Сделай Сам Свою Работу на 5

Ссылки на литературные источники и ведомственные





ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ОХОТОВЕДЕНИЯ

Кафедра биологии зверей и

Охраны природы

П. П. Наумов

 

 

 
 

 

 


Иркутск - 2009

 

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

Протокол № от 200 г.

 

Утверждено на заседании кафедры биологии зверей и охраны

природы 3 февраля 2009 г., протокол № 5.

 

Автор - академик МАН ВШ, член-корреспондент САН ВШ,

профессор, д.б.н. П.П.Наумов

Рецензенты:

профессор, д.б.н. В.О. Саловаров,

доцент, к.б.н. А.П. Демидович

 

(Издание третье, переработанное)

 

Методические указания по выполнению курсовой работы по Териологии разработаны на основе Госстандарта, раздела Биология ОПД Федеральный компонент, учебных планов, программ и квалификационных характеристик подготовки специалистов.

Они предназначены для студентов 2 (очного) и 3 (заочного) курсов факультета охотоведения направление подготовки – Биология – 02.01.01.65 специализаций - охотоведение, экология и охрана природы.



Методические указания можно использовать для написания и оформления курсовых работ, рефератов на последующих курсах, отчетов по учебным и производственным практикам, дипломных работ и т.д.

 

 

Таблиц - 2, рисунков – 2, библиография - 55 названий

 

Компьютерная верстка и оформление П.П. Наумова

 

© П. П. Наумов

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..4

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ текста курсовой работы……..6

2.1. Составление таблиц…………………………………………………... 9

2.2. Написание формул…………………………………………………….11

2.3. Оформление иллюстраций…………………………………………..11

Ссылки на литературные источники и ведомственные

материалы………………………………………………………………….. 14

Оформление списка литературы и ведомственных материалов.15

3. СТРУКТУРА И ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………….17

3.1. Структура работы …………………………………………………….17

3.2. Темы курсовых работ для студентов очной формы обучения… 17

3.3. Темы и требования к выполнению курсовых работ студентами



заочной формы обучения…………………………………………………..19

ТРЕБОВАНИЯ К написанию РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ И

ПОСТРОЕНИЮ ТЕКСТА РУКОПИСИ……………………………………. 20

4.1. Введение…………………………………………………………… …. 20

4.2. Обзор литературы, материалы и методики………………………. 20

4.3. Основной текст………………………………………………………..20

4.3.1. Схема изложения материала в видовых очерках………………. 21

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 21

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………….22

7. ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...25

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с учебным планом факультета охотоведения ИрГСХА на 2 курсе очной формы и 3 курсе заочной формы обучения предусматривается написание курсовой работы по Териологии. Она является важным звеном в формировании общей культуры знаний при подготовке специалистов охотничьего хозяйства и экологов высшей квалификации.

Общая культура знаний - это необходимый набор знаний и навыков теоретического и практического характера, который позволяет специалисту самостоятельно применять их при решении поставленных задач.

Это первая индивидуальная работа реферативного характера, целевая на­правленность которой предусматривает решение следующих задач:

1. Освоить методологию и методы самостоятельного проведения исследо­ваний научного и практического плана при работе со специальной литературой, ведомственными материалами и т.д. по изучению и получению необходи­мых знаний по биологии охотничьих зверей;



2. Приобрести практические навыки по написанию и оформлению учебных и научных рукописных работ и их представлению.

Основой для написания курсовой работы служат данные специальной лите­ратуры, ведомственные материалы и личные наблюдения (если таковые име­ются).

Выбор темы курсовой работы может предусматривать использование мате­риалов в качестве составной части будущей дипломной работы. На этом этапе учебы желательно предварительно выбрать руководителя дипломной работы и согласовать с ним тему курсовой работы. Возможно выполнение курсовых работ по индивидуальному заданию руководителей, научно-исследователь­ских и природоохранных учреждений, производственных организаций, а также по заявкам производственных предприятий и т. д. В этом случае зада­ние и план курсовой работы согласовывается с руководителем курсовой ра­боты (преподавателем, читающим теоретический курс) и заказчиком.

