Сделай Сам Свою Работу на 5

Этика поведения руководителя





Тема: Этика взаимоотношений с руководством, подчиненными, коллегами, клиентами

Общие правила делового этикета

(они одинаковы и для мужчин, и для женщин)

 

· Чем выше служебное положение, тем лучше должны быть манеры.

· Деловой человек должен говорить и писать соответствующим его статусу деловым языком: ясно, целенаправленно.

· С каждым человеком на работе (в бизнесе) общаться уважительно.

· Выполнять вовремя поручения и обещания. Исполнительность и дисциплинированность характеризуют нашу репутацию.

· Хранить технологические, кадровые и другие секреты юридического или физического лица, на которое работаем.

· Быть терпимым.

· Думать не только о себе, но и о других сотрудниках, учитывать их мнение, а также мнение клиентов.

· Принимать знаки внимания делового партнера.

· Деловой человек должен следить за модой, подбирать одежду с учетом внешних данных и окружением своего уровня.

· Не забывать слова вежливости.

· Не смешивать личные и служебные отношения.

· Не критиковать личностные качества сотрудников.

· Не брать работу, которую не можем выполнить.

· Если критикуют нашу работу, не принимать это на личный счет.



 

Этика взаимоотношений «по горизонтали» между коллегами:

Общение между коллегами требует соблюдения следующих норм:

Ø Не требовать к себе повышенного внимания, необоснованных привилегий.

Ø Попытаться добиться четкого разделения прав и обязанностей (ответственности) в выполнении общей работы – во избежание конфликтных ситуаций.

Ø Не преувеличивать свою значимость, компетенцию, полномочия.

Ø В отношениях с коллегами из других отделов (цехов, бригад) и с клиентами уметь отвечать за весь свой отдел.

Ø Не давать обещаний, если не можем их выполнить.

Ø Не участвовать в распространении непроверенной информации, отбрасывать сплетни в отношении коллег, не относиться к ним предвзято.

Ø Благодарить коллег за помощь (словом или взаимной помощью в работе).

Ø Называть коллег по имени, отчеству.

Ø Быть дружелюбным. Улыбаться открыто, естественно. Не сближаться ни с кем из сотрудников или групп, пока не узнали их лучше.



Ø Относиться к коллегам как к личностям, а не как к средству достижения собственных интересов.

Ø Проявлять такт. Не лезть человеку в душу, не расспрашивать о личных делах и проблемах.

Ø Слушать других. Не стараться казаться умнее, интереснее, чем есть на самом деле. Быть естественным. Поза «важной птицы» может обернуться потерей доброжелательного отношения к нам.

Ø Быть внимательным к собственным невербальным сигналам и невербальным средствам коллег.

Ø В общении не «прятать глаза». Взгляд должен быть направлен на собеседника.

Ø Стараться не дружить на работе с лицами противоположного пола, чтобы не вызывать сплетен, зависти, осуждения, не превратить позитивное отношение к себе в негативное.

Ø Активно участвовать в общественной жизни коллектива (праздниках, поездках и т.п.)

Этика деловых взаимоотношений «снизу-вверх» (от подчиненного к руководителю)

§ Относиться к руководству так, как хотел бы, чтобы относились ко мне

§ Способствовать руководителю в создании сплоченного коллектива и доброжелательной атмосферы.

§ Не навязывать начальнику свою точку зрения. Не разговаривать с ним важным тоном, но и не заискивать, не поддакивать.

§ Защищать свои принципы. Проявлять свой характер, если дело касается важных производственных вопросов.

§ Если нам поручили ответственность и это несет серьезные временные, личностные затраты, мы вправе деликатно поставить вопрос о вознаграждении или правах.

§ Если начальник нанес нам обиду в присутствии других, не следует отвечать тем же. Это будет воспринято как отместка. Если мы уверены в своей правоте, то мы вправе ответить аргументированной контркритикой или обоснованным оправданием, не нарушая норм деловой этики и субординации. Будет верно также, если мы попросим о встрече наедине, в течение которой приведем доводы, благодаря которым начальник изменит свое мнение.



§ Если мы не получаем повышения по службе, не надо жаловаться коллегам на начальника. Это может обернуться против нас.

 

Этика поведения руководителя

Отношения в коллективе во многом зависят от того, какими принципами руководствуется начальник, какое поведение считает допустимым. Отношение руководителя к подчиненным задает рабочий тонус, морально-нравственный климат в коллективе.

Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе:

- личностные качества руководителя;

- индивидуальные особенности членов коллектива;

- экономические условия;

- идейно-политические условия;

- психологические условия деятельности коллектива.

Руководитель осуществляет административные функции (подбор кадров, поощрение, наказание, продвижение по службе), что сказывается на самочувствии работников. Руководитель – организатор труда работников. Это тоже сказывается на морально-психологическом климате коллектива.

Опыт показывает, что члены коллектива испытывают удовлетворенность работой, уровнем взаимоотношений, если создаются условия:

ü Доброжелательное, уважительное отношение руководителя к работнику.

ü Коммуникабельность руководителя: умение легко вступать в контакты с другими, уживчивость, чувство юмора, великодушие, терпимость к человеческим слабостям.

ü Человеку предоставляется возможность работать там и делать то, к чему он чувствует больший интерес и имеет способности.

ü Когда работа оценивается и отмечается руководителем, коллегами. Даже критика воспринимается легче, чем равнодушие к тому, что делает работник.

 

Рассмотрим этические требования к руководителю.

Ø Стремиться сформировать сплоченный коллектив с моральными нормами общения (человечность, порядочность, доброта, ответственность, терпимость…). В условиях доброго отношения человек раскрывается в профессиональном плане ярче, значительнее.

Ø Руководитель должен уметь планировать, формулировать ближайшие и отдаленные задачи, цели, выбирать эффективные средства их достижения.

Ø Подчиненные ценят руководителя, умеющего принимать решения.

Ø Руководитель должен уметь слушать и слышать подчиненных, запоминать и оценивать рациональное из бесед, дискуссий, споров.

Ø Команды, задания, инструкции должны отдаваться ясно, четко, последовательно без агрессии к подчиненным. Это может стать причиной неверного толкования слов и действий руководителя, повлечь ошибочные поступки.

Ø Руководитель должен вовремя доводить информацию работникам от вышестоящего руководства. Если доступ к информации несвоевременный или затруднен, подчиненные чувствуют пренебрежение к себе.

Ø Если сотрудник не выполнил распоряжение или свое обещание, надо дать ему понять, что руководитель об этом знает, чтобы подчиненный не думал, что его поступок сошел ему с рук. Руководитель должен подумать о способах воздействия на подчиненного, чтобы возник мотив для исправления недостатка.

Ø Замечания сотруднику должны высказываться корректно, без угроз и оскорблений. Вначале попросить объяснить ситуацию провинившемуся. Критикуют по возможности «один на один». В критике останавливаются на конкретном поступке, не переходя на личности.

Ø Должен осуществлять контроль за деятельностью работников, оценивая работу объективно, без личных придирок, побуждать работников к самоконтролю: «доверять, но проверять».

Ø Не надо советовать (диктовать) подчиненному, как ему поступать в личных делах.

Ø Нельзя выделять любимчиков в коллективе.

Ø Нельзя допускать, чтобы подчиненные заметили, что начальник не владеет ситуацией.

Ø В отношении подчиненных должен соблюдаться принцип «чем больше заслуги, тем больше вознаграждение».

Ø Не забывать слова благодарности в адрес сотрудников.

Ø Уметь признавать свои ошибки.

Ø Защищать своих сотрудников, отстаивать их права перед вышестоящим руководством.

Ø Относиться с пониманием к личным проблемам работников.

Ø Руководитель выступает и как воспитатель. Его задача: сформировать у членов коллектива активную жизненную позицию, активное отношение к работе, позитивное настроение, доброжелательное отношение друг к другу. Руководитель должен создавать благоприятную атмосферу для обсуждения идей, планов, заданий. На моральный климат в коллективе оказывают неблагоприятное впечатление руководители, агитирующие на словах, командующие, а трудные участки работы возлагающие на подчиненных.

Ø Если приходится использовать наказание по отношению к подчиненным, применять его не с целью унижения, а как средство педагогического воздействия. Наказание не должно вызывать желания отомстить. Это может стать причиной конфликта. Наказание должно быть обосновано.

Ø Руководитель должен быть требовательным к себе, к своему поведению, быть квалифицированным специалистом и примером нравственного поведения.

Ø Руководитель должен проявлять твердость характера, принципиальность, последовательность, находясь в рамках уважительного отношения к личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.