Сделай Сам Свою Работу на 5

Эстетика Эпохи Возрождения и Гуманизм





Эпоха Возрождения - один из самых замечательных периодов в истории европейской эстетической мысли. Сам термин «ренессанс» (возрождение) впервые был употреблен в книге Д. Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). И это было очень точным определением эпохи, когда перед человеком возникли совершенно новые горизонты, когда мир как будто стал в несколько раз обширней. В течение трех веков, с XIII по XVI вв., Европа стала огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие, характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, возникало новое светское мировоззрение. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет». Эти гордые слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал человек.

 

Наиболее ярко и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. И дело не только в том, что страна занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII в. в Италии, помимо Рима, выросли, окрепли, расцвели и другие города на правах отдельных независимых государств - Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в XII-XIII вв. в итальянских городах-государствах обнаруживаются значительные, глубокие сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом. Италия, с ее процветающими городами, в этом отношении оказалась как бы на острие исторического прогресса.



Нарождающийся мир нуждался не только в новых формах политической жизни и производства, но и вдуховном обновлении. Италия находит эту новую духовную пищу на своей почве: в памятниках великой античной культуры - в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете.

В развитии эстетики Ренессанса выделяются следующие этапы: эстетика раннего гуманизма (Петрарка, Боккаччо, Н. Кузанский, Альберти), эстетика высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) и позднее Возрождение, связанное с кризисом гуманизма (Шекспир, Сервантес). Прослеживаются две особенности эстетики этого периода: 1. эстетика Возрождения преемственна, так как именно в эту эпоху появились последователи Платона и Аристотеля; 2. эстетические идеи оказали огромное влияние на творчество многих европейских художников и целых художественных школ.



Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (то есть связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры) гуманизм, как понятие, включал и мировоззренческое содержание.Гуманисты были творцами новой системы знания. В центр этой системы встала проблема человека. Основная идея гуманизма и состояла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения », - говорил в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола(Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. Т. 1.-М., 1981-С. 248).

Эстетика Возрождения обосновывает и совершенно иное отношение к личности художника, исключая средневековое представление о нем, как о ремесленнике. Творец новой эпохи - это конкретное воплощение универсального человека, всесторонне образованная личность. В эпоху Возрождения художника называют «божественным гением», появляется специальный литературный жанр, связанный с описанием биографии творческой личности - так называемые «жизнеописания». Считалось, что каждый человек если не по роду занятий, то хотя бы по своим интересам должен подражать художнику.



Теоретики Ренессанса продолжали разрабатывать целый ряд основных категорий. Природа и сущность прекрасного понимались ими с помощью категорий гармонии и грации. Широко применяемый в живописи и поэзии античный принцип «мимезиса» (подражания), достаточно глубоко обосновывался в трактатах Франческа Патрици (1529-1597) и Томазо Кампанеллы( 1568-1639). Категория пропорции ассоциировалась у теоретиков и практиков Возрождения прежде всего с правилом «золотого деления» (или «золотого сечения»). В трактате «О божественной пропорции» итальянский математик Луиджи Пачоли (1445-1514) писал о том, что правилу «золотого деления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми.

Таким образом, категории эстетики развивались и модифицировались в соответствии с потребностями художественной практики.

Значительным явлением эстетики Возрождения явилось творчество блестящего итальянского гуманиста, ученого и архитектора Леона Батиста Альберти (1404-1472). В своих основных теоретических работах «О статуе» (1435), «О живописи» (1450), «О зодчестве» (1450) он обобщил опыт современного ему искусства, поставил вопросы гармонического развития личности, проанализировал состояние эстетической организации окружающей среды.

