Сделай Сам Свою Работу на 5

Этикет телефонного общения 6 глава





2. Нормы этикета регламентируют используемые руководителем формы приветствия. Согласно первому, наиболее распространённому варианту, войдя в зал заседаний, руководитель должен поздороваться со всеми сразу словесным приветствием и кивком головы. Этот приём особенно предпочтителен, если в совещании принимает участие много людей. Во втором варианте этикет предписывает здороваться за руку с ближайшим или ближайшими заместителями, остальных руководитель приветствует кивком головы. В третьем варианте рекомендуется здороваться со всеми подряд по часовой стрелке, что используется в особых случаях, когда руководитель хочет продемонстрировать особое расположение к участникам совещания.

3. Проводя совещание, председательствующий по очереди предоставляет слово сотрудникам. Несмотря на наличие неформальных, дружеских отношений с кем-либо из участников совещания, в официальной обстановке он должен демонстрировать равное, одинаковое отношение ко всем участникам, обращаясь к ним на «вы».

4. Плохим тоном считается прерывать выступающего своими репликами и замечаниями. Если оратор выступает слишком долго и не по существу дела, можно воспользоваться вежливой формой напоминания о регламенте. Выждав паузу и назвав выступающего по имени отчеству, следует деликатно сказать ему о том, что время истекло или, что в его распоряжении осталась одна минута.



Сотрудникам, участвующим в совещании этикет предписывает:

1. Никогда не опаздывать на совещание. Если же это случилось, следует войти в помещение бесшумно, не хлопая дверью, тихо, не стуча каблуками, пройти к ближайшему свободному месту. Также не следует громко объяснять причину своего опоздания, — в случае необходимости это можно сделать после окончания совещания.

2. Во время совещания не принято переговариваться друг с другом, что создаёт шумовой фон и демонстрирует неуважение к выступающему.

3. Неприлично посматривать на часы, что воспринимается как отсутствие интереса к происходящему совещанию.

4. Если заранее известно, что необходимо будет покинуть совещание до его завершения, следует заранее об этом предупредить председательствующего. Если не удалось этого сделать, можно направить ему записку и тихо, стараясь не издавать шума и не привлекая внимание остальных, встать и уйти.



5. По окончании совещания первым встаёт председательствующий и только за ним — все остальные. Невежливо вскакивать при последних словах председательствующего, начинать громкие разговоры, с шумом покидать помещение.

6. Никогда не препираться друг с другом.

7. Каждый должен обращаться только к председателю[58].

Увольнение. Процедура увольнения может быть вызвана самыми различными причинами (сокращением штатов, реорганизацией учреждения, собственным желанием) и является одной из самых болезненных не только для увольняемого, но и также для коллектива и самого руководителя. Современная деловая культура в этой ситуации предполагает выполнение следующих норм этикета:

1. Никогда не следует начинать разговор о предстоящем увольнении перед выходными днями или праздниками.

2. Категорически не рекомендуется проводить подобный разговор прямо на рабочем месте увольняемого, в присутствии сослуживцев.

3. Беседа не должна продолжаться более 20 минут, т.к. в состоянии волнения сотрудник не сможет воспринять всех подробностей, объяснений и извинений, которыми руководитель попытается смягчить негативный психологический эффект.

4. Сообщение о предстоящем увольнении не должно передаваться через третьих лиц, о нём должен быть извещён только тот служащий, который подлежит увольнению[59].

Степень лояльности сотрудника. Современный этикет предполагает необходимость придерживаться определённой степени лояльности по отношению к своему учреждению и его руководству. С этих позиций считаются неэтичными выступления чиновника в средствах массовой информации с заявлениями, противоречащими политике государства или государственного органа, в котором он состоит. Если госслужащий не разделяет и не поддерживает эту политику, он должен покинуть государственную службу[60].



Дарение подарков. Дарение подарков в знак уважения, благодарности — одна из древнейших традиций любого народа. Вместе с тем эти традиции, преломляясь через современную систему служебных и деловых отношений, могут создавать сложные этические коллизии и проблемы, могут рассматриваться как способы недобросовестной конкуренции, оказания давления, нарушения закона, наконец, как явные и скрытые формы коррупции.

