.71,72 и 75) и НК РФ (ст.1).

Федеральным законодательством устанавливаются:

а) Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых в РФ.

б) Федеральным законодательством устанавливается не просто конкретный перечень налогов и сборов, но и необходимые элементы налогообложения: объект, налоговая база, налоговый период, пределы налоговой ставки, порядок исчисления налога.

в) Федеральным законодательством устанавливаются права и обязанности участников налоговых отношений, основания возникновения, изменения и прекращения, порядок исполнения обязанностей по уплате налога и сбора;

г) формы и методы налогового контроля;

д) ответственность за налоговые правонарушения;

е) порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

К компетенции субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере налогообложения относятся следующие полномочия:

а) право вводить или не вводить на своей территории региональные и местные налоги;

б) субъекты Федерации и органы местного самоуправления в пределах установленных НК РФ, вправе соответственно по региональным и местным налогам определять налоговые льготы,

в) устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;

Иные элементы налогообложения, кроме перечисленных устанавливаются только НК РФ.

Конституционный Суд РФ дал расширительное толкование пределов нормотворчества субъектов Федерации и органов местного самоуправления, указав, что «законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом» (Постановление КС РФ от 30 января 2001 г. № 2-П).

4. Принцип иерархии в системе налоговых нормативных актов. В НК РФ заявлен приоритет кодифицированного акта по отношению к иным нормативным актам о налогах и сборах. НК РФ (ст.6) содержит перечень оснований признания нормативно-правовых актов нижестоящего уровня не соответствующими кодексу. Эти основания условно можно разделить на две группы:

1) несоответствие нормативных актов по форме их принятия,

2) несоответствие (противоречие) по содержанию нормативных актов.

В первом случае имеется в виду принятие нормативного акта органом, не имеющим право в соответствии с законом издавать подобного рода акты, либо их издание с нарушением установленного порядка. Во втором случае нормативно-правовой акт признается несоответствующим НК РФ или вышестоящему по уровню акту, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, изменяет содержание его обязанностей, применяемых понятий и терминов либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и смыслу вышестоящих по иерархии нормативно-правовых актов. Нормативные акты признаются не соответствующими НК РФ при наличии хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств.

Признание нормативного акта несоответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Правительство РФ вправе, а также иной исполнительный орган вправе отменить этот акт или внести в него соответствующие изменения до судебного рассмотрения.

Таким образом, законодатель в основу применения ст.6 НК РФ заложил принцип презумпции законности (правомерности) нормативного акта. До вынесения решения судебным органом или отмены нормативного акта органом, принявшим его, действует принцип правомерности (законности) нормативного акта о налогах и сборах. Иными словами, речь идет не о субъективном, внутреннем убеждении налогоплательщика о незаконности нормативного акта, а о судебном признании этого акта таковым.

5. Принцип приоритета международных налоговых соглашений.Этот принцип вытекает из ст.15 Конституции РФ, провозгласившей приоритет международных договоров с участием РФ и общепризнанных международных принципов в правовой национальной системе. В НК РФ (ст.7) названный принцип получил текстуальное закрепление.

При применении международных договоров в сфере налоговых отношений необходимо учитывать, что нормы международных договоров имеют обязательную силу только в отношении тех стран, которые в установленном порядке выразили свое согласие на обязательность для них норм этого международного договора. Особой формой выражения согласия является ратификация международного договора. Международные договоры РФ подлежат ратификации в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О международных договорах РФ” (1995), а также если при заключении договора стороны условились о его последующей ратификации. Названные международные договоры по вопросам налогообложения являются основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее национальное налоговое законодательство. В противном случае, согласно ст.7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те которые содержаться в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.

В системе налогового законодательства традиционно выделяются четыре группы международных договоров по вопросам налогообложения: договоры и соглашения, устанавливающие общие принципы налогообложения сторон; международные двусторонние и многосторонние соглашения об устранении двойного налогообложения и предотвращении налоговых правонарушений; общие соглашения о международном сотрудничестве, включающие в том числе и налоговые вопросы и, наконец, международные соглашения индивидуального характера, направленные на освобождение от уплаты налогов конкретных международных организаций в странах пребывания (ООН, ЮНЕСКО и др.)

6. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщика обратной силы не имеют. Этот принцип нашел закрепление в Конституции РФ (ст.57) и НК РФ (ст.5). Рассмотрим этот принцип в рамках вопроса о пределах действия источников налогового права.

7. Принцип толкования неразрешимых противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (ст.3 п.7 НК РФ).

8. Принцип доверия граждан к налоговому закону и действиям государства в сфере налогообложения сформулирован Конституционным Судом РФ и означает: 1) сохранение стабильности правового регулирования налоговых отношений; 2) недопустимость внесения произвольных изменений в действующую нормативную систему; 3) установление разумного переходного периода, позволяющего исключить противоречивое истолкование нового налогового регулирования правоприменительными органами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.