В своем ключевом сочинении - трактате «О зодчестве», который был издан после смерти автора в 1484 г., Альберти обратился к вопросам практической эстетики и попытался создать образ эстетически гармоничной общественной среды. Такой средой, в его представлении, был «идеальный город». Красота этого города (которую Альберти трактовал не саму по себе, а только в связи с человеком), должна быть рационально продумана с точки зрения архитектурных сооружений и благоустроена для всех социальных слоев, начиная от богатых граждан и кончая бедными людьми. В таком идеальном городе должны быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для ее творческой реализации. Подобным образом устроенная среда должна была сформировать и идеального человека, которого Альберти понимал как творчески активную и душевно спокойную, мудрую и величественную личность. Этот гуманистический идеал Альберти повлиял на формирование ренессансного искусства. Именно образ такого человека становится предметом изображения в художественном творчестве многих западноевропейских художников.

Следует заметить, что эстетика Возрождения не представляла собой абсолютно однородного и устойчивого явления. Она пережила ряд этапов, в которых менялись различные направления, понятия и теории. Середина XVI в. отмечена появлением первых признаков кризиса идеалов Высокого Возрождения. В искусстве все чаще и все сильнее ощущается драматизм, трагедийный пафос, состояние исторического пессимизма.

В этот исторический период заявляет о себе и новое художественное направление, получившее название маньеризм. Под термином «маньеризм» подразумевалось искусство (в частности, живописное), отличавшееся многосюжетной и сложной комбинацией, пристрастием к абстрактным линейным конструкциям, манерной изощренностью формы. Форма и стала доминирующим элементом в художественном произведении, содержанию придавалось меньшее значение. В теории маньеризм опирался на идеи неоплатонизма, в которых господствовала средневековая схоластика, астрология, символика чисел. Маньеризм открыл дорогу одному из главных художественных направлений XVII века - барокко и способствовал появлению новой художественной эпохи в Европе - Классицизму.

Боэций

Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций ( 480 – 524) родился в Риме в аристократической семье, получил блестящее образование. Он уже при жизни заслужил репутацию мудрого и образованного человека, вся жизнь и труды которого контрастировали с общим упадком культуры в то время . Его трактаты по музыке, арифметике, геометрии считались стандартом для светских художественных школ в средние века.

Философия определяется Боэцием вполне традиционного для того времени..Она есть «любовью к мудрости и своего рода дружба с мудростью». Ответ на то, что именно Боєций подразумевает под «муростью» можно найти в его главном труде « утешение философией »

Боэций был создателем средневекового «квадривиума» - арифметика, геометрия, музыка, астрономия – циклы дисциплин, которые он справедливо называл вротами к мудрости.

В учение о музыки Боэция особенно сильно чувствуется влияние рассуждений Пифагора о мировой гармонии, «музыки мира» и пр. Боэций выделяет три рода музыки: космическую, человеческую и инструментальную, подчеркивая, что фундаментом науки о музыке должна быть теория музыки космической. С помощью чувств, по Боэцию, человек способен видеть и слышать проявление мировой гармонии. Воспринимать гармонию искусства .Однако истинным судьей и восприемником гармонии может быть только разум. Поэтому наука музыки – это рациональная наука . Ни исполнители, ни даже сочинители музыки не владеют ее искусством. Только тот, кто знает и понимает разумом законы,лежащие в основе мировой музыки и музыкального искусства может по праву считаться подлинным музыкантом такова центральная идея эстетики Боэция.

Боэций так же развивает идею возникшую еще классический античный период – о терапевтическом и этическом воздействии на душу человека. Но даже само музыкальное произведение рассматривает не столько как способ самовыражения художника,а как способ воздействия на психологию и физиологию человека. Теория музыки Боэция выходит далеко за пределы только музыкального искусства. Она становится общейтеорией мира: и этикой, и медициной, и педагогикой, и даже политикой.


4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

2. Введение в философию. М., 1989. Ч. 1. ГЛ. 2.§5

3. Бондарь Н.А., Левченко В. Л. История эстетической мысли. Античность. Среднее века. Возраждение. Хрестоматия Уч. пособ. – Одесса: ОГМА, 2011.

4. Бондарь Н.А., Левченко В. Л. История эстетической мысли.

XVII-XVIII века Хрестоматия. Уч. пособ. –Одесса: ОГМА,2007

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.