Ссылки на литературные источники и ведомственные
ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ОХОТОВЕДЕНИЯ
Кафедра биологии зверей и
Охраны природы
П. П. Наумов
Иркутск - 2009
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
Иркутской государственной сельскохозяйственной академии
Протокол № от 200 г.
Утверждено на заседании кафедры биологии зверей и охраны
природы 3 февраля 2009 г., протокол № 5.
Автор - академик МАН ВШ, член-корреспондент САН ВШ,
профессор, д.б.н. П.П.Наумов
Рецензенты:
профессор, д.б.н. В.О. Саловаров,
доцент, к.б.н. А.П. Демидович
(Издание третье, переработанное)
Методические указания по выполнению курсовой работы по Териологии разработаны на основе Госстандарта, раздела Биология ОПД Федеральный компонент, учебных планов, программ и квалификационных характеристик подготовки специалистов.
Они предназначены для студентов 2 (очного) и 3 (заочного) курсов факультета охотоведения направление подготовки – Биология – 02.01.01.65 специализаций - охотоведение, экология и охрана природы.
Методические указания можно использовать для написания и оформления курсовых работ, рефератов на последующих курсах, отчетов по учебным и производственным практикам, дипломных работ и т.д.
Таблиц - 2, рисунков – 2, библиография - 55 названий
Компьютерная верстка и оформление П.П. Наумова
© П. П. Наумов
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..4
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ текста курсовой работы……..6
2.1. Составление таблиц…………………………………………………... 9
2.2. Написание формул…………………………………………………….11
2.3. Оформление иллюстраций…………………………………………..11
Ссылки на литературные источники и ведомственные
материалы………………………………………………………………….. 14
Оформление списка литературы и ведомственных материалов.15
3. СТРУКТУРА И ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………….17
3.1. Структура работы …………………………………………………….17
3.2. Темы курсовых работ для студентов очной формы обучения… 17
3.3. Темы и требования к выполнению курсовых работ студентами
заочной формы обучения…………………………………………………..19
ТРЕБОВАНИЯ К написанию РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ И
ПОСТРОЕНИЮ ТЕКСТА РУКОПИСИ……………………………………. 20
4.1. Введение…………………………………………………………… …. 20
4.2. Обзор литературы, материалы и методики………………………. 20
4.3. Основной текст………………………………………………………..20
4.3.1. Схема изложения материала в видовых очерках………………. 21
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 21
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………….22
7. ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...25
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с учебным планом факультета охотоведения ИрГСХА на 2 курсе очной формы и 3 курсе заочной формы обучения предусматривается написание курсовой работы по Териологии. Она является важным звеном в формировании общей культуры знаний при подготовке специалистов охотничьего хозяйства и экологов высшей квалификации.
Общая культура знаний - это необходимый набор знаний и навыков теоретического и практического характера, который позволяет специалисту самостоятельно применять их при решении поставленных задач.
Это первая индивидуальная работа реферативного характера, целевая направленность которой предусматривает решение следующих задач:
1. Освоить методологию и методы самостоятельного проведения исследований научного и практического плана при работе со специальной литературой, ведомственными материалами и т.д. по изучению и получению необходимых знаний по биологии охотничьих зверей;
2. Приобрести практические навыки по написанию и оформлению учебных и научных рукописных работ и их представлению.
Основой для написания курсовой работы служат данные специальной литературы, ведомственные материалы и личные наблюдения (если таковые имеются).
Выбор темы курсовой работы может предусматривать использование материалов в качестве составной части будущей дипломной работы. На этом этапе учебы желательно предварительно выбрать руководителя дипломной работы и согласовать с ним тему курсовой работы. Возможно выполнение курсовых работ по индивидуальному заданию руководителей, научно-исследовательских и природоохранных учреждений, производственных организаций, а также по заявкам производственных предприятий и т. д. В этом случае задание и план курсовой работы согласовывается с руководителем курсовой работы (преподавателем, читающим теоретический курс) и заказчиком.
