Сделай Сам Свою Работу на 5

Установление содержания и применение иностранного права





 

Необходимость в установлении содержания национального права или иного источника права возникает, когда КН отсылает регулирование отношения к иностранному праву. Установить содержание иностранного права – это определить нормативную основу принимаемого решения по делу, отягощенному иностранным элементом. Иностранное право устанавливается судом всегда по долгу службы и установилось 2 подхода к решению данного вопроса.

1. характерный для стран общего права: иностранное право воспринимается как некий факт, подлежащий установлению в ходе разбирательства дела. Правоприменительный орган пассивен, т.к. доказывание фактов относится к сфере деятельности участников спорного ПО. Средства доказывания определяются процессуальным законом страны суда. В английском праве судьи следуют презумпции: иностранный закон тождественен английскому закону, пока не доказано обратное.

2. для европейских стран: иностранное право – правовая категория. При таком подходе иностранное право применяется таким, каким оно действует и толкуется в стране своего происхождения.

Именно такой подход к установлению содержания иностранного права зафиксирован в правовой системе РФ. В соответствии с ГК РФ иностранное право устанавливается в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и правовой доктриной иностранного государства.



Различные источники получения информации об иностранном праве:

1. обращение за содействием в Минюст, МИД РФ, ТПП, научные учреждения

2. через посольства и консульства к компетентным органам и учреждениям иностранного государства, привлечение экспертов и специалистов.

3. международное сотрудничество по вопросам установления содержания иностранного закона.

Одним из международных актов в этой сфере выступает европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 года и много численные договоры о правовой помощи. Центральные органы юстиции договаривающихся государств предоставляют друг другу сведения о действующем и действовавшем на их территории внутреннем законодательстве, практике его применения.

Ранее суд мог возложить на стороны бремя доказывания содержания норм иностранного права по требованиям, которые связаны с осуществлением сторонами ПД. ГК в новой редакции это положение изменил. Теперь стороны не доказывают содержание норм иностранного права, а предоставляют сведения о содержании таких норм.



Если исчерпаны все возможные средства установления содержания иностранного права, но содержание не выяснено.

Сложности процесса установления содержания иностранного права и существующая вероятность того, что оно окажется невыясненным в нужной степени ставит вопрос о последствиях неустановления иностранного права. Законодательство и правоприменительная практика различных государств предлагают разные варианты решения проблемы.

Один подход применяется в странах, где обязанность возлагается на стороны и заключается в том, что если содержание норм иностранного права не установлено, следует отказ в иске.

Противоположный подход заключается в том, что отказ в иске недопустим по причине того, что содержание иностранного права судом не установлено. Подобной позиции придерживаются юрисдикционные органы тех государств, которые применяют иностранное право по долгу службы, т.е. когда установление содержания иностранного права составляет обязанность суда.

В соответствии с таким подходом, если смысл иностранного источника права остается неясным для судьи, будет разумным считать, что содержание иностранного права недостаточно установлено и тем самым оправдывается применение национального права страны суда.

Аналогичное положение зафиксировано в ГК: если содержание нормы иностранного права несмотря на принятые меры в разумные сроки не установлено, применяется право РФ.



В тех случаях, когда смысл содержания применяемого акта понято судом искаженно, имеет место неправильное толкование применяемой нормы права, а это, в свою очередь, служит основанием для изменения или отмены принятого решения.

 

Лица в МЧП

 

1. Правосубъектность ФЛ в МЧП

2. Личный закон ФЛ

3. Ограничение и лишение дееспособности в МЧП

4. Безвестное отсутствие, объявление ФЛ умершим в МЧП

5. Правовое регулирование опеки и попечительства в МЧП

 

1. Правосубъектность ФЛ в МЧП

 

Правовой статус ФЛ формируется на основе общепризнанных принципов и норм МП, МД, права страны гражданства, места жительства лица, права страны его пребывания. В узком понимании правовое положение рассматриваемой категории лиц представляет собой совокупность предоставленных прав и возлагаемых обязанностей в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений в стране пребывания ФЛ.