Независимо от того, определился ли исполнитель с темой дипломной ра­боты, выбрал ли руководителя, подборка материалов осуществляется таким образом, чтобы при необходимости автор мог вернуться к первоисточникам, дополнить и расширить их. Они могут потребоваться при написании после­дующих курсовых работ, отчетов по практикам, рефератов. Поэтому, все предварительные выписки, первичную документацию, картотеку специ­альной литературы, данные полевых работ и т. д. необходимо систематизиро­вать и сохранять их.

Тематика курсовых работ по биологии охотничьих зверей для студентов очной и заочной формы обучения предполагает дифференциацию. Студенты очного обучения выполняют курсовую работу по характеристикам основных черт биологии по ос­новным видам охотничьих зверей. В работе подробно рассматриваются, например, вопросы биологии питания или размножения какого-либо промыслового зверя. Однако краткие черты его биологии освещаются в начале рукописи (см. приложение).

Рукопись курсовой работы очной формы обучения представляется на кафедру Биологии зверей и охраны природы не позднее 20 апреля, рецензируется одним из сокурсников и проверяется преподавателем. По материалам курсовой работы студент готовит доклад, иллюстративный материал (карта-схема, графики, диаграммы, рисунки, не менее 4) и защищает работу. Доклад должен быть четко изложен, в основе его резюме должно содержаться личное мнение автора по изучаемым вопросам, с анализом основных положений, выводами и предложениями. Оценка курсовой работы производится по среднему баллу из суммы: рукопись, доклад, рецензия сокурсника и преподавателя.

Курсовая работа студентов заочного обучения описывает биологию какого-либо охотничьего зверя или вида, занесенного в Красные Книги.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ текста курсовой работы

Правила оформления курсовой работы основаны на требованиях, предъяв­ляемых к написанию и оформлению диссертационных работ и рукописей, на­правляемых в открытую печать, которые соответствуют Межгосударственному стандарту ГОСТ 1.5-2001 «Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 10 апреля 2002 г. № 145-ст (с изменениями от 22 июня 2005 г.).

Кроме этого использованы материалы Требований к рукописям, направляемым в открытую печать (Томск, 1998. 19 с.), Правила для авторов по подготовке электронной версии материалов и статей редакции журнала «Доклады Академии наук» (М., 2002. 4 с.), а также комментарии и пояснения автора: Ме­тодические указания по выполнению курсовой работы по териологии для сту­дентов 2 курса очного и 3 курса заочного обучения факультета охотоведения ИрГСХА. Иркутск, 1999, 22 с. и др.

 

Общими требованиями к рукописям являются:

- четкость построения и логическая последовательность изложения мате­риала;

- убедительность аргументации, краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения, обоснованность результатов работы и доказа­тельность выводов;

- правильное использование литературных источников и представление иллю­стративного материала.

Курсовая работа выполняется рукописным, компьютерным или машино­писным способом на белой нелинованной бумаге на одной стороне листа формата А4 (297×210) и представляется в жесткой обложке.

Расстояние между строк – один - полтора интервала. При компьютерном исполнении расстояние между строк - один интервал, шрифт Times New Ro­man 14. В таблицах можно применять шрифт Times New Roman 12. Основное требование к шрифту – его высота не должна быть менее 3 мм.

При написании текста следует оставлять поля: слева – 25 мм, справа - 15, сверху снизу не менее 20 мм. Нумерация строк производится вверху по сере­дине стра­ницы без тире. Абзац – 10 знаков (1,2 мм). Расстояние до верхнего колон­титула 1,2. Объем работы не более 30 страниц.

Слово Глава начинается с прописной буквы, нежирным шрифтом, а все название главы - с про­писных, меньше на 1-2 размера основного текста и выделяются жирным шриф­том.