Независимо от того, определился ли исполнитель с темой дипломной работы, выбрал ли руководителя, подборка материалов осуществляется таким образом, чтобы при необходимости автор мог вернуться к первоисточникам, дополнить и расширить их. Они могут потребоваться при написании последующих курсовых работ, отчетов по практикам, рефератов. Поэтому, все предварительные выписки, первичную документацию, картотеку специальной литературы, данные полевых работ и т. д. необходимо систематизировать и сохранять их.
Тематика курсовых работ по биологии охотничьих зверей для студентов очной и заочной формы обучения предполагает дифференциацию. Студенты очного обучения выполняют курсовую работу по характеристикам основных черт биологии по основным видам охотничьих зверей. В работе подробно рассматриваются, например, вопросы биологии питания или размножения какого-либо промыслового зверя. Однако краткие черты его биологии освещаются в начале рукописи (см. приложение).
Рукопись курсовой работы очной формы обучения представляется на кафедру Биологии зверей и охраны природы не позднее 20 апреля, рецензируется одним из сокурсников и проверяется преподавателем. По материалам курсовой работы студент готовит доклад, иллюстративный материал (карта-схема, графики, диаграммы, рисунки, не менее 4) и защищает работу. Доклад должен быть четко изложен, в основе его резюме должно содержаться личное мнение автора по изучаемым вопросам, с анализом основных положений, выводами и предложениями. Оценка курсовой работы производится по среднему баллу из суммы: рукопись, доклад, рецензия сокурсника и преподавателя.
Курсовая работа студентов заочного обучения описывает биологию какого-либо охотничьего зверя или вида, занесенного в Красные Книги.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ текста курсовой работы
Правила оформления курсовой работы основаны на требованиях, предъявляемых к написанию и оформлению диссертационных работ и рукописей, направляемых в открытую печать, которые соответствуют Межгосударственному стандарту ГОСТ 1.5-2001 «Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 10 апреля 2002 г. № 145-ст (с изменениями от 22 июня 2005 г.).
Кроме этого использованы материалы Требований к рукописям, направляемым в открытую печать (Томск, 1998. 19 с.), Правила для авторов по подготовке электронной версии материалов и статей редакции журнала «Доклады Академии наук» (М., 2002. 4 с.), а также комментарии и пояснения автора: Методические указания по выполнению курсовой работы по териологии для студентов 2 курса очного и 3 курса заочного обучения факультета охотоведения ИрГСХА. Иркутск, 1999, 22 с. и др.
Общими требованиями к рукописям являются:
- четкость построения и логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации, краткость и точность формулировок;
- конкретность изложения, обоснованность результатов работы и доказательность выводов;
- правильное использование литературных источников и представление иллюстративного материала.
Курсовая работа выполняется рукописным, компьютерным или машинописным способом на белой нелинованной бумаге на одной стороне листа формата А4 (297×210) и представляется в жесткой обложке.
Расстояние между строк – один - полтора интервала. При компьютерном исполнении расстояние между строк - один интервал, шрифт Times New Roman 14. В таблицах можно применять шрифт Times New Roman 12. Основное требование к шрифту – его высота не должна быть менее 3 мм.
При написании текста следует оставлять поля: слева – 25 мм, справа - 15, сверху снизу не менее 20 мм. Нумерация строк производится вверху по середине страницы без тире. Абзац – 10 знаков (1,2 мм). Расстояние до верхнего колонтитула 1,2. Объем работы не более 30 страниц.
Слово Глава начинается с прописной буквы, нежирным шрифтом, а все название главы - с прописных, меньше на 1-2 размера основного текста и выделяются жирным шрифтом.
(Пробел)
Пример: Глава 1. (Шрифт 14, прямой, нежирный)
Глава 1. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика … района(Шрифт 12, прямой, жирный, пробел)
В конце заголовков глав, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, названий таблиц, рисунков точка не ставится. Их текст выравнивается посередине страницы.
Переносы в названиях глав, разделов, подразделов и т. д. и сокращенное написание слов в их заголовках не допускается.
Каждая глава начинается с новой страницы, перед ней и после ее названия дается 1 пробел.
Название разделов, подразделов, начинается с прописной буквы, все последующие – строчные, выделенные жирным шрифтом. Перед разделом и после него дается пробел.