МЧП отличает дифференцированный подход к ФЛ, которые находятся в пределах юрисдикции того или иного государства. Выделяются отдельные категории ФЛ, и в отношении каждой из них устанавливается определенный правовой режим:

1. отечественные граждане государства

2. иностранные граждане

3. лица без гражданства

4. беженцы

5. вынужденные переселенцы

6. лица, которым предоставлено политическое убежище.

 

Правовой статус беженцев – Конвенция «О статусе беженцев» 1951 и Протокол к ней 1967 года, ФЗ «О беженцах» - устанавливает экономические, социальные, правовые гарантии и защиту прав указанной категории лиц.

Беженцем может признаваться как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства, которое в силу опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной группе, религиозных убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности или обычного места жительства, не может или не желает вернуться в эту страну вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец – это гражданин Р, покинувший место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ или покинувший место жительства на территории одного субъекта и прибывший на территорию другого субъекта вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия в определенной форме или боязни подвергнуться такому насилию. Ими могут быть и иностранные граждане, и лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях в РФ и изменившие место жительства в пределах ее территории по указанным обстоятельствам.

Лица, которым предоставлено политическое убежище. Всеобщая декларация прав человека, декларация 1967 «О территориальном убежище». Каждое государство определяет основания предоставления убежища, статус лиц, которым такое убежище предоставлено, порядок предоставления, основания утраты. ПУ предоставляется лицам, которые подвергаются преследованиям или реальной опасности стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или места жительства за свои убеждения, которые не противоречат нормам МП.

 

Правовые режимы

 

Основные начала, принципы, на которых строиться правосубъектность лиц в стране пребывания обозначают термином «правовой режим». Такими началами в МЧП выступают равенство и недискиминация как составляющие национального режима, который определяет правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства в стране пребывания. В РФ национальный режим предоставляется в безусловном порядке без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в соответствующем иностранном государстве.

Абсолютный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одной стране. Соответственно, выделяют специальные правовые режимы. Он предполагает наделение иностранцев отдельными правами и установление для них определенных обязанностей, отличающихся от прав и обязанностей отечественных субъектов.

Характерно предоставление таких специальных режимов в области политических, трудовых, административных прав.

Режим наибольшего благоприятствования. Он предполагает уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязанностях друг с другом в какой-либо области деятельности на территории определенного государства. Права и привилегии, которыми пользуются граждане одного государства на данной территории распространяются на граждан всех остальных государств.

Таким образом, в МЧП иностранцы находятся в двойном подчинении, а именно подчиняются территориальному (юрисдикции государства пребывания) и экстерриториальному началу (юрисдикции государства гражданства).

Правосубъектность иностранных лиц в любой стране складывается из правового регулирования их гражданской право и дееспособности. Правоспособность иностранных лиц, возникновение дееспособности, ее объем, основания досрочного приобретения подчиняются личному закону ФЛ. Первоначально в области установления дееспособности господствовало правило: лицо дееспособное по личному закону признается таковым и за границей. Лицо, не дееспособное по личному закону, должно объявляться таковым и в иных государствах. Со временем следование этому правилу стало вызывать возражения, т.к. оно не было способно обеспечить устойчивость, стабильность международного экономического оборота и в дальнейшем сформировался иной подход: лицо, не дееспособное по личному закону, может рассматриваться дееспособным по закону места совершения сделки.

 

В российском МЧП это правило получило нормативное закрепление.

1. Если в соответствии с правом страны места совершения сделки лицо считается дееспособным, хотя и не является полностью дееспособным по личному закону, при оспаривании совершенных сделок такое лицо не может ссылаться на отсутствие у него дееспособности. Это правило введено для защиты интересов добросовестного участника сделки.

2. При недобросовестности контрагента подлежит применению личный закон недееспособной стороны.

3. Способность лица к составлению (отмене) завещания определяется статутом наследования, а именно законом домициля завещателя в момент составления завещания.

4. Способность лица нести ответственность за вред определяется статутом обязательства из причинения вреда.

 

Личный закон ФЛ

 

- это право государства с которым ФЛ имеет наиболее прочную, устойчивую связь.

