Сделай Сам Свою Работу на 5

Разделение власти как принцип правового государства





Главное требование принципа разделения властей, сформули­рованное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения закон-


ности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необ­ходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию раз­вития общества путем принятия законов), исполнительную (на­значаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной дея­тельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдер-живающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в конститу­циях, законах, представляет собой совокупность правовых ограни­чений в отношении конкретной государственной власти: законода­тельной, исполнительной, судебной.



Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламенти­рует основные стадии законодательного процесса. В системе про­тивовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное ветб при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограниче­ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода­тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только зако­ном. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импич­мент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным ра­ботникам исполнительных органов избираться в состав законода­тельных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законо-



 

 

 

 

 

      Три ветви власти правового государства        
             
             
Законодательная   Исполнительная   Судебная
                   


 


 



Глава 9. Личность, право, государство


§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность



 


дательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновнос­ти, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, кото­рые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по зако­ну другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено зако­ном ».

§ 10. Федерализм и верховенство закона

Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное уст­ройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и проти­вовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви влас­ти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность зло­употреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рам­ках неустойчивых федеративных отношений и национально-госу­дарственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происхо­дит покушение на права человека и гражданина.



Еще один способ ограничения политической власти — верхо­венство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при стро­гом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, кото­рые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами всвоих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.


§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность

Взаимная ответственность государства и личности — самостоя­тельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформули­ровал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точно­му и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который отражает нравственно-юридические начала в отношени­ях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само госу­дарство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обяза­тельства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих от­ношениях с гражданином, общественными организациями, дру­гими государствами.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невы­полнение этих обязанностей. Обязательность закона для государ­ственной власти обеспечивается системой гарантий, которые ис­ключают административный произвол. К ним относятся: ^>- ответственность правительства перед представительными органами;

^дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная от­ветственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение ! , власти, злоупотребление служебным положением и пр.; \ •• •' импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референду­мы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лич­ности перед государством. Применение государственного принуж­дения должно носить правовой характер, не нарушать меру свобо­ды личности, соответствовать тяжести совершенного правонару­шения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.



 


 



Глава 9. Личность, право, государство


§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки



 


§ 12. Соотношение общества и государства

Общество, в широком смысле, — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности.

Государство по отношению^обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общест­венную безопасность), а по отношению к противникам господству­ющего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства, как уже гово­рилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное раз­вивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыс-^ лителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель,) Маркс и др.

«Красной нитью» в гражданском обществе практически всем* учеными проводится идея человека.

Гражданское общество можно определить как совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономи-j ческих, семейных отношений и институтов, с помощью которы> удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

V

негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);


совокупность независимых от государства производителей

\

(частные фирмы и т.п.);

общественные объединения и организации;

• политические партии и движения;

• сферу воспитания и негосударственного образования;

• систему негосударственных средств массовой информации;

• семью;

• церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономичес­кой, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

• социальная система представляет собой комплекс объектив­
но сформировавшихся общностей людей (семья, обществен­
ные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотно­
шений между ними;

• экономическая система представляет собой комплекс эконо­
мических связей, в которые вступают люди в процессе реали­
зации отношений собственности, производства, распределе­
ния, обмена и потребления совокупного общественного про­
дукта;

• политическая система представляет собой комплекс опреде­
ленных субъектов политики (органов местного самоуправле­
ния, политических партий, общественно-политических дви­
жений, иных общественных объединений) и отношений
между ними;

• духовная система представляет собой комплекс соответству­
ющих культурно-просветительских, научных и религиоз­
ных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуют­
ся духовные отношения;

• информационная система представляет собой комплекс
структур, связанных с циркуляцией информации в данном
обществе (прежде всего негосударственные средства массо­
вой информации). —"Л

К признакам гражданского общества, жизнедеятельность кото­рого базируется на принципе координации (в отличие от государ- | ственного аппарата, который построен на основе принципа субор­динации), в частности, относятся:

• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­
данина;

•■ самоуправляемость;

• конкуренция образующих его структур и различных групп
людей;


10-549



Глава 9. Личность, право, государство


Рекомендуемая литература



 


свободно формирующееся общественное мнение и плюра­
лизм;

• всеобщая информированность и прежде всего реальное осу­
ществление права человека на информацию;

• многоукладность экономики;

• легитимность и демократический характер власти;

• правовое государство;

• сильная социальная политика государства, обеспечивающая
достойный уровень жизни людей, и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое правовой статус личности и какова его структура?