(Пробел)
Пример раздела: 1.2. Формирование базы данных(Шрифт 14, прямой, жирный) (Пробел)
Номер раздела состоит из номера главы и его порядкового номера, разделенные точкой.
(Пробел)
Пример подраздела: 1.2.1. Свойственные угодья(Шрифт 14, жирный, курсив) (Нет пробела)
Если текст работы имеет пункты, то его нумерация должна состоять из номеров главы, раздела, подраздела и его порядкового номера, разделенных точками. (Пробел)
Пример пункта:1.2.2.1. Темнохвойные леса (Шрифт 14, прямой, обычный, прямой) (Нет пробела)
Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.
Подразделы и пункты отделяется от предыдущего текста пробелом, после их названий пробел не ставится.
В тексте можно делать выделения (набирать в разрядку, прописными буквами, курсивом, выделением жирным шрифтом).
Термины и определения должны соответствовать установленным стандартам, а при отсутствии таковых в стандартах следовать общепринятым в научной литературе.
Если в тексте рукописи принята специфическая терминология, то в разделе «Материалы и методики…», должен быть приведен перечень принятых терминов с соответствующими формулировками и разъяснениями с обязательным пояснением их понятийного смысла.
Если специальные термины приводятся «по ходу» текста рукописи, то их определение дается при первом упоминании в тексте.
В тексте рукописи не допускается:
- применять для одного и того же понятия научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- сокращать обозначение единиц физических величин, если они употребляются без цифр.
Общепринятые сокращения:
Употребляемые самостоятельно сокращения Сокращение слов в тексте и подписях к иллюстрациям и таблицам не допускается, за исключением сокращений, принятых в русском языке и установленных стандартами:
с. — страница;
| мин. — минимальный;
| г. — год;
| макс. — максимальный;
| гг. — годы;
| абс. — абсолютный;
| св. — свыше.
| отн. — относительный;
| и др. — и другие;
| номин. – номинальный;
| пр. — прочее;
| наим. — наименьший;
| т.п. — тому подобное (пишутся без пробела);
г. (город), к. и коп., р. и руб., млн., млрд., тыс., вуз; 5-й, 5-е, 5-го, 5-му, 30-ми, 1990 г., 2004 – 2005 гг., 1847 г. – 50-е гг., 40-е годы, 50 - 60-е гг., в 30 – 40-х годах, начало 70-х - 80-е годы, 1998/99 г. (учебный, хозяйственный, бюджетный год, промысловый сезон); XIX – XX вв., IVв. до н.э., 281 г. до н.э.; М. Н. Покровский (17/29. IIIV. 1868 – 10.IV. 1932), 25 октября (7 ноября) 1 917 г.
Употребляемые при именах и фамилиях сокращения:
Сокращения, употребляемые при географических названиях: г. Иркутск; Иркутская обл.; д. Сосновка. Сокращения, употребляемые при внутритекстовых ссылках: гл. 5; п. 2; подп. 2.3; разд. А; рис. 5; с. 54; см.; ср. с кн.; стб. 2; в табл. 10–11; т. 10; ч. 2. Сокращения, употребляемые при цифрах: в.; вв.; г.; гг.; г. до н. э.; г. н. э.; к.; дол.; тыс; млн; млрд.; экз.
Сокращения при нескольких цифрах, названиях, именах рекомендуется указывать только один раз - перед рядом чисел или после него: На рис. 4, 6, 7...; Длиной 5, 10, 20 мм... Сокращения, употребляемые вместо полного написания слова «рубль» при цифре сокращается на р. (например, 1000 р.) без цифры – руб. (например: «Стоимость, руб.»). В любом случае разрешается полное написание слова (например, 1000 рублей).
В тексте работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин — следует писать слово «минус»;
– применять без числовых значений математические знаки, например: > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≤. (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).
В тексте работы числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти — словами.
Пример: Провести учет ресурсов на пяти площадках, каждая площадью 5 тыс. га. Отобрать 15 экземпляров учетных карточек для анализа.