(Пробел)


Пример: Глава 1. (Шрифт 14, прямой, нежирный)

Глава 1. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика … района(Шрифт 12, прямой, жирный, пробел)

В конце заголовков глав, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, на­званий таблиц, рисунков точка не ставится. Их текст выравнивается посе­ре­дине страницы.

Переносы в названиях глав, разделов, подразделов и т. д. и сокращенное написание слов в их за­головках не допускается.

Каждая глава начинается с новой страницы, перед ней и после ее назва­ния дается 1 про­бел.

Название разделов, подразделов, начинается с прописной буквы, все по­следующие – строчные, выделенные жирным шрифтом. Перед разделом и после него дается пробел.

(Пробел)

Пример раздела: 1.2. Формирование базы данных(Шрифт 14, прямой, жирный) (Пробел)

Номер раздела состоит из номера главы и его порядкового номера, разде­ленные точкой.

(Пробел)

Пример подраздела: 1.2.1. Свойственные угодья(Шрифт 14, жирный, курсив) (Нет пробела)

Если текст работы имеет пункты, то его нумерация должна состоять из номе­ров главы, раздела, подраздела и его порядкового номера, разделенных точ­ками. (Пробел)

Пример пункта:1.2.2.1. Темнохвойные леса (Шрифт 14, прямой, обычный, прямой) (Нет пробела)

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, кото­рые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

Подразделы и пункты отделяется от предыдущего текста пробелом, по­сле их названий пробел не ставится.

В тексте можно делать выделения (набирать в разрядку, прописными бук­вами, курсивом, выделением жирным шрифтом).

Термины и определения должны соответствовать установленным стан­дартам, а при отсутствии таковых в стандартах следовать общепринятым в на­учной ли­тературе.

Если в тексте рукописи принята специфическая терминология, то в раз­деле «Материалы и методики…», должен быть приведен перечень при­ня­тых терминов с соответствующими формулировками и разъяснениями с обя­за­тельным пояснением их понятийного смысла.

Если специальные термины приводятся «по ходу» текста рукописи, то их определение дается при первом упоминании в тексте.

 

В тексте рукописи не допускается:

- применять для одного и того же понятия научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии рав­но­значных слов и терминов в русском языке;

- сокращать обозначение единиц физических величин, если они употреб­ля­ются без цифр.

Общепринятые сокращения:

Употребляемые самостоятельно сокращения Сокращение слов в тексте и подписях к иллюстрациям и таблицам не до­пускается, за исключением сокращений, принятых в русском языке и уста­нов­ленных стандартами:

с. — страница; мин. — минимальный;
г. — год; макс. — максимальный;
гг. — годы; абс. — абсолютный;
св. — свыше. отн. — относительный;
и др. — и другие; номин. – номинальный;
пр. — прочее; наим. — наименьший;

т.п. — тому подобное (пишутся без пробела);

г. (город), к. и коп., р. и руб., млн., млрд., тыс., вуз; 5-й, 5-е, 5-го, 5-му, 30-ми, 1990 г., 2004 – 2005 гг., 1847 г. – 50-е гг., 40-е годы, 50 - 60-е гг., в 30 – 40-х годах, начало 70-х - 80-е годы, 1998/99 г. (учеб­ный, хозяйственный, бюджетный год, промысловый сезон); XIX – XX вв., IVв. до н.э., 281 г. до н.э.; М. Н. Покровский (17/29. IIIV. 1868 – 10.IV. 1932), 25 октября (7 ноября) 1 917 г.

 

Употребляемые при именах и фамилиях сокращения:

Сокращения, употребляемые при географических названиях: г. Иркутск; Иркутская обл.; д. Сосновка. Сокращения, употребляемые при внутритекстовых ссылках: гл. 5; п. 2; подп. 2.3; разд. А; рис. 5; с. 54; см.; ср. с кн.; стб. 2; в табл. 10–11; т. 10; ч. 2. Сокращения, употребляемые при цифрах: в.; вв.; г.; гг.; г. до н. э.; г. н. э.; к.; дол.; тыс; млн; млрд.; экз.