2. Что такое права человека и гражданина?

3. Назовите классификацию основных прав и свобод личности.

4. Как могут соотноситься между собой государство и право?

5. Назовите основные принципы правового государства.

6. Каково соотношение понятий «общество» и «государство»?

7. Что такое гражданское общество, каковы его структура и признаки?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, примене­ние. Томск, 1988.

Бережное А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991.

Бойцова Л.В. Гражданин против государства? // Общественные науки и совре­менность. 1994. № 4.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. М., 1990. С. 154—180.

Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 4.

Дмитриев ЮА., ЗлатопольскийАА. Гражданин и власть. М., 1994.

Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 4.

Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 45—48.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.

Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.

Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.,1993. Гл. 5.

МалькоА.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. № 3.

Малько А.В. Право гражданина на информацию: необходимость, природа, ra-J рантии реализации // Правоведение. 1995. № 3.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в| России // Государство и право. 1996. № 5.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.

Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.


Мюллерсон РА. Права человека: идеи, нормы, реальность М., 1991.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10—15.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 26.

Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право, 1992. № 8.

Омельченко ОА. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.

Право и власть. М., 1990.

Придворов НА. Достоинство человека как основа права и демократической государственности // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 13.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 10, 11.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лек­ция 13.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.

Четвертин ВА. Демократическое конституционное государство. М., 1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 1.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.

Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.


 

§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь 149


ГЛАВА 10

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

Общество не может существовать без регулирования, под кото­рым понимается упорядочение поведения людей в различных сфе­рах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью со­знания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные зако­номерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интере­сов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества.

Регулирование подразделяется на индивидуальное и норматив­ное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкрет­ный субъект воздействует на другого, предписывая ему действо­вать определенным образом (например, приказ директора коллед­жа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощ­рении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).

Нормы подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального об­ращения людей с орудиями труда и предметами природы. В каче­стве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, прави­ла работы на компьютере, государственные стандарты, техничес­кие условия.

Технические нормы имеют ряд особенностей, в частности:

предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

«субъектный состав» связан не только с людьми, но и с внеш­ним миром, природой, техникой.

Технические нормы предназначены для наиболее целесообраз­ного и безвредного использования человеком природных ресурсов, технических достижений, орудий труда. Они определяют наибо­лее оптимальные методы, приемы и средства обращения с естест-


венными и искусственными объектами, в том числе последова­тельность и содержание технологических операций.

В современных условиях технические нормы приобретают осо­бую значимость, поскольку их несоблюдение, ошибки в природо­пользовании и в эксплуатации высокотехнологичных объектов и т.п. могут привести к крупным экологических и техногенным ка­тастрофам (например, авария на Чернобыльской АЭС), другим не­гативным результатам.

Проблема установления и соблюдения технических норм раз­личного характера обостряется еще и тем обстоятельством, что в России развивается многоукладная экономика, предприниматель­ство, коммерческая деятельность и т.д. Все это в условиях недоста­точного государственного контроля не может не сказываться на правах потребителя, на качестве продукции и пр. Поэтому к тех­ническим нормам относят не только собственно технологические, научно-технические, экологические, но и санитарно-гигиеничес­кие, санитарно-эпидемиологические правила.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят пра­вовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — обще­ственные отношения;

субъектный состав связан только с людьми, как представителя­ми социальной сферы.