Если в тексте работы приводят диапазон числовых значений величин, выраженных в одной и той же единице измерения, то обозначение единицы измерения указывается после последнего числового значения диапазона.
Пример: От 1 до 5 мм.
Недопустимо отделять единицу измерения величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы).
Римские цифры, даты, указанные арабскими цифрами, и количественные числительные не должны иметь падежных окончаний.
Если в тексте необходимо использовать перечисления, перед каждой позицией перечисления ставят дефис. Использование фигурных маркеров не допускается.
Составление таблиц
Цифровой статистический материал, как правило, представляют в виде таблиц. Над каждой таблицей справа пишут слово «Таблица» с прописной буквы с указанием ее порядкового номера без точки. Знак № не ставится. Под ней помещают название таблицы с прописной буквы без проставления точки в конце заголовка.
Формулировка названия таблицы, также как графиков, рисунков и другого иллюстративного материала, должна отвечать на вопросы: «Что, где, когда, чье». Например (табл. 1).
Таблица 1 - Классификация и экспликация угодий (что) АОО «Заречное» Казачинско-Ленского района Иркутской области (где) в период промышленного освоения его территории (когда) (Наумов, 2004) (чье)
Головка таблицы
| Общая площадь
(тыс. га / %) Боковик головки
| Строка головки К А Т Е Г О Р И И
| Столбцы головки
| Заголовки столбцов головки
Лесные
| Высокогорн.
| Водноболотные
| Сельхозугодья
| Прочие
| Подзаголовки столбцов головки классы / % от общей площади
| светлохв.
| темнохв.
| листвен.
| кедр. стлан
| ерники
| гари
| вырубки
| прочие
| итого
| гольцы
| реки
| озера
| болота
| пашни
| сенокосы
| прочие
| Номера столбцов строк головки для переноса таблицы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Столбцы таблицы
|
Строки таблицы
| 141,8
| 44,6
31,5
| 25,8
18,2
| 21,4
15,1
| 16,7
11,8
| 3,0
2,1
| 4,5
3,2
| -
-
| -
-
| 116,0
81,8
| 0,7
0,5
| 0,4
0,3
| 0,3
0,5
| 4,0
2,8
| 0,3
0,2
| 0,5
0,4
| 20,3
14,3
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В конце заголовков и подзаголовков в таблице знаки препинания не ставят. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Таблицы слева, справа и снизу ограничивают сплошными линиями.
При верстке таблиц в компьютерном вариантах текстовых редакторов до версии WORD-2007 в ее конце в обязательном порядке следует ставить пробел, так как при их переносе и вставке в файл текстовой редактор воспринимает их как продолжение текста или абзаца и переформатирует их в текст, и тогда приходится их форматировать заново.
При необходимости нумерации показателей, параметров, или других данных, в боковике таблицы их номера указываются в строках перед наименованием арабскими цифрами с точкой. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.
Заголовки первых верхних строк или столбцов головки таблиц начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных (см. табл. 1).
При переносе (продолжении) таблицы на следующую страницу ее головку не повторяют, а над ней пишут: Продолжение таблицы 1 с указанием в специальной строке порядковых номеров столбцов и строк таблицы. Если таковое размещение невозможно, то таблица располагается в альбомной форме так, чтобы для ее чтения нужно было повернуть рукопись по часовой стрелке.
Если цифровые, или иные данные в таблице не приводятся, то в соответствующей графе вместо них ставят – 0, так как только при такой оцифровке данных таблицы подлежат компьютерной обработке информации. Особенно это касается таблиц, выполненных в цифровом редакторе «Exсel».
Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, или других символов не допускается, так как не будет возможности проводить расчеты в компьютерном режиме.
Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были расположены точно один над другим.
Размерность числовых величин в таблице должна иметь одинаковое количество десятичных знаков.
Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей рукописи.
Таблицы и другой иллюстративный материал следует помещать в тексте сразу после первого его упоминания и размещать в книжном формате так, чтобы ее можно было читать без поворота рукописи.
На все таблицы и другой иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте. Слово «таблица» в тексте пишут сокращенно. Например: в табл. 1.