 

Он определяет правовой статус лица, а именно:

1) гражданскую правоспособность

2) гражданскую дееспособность

3) объем личных прав

4) права в области брачно-семейных отношений

5) права в области отношений из причинения вреда

6) отношений по наследованию.

 

ЛЗ может выступать в различных формах. В континентальном праве таковым является закон гражданства лица. В англоамериканском праве – закон домициля (места жительства) лица. Англосаксонская система общего права различает домицили по рождению, происхождению и домицили, приобретенные или избранные. Никто не может оставаться без домициля. Законно рожденный ребенок приобретает домициль отца, незаконно рожденный – домициль матери. Для изменения домициля требуется не только проживание на территории государства, но и намерение страну не покидать, оставаться там постоянно. Это достаточно сложно доказать. Критерием здесь выступает поведение лица, желающего приобрести домициль, то есть его проживание в стране, и намерение оставаться в стране постоянно. Современные национальные кодификации МЧП придерживаются смешанной системы определения личного закона ФЛ,

 

По российскому законодательству:

1. ЛЗ ФЛ является право страны, гражданство которой лицо имеет.

2. ЛЗ иностранного гражданина, который имеет место жительства в РФ, является российское право. Закон «о правовом положении иностранных граждан» выделяет 3 категории иностранцев:

1. иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ – лица, имеющие вид на жительство

2. иностранные граждане, временно проживающие в РФ – лица, получившие разрешение на временное проживание (выдается до получения вида на жительство)

3. иностранные граждане, временно пребывающие в РФ – лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Только первые 2 категории рассматриваются как проживающие в РФ.

3. Личным законом бипатрида, имеющего гражданство страны суда, выступает закон страны суда.

4. Личным законом бипатрида во всех иных случаях является закон страны места проживания. Применяется критерий наиболее тесной связи лица с каким-либо из государств, гражданством которых лицо обладает (критерий эффективного гражданства).

 

На тесную связь бипатрида с определенной правовой системой могут указывать:

1. место фактического проживания

2. место трудовой деятельности или источника постоянного дохода

3. место нахождения недвижимого имущества

4. место жительства семьи

5. место несения военной, государственной службы

6. место, где гражданин пользуется своими гражданскими, политическими правами.

 

5. Личным законом апатрида является юрисдикция государства, где такое лицо проживает.

6. Личным законом беженца является право страны убежища.

 

3. Ограничение и лишение дееспособности в МЧП

 

Национальные законы всех государств устанавливают возраст, по достижении которого индивид становится полностью дееспособным и закрепляют возможность признания ФЛ недееспособным или ограниченно дееспособным. Основные расхождения наблюдаются в основаниях умаления дееспособности (в Германии, Франции расточительное лицо может быть ограничено в дееспособности), порядке, правовых последствиях ограничения.

Проблема лишения/ограничения дееспособности связана с решением 2 вопросов:

1) руководствуясь каким законом необходимо обсуждать требования, которым ФЛ не удовлетворяет, вследствие чего ставится вопрос об умалении дееспособности

2) юрисдикционные органы какой страны компетентны объявить ФЛ недееспособным или ограниченно дееспособным.

Унифицированные нормы в этой области содержатся исключительно в договорах о правовой помощи.

Общее правило: признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным может иметь место на родине индивида. Таким образом, компетентными признаются учреждения юстиции той страны, гражданство которой индивид имеет, или страны места проживания такого индивида. Привязка – личный закон ФЛ.

Основания, порядок, правовые последствия подобного объявления подчиняются закону страны компетентного учреждения.

 

Если иностранное лицо объявлено недееспособным или ограниченно дееспособным, возникает вопрос о действительности такого признания в других государствах. В РФ решения иностранных судов признаются действительными на условиях взаимности, которая фиксируется в МД.

 

Личным законом ИП является право страны, в которой субъект приобрел свой статус. Если ИП осуществляет деятельность в государстве, законодательство которого не содержит формальных требований к процедуре приобретения статуса, ЛЗ ИП выступает право страны, в которой осуществляется такая деятельность.