Сокращения при нескольких цифрах, названиях, именах рекоменду­ется указывать только один раз - перед рядом чисел или после него: На рис. 4, 6, 7...; Длиной 5, 10, 20 мм... Сокращения, употребляемые вместо полного написания слова «рубль» при цифре сокращается на р. (например, 1000 р.) без цифры – руб. (например: «Стоимость, руб.»). В любом случае разрешается полное написание слова (например, 1000 рублей).

В тексте работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин — следует писать слово «минус»;

– применять без числовых значений математические знаки, например: > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≤. (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).

В тексте работы числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти — словами.

 

Пример: Провести учет ресурсов на пяти площадках, каждая площадью 5 тыс. га. Отобрать 15 экземпляров учетных карточек для анализа.

 

Если в тексте работы приводят диапазон числовых значений величин, выраженных в одной и той же единице измерения, то обозначение единицы измерения указывается после последнего числового значения диапазона.

Пример: От 1 до 5 мм.

 

Недопустимо отделять единицу измерения величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы).

 

Римские цифры, даты, указанные арабскими цифрами, и количественные числительные не должны иметь падежных окончаний.

Если в тексте необходимо использовать перечисления, перед каждой позицией перечисления ставят дефис. Использование фигурных маркеров не допускается.

Составление таблиц

Цифровой статистический материал, как правило, представляют в виде таблиц. Над каж­дой таблицей справа пишут слово «Таблица» с прописной бу­квы с указанием ее порядкового номера без точки. Знак № не ставится. Под ней помещают назва­ние таблицы с прописной буквы без проставления точки в конце заголовка.

Формулировка названия таблицы, также как графиков, рисунков и дру­гого иллюстративного материала, должна отвечать на вопросы: «Что, где, ко­гда, чье». Например (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация и экспликация угодий (что) АОО «Заречное» Казачинско-Ленского района Иркутской области (где) в период промышленного освоения его территории (когда) (Наумов, 2004) (чье)

Го­ловка таб­лицы Об­щая пло­щадь (тыс. га / %) Боко­вик го­ловки Строка головки К А Т Е Г О Р И И
Столбцы головки
Заголовки столбцов головки Лесные Вы­со­ко­горн. Водноболот­ные Сельхо­зугодья Про­чие
Подза­головки столбцов головки классы / % от общей площади
свет­лохв. тем­нохв. листвен. кедр. стлан ерники гари вы­рубки прочие итого гольцы реки озера болота пашни сено­косы прочие
Номера столбцов строк головки для переноса таблицы
Столбцы таблицы
  Строки таблицы   141,8 44,6 31,5 25,8 18,2 21,4 15,1 16,7 11,8 3,0 2,1 4,5 3,2 - - - - 116,0 81,8 0,7 0,5 0,4 0,3 0,3 0,5 4,0 2,8 0,3 0,2 0,5 0,4 20,3 14,3
                                     

В конце заголовков и подзаголовков в таблице знаки препинания не ста­вят. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Таблицы слева, справа и снизу ограничивают сплошными линиями.

При верстке таблиц в компьютерном вариантах текстовых редакторов до версии WORD-2007 в ее конце в обязательном порядке следует ставить пробел, так как при их переносе и вставке в файл текстовой редактор воспринимает их как продолже­ние текста или абзаца и переформатирует их в текст, и тогда приходится их форматировать заново.

При необходимости нуме­рации показателей, параметров, или других дан­ных, в боковике таблицы их номера указываются в строках перед наименова­нием арабскими цифрами с точкой. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

Заголовки первых верхних строк или столбцов головки таблиц начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных (см. табл. 1).