Повторные ссылки на таблицы, или другой иллюстративный материал, следует давать сокращенным словом «смотри» в скобках. Например: (см. табл. 1).
При редактировании таблиц или иллюстраций в текстовом редакторе WORD следует использовать опцию меню «Абзац», согласно которой производить их форматирование, устанавливая отступы, пробелы, интервалы…
При представлении и обсуждении данных таблиц или другого иллюстративного материала во избежание повторений типа: «Из таблицы 5 видно, что численность лося на территории района за последние пять лет сократилась на 250 голов или 46%…», данные таблицы свидетельствуют… «Рисунок 7 свидетельствует о том, что наиболее типичные места обитания лося находятся в юго-восточной части бассейна р. Киренги». Это считается правилами плохого тона, так как при большом количестве таблиц неизбежна тавтология. Поэтому рекомендуем обсуждать материал не от данных таблицы к тексту, а от текста к данным таблицы.
Например: За последние пять лет численность лося на территории района сократилась на 250 голов или 46% (табл…), или … наиболее типичные места обитания лося находятся в юго-восточной части бассейна р. Киренги (рис…).
Написание формул
Формулы должны быть вписаны в текст разборчиво, обязательно черным цветом. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко.
Рекомендуются следующие размеры знаков – для формул: прописные буквы и цифры не более – 7-8 мм, строчные – не менее 3 мм, т.е. такие же, как во всем тексте.
Надстрочные символы, показатели степени, индексы и обозначения в формулах пишутся шрифтом на 1 – 2 размера меньше и быть не мене 2 мм.
Формулы рекомендуется располагать посередине строк текста, а в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. В формулах размерность не проставляется.
В конце формулы или алгоритма ставится запятая. После вычисления по ним результатов в них проставляется размерность определенной величины.
Расшифровка символов, входящих в формулу, должна быть приведена после нее. Значение расшифровки каждого символа дают с новой строки в последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка начинается со слова «где» без двоеточия и абзацного отступа. После расшифровки символа ставится точка с запятой, а по окончанию расшифровки всех символов ставится точка.
Пример: 3 3
As = Σ (V - M) / n × σ,
где As - коэффициент асимметрии;
V - показатель выборки плотности населения;
M – средняя арифметическая плотность населения охотничье-промысловых животных за период;
n - число проб;
σ – среднее квадратическое отклонение.
Размерность одного и того же параметра и шрифта при написании формул в пределах всей работы должна быть постоянной. При выборе единиц измерений рекомендуется придерживаться международной системы единиц СИ.
Оформление иллюстраций
Рукопись рекомендуется иллюстрировать рисунками, фотографиями, схемами, картами и т.д. Они должны органически вписываться в структуру работы и дополнять содержание текстовой информации.
Цифровой материал, представленный в рукописи в виде таблиц или просто ряда цифр, имеющих какую-либо периодическую зависимость можно отражать графически. Графики и диаграммы являются полезным и гибким средством для отображения, истолкования, анализа и защиты цифрового материала исследований. Подчеркивая и наглядно представляя установленные зависимости, они придают данным привлекательную, сжатую и понятную форму, дают возможность для нахождения новых зависимостей, постановки проблем и выявления скрытых фактов при решении задач, одновременно стимулируя аналитическое мышление и исследование.
Правильно отображенные в графиках и диаграммах связи и закономерности быстро схватываются, легче запоминаются и сберегают время, особенно при защите диссертаций, при доказательстве и обосновании основных выводов при большой массе статистических данных.
Каждый научный работник должен знать принципы составления графиков и диаграмм, и в каких случаях они могут заменить таблицы и другие формы изложения статистического материала.
В линейных графиках соотношение осей абсцисс и ординат равняется:
1: √2 или x =1,4 : y=1;
Например: если у = 7 см, то х = 10 см (горизонтальная линия) (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика равномерности (As) распределения плотности
населения соболя в угодьях Казачинско-Ленского района в период строительства БАМ
На оси - х обычно отображает период (расстояние, время, интервал и т.д.), на оси - у периодический показатель (численность, количество периодического показателя и т.д.). Затем выбирают масштаб. По наибольшему значению периодического показателя производит разбивку оси у так, чтобы его максимальный показатель отображаемого материала не выходил за предел выбранной величины оси у – 100%. Ось х делится на количество периодов, уменьшенное на 1, т.е. если n- периодов равно 6, то число отрезков на шкале у будет 5. В этом случае первый периодический показатель откладывают непосредственно на оси - х.
