Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и принципы законности





Проблема законности имеет большое значение в любом государ­стве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без закон­ности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понима­лось — широко или узко (А.Ф. Черданцев).

Законность — это:

условие жизни государственно-организованного общества;

принцип самого права, заключающийся в требовании соблюде­ния его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к кото­рым они адресованы;

принцип организации и деятельности государственного аппа­рата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конститу­ции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местно­го самоуправления, должностные лица, граждане и их объедине­ния обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны»);

//; принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

метод государственного руководства обществом, ибо свои функ­ции государство должно осуществлять правовыми средствами — путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;



особый режим, при котором деятельность всех субъектов осно­вывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, сво­боды и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — есть такая мораль­но-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждаю­щие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

Таким образом, законность — фундаментальная категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние слу­жат главным критерием оценки правовой жизни общества.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на созна-



Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина


§ 2. Гарантии законности: понятие и виды



 


ние и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с его жизнью и действенностью, и характеризуется понятием «закон­ность».



Законность, однако, не тождественна реализации права, ее со­держание охватывает систему требований, связанных с выполне­нием юридических предписаний.

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных за­
конов (содержательная сторона);

2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершен­
ных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

• ее единство (понимание и применение нормативных актов
должно быть одинаковым на всей территории страны);

• верховенство конституции и закона (подчиненность консти­
туции и законам всех иных нормативных и индивидуальных
правовых актов; издание каким бы то ни было органом пра­
вового акта, противоречащего закону, есть нарушение закон­
ности);

• гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с
одной стороны, без законности права и свободы гражданина
не могут быть реализованы, ибо законность служит их важ­
нейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы,
их наличие и осуществление являются показателем состоя­
ния законности и демократии в обществе);

• связь с культурой (от культурного уровня общества и долж­
ностных лиц зависит состояние законности, и наоборот,
соблюдение законодательства является одним из сущест­
венных условий и показателей культурного уровня обще-

i ства);

\| целесообразность (обход закона под предлогом целесообраз­ности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность долж­на быть в рамках закона);



• презумпция невиновности (например, в ч. 1 ст. 49 Конститу­
ции РФ, зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в
совершении преступления считается невиновным, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном федераль­
ным законом порядке и установлена вступившим в законную
силу приговором суда»).


Требованиями законности являются:

• своевременность обновления законодательства в соответст­
вии с потребностями развития общества;

• издание нормативных актов лишь полномочными на то орга­
нами и в пределах своей компетенции;

• надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических
предписаний;

• пресечение беззаконий и произвола и т.п.

§ 2. Гарантии законности: понятие и виды

Для того, чтобы в обществе соблюдалась законность, необходи­ма система обеспечивающих мер. Такая система получила назва­ние гарантий законности.

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечи­вающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепят­ственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Х^Выделяют следующие виды гарантий законности:

• социально-экономические (степень экономического разви­
тия общества, уровень его благосостояния, многообразие
форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

• политические (степень демократизма конституционного
строя, политической системы общества, политический плю­
рализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

• организационные (деятельность специальных органов, кон­
тролирующих соблюдение законов и подзаконных актов —
прокуратуры, суда, милиции и т.д.);

• общественные (сложившийся в стране комплекс профилак­
тических и иных мер, применяемых общественностью в
целях борьбы с нарушениями законодательства);

• идеологические (степень развития правосознания, распро­
странения среди граждан юридических знаний, уважения к
требованиям права, уровень нравственного воспитания в об­
ществе);

• специально-юридические (способы и средства, установлен­
ные в действующем законодательстве с целью предупрежде­
ния, устранения и пресечения нарушений правовых требова­
ний). К специально-юридическим гарантиям, в частности,
относятся установленные в законодательстве специальные
принципы (например, презумпции невиновности), институ-


л



Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина


§ 4. Понятие и виды дисциплины



 


ты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рас­смотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощре­ний и наказаний и т.п.).

§ 3. Понятия правопорядка и общественного порядка. Соотношение законности, правопорядка идемократии

« Правопорядок представляет собой систему общественных отно­шений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Правопорядок — это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетво­рения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого при­вяли правовую форму (В.И. Гойман-Червонюк).