В странах Запада во многих коммерческих, финансовых учреждениях служащим и их ближайшим родственникам категорически запрещено в прямой или косвенной форме брать, принимать или получать вознаграждения, взятки, комиссионные, приглашения на развлекательные мероприятия, подарки или любые другие вознаграждения, кроме тех, что имеют чисто символическое значение, от любых лиц, фирм, учреждений или организаций, с которыми компания ведёт или собирается вести дела. Вручение подарков, предоставление льгот без особого разрешения руководства также рассматривается как грубейшее нарушение норм деловой этики и этикета.

Наиболее чувствительна проблема подкупа в форме подарков в сфере государственной службы. Поэтому, в частности, в этическом кодексе госслужащих США по этому поводу сказано: «Ни один выбранный или назначенный служащий государственного учреждения не имеет права принимать подарки от сотрудников какой бы то ни было корпорации, у которой данное государственное учреждение покупает услуги или которому оно их продаёт, или деятельность которого оно регулирует». В некоторых странах введены определённые ограничения на стоимость подарка, который имеет право принять или вручить государственный служащий. Правительственным служащим США на расходы для делового подарка выделяют 25 долларов. Президенту США запрещено принимать любые подарки стоимостью выше ста долларов.

Президент РФ как высшее государственное лицо получает подарки от представителей различных государств, привозит их практически из каждой командировки. Хотя Президент принимает подарки, они не являются его личной собственностью, и забрать их к себе домой он не имеет права. Президентскими дарами распоряжается служба протокола. В Кремле создан специальный подарочный фонд. В Архиве Президента хранятся и подарки Ельцина, а большая часть подарков Горбачёва находится в Гохране. Вместе с тем специального подзаконного акта о подарках главе государства у нас нет.

Этикет рекомендует избегать подношений чиновникам, служащим банков и другим должностным лицам, так как в этом случае граница между благодарностью, вежливостью и бестактностью и корыстью тонка и с точки зрения закона и с точки зрения хорошего тона. Подарок должен рассматриваться не как долг, как выполнение обязательств, а как материализация дружеских отношений, поэтому за ним не должен стоять какой-либо расчёт, умысел, корыстные цели, он не должен ставить в неловкое, обязывающее положение того, кому он предназначается. Правила хорошего тона предписывают оплачивать счёт старшему по должности, независимо от его пола.

1. Специалисты по этикету полагают, что служебных и деловых отношениях должен быть повод, мотив для дарения подарка, среди которых следует выделить наиболее традиционные и веские:

· в случае поздравления с днём рождения сотрудника, с вступлением его в брак, с рождением в его семье ребёнка;

· по случаю ухода сотрудника на пенсию, «круглой» даты его трудовой деятельности;

· в знак благодарности за сверхсрочную работу в неудобное для человека время или сжатые сроки; за бескорыстную добровольную помощь в служебной ситуации; за помощь в сопровождении по незнакомому городу;

· в знак извинения за какие-либо недоразумения, за невольно нанесённую обиду, причинённое неудобство;

· в знак сочувствия в связи с болезнью, в целях моральной поддержки в случаях возникших у сотрудника неприятностей по службе и т.д.

2. Подарок не должен быть дорогим, имея скорее символический характер. В выборе подарка важны чувство меры и деликатность.

3. В служебной ситуации уместны недорогие подарки типа:

· фотоальбом;

· справочники, словари, книги;

· кофейная чашка, стакан, бокал;

· авторучка, канцелярские принадлежности, калькулятор;

· декоративная ваза, пепельница;

· рамка для гравюры или фотографии, коробка конфет;

· духи;

· часы (при проводах на пенсию со всего отдела)

4. Важно учитывать характер служебных отношений с тем, кому планируется преподнести подарок. Так, например, в соответствии с требованиями деловой этики США можно делать подарки подчинённым, обслуживающему персоналу, но не начальству.

5. К внешнему виду и оформлению подарка этикет предъявляет не меньшие требования, чем к его содержанию. Каждый подарок должен быть упакован безупречно.