Для отображения структуры объема, удельного веса, отдельных видов продукции и т.д. необходимо использовать различные диаграммы (круговые секторные, столбиковые, линейные).
Число показателей в секторных круговых диаграммах не должно превышать 4-5 (рис. 2). Это объясняется тем, что при большем количестве секторов их разница становится зрительно малоразличимой и трудно воспринимаемой для сопоставления и анализа (Шмид, 1960).
Сектора в диаграмме располагаются по убывающей степени, причем начало наибольшего из них начинается с угла 90 градусов.
Рисунок 1 - Динамика равномерности (коэффициента - As) распределения плотности населения соболя в угодьях Казачинско-Ленского района
Рис. 2. Структура лесных угодий Заречного участка на 1.1.2004 г.
(данные Казачинского лесхоза)
Если для характеристики какого-либо показателя используются несколько секторных диаграмм за определенный период, то первоначальная последовательность расположения секторов в первой диаграмме, сохраняется во всех последующих.
Порядок построения и расположение показателей в столбиковых и линейных диаграммах тот же, что и при построении линейных графиков и секторных диаграмм.
Иллюстративный материал нужно, также как и таблицы, размещать сразу после первого упоминания в тексте. Допускается его размещение в конце работы или отдельном Приложении.
Все графики, диаграммы, схемы, рисунки, фотографии, карты и т. д. обозначаются как рисунки – Рисунок – 1, а тексте (рис. 1) или (см. рис. 1).
Требования к оформлению заголовков, расположению и помещению рисунков, фотографий, схем и т.д., аналогичны требованиям к таблицам. При необходимости следует указывать сноску «Условные обозначения».
Представляемые в рукописи диаграммы и графики должны быть наглядными и не иметь поясняющих подписей на полях. Поясняющие подписи, или условные обозначения помещаются под рисунком. Заголовок должен располагаться после поясняющих надписей, а их названия должны отвечать требованиям названия таблиц.
При выполнении и представлении в рукописи картографического материала следует руководствоваться общими положениями по картографии. Карта-схема должна иметь рамку, название, можно указывать масштаб, условные обозначения и т.д. Название карты должно отображать основное содержание и место нахождения территории по административному делению с указанием границ сопредельных административных территориальных единиц.
Весь иллюстративный материал: чертежи, схемы, графики, фотографии и т.д. помещают на листах формата А-4 или А-3, они должны иметь сквозную нумерацию и подписываться как рисунок и форматируются по центру, точка в конце не ставится.
Например:
Рисунок 1- Карта-схема охотничьих угодий Казачинского коопзверопромхоза (данные Восточно-Сибирской охотустроительной экспедиции , 1983)
Рисунок 2- Типичные стации лося на территории охотничьих угодий Казачинского коопзверопромхоза в осенне-зимний период (фото автора)
Ссылки на литературные источники и ведомственные
Материалы
Ссылки на источник, откуда взят материал или приводится цитирование, осуществляется в настоящее двумя способами: цифровым обозначением и с указанием фамилии автора.
Цифровое обозначение ссылок на авторов дается в тексте последовательно, по мере его цитирования в рукописи. В списке литературы эта последовательность сохраняется.
Например: О питании медведя в Прибайкалье писали многие авторы [4; 18; 39; и др.].
Как показала практика, у данного способа есть существенные недостатки.
При чтении рукописи приходится постоянно обращаться к списку литературы, расположенного в конце работы. Это не только отнимает время у рецензента или оппонента и вызывает раздражение, так как при этом иногда теряется смысловое подтверждение положений, на которые ссылается соискатель.
Однако основной недостаток такого цитирования ложится на исполнителя, так как при включении или исключении из текста работы одного или нескольких авторов, приходится всю нумерацию авторов, не только в тексте, но и в списке литературы, проводить заново.