Правопорядок существует как результат осуществления субъ­ектами своих прав и обязанностей, как результат соблюдения, ис­полнения, использования и применения норм права. Благородные цели правопорядка нельзя достичь противозаконными средства­ми, что на деле ведет к его нарушению, дестабилизации общества. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами, которые соответствуют морально-правовым нормам.

Особенности правопорядка заключаются в том, что он:

• запланирован в нормах права;

• возникает в результате реализации данных норм;

• обеспечивается государством;

if • создает условия для организованности общественных отно­шений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

V • UtbIc.I,Xn??T. итргрм законности,/

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое.

* Общественный порядок — это состояние упорядоченности об­щественных отношеНИЙТКоторое достй"гаётся~нё только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных нормой их соблюдения (дисциплины).


Следовательно, правопорядок — составная часть общественно­
го порядка, такого порядка отношений в обществе, который скла­
дывается под воздействием всех социальных регуляторов, а не
только права. Составными частями общественного порядка явля­
ются нравственный, политический порядок и т.п. ...J

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следую­щим образом: с одной стороны, подлинная демократия невозмож­на без законности и правопорядка, без которых первая превраща­ется в хаос, различные злоупотребления; с другой стороны, закон­ность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, ин­ститутов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозмож­но их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание зако­нодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способст­вовать развитию и укреплению демократии.

Демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, а также наличие институтов представи­тельного и непосредственного народовластия. Однако и то, и дру­гое должны быть не только установлены в законодательстве, но и реально обеспечены в жизни. Если нарушаются законы, закреп­ляющие права и свободы, не действуют предусмотренные ими га­рантии, то ни о какой демократии говорить не приходится.

Подлинная демократия предполагает контроль представитель­ных органов за деятельностью исполнительных, а судебных орга­нов за деятельностью и тех, и других. Сама же судебная власть должна осуществляться исключительно в рамках законов. При отсутствии этих и иных элементов демократии ущербными будут как законность, так и правопорядок.

§ 4. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношениес законностью, правопорядком и общественным порядком

Дисциплина предполагает определенные требования к поведе­нию людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Это понятие связано, прежде всего, с деятельностью, с поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требова­ния общества к индивидам и коллективам; во-вторых, социальная



Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина


Рекомендуемая литература



 


оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а также внутренней куль­туры.

Дисциплина выступает необходимым средством против дезор­ганизации в ее различных формах и степенях.

Выделяют следующие виды дисциплины:

• государственная (этот вид связан с выполнением требований,
предъявляемых к государственным служащим);

• трудовая (форма общественной связи людей в процессе труда
с обязательным подчинением его участников определенному
распорядку);

• воинская (соблюдение военнослужащим правил, установ­
ленных законами, уставами, приказами);

• договорная (соблюдение субъектами обязательств, предус-
' мотренных в хозяйственных договорах);

• финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налого­
вых и иных финансовых предписаний);

• технологическая (соблюдение субъектами в процессе произ­
водства предписаний соответствующих технологий и т.п.).

Законность — более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе — со­блюдение всех социальных норм, включая правовые, нравствен­ные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины — порядок общественный.


 

5. Как соотносятся между собой общественный порядок и правопорядок?

6. Каково соотношение законности, правопорядка и демократии?

7. Что такое дисциплина и каковы ее виды?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

ГоаманЧервонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26.

Клямко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Государство и право. 1994. №2.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 22.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 18.

Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 24—25.

Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом об­ществе. М., 1977.

Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.

Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

Малеин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1995.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 16.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пйголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16.

Пугинский Б.И., Шестакова М.П. Законность и дисциплина в хозяйственной деятельности. М., 1987.

Рабинович П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 22.

Хропанюк В.Н. Теория государства и право. М., 1993. Гл. 18.

Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 11.

ЧердапцевА.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое законность?

2. Назовите основные принципы законности.

3. Что такое гарантии законности?

4. Что понимается под специально-юридическими гарантиями законности?