К признакам социальных норм можно отнести и следующие:

• объективность (данные нормы складываются исторически,
^ закономерно, под давлением необходимости, как результат

;, 1 Г

нормативного обобщения актов взаимодействия между людьми);

** !*

• процедурность (порядок реализации, действие данных норм
детально регламентированы);

• системность (отражая различные сферы общественной
жизни, социальные нормы имеют определенную иерархич­
ность, занимают то или иное место в социальной регуляции,
играю в ней конкретную роль).

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает во­прос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как со­гласовать свои поступки с интересами общества, государства, дру­гих людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном



Глава 10. Право в системе социальных норм


§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие.



 


поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумули­руется опыт многих поколений.

Социальные нормы — это определенные образцы поведения людей, участников общественных отношений, которыми они ру­ководствуются в процессе жизнедеятельности. Возникая на кон­кретном историческом этапе, социальные нормы становятся свое­образным показателем уровня культуры данного общества, олице­творяют собой степень его цивилизованности, особенности жизне­деятельности того или иного народа, нации.

В первобытно-общинном строе социальными нормами высту­пали преимущественно обычаи. По мере усложнения обществен­ных связей возникали ВСС новые и новые социальные нормы — моральные, религиозные, правовые, корпоративные и т.п.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тен­денцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступа­ют в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают норматив­но-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся при­вычными эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следу­ющими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают из потребности общества в
саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2) социальные нормы возникают в процессе человеческой дея­
тельности, обусловленной способом производства;

3) социальные нормы неотделимы от отношений обмена, харак­
тер которых также определяется способом производства и распре­
деления (С.А. Комаров).

В любой стране существует целая система социальных норм, которые создаются в результате сознательно-волевой деятельнос­ти людей, их коллективов, организаций и обусловлены духовными и социально-экономическими факторами жизни данного общест­ва. Различные виды социальных норм (правовые, моральные, по­литические и т.п.) взаимосвязаны между собой, тесно взаимодей­ствуют в процессе упорядочения ими общественных отношений, выступая вместе с тем относительно самостоятельными и во многом отличающимися друг от друга регуляторами.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы


поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за на­рушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Виды социальных норм    
         
Моральные Правовые  
     
     
Религиозные Политические  
     
     
Традиционные Обычные  
     
     
Корпоративные Эстетические  
   
         

и другие

§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Мораль — это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и неспра­ведливого и т.п. Право же — это система общеобязательных, фор­мально определенных юридических норм, выражающих общест­венную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и на­правленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве си­нонимов. Этика же — есть наука о морали (нравственности).

Моральные нормы есть особый тип социальных норм, распро­страняющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе высшие нравственные ценности (добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т.д.). Справедливо замечено, что общечелове­ческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золо­тых правилах нравственности»: «Поступай по отношению к


       
 
   
 



Глава 10. Право в системе социальных норм

гим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», «не причиняй вреда другим» и т.п.

Моральные нормы — это выработанные обществом требования к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственно­го и чужого поведения в процессе общения с другими людьми. Оценка собственного поведения, внутренний самоконтроль (что называется совестью) — важнейшая составляющая моральных норм.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

• в системе социальных норм выступают самыми универсаль­
ными, распространяющимися на все общество;

• имеют единый объект регулирования — общественные отно­
шения;

• имеют общую цель — регулировать поведение людей, фор­
мировать гражданское общество, правовое государство;

• определяют границы свободы личности;

• являются достижением цивилизации и культуры;

• базируются на единых социально-экономических и духов­
ных отношениях;

• исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:

• по происхождению (если мораль возникает вместе с общест­
вом, то право — вместе с государством);

• по форме выражения (если мораль содержится в обществен­
ном сознании, то право — в специальных нормативных
актах, имеющих письменную форму);

• по сфере действия (если мораль может регулировать практи­
чески все общественные отношения, то право — наиболее
важные и только те, которые в состоянии упорядочить; оно
не имеет возможности упорядочивать отношения вкуса,
моды, любви, дружбы, товарищества и т.п.);

• по времени введения в действие (если моральные нормы вво­
дятся в действие по мере их осознания, то правовые — в кон­
кретно установленный срок);

• по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются
мерами общественного воздействия, то нормы права — мера­
ми государственного воздействия);

• по критериям оценки (если нормы морали регулируют обще­
ственные отношения с позиции добра и зла, справедливого и


§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие.