Особенно большая путаница может возникнуть при включении или исключении авторов из текста сразу в нескольких разделах. Достаточно ошибиться в номере одного из цитируемых авторов, и весь смысл некоторых утверждений может вызывать сомнение, так как цитируемый исследователь под таким номером, может вообще не занимался подобными исследованиями.
Наиболее приемлем способ цитирования или ссылок на авторство с указанием фамилий и года издания источника информации.
При авторстве одного или нескольких исследователей, на материалы которых дается ссылка, их фамилии приводятся следующими способами:
1. Авторы располагаются в хронологическом порядке выхода приводимых работ в именительном падеже в скобках без инициалов, с указанием года издания их работы, отделенного от фамилии запятой. Если года работ совпадают, то тогда их фамилии приводят по алфавиту. Работы каждого из них отделяются точкой с запятой. Если книга или статья написана двумя авторами, то их фамилии указывают через «и» в той последовательности, в какой они приведены в издании. При наличии трех и более авторов, в тексте указывается только первый, а последующие - и др., но в списке литературы они приводятся полностью.
Например: О питании медведя в Прибайкалье писали многие авторы (Гудритис, 1960; Устинов и Лобанов, 1975, 1978; Наумов, 1981; и др.).
2. В том случае, когда в ссылках на авторов требуется подчеркнуть их участие в приводимом материале, то их фамилии приводятся в именительном или родительном падеже, с указанием инициалов, при этом год выхода работ заключается в скобки.
При перечислении ряда авторов, их работы разграничиваются точкой с запятой. Остальные положения аналогичны пункту 1.
Например: В. В. Тимофеев и В. Н. Надеев (1955); Г.А. Соколов (1960), изучая влияние соболя на белку, пришли к выводу, что возводимое на него некоторыми авторами (Самойлов, 1957; Третьяков, 1960) отрицательное воздействие, достаточно преувеличено.
3. Дословное цитирование фрагментов статей или других материалов производится не только с указанием инициалов их автора и года, но и с обязательной ссылкой на страницу, откуда взята фраза или абзац.
Например: Это подтверждают исследования И. П. Карпухина (1962, с. 125), который отмечал, что «В угодьях Прибайкалья самок белки всегда больше чем самцов, что имеет, видимо, немаловажное значение для поддержания ее численности в природных условиях».
Ссылки на ведомственные материалы производятся аналогичным образом.
Оформление списка литературы и ведомственных материалов
В конце рукописи помещается раздел: список литературы и ведомственных материалов, который оформляются отдельными списками со своей нумерацией. Все ссылки на них обязательно должны быть в тексте рукописи. Их следует располагать в алфавитном порядке фамилий авторов, или наименований, с нумерацией порядкового номера арабскими цифрами с проставлением после него точки. Сведения о книгах, статьях и т. д. должны включать фамилию и инициалы авторов, заглавие книги, или других источников, место и год издания, объем рукописи, или количество страниц в статье.
Фамилию или фамилии авторов следует указывать в именительном падеже. Если это монография или учебник, то указывается общее число страниц и после их количества ставится строчная «с.», а статьи или фрагменты авторского текста отделяются от общего названия двумя косыми линиями, при этом страницы объема статьи ставятся в конце после года издания и прописной «С.» с точкой. В поясняющем тексте об издании, или где это обсуждалось, допускаются сокращения.
Все города, где издан источник, пишутся полностью, кроме Москвы и Ленинграда – Санкт-Петербурга, где допускается сокращение: М., Л., СПб.
Иностранные литературные источники приводятся после отечественного списка со сквозной нумерацией перед ведомственными материалами.
Пример:
1. Долгушевский Ф.Г., Козлов В. С., Полушин П.И., Эрлих Я.М. Общая теория статистики. М.: Изд-во Наука, 1967. 231 с.
2. Смирнов В. С. Оценка достоверности учетных данных при учете численности животных на больших площадях // Учет охотничье-промысловых животных на больших территориях. Пущино-на-Оке, 1969. С. 3–9.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|