Словарь основных понятий V
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Абсолютные права— субъектив­ные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержани­ем от нарушаемых действий) со сторо­ны неопределенного круга лиц (напри­мер, право собственности).

Абсолютные правоотношения

урегулированные нормой права общест­венные отношения, в которых управо-моченной стороне противостоит неопре­деленно большое количество пассивно обязанных субъектов.

Абсолютная монархия— разно­видность монархической формы прав­ления, для которой характерна неогра­ниченная (абсолютно вся) государст­венная власть, принадлежащая одному лицу — монарху.

Автономия— форма самоуправле­ния части территории государства, об­ладающей правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Авторитаризм— один из видов по­литического режима, в котором поли­тическая власть осуществляется кон­кретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минималь­ном участии народа и для которого ха­рактерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Администрация— система испол­нительно-распорядительных государ­ственных органов, обеспечивающая ре­ализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Аксиома правовая— положение правовой теории, которое берется в ис­следованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.

Акт нормативный— правовой акт, принимаемый субъектами правотвор­чества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную пись­менную форму и направленный на уре-


гулирование определенных обществен­ных отношений.

Акт применения права(правопри­менительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Акттолкования права (интерпрета­ционный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юриди­ческих норм и выносится специальны­ми компетентными органами.

Аналогия закона— решение кон­кретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогияправа — решение кон­кретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толко­вание— разъяснение смысла юридичес­кой нормы, которое дается тем же орга­ном, который принял данную норму.

Б

Буквальноетолкование — разъяс­нение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выра­жение совпадают.

В

Вакуум правовой— специфическое правовое явление, характеризуемое как временное отсутствие юридических норм, которые должны регламентиро­вать не урегулированные ранее, но нуж­дающиеся в урегулировании правом вновь возникающие общественные от­ношения.

Вето— отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

V Власть социальная — это присущее всякой общности людей отношение гос-


подства и подчинения между субъекта­ми, опирающееся на принуждение.

Властные решения— правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достиже­ния определенных целей и влекущие юридические последствия.

Воля народа— концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе ка­кого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, приня­того на референдуме).

Воспитание правовое— целена­правленная деятельность государствен­ных органов и общественности по фор­мированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой куль­туры.

Воздействие правовое— взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Вотум— решение, принятое боль­шинством голосов избирательного кор­пуса или представительного учрежде­ния по определенному вопросу (напри­мер, вотум недоверия правительству).

Г

Гарантии законности— средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспре­пятственное осуществление прав граж­дан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы— эле­мент нормы права, указывающий на ее действия (время, место, субъектный со­став и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фак­тов.

Глава государства— высшее долж­ностное лицо в государстве, являющее­ся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.


Государственная власть— публич­но-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на государственное принуж­дение.

Государственная дисциплина— оп­ределенные требования к поведению людей, связанные с выполнением пра­вил, предъявляемых к государствен­ным служащим.

Государственно-правовой режим— система методов, приемов и средств, спомощью которых осуществляется го­сударственная власть.

Государственное принуждение— осуществляемое организованно, персо­нифицированно и в пределах юридичес­ких предписаний физическое, психоло­гическое либо идеологическое воздейст­вие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совер­шении.

Государственный аппарат— систе­ма государственных органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет— присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство— организация поли­тической власти, содействующая пре­имущественному осуществлению кон­кретных интересов (классовых, обще­человеческих, религиозных, нацио­нальных, расовых и т.п.) в пределах оп­ределенной территории.

Гражданское общество— совокуп­ность нравственных, религиозных, на­циональных, социально-экономичес­ких, семейных отношений и институ­тов, с помощью которых удовлетворя­ются интересы индивидов и их групп.

Гражданство— устойчивая право­вая связь человека с государством, вы-


18*



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 


ражающаяся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответствен­ности.

Грамматическийспособ толкова­ния — прием разъяснения правовых норм, осуществляемый с помощью язы­ковых средств, правил грамматики, ор­фографии и т.п.