6. Кроме стоимости подарка этикет регламентирует и различные стороны процесса дарения:

· принимая подарок, следует вежливо поблагодарить за него;

· подарок следует сразу же в присутствии дарящего освободить от упаковки и развернуть, поблагодарить ещё раз (в случае, если это конфеты или сигареты, следует предложить их присутствующим, если это не официальная обстановка );

· цветы преподносят только в распакованном виде, подаренные цветы следует немедленно в присутствии дарителя поставить в воду; до сих пор дискутируется вопрос о том, уместно ли дарить цветы мужчинам, — при расхождении мнений, более традиционным, несомненным и консервативным считается не делать такой подарок мужчине, исключение могут составить мужчины пожилого возраста;

· если вы по какой-либо причине не можете принять подарок, усматривая корысть или скрытую форму взятки, следует немедленно вернуть его с сопроводительной запиской типа «Благодарю за Ваш подарок, но принять его не могу». При этом рекомендуется также оставить копию этой записки в архиве и удостовериться, что подарок возвращён дарителю.

· При дарении подарка не рекомендуется:

дарить книги, содержание которых не известно;

делать дарственные надписи на книгах, если они только не предназначаются близким знакомым и друзьям;

дарить алкогольные напитки, руководствуясь лишь своим вкусом;

принимая подарок, откладывать неразвёрнутым, чтобы открыть после ухода подарившего;

развернув подарок, произносить фразы типа: «Ну, зачем вы так потратились!» или «Да зачем же, не было такой необходимости!»;

преподносить замужней женщине красные розы, молодожёнам — астры или гортензии, а больному — цветы со слишком сильным ароматом (например, белые нарциссы или черёмуху)[61].

33. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины

Немаловажным элементом восприятия делового человека является его внешний облик. Для объяснения того, как манеры поведения, речь и стиль одежды делового человека отражаются в сознании окружающих и общества в целом и какой оценочный эффект вызывают у других людей, используется понятие имидж (с англ. образ, изображение). В данном контексте понятие имидж обозначает реальный или искомый, должный, желаемый, воображаемый образ личности. К основным составляющим имиджа специалисты относят: антропологические признаки (физический облик: конституция, рост, вес, тип сложения), функциональные (мимика, жесты, поза, осанка), социальные (оформление внешности, манеры поведения)[62].

Фрак. Фрак — это мужской костюм, род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Обязательным дополнением к фраку являются чёрные брюки без обшлагов; по боковым швам брюк должны проходить шёлковые галуны. Согласно традициям этикета к фраку также полагается одевать белый пикейный жилет, белую сорочку с накрахмаленной грудью и жёстким воротничком, белый галстук-бабочку, чёрные носки и лакированные чёрные туфли. Официальному лицу следует помнить, что фрак в сочетании с чёрным суконным жилетом и чёрным галстуком — форма одежды официантов. Ношение фрака и смокинга — дань старинной традиции, поэтому оно тщательно регламентируется. Фрак принято одевать в исключительно торжественных случаях: на официальном приёме, парадном обеде, на балу, торжественном представлении и т.п. Поэтому ходить во фраке, не прикрытом плащом или пальто нельзя, поскольку это роняет честь фрака, делает его заурядной одеждой. В силу этих соображений правила этикета запрещают появление во фраке на улице. В дипломатической сфере принято являться во фраке только на вечерние аудиенции[63].

Смокинг — пиджак из чёрного сукна, сильно открытый на груди, с длинными, обшитыми шёлком отворотами. Смокинг может быть однобортным и двубортным. Со смокингом носят белую сорочку, чёрный жилет и галстук-бабочку, тёмные носки и чёрные полуботинки. Брюки должны иметь атласные галуны по боковым швам. Смокинг нельзя надевать на мероприятия, которые начинаются до 17 часов[64].

Костюм. Мужчина может появится на любом торжестве или официальной церемонии в повседневном костюме неяркого цвета. Важно, чтобы этот костюм не был заношенным, безукоризненно чистым, тщательно отглаженным, дополненным свежей рубашкой и красивым подходящим галстуком. Считается, что наиболее респектабельно выглядят тёмно-синий, тёмно-серый, чёрный костюмы. Преимущество тёмно-серого в том, что к нему подходят рубашки не только белого, но и постельных тонов (голубого, розового, сиреневого). Двубортный пиджак хорош только на мужчинах выше 175 см. Однобортный костюм не требует жилета, но его можно надеть. Если жилет яркий, то он допустим только как единственная яркая деталь мужского гардероба. Двубортный костюм никогда не носят с жилетом.