несправедливого, то нормы права — с точки зрения законно­
го и незаконного, правомерного и неправомерного);
• по характеру однородности (если в пределах одной страны
может существовать только одна правовая система, то мо­
ральных систем может быть несколько — мораль всего обще­
ства, классов, социальных групп, профессиональных слоев
v и т.п.). * , ■■■< ' .-■'*■ *' '■' ■'у ('" i

щ Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упо­рядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощ­ряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.).

,В процессе упорядочения общественных отношений право и мфаль поддерживают друг друга. Далеко не случайно Гераклит в свое время сказал, что «законы обязаны своей силой нравам», ибо моральные требования, воздействуя на сознание людей, со­здают благоприятный фон для реализации юридических предпи­саний.

В свою очередь, право закрепляет и защищает моральные цен­ности. Оно может, например, обеспечивать компенсацию мораль­ного вреда. В частности, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравст­венные страдания) действиями, нарушающими его личные неиму­щественные права либо посягающими на принадлежащие гражда­нину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслу­живающие внимания обстоятельства. Суд должен также учиты­вать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому ..причинен л

вред». А/ (•■""'' ' ■ ('.' ,•;,'-■ .! 5

Вместе с тем возможны и противоречия между рассматривае­мыми категориями, когда одна и та же ситуация может регулиро­ваться по-разному со стороны права и морали.

Если право расходится с нравственностью в оценке тех или иных явлений, то это, как правило, не упрочивает его позиций в обществе, не усиливает влияния на сознание людей, а как раз на­оборот.

Например, при решении такой глубоко нравственной пробле­мы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как пока-



Глава 10. Право в системе социальных норм


§ 4. Право и корпоративные нормы



 


зала практика, допустимы далеко не все правовые средства. Здесь право не должно было идти, образно говоря, «дальше морали» и выдвигать какие-то сугубо специфические требования. Ведь что случалось при свидетельстве близких родственников? Приходили в конфликт между собой две обязанности (два ограничения): с одной стороны, правовая, требующая говорить правду (в УК была установлена уголовная ответственность за дачу ложных показаний и за уклонение от дачи показаний), с другой — нравственная, тре­бующая не наносить вреда своему ближнему. Подобная коллизия ведет либо к нравственным потрясениям (распад семьи, разрыв родственных отношений и т.п.), либо к преступлениям (лжесвиде­тельство, уклонение от дачи показаний). В любом случае человек, общество и государство в конечном счете не заинтересованы в таких альтернативах.

Вот почему в ст. 51 Конституции РФ 1993 г. установлено, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется фе­деральным законом». Данное положение выводит правовые пред­писания из состояния противоречия с моральными и укрепляет тем самым нравственные основы права.

Причины противоречий могут быть объективные (существую­щие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

§ 3. Правои обычаи

Обычай — это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ри­туалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессио­нальной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа соци­альных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнеде­ятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обы-


чаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нор­мами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев,
которые санкционировались государством, приобретая тем самым
юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать
и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде
стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируют­
ся в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обы­
чая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания
РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уве­
домления о готовности судна к погрузке определяется соглашени­
ем сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обы­
чаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования,
стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев,
приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство,
которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно ис­
пользовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие как ус­
тойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробиро-
ванность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обы­
чаи,, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу
жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их дей­
ствия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответствен­
ность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматрива­
ется уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обыча­
ям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо
социально вредного характера (торжественная регистрация брака,
празднование дня рождения и т.д.).

§ 4. Право и корпоративные нормы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.