Этика поведения руководителя
Тема: Этика взаимоотношений с руководством, подчиненными, коллегами, клиентами
Общие правила делового этикета
(они одинаковы и для мужчин, и для женщин)
· Чем выше служебное положение, тем лучше должны быть манеры.
· Деловой человек должен говорить и писать соответствующим его статусу деловым языком: ясно, целенаправленно.
· С каждым человеком на работе (в бизнесе) общаться уважительно.
· Выполнять вовремя поручения и обещания. Исполнительность и дисциплинированность характеризуют нашу репутацию.
· Хранить технологические, кадровые и другие секреты юридического или физического лица, на которое работаем.
· Быть терпимым.
· Думать не только о себе, но и о других сотрудниках, учитывать их мнение, а также мнение клиентов.
· Принимать знаки внимания делового партнера.
· Деловой человек должен следить за модой, подбирать одежду с учетом внешних данных и окружением своего уровня.
· Не забывать слова вежливости.
· Не смешивать личные и служебные отношения.
· Не критиковать личностные качества сотрудников.
· Не брать работу, которую не можем выполнить.
· Если критикуют нашу работу, не принимать это на личный счет.
Этика взаимоотношений «по горизонтали» между коллегами:
Общение между коллегами требует соблюдения следующих норм:
Ø Не требовать к себе повышенного внимания, необоснованных привилегий.
Ø Попытаться добиться четкого разделения прав и обязанностей (ответственности) в выполнении общей работы – во избежание конфликтных ситуаций.
Ø Не преувеличивать свою значимость, компетенцию, полномочия.
Ø В отношениях с коллегами из других отделов (цехов, бригад) и с клиентами уметь отвечать за весь свой отдел.
Ø Не давать обещаний, если не можем их выполнить.
Ø Не участвовать в распространении непроверенной информации, отбрасывать сплетни в отношении коллег, не относиться к ним предвзято.
Ø Благодарить коллег за помощь (словом или взаимной помощью в работе).
Ø Называть коллег по имени, отчеству.
Ø Быть дружелюбным. Улыбаться открыто, естественно. Не сближаться ни с кем из сотрудников или групп, пока не узнали их лучше.
Ø Относиться к коллегам как к личностям, а не как к средству достижения собственных интересов.
Ø Проявлять такт. Не лезть человеку в душу, не расспрашивать о личных делах и проблемах.
Ø Слушать других. Не стараться казаться умнее, интереснее, чем есть на самом деле. Быть естественным. Поза «важной птицы» может обернуться потерей доброжелательного отношения к нам.
Ø Быть внимательным к собственным невербальным сигналам и невербальным средствам коллег.
Ø В общении не «прятать глаза». Взгляд должен быть направлен на собеседника.
Ø Стараться не дружить на работе с лицами противоположного пола, чтобы не вызывать сплетен, зависти, осуждения, не превратить позитивное отношение к себе в негативное.
Ø Активно участвовать в общественной жизни коллектива (праздниках, поездках и т.п.)
Этика деловых взаимоотношений «снизу-вверх» (от подчиненного к руководителю)
§ Относиться к руководству так, как хотел бы, чтобы относились ко мне
§ Способствовать руководителю в создании сплоченного коллектива и доброжелательной атмосферы.
§ Не навязывать начальнику свою точку зрения. Не разговаривать с ним важным тоном, но и не заискивать, не поддакивать.
§ Защищать свои принципы. Проявлять свой характер, если дело касается важных производственных вопросов.
§ Если нам поручили ответственность и это несет серьезные временные, личностные затраты, мы вправе деликатно поставить вопрос о вознаграждении или правах.
§ Если начальник нанес нам обиду в присутствии других, не следует отвечать тем же. Это будет воспринято как отместка. Если мы уверены в своей правоте, то мы вправе ответить аргументированной контркритикой или обоснованным оправданием, не нарушая норм деловой этики и субординации. Будет верно также, если мы попросим о встрече наедине, в течение которой приведем доводы, благодаря которым начальник изменит свое мнение.
§ Если мы не получаем повышения по службе, не надо жаловаться коллегам на начальника. Это может обернуться против нас.
Этика поведения руководителя
Отношения в коллективе во многом зависят от того, какими принципами руководствуется начальник, какое поведение считает допустимым. Отношение руководителя к подчиненным задает рабочий тонус, морально-нравственный климат в коллективе.
Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе:
- личностные качества руководителя;
- индивидуальные особенности членов коллектива;
- экономические условия;
- идейно-политические условия;
- психологические условия деятельности коллектива.
Руководитель осуществляет административные функции (подбор кадров, поощрение, наказание, продвижение по службе), что сказывается на самочувствии работников. Руководитель – организатор труда работников. Это тоже сказывается на морально-психологическом климате коллектива.
Опыт показывает, что члены коллектива испытывают удовлетворенность работой, уровнем взаимоотношений, если создаются условия:
ü Доброжелательное, уважительное отношение руководителя к работнику.
ü Коммуникабельность руководителя: умение легко вступать в контакты с другими, уживчивость, чувство юмора, великодушие, терпимость к человеческим слабостям.
ü Человеку предоставляется возможность работать там и делать то, к чему он чувствует больший интерес и имеет способности.
ü Когда работа оценивается и отмечается руководителем, коллегами. Даже критика воспринимается легче, чем равнодушие к тому, что делает работник.
Рассмотрим этические требования к руководителю.
Ø Стремиться сформировать сплоченный коллектив с моральными нормами общения (человечность, порядочность, доброта, ответственность, терпимость…). В условиях доброго отношения человек раскрывается в профессиональном плане ярче, значительнее.
Ø Руководитель должен уметь планировать, формулировать ближайшие и отдаленные задачи, цели, выбирать эффективные средства их достижения.
Ø Подчиненные ценят руководителя, умеющего принимать решения.
Ø Руководитель должен уметь слушать и слышать подчиненных, запоминать и оценивать рациональное из бесед, дискуссий, споров.
Ø Команды, задания, инструкции должны отдаваться ясно, четко, последовательно без агрессии к подчиненным. Это может стать причиной неверного толкования слов и действий руководителя, повлечь ошибочные поступки.
Ø Руководитель должен вовремя доводить информацию работникам от вышестоящего руководства. Если доступ к информации несвоевременный или затруднен, подчиненные чувствуют пренебрежение к себе.
Ø Если сотрудник не выполнил распоряжение или свое обещание, надо дать ему понять, что руководитель об этом знает, чтобы подчиненный не думал, что его поступок сошел ему с рук. Руководитель должен подумать о способах воздействия на подчиненного, чтобы возник мотив для исправления недостатка.
Ø Замечания сотруднику должны высказываться корректно, без угроз и оскорблений. Вначале попросить объяснить ситуацию провинившемуся. Критикуют по возможности «один на один». В критике останавливаются на конкретном поступке, не переходя на личности.
Ø Должен осуществлять контроль за деятельностью работников, оценивая работу объективно, без личных придирок, побуждать работников к самоконтролю: «доверять, но проверять».
Ø Не надо советовать (диктовать) подчиненному, как ему поступать в личных делах.
Ø Нельзя выделять любимчиков в коллективе.
Ø Нельзя допускать, чтобы подчиненные заметили, что начальник не владеет ситуацией.
Ø В отношении подчиненных должен соблюдаться принцип «чем больше заслуги, тем больше вознаграждение».
Ø Не забывать слова благодарности в адрес сотрудников.
Ø Уметь признавать свои ошибки.
Ø Защищать своих сотрудников, отстаивать их права перед вышестоящим руководством.
Ø Относиться с пониманием к личным проблемам работников.
Ø Руководитель выступает и как воспитатель. Его задача: сформировать у членов коллектива активную жизненную позицию, активное отношение к работе, позитивное настроение, доброжелательное отношение друг к другу. Руководитель должен создавать благоприятную атмосферу для обсуждения идей, планов, заданий. На моральный климат в коллективе оказывают неблагоприятное впечатление руководители, агитирующие на словах, командующие, а трудные участки работы возлагающие на подчиненных.
Ø Если приходится использовать наказание по отношению к подчиненным, применять его не с целью унижения, а как средство педагогического воздействия. Наказание не должно вызывать желания отомстить. Это может стать причиной конфликта. Наказание должно быть обосновано.
Ø Руководитель должен быть требовательным к себе, к своему поведению, быть квалифицированным специалистом и примером нравственного поведения.
Ø Руководитель должен проявлять твердость характера, принципиальность, последовательность, находясь в рамках уважительного отношения к личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|