Сделай Сам Свою Работу на 5

Однако Ш. Бонне, как и многие другие авторы (и К. Линней в том числе), не связывал свою конструкцию с идеей развития природы.





Идеи об изменяемости живых организмов высказывались еще античными авторами (Эмпедокл, Гераклит, Аристотель, Лукреций и др.). Однако эти представления были подчас умозрительны, нередко дополняясь деталями очевидной фантазии. Они входили в общефилософскую концепцию изменяемости всего сущего («Все течет, и все меняется»).

Начиная с эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.) происходит интенсивное накопление огромного фактического материала по изучению растений и животных. Существенно расширяются познания о многообразии видов. В биологических исследованиях все больше применяются сравнительный и экспериментальные методы, изобретается микроскоп.

На основании глубокого изучения разных видов организмов становится очевидным, что они весьма различаются по сложности своего строения. Это обусловило переосмысление принципа градации(впервые сформулированного еще Аристотелем), т. е. классификации организмов по степени сложности их организации, что воплощалось в построении «лестниц существ». Так, Ш. Бонне в середине XVIII в. предложил свой вариант «лестницы», на ступенях которой последовательно расположились растения, насекомые, черви, рыбы, птицы, млекопитающие, обезьяны и человек .



Однако Ш. Бонне, как и многие другие авторы (и К. Линней в том числе), не связывал свою конструкцию с идеей развития природы.

В конце XVIII в. в биологии получает распространение трансформизм — идея об изменении и превращении форм организмов, происхождении одних видов от других (Ж. Бюффон, Э. Ж. Сент-Илер, К. Ф. Рулье и др.). Хотя ее сторонники и не создали цельного учения об историческом процессе развития живой природы, их работы подготовили новый этап в развитии эволюционного учения — зарождение первых эволюционных гипотез.

В 17-18 вв. накопилось множество описаний видов животных,растений,минералов.Ог­ромную задачу систематизации этих материалов выполнил Карл Линней(1707-1778), шведский натуралист,врач.На основе сходства по одному-двум наиболее заметным признакам он классифицировал организмы на виды,роды,классы.Он правильно помес­тил в один отряд человека и человекообразных обезьян.Линней ввел в науку пред­ложенный предшественниками двойные латинские названия-род и вид(Canis familia­ris-собака домашняя).Латинские названия помогли общению ученых разных стран. Линней полностью разделял метафизические представления о природе,усматривая в ней изначальную целесообразность,якобы доказывающую "премудрость творца".Каж­дый вид он считал результатом отдельного творческого акта,неизменным и постоян­ным,не связанным с другими видами родством.К концу жизни,однако,под влиянием наблюдений в природе он признал,что иногда виды могут возникать путем скрещи­вания или в результате действий изменений среды.



Значение трудов Линнея огромно:он предложил систему животных и растений,лучшую из всех предыдущих;ввел двойные названия видов;усовершенствовал ботанический язык.

В начале 19 в.французский ученый Жан Батист Ламарк(1744-1829) изложил свои эволюционные идеи в труде "Философия зоологии".Лемарк подверг критеке идеи о постоянстве и неизменяемости видов.Он утверждал,что образование новых видов происходит очень медленно и потому незаметно.В процессе эволюции высшие формы жизни взяли начало от низших.

Значение трудов Ламарка для дальнейшего развития биологии огромно.Он первый изложил идеи эволюции живой природы,утверждавшие историческое развитие от прос­того к сложному.Он первым поставил вопрос о факторах-движущих силах эволюции. Тем не менее Ламарк ошибочно выводил факторы эволюции из будто бы присущего всему живому стремления к совершенству.Неверно объяснял причины возникновения приспособленности прямым влиянием условий окружающей среды. Эволюция длинной шеи у жирафа, с точки зрения Ж. Б. Ламарка. Он считал, что жирафы вытягивали шею, стараясь дотянуться до верхних веток деревьев, а затем передавали этот признак своим потомкам. Неверно и утвержде­ние об обязательном появлении только полезных изменений и их наследовании. Несмотря на ошибочность объяснения механизмов эволюции, историческая роль гипотезы Ж. Б. Ламарка неоспорима. В ней содержались важные идеи — о роли среды в эволюционном процессе, изменчивости как фундаментальном свойстве живых существ и прогрессивном характере эволюции, именно поэтому Ж. Б. Ламарка по праву считают первым эволюционистом.



Итак наука 18-начала 19 в.не могла правильно объяснить движущие силы развития органического мира.Перед нею встали вопросы:как возникло огромное многообразие видов?Как объяснить приспособленность организмов к условиям окружающей среды? Почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?

 

 

Учёные и их теории.

 

Пифагор (У1 в. до Р.Х.) верил в бессмертие души и считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени.