Пиджак должен быть застёгнут на все пуговицы, кроме нижней, которая не застёгивается никогда. Танцевать также следует лишь в застёгнутом пиджаке. Расстегнуть пуговицы можно лишь за рабочим столом, в кресле, во время завтрака, обеда, ужина. Снимать пиджак на официальных мероприятиях можно лишь после того, как это сделал хозяин, почётный гость, — т.е. первое лицо на приёме. Поздней осенью, зимой, ранней весной или в вечернее время предпочтительнее носить тёмный пиджак. В дневное время и летом лучше носить светлый, в жару хлопчатобумажный.

Педантичный в области этикета мужчина старается не надевать один и тот же костюм два дня подряд, если он не поглажен после первого дня. Специалисты по этикету единодушно полагают, что проявлением невоспитанности, дурного тона является не ношение старого костюма, а ношение грязного, мятого костюма[65].

Брюки. Длина брюк определяется следующим образом: сзади они должны быть длиннее, чем спереди на 3-4 см., впереди они должны слегка «сломаться» и выгнуться внутрь, закрывая собой на ботинках 2-3 верхние дырочки для шнурков. Специалисты рекомендуют носить брюки с манжетами только длинноногим мужчинам, даже если этот элемент стиля в моде.

Важный элемент одежды — носовой платок, который должен находиться в заднем кармане брюк, однако туда не рекомендуется засовывать бумажник. Не следует носить в карманах пиджака авторучки, карандаши, зажигалки и прочую мелочь. Карманы брюк предназначены лишь для мелочи и ключей, помещённых в плоский футляр[66].

Рубашка. Рубашки должны быть хлопчатобумажными или должны выглядеть таковыми, трикотажные рубашки одевать с костюмом категорически не рекомендуется.

В официальной обстановке должны использоваться одноцветные, однотонные рубашки, в особо торжественных случаях предпочтительнее рубашки белого цвета, в менее официальной ситуации допустимы рубашки с рисунком, тонкой полоской, клеткой. Важно помнить, что в подобных, не строго официальных случаях лучше исходить из того, что к однотонному костюму (без полосок, точек и т.д.) вполне подходят рубашки с полоской, рисунком, клеткой. И наоборот, костюм в клетку, в полоску, с рисунком, узорами и т.п., лучше сочетается с однотонной рубашкой. Специалисты по этикету также не рекомендуют носить рубашку с коротким рукавом в сочетании с костюмом.

Существует приём, позволяющий удостовериться, не мала ли вам рубашка: между воротником и шеей должен помещаться указательный палец вашей руки. Лучше, если манжеты рукавов рубашки выглядывают из рукава пиджака немного больше, чем меньше, однако сам рукав рубашки за манжетами совсем не должен быть виден.

Особое внимание должно быть уделено воротничку, который американцы называют «зоной стиля». Исходя из того, как оформлен этот элемент одежды, делают вывод об ухоженности мужчины (о том, чиста ли его шея, как отглажена рубашка, как подобран цвет и узел галстука)[67]. Аккуратный в области этикета мужчина не надевает одну и ту же рубашку два дня подряд, если она не была постирана и выглажена после первого дня. Свежесть рубашки — важнейшая её характеристика.

Галстук. Одна из самых ярких деталей одежды делового человека — галстук. Галстук является обязательным дополнением к однотонной рубашке. Галстук выглядит всегда изысканно, если он завязан правильно, его узел закрывает соединение воротничка рубашки, если его длинный конец находится на уровне пряжки брючного ремня, если он не слишком сильно бросается в глаза. Выбор галстука является также удачным, если его доминирующий цвет повторяет один из тонов костюма. В классических традициях этикета галстук должен быть всегда темнее рубашки.