Гуманизм права— один из важней­ших принципов права, выражающийся впризнании человека как высшей цен­ности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, до­стоинства личности, условий свободно­го всестороннего развития и стимулиро­вания подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

д

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие права— содержательно-динамическая сторона права, характе­ризующая его фактически реализуе­мую способность осуществлять регуля­тивное (специально-юридическое), ин­формационно-психологическое (моти-вационное), воспитательное (идеологи­ческое, педагогическое) и социальное воздействие на участников обществен­ных отношений.

Декларация — провозглашение ос­новных принципов; правовой доку­мент, имеющий силу рекомендации.

Деликтоспособность —способность лица самостоятельно нести юридичес­кую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократизм права— один из важ­нейших принципов права, выражаю­щийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народо­властия, свободы, равенства, справед­ливости, ответственности в обществен­ных отношениях, подлежащих право­вому регулированию.

Демократический режим— систе­ма методов и приемов, с помощью кото­рых население участвует в осуществле­нии государственной власти посредст-


вом прямой (когда граждане, напри­мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим во­просам общественной жизни) и пред­ставительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбирае­мые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Диктатура— безраздельная поли­тическая, экономическая и идеологи­ческая власть, не ограниченная зако­ном и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).

Динамизм права— свойство права, характеризующее его способность из­меняться адекватно изменившимся об­щественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в раз­личных сферах жизнедеятельности.

Диспозитивный метод правового регулирования— разновидность пра­вового воздействия, связанная с равно­правием сторон, координацией, осно­ванная на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы— ос­новной элемент нормы права, опреде­ляющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязан­ностей, возникающих при наличии ука­занных в гипотезе юридических фак­тов.

Догма права (специально-юриди­ческая теория)— наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений.

Договор нормативный— самостоя­тельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого воз­никает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).

Дозволение правовое— предостав­ляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать по осуществлению собственных инте­ресов.


Доктринальное толкование норм права— наиболее глубокое и аргумен­тированное разъяснение смысла право­вых норм учеными-юристами, выра­жающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Дуалистическая монархия— раз­новидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограниче­на конституцией, но монарх и формаль­но, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Е

Единоначалие— форма организа­ции управления, при которой во главе соответствующего государственного ор­гана, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное прини­мать юридически обязательные реше­ния.

Естественное право— совокупность неотъемлемых прав и свобод, обуслов­ленных естественной природой челове­ка и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Закон— нормативный акт, приня­тый в особом порядке органом законо­дательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладаю­щий высшей юридической силой и ре­гулирующий наиболее важные общест­венные отношения.

Законность— система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзакон­ных актов.

Законныйинтерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выра­жающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетент­ным органам — вцелях удовлетворе-


ния своих потребностей, не противоре­чащих общественным.

Законодательная инициатива— право внести предложение об издании закона и соответствующий законопро­ект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или откло­нить его — право законодателя).

Законодательная оговорка— имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявле­ние, положение), которое частично из­меняет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласова­ния интересов и порождает определен­ные юридические последствия.

Законодательная власть— избран­ные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия за­конов.

Законодательство— система дей­ствующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект— текст предлагае­мого к принятию закона, подготовлен­ный в соответствии с установленной за­конодательной процедурой для внесе­ния на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

Законотворческийпроцесс — уста­новленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламен­тирующий порядок деятельности зако­нодательного органа государства по вы­работке, принятию и изданию законов. Запрет— способ правового регули­рования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий. Злоупотребление правом— ис­пользование субъективного права впротиворечии с его социальным назна­чением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общест­венных либо государственных инте­ресов.


 



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 


И

Императивный метод правового регулирования— способ правового воз­действия, связанный с властными пред­писаниями, субординацией, основан­ный на запретах, обязанностях, наказа­нии.

Индивидуально-правовое регули­рование— поднормативное персони­фицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельст­вах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права соци­ально-ценные действия.

Инкорпорация— форма система­тизации законодательства, совершае­мая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраня­ет свое самостоятельное юридическое значение.

Институт права— упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Иск— юридическое средство защи­ты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом инте­реса.