Платон (427-347 гг. до Р.Х.), будучи объективным идеалистом, явился создателем "теории идей". По этой теории, идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия (Рассел, 1997, с. 127).В области биологии он выделил 4 рода животных: боги, птицы, рыбы и наземные животные. Создатель (Бог) предоставил богам (младшим) сделать смертную часть всех других животных после того, как он сделал бессмертную и божественную часть (Рассел, 1997,с. 149).

Метафизика Аристотеля (384 -322 гг. до Р.Х.), по мнению Рассела, - это разбавленные здравым смыслом взгляды Платона. Он выдвинул доктрину универсалий, созвучных идеям Платона. Учение Аристотеля - телеология, то есть учение о цели. Бог - источник вечного движения, перводвигатель. По его мнению, постепенное развитие живых существ мы можем наблюдать лишь в зародыше, "завершение возникает напоследок, и то, что составляет особенность каждой особи, является завершением развития" (Баранов,1955, с.30). Таким образом, Аристотель более чем за 3 тысячи лет предвосхитил биогенетический закон Мюллера - Геккеля.

Гераклит (540-480гг до Р.Х.) , как известно, придерживался диалектических взглядов на развитие мира. Отсюда его знаменитое выражение: "все течет, все изменяется". Однако он верил в вечность и неизменяемость жизни после смерти и в вечность и неизменяемость Бога (Рассел, 1997, с.58). Неуничтожимость живого с точки зрения этого ученого предвосхищает круговорот живого вещества в природе: "Бессмертные смертны, смертные бессмертны, жизнь одних есть смерть других, и смерть одних есть жизнь других" (Материалисты,1955, с. 53).

Учение Эмпедокла (440г. до Р.Х) об эволюции живых существ носило несколько фантастический характер. "Там были головы без ушей, руки без плеч, глаза безо лбов, отдельные конечности, стремящиеся соединиться. Всё это соединялось, как попало; там были неуклюжие создания с бесчисленными руками, … существа с туловищем человека и головой быка. В конце концов, выжили только некоторые формы", которые являлись наиболее приспособленными (Рассел, с.67).

Согласно философии Анаксимандра (564 г. до Р.Х.), существует вечное движение. Миры возникли не в результате творения, а в результате развития. В живом царстве имела место эволюция. Живые существа, по его мнению, возникли из влажного элемента, когда он подвергался выпариванию солнцем. Как и все другие животные, считал Анаксимандр, человек произошел от рыб. Таким образом, Анаксимандр почти за 2,5 тысячи лет предвосхитил коацерватную теорию Опарина - Холдейна о происхождении жизни.

Очень ранние философские идеи эволюции были изложены в Библии в книге Премудрость Соломона, П век до Р.Х. : " Самые стихии изменились, как в арфе звуки изменяют свой характер, всегда оставаясь теми же звуками; это можно усмотреть через тщательное наблюдение бывшего. Ибо земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю" (Прем.19,17,18).

Всеми этими перечислениями философских направлений в начале работы мы хотим ещё раз подчеркнуть неопровергаемую истину: новое - это хорошо забытое старое. И далее, анализируя взгляды учёных XII - ХХ веков на окружающий нас живой мир, якобы отвергнутые современной наукой, напомнить о том, что эти люди честно и добросовестно работали, и рано выбрасывать их труд и их мысли на свалку истории.

 

Английский биолог Джон Рей (1623-1705гг) - автор определения понятия "вид". Данное им определение вида хотя и было сформулировано триста лет назад, но, на наш взгляд до сих пор является, пожалуй, самым ёмким и не менее точным, чем современные определения. Вид по Д. Рею - это совокупность тождественных друг другу организмов, способных давать подобное себе потомство (Завадский,1961, с.11,1968,с.28). Д.Рей указывал на постоянство видов растений, считая, что "один вид не может произойти из семян другого и наоборот". Однако он отмечал, что, хотя видовые признаки "довольно постоянны, но … некоторые семена вырождаются и хотя редко, но производят растения, отличающиеся от материнской формы, что, следовательно, у растений совершается превращение видов" (Мечников, 1950,с.10). Мы полагаем, Джон Рей первый высказал предположение о модификационной изменчивости.

Карл Линней (1707-1778) считал, что: "Видов столько, сколько различных форм было создано в самом начале. Видов столько, сколько различных форм произвел в начале мира Всемогущий; эти формы согласно законам размножения произвели множество других, но всегда подобных себе. Значит видов столько, сколько различных форм или строений встречается в наше время (Комаров, 1945, с.414). Однако, как и Д. Рей, он отмечал, что у растений могут быть вариации "по величине, махровости, опушению, цвету, вкусу и запаху. Величина растений изменяется в зависимости от места, почвы, климата, а также избытка питания" (цит. по Дарвинизму, 1951,с.71). Эти взгляды также укладывались в современные представления о модификационной изменчивости.