Многие имиджмейкеры считают стильными галстуки с диагональными полосками, галстуки в точках, галстуки с маленькими геометрическими фигурами, «клубные» галстуки с изображением значков, эмблем. Очень модным является галстук из однотонной ткани под цвет костюма, волос, тон кожи, цвет глаз человека. Многие стилисты не рекомендуют носить галстуки из искусственных тканей, а также галстуки чёрного, белого и красного цветов. Чёрный галстук надевают обычно по случаю траура или в ансамбле форменной одежды. К недостаткам красного галстука, который долгое время считался символом власти, относят то, что он бросает красноватый отсвет на подбородок и белки глаз своего обладателя. Сейчас входят в моду галстуки с семантическими рисунками (животными, домиками и т.д.), однако считается, что нужно обладать очень тонким и развитым вкусом, чтобы правильно подобрать такой галстук к рубашке, костюму и жизненной или деловой ситуации.

Имиджмейкеры полагают, что по расцветке галстука можно судить о характере, настроении делового человека, его позиции на переговорах. Считается, что ярко-красные галстуки выражают экспрессивность, некоторую непоследовательность. Сочетание ярко-красного цвета с жёлтым — раскованность, настойчивость в отстаивании собственной точки зрения. Красный рисунок на тёмном фоне свидетельствует о целеустремлённости, уверенности в себе. Синие, тёмно-коричневые цвета, с добавлением красного и чуть-чуть изумрудного сообщают о доброжелательности, готовности учесть мнение оппонента. Серожемчужные цвета говорят об умении владеть чувствами. Ядовито-зелёные в сочетании с жёлтыми могут указывать на некоторую настороженность. Голубые галстуки излучают спокойствие. Чёрный плетёный кожаный галстук указывает на желание быть элегантным, привлекательным. Специалисты рекомендуют на переговоры надевать галстуки серо-жемчужных, сине-красных, тёмно-бардовых расцветок, галстуки с графическими рисунками, — такая цветовая гамма настроит собеседников на деловой лад, подчеркнёт уважение к ним. Яркий галстук с авангардным рисунком, напротив, может вызвать у деловых партнёров ощущение эмоционального давления, будет раздражать и отвлекать их. Бизнесменам также рекомендуется использовать комплект из одинаковых по расцветке галстука и носового платка (кончик которого выглядывает из нагрудного кармана).

К вечернему шёлковому костюму лучше всего подходит шёлковый галстук. Синтетический галстук носят только с кожаным пиджаком. В галстуках-бабочках появляются только на официальных церемониях. Матерчатый чёрный галстук уместен лишь на похоронах и поминальных церемониях. Галстук не принято сочетать со спортивной, шерстяной рубашкой, с рубашкой, которую носят навыпуск[68].

Носки. Носки к костюму должны быть выше щиколоток, их резинка не должна быть вытянутой. Белые носки носят только в сочетании со спортивной обувью. С одной стороны, носки должны быть темнее или, по крайней мере, не светлее костюма. С другой стороны, они должны быть светлее или не темнее, чем ботинки. При выполнении этих условий хорошо сочетаются со строгим костюмом тёмно-синие, тёмно-серые, тёмно-зелёные, чёрные носки. В случае сомнения в отношении цвета носков лучше всего предпочесть чёрный цвет.

Аксессуары. Стилисты и имиджмейкеры полагают, что мужчина имеет право носить лишь следующие предметы украшения: булавку для галстука, запонки и перстень с печаткой (не считая обручального кольца). Браслеты и цепочки на руках, цепочки на шее не соответствуют имиджу делового человека.

Обувь. Чёрные ботинки подходят к костюму любого цвета, коричневая обувь плохо сочетается с чёрным костюмом. Светлую обувь следует носить только со светлыми костюмами в летнее время, спортивную — только со спортивной одеждой. Лакированные ботинки носят только со смокингом или фраком.

Головной убор, шарф, перчатки. Головной убор должен соответствовать верхней одежде, её тону. Шарф и перчатки должны подходить по цвету и узору к остальным деталям одежды. Зимой предпочтительно носить одежду тёмных тонов.

Подбор одежды с учётом индивидуальных особенностей (для мужчин). Умелый подбор одежды способен скрыть недостатки фигуры, привлечь внимание к её достоинствам, подчеркнуть индивидуальные особенности внешности и характера, сделать одежду продолжением и украшением индивидуальности. Светловолосым и голубоглазым людям больше подходят холодные, серо-голубые тона, тёмноглазым брюнетам — желтовато-коричневые.

