Методические указания по написанию рефератов
Объем реферата – до 22 страниц печатного текста, включая титульный лист, введение, заключение и список литературы.
Введение должно содержать указания на актуальность темы, степень ее разработанности, а также значимость тех работ, которые будут использованы в реферате, и указание на тот вклад, который авторы данных работ внесли в науку (с указанием фамилий авторов и их трудов), аргументацию личной заинтересованности по написанию именно этой темы.
Основная часть работы предполагает характеристику основных научных исследований по данной проблеме (1-3 исследований). Студенту предлагается не просто изложить те или иные взгляды на проблему конкретного автора, но и проследить эволюцию этих взглядов (в частности, исходя из особенностей того исторического периода, когда была написана данная работа, или других факторов); прокомментировать их, подчеркнуть необходимость переосмысления этих взглядов на данном этапе развития современного общества или же их значимость и в настоящее время. Изложение каждого исследования рекомендуется располагать в последовательном порядке, одно за другим. Сноски обязательно делаются с указанием той или иной страницы.
Примерный список литературы по темам рефератов приводится выше. Кроме того, студент по своему желанию может выбрать соответствующую литературу, не входящую в данный список. Заключение содержит основные выводы, к которым пришел студент, анализируя указанную тему.
По подготовленному реферату готовится выступление не более чем на 10 минут с последующим обсуждением в аудитории.
В работе оцениваются формальные требования (соответствие объема реферата установленному выше, указание сносок и др.) актуальность темы, степень ее освещенности в данном материале, выводы, сделанные студентом по итогам своего реферата.
Комплект оценочных заданий по дисциплине «Международное право»
Модуль 1. «Понятие современного международного (публичного) права (МПП), его предмет, метод, источники и система. Возникновение и история развития международного права» темы «Международное право: понятие, предмет, метод, содержание»
1. Письменно дайте ответы на следующие вопросы:
· Есть ли разница между понятиями «применяемое в государстве право» и «право государства»?
· Можно ли провести параллель между социальными нормами, регулирующими поведение людей в обществе, и международной нормативной системой, регулирующей поведение субъектов межгосударственного общения?
· Каково влияние международного права на внутригосударственное законодательство и влияние норм национальных правовых систем на международно-правовое развитие?
· Приведите примеры международных отношений, регулирующих отношения:
§ между государствами;
§ между государствами и межправительственными организациями.
· Как в Конституции РФ определено место международного права в правовой системе РФ? В чем парадокс п. 4 ст. 115 Конституции России? Приведите 2–3 примера законодательных актов РФ, где предусматривается, что органы, организации, учреждения или физические лица обязаны в своей деятельности руководствоваться нормами международного права или применять их. Укажите соответствующие статьи.
· Что следует понимать под «вспомогательными средствами для определения содержания правовых норм», и когда они используются?
· Чем отличается понятие принципа права применительно к внутригосударственному и международному праву?
· В чем состоит специфика принципов международного права в отличие от иных норм международного права?
· Абсолютен ли принцип невмешательства во внутренние дела государств?
· Насколько эффективно современное международное право в деле предотвращения глобальных вооруженных конфликтов? В обеспечении устойчивой мировой экономики (в том числе в условиях мирового финансового кризиса)?
2. Найдите в судебных решениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ ссылки на международные договоры и иные нормы международного права. Почему суды прибегают к использованию международных норм?
3. Используя круги Эйлера нарисуйте схемы:
- место МПП в глобальной правовой системе;
- соотношение МПП и национального права;
- соотношение МПП и МЧП.
4. На основе рассмотрения самоисполнимых норм международных договоров и норм национального Российского законодательства докажите соотношение этих норм как общей и специальной нормы.
5. Письменно ответьте на вопросы:
· Где нашли свое закрепление, и каково нормативное содержание таких принципов современного международного публичного права, как:
§ суверенное равенство государств;
§ невмешательство во внутренние дела;
§ равноправие и самоопределение народов;
§ неприменение силы или угрозы силой;
§ мирное урегулирование споров;
§ нерушимость границ;
§ территориальная целостность государств;
§ уважение прав человека и основных свобод;
§ сотрудничество государств;
§ добросовестное выполнение международных обязательств?
· В чем разница нормативного содержания таких принципов, как:
§ нерушимость границ и территориальной целостности государств;
§ суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела;
§ неприменение силы и угрозы силой и мирного урегулирования споров?