Альбрехт фон Галлер(1708-1777), швейцарский физиолог и эмбриолог, автор восьмитомного учебника "Основы физиологии"(1747), возглавлял школу преформистов. По его утверждению, ничто в теле животных не возникает заново, но все развивается из первоначальных зачаточных структур по их подобию. Зародыши всех будущих форм вложены в зародыши современных; они не могут быть обнаружены с помощью микроскопа, так как чрезвычайно мелки и прозрачны. По подсчетам Галлера, от сотворения мира до наших дней смогло развернуться около 200 млрд. зародышей, которые все сразу были созданы в дни творения.(Дворянкин,1964,с 53). По нашим представлениям, взгляды Галлера очень удачно вписываются в современную теорию чистоты гамет У.Бэтсона(1902) и закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя).

По мнению Шарля Боннэ (1720-1793гг), швейцарского естествоиспытателя и философа, все существа образуют непрерывную цепь, вне которой стоит только Бог. Минералы постепенно переходят в организованные существа, а те в свою очередь связаны между собой цепью едва заметных переходов. Продолжая мысль Боннэ, земной шар был театром катастроф, числа которых мы не знаем, и которые могут быть впоследствии. В конце каждого периода жившие формы вымирают, на их место заступают другие, резко от них отличающиеся; между тем здесь нет нового творения, новые животные происходят из зародышей прежних и посредством этих зародышей (которые, как предполагали, неразрушимы) устанавливается связь между фауной и флорой двух смежных периодов. Благодаря гармонии, установленной между развитием органических зародышей и катастрофами, происходящими на нашей планете, флора и фауна новых периодов появляется сама собой, не требуя нового акта творения (Э.Перье, 1896,с. 50). Представления Боннэ тоже укладывались в рамки преформизма (praeformo - заранее образую, преобразую) и еще недавно с негодованием отвергались "современной наукой" как "устаревшие глупости". С возникновением и развитием генетики гипотеза преформизма получила серьезное научное обоснование.

Здесь уместно вспомнить позицию, совершенно четко обозначенную в Библии о сотворении животных Богом и произведении их в дальнейшем водой по роду их. "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее" (Быт. 1, 21).

В Пятикнижье Моисеевом переведенное в русском языке слово "сотворил" выражено словом "бара", означающим "сделать из ничего", в отличие от другого слова "асса", означающее "созидать, образовывать, делать из наличного материала". Слово "бара" всего три раза употребляется при творении мира: 1) В начале - первый творческий акт (Быт.1. 1); 2) при сотворении "души живой" - первых животных (Быт.1, 21) и 3) при сотворении человека (Быт.1, 27). В каждом из этих творческих актов присутствовал качественно новый аспект: сначала внематериальный и физический миры - "небо и земля", затем "душа живая" животных, затем человеческий разум с его духом и свободной волей. В отношении растений (Быт,1,ст.11,12), производила их по слову Божьему земля и Моисеем было использовано уже слово "асса", а не "бара". (Слободский,1987, с. 107 -123). Так же силами земли по божьему повелению "асса" производила "земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так." (Быт. 1, 24,25). К дифференциации творческих актов - "бара" и рекомбинации генов "по роду их" - "асса" мы вновь вернёмся при изложении взглядов современных креационистов.

Следовательно, стоя на позициях современной науки и не затушевывая употребленное 4 тысячи лет назад в Библии слово "бара", можно согласиться с преформистами о том, что жизнь была создана с определенным набором генов, которые перекомбинируются : "плодятся и размножаются и наполняют воды в морях … да размножаются на земле" (Быт.1, 22). По мнению Кресса Моррисона (одного из председателей Нью-Иорской Академии Наук), " Гены всех людей Земного шара могут уместиться в неполный наперсток. Следовательно, несколько миллионов атомов, включенных в микроскопический ген, направляют жизнь на Земле. И это доказывает, что обо всем живом проявлена забота Творческого Разума. Вот где начинается эволюция!" (цит. по С.Слободскому,1987,с.121).

Складывается совершенно объективная картина. Сначала Моисей употребляет при возникновении животных слово "бара" - " сделаны из ничего", а потом эта "бара-субстанция", не выходя по массе за пределы наперстка, продолжает, перекомбинируясь, "плодиться и размножаться". К сожалению "современная" наука и вслед за ней "светское образование", частично признав последнее положение, заявляет, что акта творения не было, потому что не могло быть никогда. Напомним в свою очередь, совершенно очевидные научные факты о том, что самопроизвольного происхождения жизни быть не могло, поскольку это нарушало бы П закон термодинамики (Алферов,1998; Сидоров, Шустова,2001) и опять перейдем к эволюции.