Исполнительная власть— назна­чаемые либо выбираемые исполнитель­но-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые за­коны и осуществлять оперативно-хо­зяйственную деятельность.

Использование права— форма реа­лизации права, связанная с осущест­влением субъективных прав, посредст­вом чего лицо удовлетворяет свой собст­венный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценно­сти.

Исполнение права— форма реали­зации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго опреде­ленных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Историческо-политическое толко­вание норм права— способ разъясне-


ния смысла правовых норм, осущест­вляемый спомощью анализа конкрет­но-исторических и политических усло­вий принятия данного предписания.

Источник права в идеологическом смысле— причины возникновения правовых норм, связанные с различны­ми правовыми идеями, представления­ми, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.

Источник права в материальном смысле— причины возникновения правовых норм, связанные с материаль­ными условиями жизни общества, фор­мами собственности, интересами и по­требностями людей.

Источник права в юридическом смыс­ле— см. Форма права.

К

Казуальное толкование— разъяс­нение смысла правовой нормы, обяза­тельное только для данного конкретно­го случая.

Казус — случайное действие, кото­рое (в отличие от умышленного или не­осторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юри­дической ответственности.

Каноническое право— система нормативных предписаний, принимае­мых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулиру­ющих отношения внутрицерковной ор­ганизации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Качество закона— совокупность социально-экономических, политичес­ких и юридических свойств, обусловли­вающих пригодность закона удовлетво­рять определенные потребности обще­ства, государства или отдельной лич­ности соответственно природе права.

Квалификация правовая— юри­дическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных пред­писаниях.

Кворум— установленное законом или уставом количество присутствую­щим на определенном мероприятии,


считающееся обязательным условием для признания его решений действи­тельными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цель­ный, внутренне согласованный законо­дательный акт прямого действия, регу­лирующий определенную область об­щественных отношений.

Кодификация— разновидность сис­тематизации законодательства, объеди­нение нормативных актов в единый, ло­гически цельный законодательный акт. Коллизии юридические— противо­речия между правовыми нормами и ак­тами, регулирующими одни и те же об­щественные отношения.

Компетенция — совокупность за­конодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предостав­ленных конкретному органу или долж­ностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных Или общественно-зна­чимых задач и осуществления соответ­ствующих функций.

Конкретизация норм права— мыс­лительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкрет­ным условиям нормативной регламен­тации общественных отношений, в ре­зультате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).

Консолидация— разновидность систематизации законодательства, объ­единение нормативных актов без изме­нения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоя­тельное юридическое значение.

Конституция— основной закон (закон законов) государства и общест­ва, обладающий наивысшей (абсолют­ной) юридической силой, закрепляю­щий фундаментальные начала обще­ственного и государственного устрой­ства, форму правления, принципы вза­имоотношения личности и государ­ства.


Конфедерация— форма союза (объединения) государств при сохране­нии их независимости и международ­ной правосубъектности, с созданием объединенных органов для координа­ции действий.

Л

Лоббизм — форма влияния «групп давления» на управленческие решения в процессе правотворчества и правопри­менения с целью удовлетворения инте­ресов определенных социальных струк­тур.

Логическое толкование норм пра­ва— способ разъяснения смысла право­вых норм, осуществляемый с использо­ванием законов и правил логики.

Легальность власти— юридичес­кое обоснование власти, соответствие действий государственных органов су­ществующему в стране законодатель­ству.

Легитимность власти— качество взаимоотношений государства и обще­ства, которое выражается в доброволь­ном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Локальный нормативныйакт — нормативный акт, который принимает­ся администрацией предприятий, уч­реждений и организаций и который на­правлен на урегулирование внутрикол-лективных отношений в пределах дан­ной структуры.

Льгота правовая— правомерное облегчение положения субъекта, позво­ляющее ему полнее удовлетворять соб­ственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в ос­вобождении от обязанностей.

М

Материальное право— совокуп­ность правовых норм, институтов, по­дотраслей и отраслей, с помощью кото­рых государство оказывает прямое воз­действие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и не­обходимости по удовлетворению их ма-



Словарь основных понятий


Словарь основных понятий



 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.