Причёска. Волосы должны быть чистыми, их рекомендуется мыть не реже одного раза в день. Причёска делового человека должна быть аккуратной и компактной. Буйную, развевающуюся шевелюру может себе позволить лишь представитель артистических, творческих кругов. Очень высокие требования предъявляются к ухоженности усов или бороды. Жгучим брюнетам, если они не носят усов или бороды, в случае если им предстоит участвовать в вечернем приёме, имиджмейкеры советуют выбривать лицо и утром, и вечером.

Высоким и худым мужчинам специалисты рекомендуют носить пиджак с как можно большим количеством пуговиц. Двубортный пиджак, имеющий вверху ещё декоративные пуговицы, зрительно расширяет торс. Однобортный пиджак для высокого худощавого мужчины должен застёгиваться по меньшей мере на три пуговицы, в двубортном пиджаке, застёгивающемся на одну пуговицу, худой мужчина выглядит несколько неловким. Высоким мужчинам не рекомендуется носить длинные пиджаки, костюмы в вертикальную полоску (они зрительно удлиняют фигуру); лучше отдать предпочтение светлому пиджаку (светлый тон полнит). Полным мужчинам невысокого роста имиджмейкеры рекомендуют придерживаться диаметрально противоположных правил. Оптимальный вариант — однобортный костюм несветлых тонов, возможно с вертикальной полоской (она придаёт визуальную стройность). Мужчинам с большим животом лучше носить костюм-тройку, — он скрадывает полноту.

Мужчине с округлым лицом подойдёт высокая шляпа с мягкими опущенными полями, человеку небольшого роста — с узкими полями, высокому — шляпа с низкой тульей.

Официальный приём. Посещение официального приёма, которое производится только по приглашению, предполагает соблюдение следующих этикетных норм в одежде:

· На все приёмы, начинающиеся до 20.00, мужчинам можно надевать костюмы любого неяркого цвета, если только приём не устраивается по случаю национального праздника, в честь главы государства или министра. На приёмы, начинающиеся в 20.00 и позднее, рекомендуется надевать костюм чёрного или тёмного цвета;

· На все виды приёмов следует надевать белую (но не трикотажную) рубашку с галстуком любого неяркого цвета (но не чёрного).

· Ботинки для строгого костюма должны быть чёрного или тёмно-коричневого цвета, но не светло-коричневого или коричневого. На приёмы нельзя надевать сандалеты, обувь на толстой подошве, спортивную обувь.

· Цвет носков должен быть темнее цвета костюма, носки в клетку или в полоску к вечернему костюму не подходят[69].

34. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины

Немаловажным элементом восприятия делового человека является его внешний облик. Для объяснения того, как манеры поведения, речь и стиль одежды делового человека отражаются в сознании окружающих и общества в целом и какой оценочный эффект вызывают у других людей, используется понятие имидж (с англ. образ, изображение). В данном контексте понятие имидж обозначает реальный или искомый, должный, желаемый, воображаемый образ личности. К основным составляющим имиджа специалисты относят: антропологические признаки (физический облик: конституция, рост, вес, тип сложения), функциональные (мимика, жесты, поза, осанка), социальные (оформление внешности, манеры поведения)[70].

Одежда женщины на службе и в деловой сфере должна выглядеть не только чистой, наглаженной, опрятной, аккуратной, но и профессиональной. С этим связаны особые требования к эстетике внешнего вида деловой женщины, которая отличается от эстетики женской внешности в иных ситуациях (на свидании, вечеринке, показе мод, в быту, в компании близких, на празднике и т.д.). Поэтому на работе соображения профессиональной целесообразности и связанные с этим ограничения должны в первую очередь предопределять внешний вид, тогда как соображения, связанные с модой и желанием поэкспериментировать со своей внешностью должны отступить на второй план. В повседневной рабочей обстановке деловой женщине рекомендуется носить костюм или платье-костюм из шерсти, твида или полотна. Имиджмейкеры считают наиболее подходящими цвета: тёмно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, тёмно-коричневый, серый, светло-синий. Привлекающими мужчин считаются платья бледно-жёлтого, бежевого, розового, тёмно-синего, а также цвета ржавчины. Красное следует надевать только на многолюдные мероприятия, праздники, — такое платье поможет обладательнице выделиться в толпе. В офисе этот цвет не желателен, поскольку может вызвать раздражение и усталость у сотрудников и деловых партнёров во время беседы.