Нам представляется что, поскольку взгляды преформистов подтверждаются современной генетикой, целесообразно эти взгляды здесь продолжить. "Природа едина и целостна, поэтому в ней нет места для возникновения нового, все, что мы ошибочно воспринимаем как новое, есть только результат иной комбинации элементов уже существующего, а следовательно, является лишь видимостью нового" (цит. по Ф.А.Дворянкину,1964, с.42). Эта мысль подтверждается неувядающей цитатой из Библии: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Екклесиаст 1, 9).

Таким образом, взгляды преформистов подсчитывающих в своих работах комбинации (как теперь совершенно ясно) независимых гамет, очень хорошо объясняют так называемую эволюцию живых существ актом первоначального Божественного замысла. В связи с этим у нас есть все основания полагать, что поскольку современная наука подтвердила правоту преформистов по сути, то их точка зрения относительно Божественного явления этой сути тоже верна.

Известные философы-материалисты Д.Дидро(1713-1784) и П.Гольбах(1723-1789) не были оригинальны в своих высказываниях о происхождении видов. Так, Гольбах, подходил к пониманию природы с точки зрения детерминизма, считая, что природа - это необъятная цепь причин и следствий. Что же касается гуманитария Дидро, то, будучи близким другом Гольбаха, он в то же время в своих представлениях во многом повторял взгляды древнего Эмпедокла о выживании наиболее приспособленных конгломератов живых существ: "Я могу утверждать, что некоторые из них не имели желудка, а другие не имели кишок ...что постепенно вывелись чудовища, что исчезли все неудачные комбинации материи" (Дидро,1941,с.57).

Представителем раннего трансформизма был Ж. Бюффон(1707-1788), высказывавший некоторые элементы эволюционизма. Он отрицательно относился к работам Линнея и считал, что в природе нет тех групп, на какие мы делим животных и растения: нет ни видов, ни родов, ни порядков, ни классов. Есть лишь особи и индивидуумы (цит. по Дарвинизму,1951,с.107). Он считал, что виды животных могут изменяться под влиянием климата.

Натурфилософские воззрения Эразма Дарвина(1731-1802) - деда Чарльза Дарвина - о происхождении жизни почти дословно являют собой поэтическое оформление теории А.И.Опарина, выдвинутой в ХХ веке. Опарин, как известно, предложил теорию самопроизвольного самозарождения коацерватов в водной среде.

 

 

Возникновение учения Чарлза Дарвина.

Возникновение учения Ч.Дарвина способствовали общественно-экономические предпо­сылки.В первой половине 19 в. в странах Западной Европы,особенно в Англии,ин­тенсивно развивался капитализм,который дал импульс развитию науки,промышленнос­ти ,техники.Спрос промышленности на сырье и населения растущих городов на про­дукты питания способствовал развитию сельского хозяйства.

Другая предпосылка появления дарвинизма-успехи естественных наук.Описания сис­тематических групп живых организмов приводили к мысли о возможности их родства. У многих животных сравнением установили единый план в строении тела и органов. Исследования ранних стадий развития зародышей хордовых выявили их поразитель­ное сходство.Изучение ископаемых растений и животных раскрыло последовательную смену низкоорганизованных форм жизни более высокоорганизованными.

Обширные материалы заморских экспидиций,выведение новых пород животных и сортов растений не согласовывались с метафизическим мировоззрением.Нужен был гениаль­ный ум,который сумел бы обобщить огромный материал в свете определенной идеи, связать стройной системой рассуждений.Таким ученым оказался Чарлз Дарвин (1809-1882).

С детства Ч.Дарвин увлекался сбором коллекций,химическими опытами,наблюдениями за животными.Студентом изучал научную литературу,овладел методикой полевых ис­следований.Ч.Дарвин на корабле "Бигл"(англ.-ищейка) совершил кругосветное пу­тешествие.Он исследовал геологическое строение,флору и фауну многих стран,отп­равил в Англию огромное количество коллекций.

В Южной Америке,сравнив найденные останки вымерших животных с современными,

Ч.Дарвин предположил их родство.На Галапагосских островах он нашел нигде бо­лее не встречающиеся виды ящериц,черепах,птиц.Они близки к южноамериканским. Галапагосские острова вулканического происхождения,и потому Ч.Дарвин предполо­жил,что на них виды попали с материка и постепенно изменились.В Австралии его заинтересовали сумчатые и яйцекладущие,которые вымерли в других местах земного шара.Австралия как материк обособилась,когда еще не возникли высшие млекопита­ющие.Сумчатые и яйцекладущие развивались здесь независимо от эволюции млекопи­тающих на других материках.Так постепенно крепло убеждение в изменяемости видов и происхождении одних от других.Первые записио происхождении видов Дарвин сде­лал во время кругосветногопутешествия.

 

 

Литература:

 

Источник: Краснодембский Е. Г."Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы"

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.