§ территориальной целостности государств и равноправие и самоопределение народов (на примере Косово, Южной Осетии, Абхазии)
· Как произошло становление и закрепление принципа уважения прав человека и основных свобод?
6. Решите задачи:
- Военно-воздушные силы Палестины совершили массированную воздушную атаку по объектам, находящимся на территории Израиля. Квалифицировав действия палестинских властей как акт агрессии и прибегнув к самообороне, израильская армия уничтожила авиабазу на территории Палестины. Определите правомерность действий каждого из государств;
- В 1999 году Вооруженные силы США провели бомбардировку объектов, находящихся на территории Югославии. Причиной этих действий послужила квалификация НАТО операций, проводимых властями Югославии в Косово (в то время - край в Югославии), как акт геноцида. Оцените действия Вооруженных сил США на предмет соответствия нормам международного права.
Модуль 6. «Население в международном праве» темы «Права человека в международном праве»
1. Опираясь на законодательство, письменно ответьте на следующие вопросы:
· Какие права и свободы человека, закрепленные в международных Пактах 1966 г., нашли свое адекватно выраженное закрепление в Конституции РФ?
· Какие права и свободы человека, закрепленные в международных Пактах о правах человека 1966 г. нашли свое отражение в Конституции РФ в большем объеме, чем они сформулированы в Пактах?
· Какие права и свободы человека не нашли своего отражения в Конституции РФ? Почему? Как в данном случае следует рассматривать положение п. 1 ст. 17 Конституции РФ?
· В чем заключается необходимость изменения концептуальных подходов к закреплению прав человека и основных свобод?
· Как соответствуют формулировки ограничений прав и свобод Пактов и Конституции РФ? Например, ст.ст. 12, 18, 19, 21, 22 Международного Пакта о гражданских и политических правах и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
· Почему по Пакту о гражданских и политических правах государства обязались «уважать и обеспечивать» закрепленные в нем права и свободы, а по Пакту об экономических, социальных и культурных правах – только «принимать меры к обеспечению в максимальных пределах имеющихся ресурсов»?
· Каковы должны быть действия властей, если иностранные граждане вышли на улицу одного из городов России с плакатами политически нейтрального характера (например, «все на борьбу с колорадским жуком»)?
· Каковы должны быть действия следователя, если обвиняемый по делу иностранный гражданин требует перевода всех материалов уголовного дела на его родной язык – малоизвестный африканский диалект?
· Каковы должны быть действия властей, если во время рейда обнаружены иностранные граждане, занимающиеся:
§ любительской рыбной ловлей?
§ любительской охотой?
· Какие ограничения приняты в международном праве в части предоставления территориального убежища?
· Каковы международно-правовые последствия предоставления политического убежища?
· Каковы особенности решений вопросов о предоставлении территориального убежища зафиксированы в Положении о порядке предоставления политического убежища в РФ от 26 июля 1995 года?
· Какие общие положения можно сформулировать для института выдачи преступников?
· Какие особенности выдачи преступников существуют в России?
· В каких формах применяются в России нормы международных документов, направленные на международную защиту прав человека в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы?
· Как соотносятся требования норм международных документов, направленные на международную защиту прав человека в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы и требования норм Российского права?
Модуль 7. «Право внешних сношений. Дипломатическое и консульское право» темы «Право внешних сношений»
1. Проведите сравнительно-правовую характеристику правовых статусов дипломата и консула, опираясь на действующее международное законодательство.
2. Письменно ответьте на поставленные вопросы, ссылаясь на нормы национального и международного законодательства:
а) преследуемый Вами преступник укрылся на территории дипломатического (консульского) представительства?
б) дипломатический агент иностранного государства, находясь в нетрезвом состоянии, открыл беспорядочную стрельбу на улице?
в) у полиции государства пребывания имеются достаточные для привлечения к уголовной ответственности улики, что консульский представитель какого-либо государства получил крупную взятку?
г) важным (единственным) свидетелем какого-либо преступления оказался дипломатический (консульский) агент какого-либо государства?
д) загорелось консульское представительство иностранного государства; огонь угрожает перекинуться на соседние дома; у консульства собралась толпа и многие граждане, видя, что в огне люди терпят бедствие, пытаются проникнуть через ограду представительства и оказать им помощь; к консульству подъехали пожарные машины?