При переносе (продолжении) таблицы на следующую страницу ее го­ловку не повторяют, а над ней пишут: Продолжение таблицы 1 с указа­нием в специальной строке порядковых номеров столбцов и строк таблицы. Если таковое размещение невозможно, то таб­лица рас­полагается в аль­бомной форме так, чтобы для ее чтения нужно было по­вернуть ру­копись по ча­совой стрелке.

Если цифровые, или иные данные в таблице не приводятся, то в соответ­ствующей графе вместо них ставят – 0, так как только при такой оцифровке данных таблицы подлежат компьютерной обработке информации. Особенно это касается таблиц, выпол­ненных в цифровом редакторе «Exсel».

Ставить кавычки вместо повторяю­щихся цифр, или других символов не допускается, так как не будет возможности проводить расчеты в компьютерном режиме.

Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были расположены точно один над другим.

Размерность числовых ве­ли­чин в таблице должна иметь одинаковое ко­личество десятичных знаков.

Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей рукописи.

Таблицы и другой иллюстративный материал следует помещать в тек­сте сразу после первого его упоминания и размещать в книжном формате так, чтобы ее можно было чи­тать без поворота рукописи.

На все таблицы и другой иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте. Слово «таблица» в тексте пишут сокращенно. Например: в табл. 1.

Повторные ссылки на таблицы, или другой иллюстративный материал, следует давать сокращенным словом «смотри» в скобках. Например: (см. табл. 1).

При редактировании таблиц или иллюстраций в текстовом редакторе WORD следует использовать опцию меню «Абзац», согласно которой произ­водить их форматирование, устанавливая отступы, пробелы, интервалы…

При представлении и обсуждении данных таблиц или другого иллюстра­тивного материала во избежание повторений типа: «Из таблицы 5 видно, что численность лося на территории района за последние пять лет сократилась на 250 голов или 46%…», данные таблицы свидетельствуют… «Рисунок 7 сви­детельствует о том, что наиболее типичные места обитания лося нахо­дятся в юго-восточной части бассейна р. Киренги». Это считается правилами плохого тона, так как при большом количестве таблиц неизбежна тавтология. Поэтому рекомендуем обсуждать материал не от данных таблицы к тексту, а от текста к данным таблицы.

Например: За последние пять лет численность лося на территории рай­она сократилась на 250 голов или 46% (табл…), или … наиболее типичные места обитания лося находятся в юго-восточной части бассейна р. Киренги (рис…).

Написание формул

Формулы должны быть вписаны в текст разборчиво, обязательно черным цветом. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко.

Рекомендуются следующие размеры знаков – для формул: прописные бу­квы и цифры не более – 7-8 мм, строчные – не менее 3 мм, т.е. такие же, как во всем тексте.

Надстрочные символы, показатели степени, индексы и обозначения в формулах пишутся шрифтом на 1 – 2 размера меньше и быть не мене 2 мм.

Формулы рекомендуется располагать посередине строк текста, а в каче­стве символов следует применять обозначения, установленные соответствую­щими стандартами. В формулах размерность не проставляется.

В конце формулы или алго­ритма ставится запятая. После вычис­ления по ним результатов в них простав­ляется размерность определенной величины.

Расшифровка символов, входящих в формулу, должна быть приведена после нее. Значение расшифровки каждого символа дают с новой строки в последо­вательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка на­чи­нается со слова «где» без двоеточия и абзацного отступа. После расшифровки символа ставится точка с запятой, а по окончанию расшифровки всех символов ставится точка.

Пример: 3 3

As = Σ (V - M) / n × σ,

где As - коэффициент асимметрии;

V - показатель выборки плотности населе­ния;

M – средняя арифметическая плотность населения охотничье-промысло­вых животных за период;

n - число проб;

σ – среднее квадратическое отклоне­ние.