 

4. Безвестное отсутствие, объявление ФЛ умершим в МЧП

 

Институт безвестного отсутствия и объявления лица умершим существует не во всех странах. В тех странах, где он имеется, материальные нормы расходятся в том, что касается условий, сроков объявления безвести пропавших умершими, юридических последствий безвестного отсутствия. В Австрии, Италии, в других разработаны отдельные нормы, регулирующие указанные отношения. Например, Польша, Чехия, Венгрия, РФ. В третьих странах возможно вынесение в рамках судебного производства по конкретному делу определения о безвестном отсутствии лица, о котором не было сведений в течение определенного срока. Такое определение суда, установившую презумпцию смерти лица, имеет значение только для данного дела, но не для всех иных отношений.

 

Коллизионное регулирование вопросов объявления безвестно отсутствующих лиц умершими подчиняется преимущественно двум правилам:

 

1) процессуальные вопросы привязываются к личному закону лица, в отношении которого принимается соответствующее решение. Так, в РФ можно возбудить дело особого производства лишь в случаях, когда лицо, в отношении которого ставится вопрос о признании безвестно отсутствующие, объявлении умершим, имеет российское гражданство или последнее известное место жительства в РФ и от разрешения данного вопроса зависит установление ПиО граждан, проживающих в РФ или организаций, имеющих место нахождения в РФ.

 

2) материальные вопросы (основания, порядок, последствия) подчиняются закону компетентного учреждения. Унифицированные нормы в этой области содержат договоры о правовой помощи. Например, согласно минской конвенции объявить лицо безвестно отсутствующим, умершим, установить факт смерти вправе судебные учреждения страны гражданства или места жительства ФЛ. В то же время, заинтересованные лица, проживающие на территории иной страны, вправе обратиться в судебные органы этой договаривающейся стороны, если их права и интересы основываются на законодательстве этой страны. В обоих случаях применимым материальным правом выступает закон страны компетентного учреждения.

 

5. Правовое регулирование опеки и попечительства в МЧП

 

Во всех правовых системах ОП представляет собой институт восполнения недостающей дееспособности ФЛ. Российское законодательство содержит цепочку коллизионных норм, подчиняя отдельные аспекты одного и того же правоотношения разным коллизионным принципам.

 

1) ЛЗ опекаемого/подопечного определяются основания для учреждения, отмены ОП, выбор формы контроля над не полностью дееспособными лицами, порядок учреждения, отмены, требования к опекунам/попечителям.

Если ЛЗ опекаемого/подопечного является право РФ, то основания, порядок установления, отмены ОП определяет ФЗ от 24.04.08 «Об ОиП».

2) установление опеки и попечительства может носить как добровольный, так и принудительный характер. Национальные законы могут устанавливать перечень оснований, по которым опекун может отказаться от принятия на себя ОиП. Как правило, не допускается принуждение к принятию опеки в отношении лиц, не связанных родством, свойством с отцом или матерью подопечного. Решение обозначенных вопросов подчиняется личному закону будущего опекуна/попечителя.

3) внутренние отношения опекуна/попечителя и опекаемого/подопечного (право воспитывать, проживать вместе, определять порядок общения с родственниками и иные права, обязанности указанных лиц) определяются по праву страны компетентного учреждения. Если опека/попечительство были установлены за границей, но опекаемый/подопечный проживает в РФ и российское право для него более благоприятно, то такие внутренние отношения подчиняются праву РФ. Например, на защиту интересов опекаемого/подопечного направлены нормы законодательства РФ о проживании вместе, заботе об обучении, воспитании, правила распоряжения имуществом.

4) внешние отношения (между опекуном/попечителем и третьими лицами) являются отношениями представительства и определяются специальными коллизионными нормами (ст. 1217.1).

 

ЮЛ как субъекты МЧП

 

1. Национальность и личный закон ЮЛ

2. Личный закон (статус) ЮЛ и коллизионные принципы его определения

3. Доктрина контроля и ее интерпретация в МЧП

4. Личный закон ЮЛ РФ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.