е) возмущенные граждане привели в полицию иностранного гражданина, имеющего дипломатический паспорт, который в нетрезвом состоянии, в ресторане из хулиганских побуждений учинил дебош, драку, нанес потерпевшим – гражданину Украины и гражданину России менее тяжкие телесные повреждения? При этом у доставленного имелись легкие телесные повреждения (кровоподтеки на лице) и был оторван рукав пиджака.
ж) 14-летний сын дипломатического работника демонстративно, не обращая внимания на замечания, переходит улицу с нарушением правил дорожного движения?
з) водитель консульского представительства иностранного государства на автомашине представительства не справился с управлением и совершил наезд на человека?
Модуль 10. «Международное гуманитарное право. Вооруженные конфликты и международное право» темы «Международное гуманитарное право: понятие и источники»
1. Письменно ответьте на поставленные вопросы:
-Какие нормы действуют в период вооруженных конфликтов?
-Каковы будут последствия, если одна из воюющих сторон ввела свои вооруженные силы на территорию, например, Антарктики?
-К каким работам и при каких условиях могут быть привлечены пленные офицеры?
-Каковы условия содержания военнопленных?
-Каковы правовые последствия военной оккупации?
-Почему часть государств запретило использование противопехотных мин?
-Под какими лозунгами общественность развитых стран в начале ХХ в. требовало запретить производство пулеметов?
-Каковы правила ведения войны на море? Применение каких мин на море запрещено?
-Каков правовой статус гражданского населения и гражданских объектов в период вооруженных конфликтов?
-Что такое «Международный красный крест»? Каковы его отличительные знаки в различных государствах и почему?
-Италия с сентября 1939 г. по июнь 1940 г. объявляла себя «невоюющим государством». Почему эта «новелла» в международном праве не получила своего международного признания?
-Как быть, если войска, военные корабли или летательные аппараты воюющих попросили предоставить убежище на территории нейтральных государств?
-Как быть, если военный корабль или летательный аппарат воюющих без уведомления вошел в порт или приземлился на территории нейтрального государства?
-Сколько военных кораблей воюющей стороны может одновременно находиться в одном порту нейтрального государства?
-Возможно ли задержание в территориальном море нейтрального государства военного корабля воюющего государства?
-Как быть, если в порту нейтрального государства оказались одновременно военные корабли враждующих государств?
-Как быть, если больные и раненые воюющего государства, находящиеся на территории нейтрального государства поправились и желают вновь принять участие в военных действиях?
-Каковы последствия задержания одной из воюющих сторон судна нейтрального государства, направляющегося во враждебный порт с контрабандой?
-Должны ли нейтральные в данной войне государства выполнить решение Совета Безопасности ООН о привлечении их к военным санкциям против агрессора?
-Каково принципиальное отличие правового положения комбатантов от некомбатантов?
2. Опираясь на современное законодательство, дайте правовую оценку следующим событиям:
- Прокомментируйте вопрос о правах и обязанностях нейтральных государств на примере крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец».
- Как квалифицировать с точки зрения современного международного права применение немецкими войсками 22 апреля 1915 г. в районе г. Ипр (Бельгия) химического оружия?
- Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963-1966 гг. 12 малайских китайцев (подданных Малайзии), заброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их судили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были приговорены к смертной казни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии, ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. Можно ли рассматривать данных лиц в качестве военнопленных?
- Освободительное движение, база которого находится в соседнем государстве, намеревается свергнуть правительство собственной страны и изменить её политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наёмников из разных стран. Операцию по свержению правительства наёмники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе удаётся проникнуть на борт гражданского воздушного судна, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолёт приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наёмники силой захватывают другое воздушное судно и принуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения. О каком вооруженном конфликте идет речь – международном или немеждународном? Могут ли наёмники, захваченные официальными властями, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными? Как с точки зрения международного права квалифицируются действия наёмников?
3. На основе сравнительного анализа текстов международных конвенций и иных международно-правовых документов, с одной стороны, и Уголовного Кодекса РФ – с другой, (ст. 11, 12, 13, 42,164, 186, 187, 188, 205, 206, 207, 210, 211, 220, 221, 227, 228-234, 240, 241, 242, 243 246, 247, 250, 252, 253, 2 54, 256, 257, 258, 259, 260, 267, 271, 281, 282, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 и др.), а также гл.54-55 УПК РФ, письменно ответьте на вопросы:
– Какие преступления не нашли своего отражения в УК РФ, хотя Россия является участником соответствующих конвенций?