Размерность одного и того же параметра и шрифта при написании фор­мул в пределах всей работы должна быть постоянной. При выборе единиц измерений рекомендуется придерживаться междуна­родной системы единиц СИ.

 

Оформление иллюстраций

Рукопись рекомендуется иллюстрировать рисунками, фотографиями, схемами, картами и т.д. Они должны органически вписываться в структуру ра­боты и дополнять содержание текстовой информации.

Цифровой материал, представленный в рукописи в виде таблиц или про­сто ряда цифр, имеющих какую-либо периодическую зависимость можно от­ра­жать графически. Графики и диаграммы являются полезным и гибким средством для ото­бражения, истолкования, анализа и защиты цифрового материала исследова­ний. Подчеркивая и наглядно представляя установленные зависимости, они придают данным привлекательную, сжатую и понятную форму, дают возмож­ность для нахождения новых зависимостей, постановки проблем и выявления скрытых фактов при решении задач, одновременно стимулируя аналитическое мышление и исследование.

Правильно отображенные в графиках и диаграммах связи и закономер­ности быстро схватываются, легче запоминаются и сберегают время, особенно при защите диссертаций, при доказательстве и обосновании основных выводов при большой массе статистических данных.

Каждый научный работник должен знать принципы составления графи­ков и диаграмм, и в каких случаях они могут заменить таблицы и другие формы изложения статистического материала.

В линейных графиках соотношение осей абсцисс и ординат равняется:

1: √2 или x =1,4 : y=1;

Например: если у = 7 см, то х = 10 см (горизонтальная линия) (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика равномерности (As) распределения плотности

на­се­ле­ния соболя в угодьях Казачинско-Ленского района в период строительства БАМ

На оси - х обычно отображает период (расстояние, время, интервал и т.д.), на оси - у периодический показатель (численность, количество периодического показателя и т.д.). Затем выбирают масштаб. По наибольшему значению периодиче­ского показателя производит разбивку оси у так, чтобы его максимальный по­казатель отображаемого материала не выходил за предел выбранной вели­чины оси у – 100%. Ось х делится на количество периодов, уменьшенное на 1, т.е. если n- пе­риодов равно 6, то число отрезков на шкале у будет 5. В этом случае первый периодический показатель откладывают непосредственно на оси - х.

Для отображения структуры объема, удельного веса, отдельных видов продукции и т.д. необходимо использовать различные диаграммы (круговые секторные, столбиковые, линейные).

Число показателей в секторных круговых диаграммах не должно пре­вы­шать 4-5 (рис. 2). Это объясняется тем, что при большем количестве секторов их разница становится зрительно малоразличи­мой и трудно воспринимаемой для сопоставления и анализа (Шмид, 1960).

Сектора в диаграмме располагаются по убывающей степени, причем на­чало наибольшего из них начинается с угла 90 градусов.

Рисунок 1 - Динамика равномерности (коэффициента - As) распределения плотно­сти населения соболя в угодьях Казачинско-Ленского района

Рис. 2. Структура лесных угодий Заречного участка на 1.1.2004 г.

(данные Казачинского лесхоза)

 

Если для характери­стики какого-либо показателя используются несколько секторных диаграмм за определенный период, то первоначальная последова­тельность расположения секторов в первой диаграмме, сохраняется во всех последующих.

Порядок построения и распо­ложение показателей в столбиковых и линей­ных диаграммах тот же, что и при построении линейных графиков и секторных диаграмм.

Иллюстративный материал нужно, также как и таблицы, размещать сразу после первого упоминания в тексте. Допускается его размещение в конце ра­боты или отдельном Приложении.

Все графики, диаграммы, схемы, рисунки, фотографии, карты и т. д. обо­значаются как рисунки – Рисунок – 1, а тексте (рис. 1) или (см. рис. 1).

Требования к оформле­нию заголовков, расположению и помещению рисун­ков, фотографий, схем и т.д., аналогичны требованиям к таблицам. При необ­ходимости следует указывать сноску «Условные обозначения».

