Сделай Сам Свою Работу на 5

Международная торговля услугами





1. Международная торговля услугами и ее состав.

2. Традиционные услуги:

а) международный туризм.

б) международный транспорт.

3. Франчайзинг в международная торговле.

 

Услуга представляет собой изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другими институциональными единицами. Услуга потребляется в момент производства потребителями услуг, должны находиться на территории экспортера. Услуга не поддается хранению. Услуга, как шутят американцы, это все, что можно продать, но нельзя уронить на ногу. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой.

На Международном рынке услуг более резко выражены монополизация, национальная внутренняя сфера услуг защищается более активно, чем рынок товаров. Ряд видов услуг не является объектом международная торговли. Рынок услуг растет более быстрыми темпами, чем товарный рынок. В ряде стран услуги занимают более половины ВВП. На долю экспорта услуг приходится треть мирового экспорта. Однако трудно реально оценить масштабы экспорта услуг – оценка считается явно заниженной.



По классификации МВД состав мирового рынка услуг включает фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги (банковские, страховые, биржевые, посреднические, связанные с экспортом технологий, знаний, опыта). 75% стоимости объема экспорта услуг приходится на ИРС, 24% - на развивающиеся и страны с переходной экономикой, 1% - на международные организации. Только на долю США приходится 17% мирового экспорта услуг, Франция – 10%, Италии и Германии – не более 6%, Великобританию и Японию – по 5%.

Международный туризм входит в состав так называемых специальных услуг (как и образование, здравоохранение, физкультура и спорт): туризм бывает рекреационный (самой распространенной), научной, деловой. Объем международного туризма устойчиво растет. Так же быстро растет инфраструктура туризма. Основная масса туристов – граждане ИРС. Наибольшая доля в международная торговле приходится на туризм между ИРС. Наряду с этим, в число крупных экспортеров туристических услуг входят небольшие государства Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом бизнесе большая роль мелких и средних предприятий.



Один из древнейших услуг - международный транспорт. В составе мирового грузооборота по видам транспорта на 1 месте - морской транспорт (около 80% мирового грузооборота), затем железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный. В перспективе морской транспорт сохраняет свое преобладание, произойдет значительное увеличение доли трубопроводного транспорта, возрастет значение воздушного и автомобильного транспорта.

По товарному составу наиболее значительный удельный вес сырой нефти, нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, зерна, затем готовых промышленных изделий, полуфабрикатов, продуктов питания.

В последние годы активно развиваются контейнерные перевозки, резко сокращающие стоимость и период перевозки.

Франчайзинг – специфическая услуга, которая возникла на ряде рынков, когда можно легко обеспечить передачу производства, предоставление услуг под известной маркой. По сути это продвижение товара на другие рынки. В этом случае продавец продает покупателю право на использование торговой марки.

Франчайзинг привлекателен для продавца, т.к. это относительно легкий способ проникновения на рынок другой страны, а для покупателя – способ использования торговой марки:

- способ привлечения иностранных инвестиций

- способ освоения передового опыта производства и управления

Франчайзинг – специфическая услуга, которая возникла на ряде рынков, когда можно легко обеспечить передачу производства, предоставление услуг под известной маркой. По сути, это продвижение товара на другие рынки. В этом случае продавец продает покупателю право на использование торговой марки.



Франчайзинг привлекателен для продавца, т.к. это относительно легкий способ проникновения на рынок другой страны, а для покупателя – способ использования торговой марки:

- способ привлечения иностранных инвестиций

- способ освоения передового опыта производства и управления.

Франчайзинг основан на предельной стандартизации.

Литература: 1-40.

Тема лекции № 11.

Международный технологический обмен

1. Нетрадиционная услуга как продукт НТП.

2. Технологический обмен:

а) лицензионная торговля. Виды лицензий;

б) формы технологического обмена

3. Инжиринговые услуги в международной торговле.

4. Лизинг во внешнеторговых связях.

 

В международной экономике технологический объем может рассматриваться двояко: как международная торговля и как международное перемещение факторов производства (ресурсы для производства какого-либо товара). Технологию как и труд, можно считать человеческим ресурсом, т.е. фактором производства - с одной стороны.

Международное перемещение технологий может осуществляться и в чистом виде – это торговля патентами, лицензиями, «ноу-хау».

В число элементов технологического обмена включаются:

- торговля технологиями,

- инжиниринговые услуги,

- торговля объектами капитального строительства,

- лизинг.

В основе рынка нетрадиционных услуг может НТП. Проводником НТП являются, в первую очередь, ТНК.

В большинстве стран новая технология защищается патентом, лицензией, копирайтом, торговой маркой (товарным знаком).

Лицензии бывают патентные и беспатентные, простыми, исключительными, полными.

Технологический обмен осуществляется по двум основным каналом: некоммерческая форма технологического обмена (получение знаний, опыта, сведений бесплатно) через научно-технические публикации, выставки, ярмарки, симпозиумы, обмен делегациями, миграция специалистов – «похищение улов», обучение специалистов и др.

- коммерческая форма – передача на условиях лицензионных соглашений.

Акционерное соглашение – международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или знаний представляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию.

Рынок лицензионных соглашений имеет 4 стадии: от новейшей технологии к современной, традиционной, устаревшей технологии. Он чрезвычайно монополизировки, сконцентрировки в ИРС, 90% доходов поступает в страны «большой семерки». В экспорте лидируют США и ЕС, а в импорте - ЕС, Япония, НИС. Существующие виды возмещения цены лицензии (лицензионных платежей) – роялти, паушальный платеж, участие в прибылях, участие в собственности.

Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа, использования купленных или арендованных машин и оборудования. Все инжиринговые услуги делятся на:

- услуги, связанные с подготовкой процесса производства (предпроектные условия, проектные условия, послепроектные условия, специальные условия)

- услуги, связанные с обеспечением нормального хода процесса производства и реализации продукта (услуги по оптимизации производственного процесса, по разработке эффективной системы реализации продукции)

Ведущие ИРС оказывают инжинированные услуги, однако крупнейшими продавцами этих услуг являются страны с квалифицированной, но дешевой рабочей силой. Поэтому это НИС, Турция, Польша.

Сегодня крупные объекты не продаются, а чаще сдаются в аренду. Во многих странах лизинг активно поощряется, распространен достаточно широко государством предоставляются финансовые и другие льготы.

Все авиационные транспортные средства, морские транспортные средства, комплекты оборудования передаются на условиях лизинга.

Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцентрированных в треугольнике: США, Западная Европа, Япония. Причем на долю США приходится 40% мирового лизинга.

Различают оперативный и финансовый лизинг, прямой и косвенный зарубежный лизинг, а также рейтинг (сроком до 1 года.), хайринг (сроком 1-3 года).

Литература: 1-40.

Тема лекции № 12.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.