– Объективная сторона каких преступлений сформулирована более широко, чем в соответствующих формулировках международных конвенций?
– Объективная сторона каких преступлений нашла свое отражение в УК РФ лишь частично?
Деловая игра
Модуль 5 «Территория и международное право» темы «Территория в международном праве»
Целями практического занятия являются рассмотрение территориальных проблем современной России (Каспий, Азово - Керчинская акватория, острова «Малой Курильской гряды»).
Проводится в виде 3-х судебных процессов. Состав группы делится на три части:
- ареопаг
– представители одной стороны спора
– представители другой стороны спора.
Каждый раз подгруппа выделяет своих представителей, но так, чтобы в итоге – участвовали все.
При рассмотрении каждого следующего спора группы меняются ролями.
Время выступлений представителей сторон – 5 минут. По спору о Курильской гряде – 10 минут.
Реплика – 3 минуты, по Курильской гряде – 5 минут.
Вынесение вердикта - до 5 минут. Вердикт должен быть кратко обоснован. Проект готовится заранее, но не является заранее предрешенным. Члены ареопага имеют право на индивидуальное мнение.
При ответе оценивается грамотность и логичность изложения позиции, умение парировать реплики противоборствующей стороны, подкрепление ответа нормами международных договоров и иных документов. Приветствуется артистизм исполнителя.
Примерные тестовые задания с применением затрудняющих условий
Модуль 2 «Субъекты международного права» темы «Субъекты в международном праве»
1. Система международного права - это: a) целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным правоотношениям; b) международно-правовые обычаи и договоренности, принятые международным законодательством и исполняемые субъектами международных отношений; c) совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами, а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами
2. Субъекты в международном праве - это: a) индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации; b) суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования, индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации; c) суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования
3. Принцип территориальной целостности государств - это: a) отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем; b) запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства; c) признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент или в будущем.
5. Какие из перечисленных органов не входят в систему ООН: a)Совет безопасности; b) - Экономический суд; c) - Всемирный почтовый союз;
6. Принцип неприменения силы или угрозы силой: a) все государства - члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; b) государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости государств, так и каким-либо другим образом
c)прежде чем прибегнуть к оружию, государства должны обращаться, насколько это позволяют обстоятельства, к мирным средствам решения международных столкновений.
7. Стадии заключения международных договоров: a) договорная инициатива, составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора; b) выражение согласия на обязательность договора, оговорка, составление и принятие текста договора, регистрация и опубликование договора; c) договорная инициатива, направление оферты, получение акцепта, составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора, назначение депозитария, регистрация и опубликование договоров, оговорки.
8. Понятие оговорки к международным договорам: a) это ошибка в тексте международного договора в результате неаутентичности перевода на язык государства-участника; b) это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации; c) это явно выраженное несогласие государствами или международными организациями с некоторыми положениями договора, определяющими их правовой статус.
9. Виды признания в международном праве: a) признание государства, признание правительства, признание авторитета государственного деятеля, признание международного деятеля, признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы; b) признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения; c) признание претензий государства, признание правоты за одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание.
10. Виды территорий в международном праве: a) государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом; b) поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами; c) открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом.