Специалисты по этикету считают, что высокопоставленной деловой женщине следует носить вязаные вещи только в том случае, если они являются уникальной авторской работой и выполнены на очень высоком уровне.

В дневное время и летом рекомендуется надевать одежду посветлее, вечером и зимой — тёмных тонов[71].

Фасон. Специалисты по деловому этикету не рекомендуют использовать в своей внешности чрезмерно резкие, броские, «кричащие» цвета, экстравагантный фасон. Одежда не должна быть слишком короткой, стеснять движения, вызывая необходимость что-то постоянно поправлять, одёргивать или расправлять. В официальной обстановке не рекомендуется появляться в платьях с короткими рукавами или глубоким вырезом, в мини-юбке, в свитере и брюках в обтяжку. Короткие женские юбки предполагают стройную фигуру, на женщинах плотной комплекции, не юного возраста они выглядят нелепо, или даже вызывающе[72].

Колготки (чулки). На официальных мероприятиях также не рекомендуется быть в декоративных чулках или без чулок, в обуви на слишком высоких каблуках. Колготки (или чулки) обязательны, даже если на улице 40 градусов жары.

Костюм. В профессиональной сфере женщинам рекомендуется воздерживаться от слепого копирования сиюминутных требований моды, избегать радикально новых идей, пока они не станут распространёнными. Наиболее оптимальным многие эксперты по этикету считают классический строгий стиль, который свидетельствует о вкусе, позволяет сосредоточиться на работе, притягивает внимание к женщине, а не к её наряду. Можно носить юбку с пиджаком, но более профессионально и строго выглядит брючный костюм[73].

Юбка. Подбор длины женской одежды сугубо индивидуален и зависит от роста, веса, комплекции, стиля, моды. Вместе с тем, считается, что большинству женщин идут юбки длиной на 10-15 см. ниже колен. Такая длина, по мнению имиджмейкеров, имеет неоспоримое преимущество, поскольку никогда не выходит из моды и не ставит женщину в неловкое положение, когда ей приходится усаживаться в низкое кресло, подниматься вверх по лестнице или наклоняться за упавшим предметом.

Согласно современному этикету, сидеть положив ногу на ногу уже не считается позой исключительно мужского стиля, однако специалисты советуют избегать этого, позволяя такую позу лишь в неофициальной обстановке; при этом юбка должна быть достаточно длинной и просторной[74].

Аксессуары. Аксессуары должны подчёркивать внешность, а не привлекать к себе внимание. В деловой обстановке неуместны дорогие фамильные украшения, которые идут только к вечернему туалету. Не рекомендуется одновременно надевать золотые и серебряные украшения[75].

Причёска. Причёска деловой женщины, по мнению специалистов, также должна быть относительно компактной. В рабочей обстановке слишком замысловатые варианты причёски не желательны; не рекомендуется окрашивать волосы в слишком яркий цвет. Цвет волос должен гармонировать с цветом кожи и глаз. Короткие стрижки идут далеко не каждой, поэтому наиболее подходящими для деловой женщины считаются волосы средней длинны[76].

Официальные приёмы. На официальном приёме женщине можно появиться в шерстяной юбке с блузой, в платье обычной длины, в платье-костюме или просто костюме. Платье и аксессуары должны быть выдержаны в одной цветовой гамме. Не следует сочетать в ансамбле более двух цветов. Жёлтый и коричневый хорошо сочетаются с зелёным, красный прекрасно гармонирует с чёрным и белым. Фасон должен быть строгий, рукава — длинные или «труакар», вырез — небольшой. Перчатки (шёлковые, кружевные или лайковые) не нужно снимать до начала еды, при любых формах приветствия. Платье может быть дополнено кожаной или замшевой сумочкой, шляпкой. На официальном приёме женщине позволено не снимать шляпку, хозяйка же должна быть без головного убора. К вечернему платью шляпку не надевают, туфли должны быть кожаные или замшевые (каблук любой), не яркие (как и все детали вечернего ансамбля). Нельзя появляться на торжественном мероприятии без чулок, даже если очень жарко.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.