Модуль 3 «Ответственность в международном праве» темы «Международно-правовая ответственность»
1. Международное право – это:
1. особая правовая система
2. совокупность норм и принципов, установленных государством
3. надлежаще оформленное отражение согласованных воль государств
4. механизм установления иерархии государств
5. форма взаимодействия государств
6. форма взаимодействия народов
2. Особенности норм международного права состоят в том, что они:
1. являются результатом волевой деятельности
2. отражают правила поведения
3. создаются самими участниками отношений
4. обеспечиваются принудительной силой учредившего их государства
5. имеют договорную природу
6. являются социальными нормами
3. Международное и внутригосударственное право соотносятся как:
1. часть и целое
2. взаимовлияющие правовые системы
3. самостоятельные правовые системы
4. соподчиненные системы с приоритетом международного права
5. соподчиненные системы с приоритетом внутригосударственного права
6. конкурирующие регулятивные системы
4. Конституция Российской Федерации определяет нормы международного права как:
1. составную часть правовой системы России
2. имеющие приоритет в правоприменении
3. механизм, расширяющий правозащитные возможности человека
4. альтернативный регулятивный механизм
5. дополнительный регулятивный критерий
6. имеющие приоритет над внутригосударственным правом
5. К источникам международного права относятся:
1. договоры между государствами
2. международный обычай
3. решения международных организаций
4. конституционные акты
5. международные декларации
6. Перечислите принципы современного международного права, закрепленные в Уставе ООН
7. Раскройте подходы к определению системы международного права
8. Приведите примеры универсальных, региональных, локальных и двусторонних международных договоров, стороной которых является Российская Федерация
Модуль 11 «Мирные средства разрешения международных конфликтов» темы «Мирные средства разрешения международных споров в международном праве»
1. К правосоздающим субъектам международного права относятся:
1 индивиды
2 государства
3 международные неправительственные организации
4 государствоподобные образования
5 субъекты Российской Федерации
6 ООН
2. Территория в международном праве характеризуется:
1. суверенитетом
2. правовым режимом
3. физическими свойствами
4. размерами
5. территориальным верховенством
6. юрисдикцией
3. Международно-правовое регулирование населения касается:
1. детей
2. инвалидов
3. коренных малочисленных народов
4. апатридов
5. соседей
К международно-правовым характеристикам гражданства относятся:
1. оптация
2. национальность
3. филиация
4. бипатритизм
5. автоматическое изменение гражданства при заключении брака
6. покровительство и защита граждан, находящихся за пределами государства гражданства
5. Международные стандарты в сфере защиты прав человека – это:
1. принципы дозволенного поведения публичных и непубличных субъектов в отношении человека
2. пределы развития национальных правозащитных систем
3. правовой результат сотрудничества государств в гуманитарной сфере
4. способ унификации внутригосударственных механизмов защиты нарушенных прав человека и основных свобод
5. совокупность декларативных норм
6. общепризнанные принципы и нормы международного права
6. Конвенционное регулирование правопреемства государств касается:
1. государственных границ
2. архивов
3. членства в международных организациях
4. международных договоров
5. гражданства
6. территории
7. Допустимыми способами разрешения споров между государствами являются:
1. эмбарго
2. посредничество
3. судебные процедуры
4. вооруженное силовое воздействие
5. реторсия
6. непосредственные переговоры
8. Специализированными учреждениями ООН являются:
1. Лига наций
2. ЭКОСОС
3. МОТ
4. Интерпол
5. ВОЗ
6. ЮНЕСКО
9. Какие из приведенных понятий и терминов относятся к консульскому праву:
1. агреман
2. экзекватура
3. дуайен
4. иммунитет
5. верительная грамота
6. комбатант
10. Заключение международного договора связано со следующими действиями:
1. парафирование
2. оговорки
3. подписание
4. ратификация
5. денонсация
Оценка знаний, умений и навыков студентов на практических занятиях. Текущий контроль представляет собой регулярно осуществляемую проверку усвоения учебного материала. Данная оценка предполагает систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения.
Практические занятия, как правило, должны проводиться в активном и интерактивном режиме. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на всех практических занятиях в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.
Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующей теме практического занятия, а также усвоения основных положений ранее пройденного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.
Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.
Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.
Планы практических занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению по темам занятий.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется преподавателем по пятибалльной шкале с выставлением оценки в журнале учета занятий.
Тестирование по результатамизучения модуля 2. «Субъекты международного права» темы «Субъекты в международном праве», модуля 3 «Ответственность в международном праве» темы «Международно-правовая ответственность» и модуля 11 «Мирные средства разрешения международных конфликтов» темы «Мирные средства разрешения международных споров в международном праве» дисциплины.
Данное тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем, а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями, и проводится раздельно (т.е. два тестирования). Тестирование проводится для студентов в письменной форме на бумажных носителях в течение 10 минут.
В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в настоящем разделе. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.
Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (5-10 тестовых заданий) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении 10 минут преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка «зачтено» или «неудовлетворительно».
Для получения оценки «удовлетворительно» необходимо правильно ответить не менее чем на 50% предлагаемых вопросов. Для получения оценки «хорошо» - не менее 70%, для получения оценки «отлично» - не менее 90%.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|