Представляемые в рукописи диаграммы и графики должны быть на­гляд­ными и не иметь поясняющих подписей на полях. Поясняющие подписи, или условные обозначения помещаются под рисунком. Заголовок должен рас­пола­гаться после поясняющих надписей, а их названия должны отвечать тре­бова­ниям названия таблиц.

При выполнении и представлении в рукописи картографического мате­риала следует руководствоваться общими положениями по картографии. Карта-схема должна иметь рамку, название, можно указывать масштаб, ус­лов­ные обо­значения и т.д. Название карты должно отображать основное со­держа­ние и место нахож­дения территории по административному делению с указа­нием границ сопре­дельных административных территориальных еди­ниц.

Весь иллюстративный материал: чертежи, схемы, графики, фотогра­фии и т.д. помещают на листах формата А-4 или А-3, они должны иметь сквозную нумерацию и подписываться как рисунок и форматируются по центру, точка в конце не ставится.

Например:

Рисунок 1- Карта-схема охотничьих угодий Казачинского коопзверопромхоза (дан­ные Восточно-Сибирской охотустроительной экспедиции , 1983)

Рисунок 2- Типичные ста­ции лося на территории охотничьих угодий Казачинского коопзверопромхоза в осенне-зимний пе­риод (фото автора)

 

Ссылки на литературные источники и ведомственные

Материалы

Ссылки на источник, откуда взят материал или приводится цитирова­ние, осуществляется в настоящее двумя способами: цифровым обозначением и с указанием фамилии автора.

Цифровое обозначение ссылок на авторов дается в тексте последова­тельно, по мере его цитирования в рукописи. В списке литературы эта после­довательность сохраняется.

Например: О питании медведя в Прибайкалье писали многие авторы [4; 18; 39; и др.].

Как показала практика, у данного способа есть существенные недостатки.

При чтении рукописи приходится постоянно обращаться к списку литера­туры, расположенного в конце работы. Это не только отнимает время у рецен­зента или оппонента и вызывает раздражение, так как при этом иногда теря­ется смысловое подтверждение положений, на которые ссылается соискатель.

Однако основной недостаток такого цитирования ложится на исполни­теля, так как при включении или исключении из текста работы одного или нескольких авторов, приходится всю нумерацию авторов, не только в тек­сте, но и в списке литературы, проводить заново.

Особенно большая путаница может возникнуть при включении или ис­ключении авторов из текста сразу в нескольких разделах. Достаточно оши­биться в номере одного из цитируемых авторов, и весь смысл неко­торых утверждений может вызывать сомнение, так как цитируемый исследова­тель под таким номером, может вообще не занимался подобными исследова­ниями.

Наиболее приемлем способ цитирования или ссылок на авторство с указа­нием фамилий и года издания источника информации.

При авторстве одного или несколь­ких исследователей, на материалы ко­торых дается ссылка, их фамилии приво­дятся следующими способами:

1. Авторы располагаются в хронологическом порядке выхода приводимых работ в именительном падеже в скобках без инициалов, с указанием года из­дания их работы, отделенного от фамилии запятой. Если года работ совпа­дают, то тогда их фамилии приводят по алфавиту. Работы каждого из них от­деляются точкой с запятой. Если книга или статья написана двумя авторами, то их фамилии указывают через «и» в той последовательности, в какой они приве­дены в издании. При наличии трех и более авторов, в тексте указывается только первый, а последующие - и др., но в списке литературы они приводятся полностью.

Например: О питании медведя в Прибайкалье писали многие авторы (Гуд­ритис, 1960; Устинов и Лобанов, 1975, 1978; Наумов, 1981; и др.).

2. В том случае, когда в ссылках на авторов требуется подчеркнуть их уча­стие в приводимом материале, то их фамилии приводятся в именительном или родительном падеже, с указанием инициалов, при этом год выхода работ за­ключается в скобки.

При перечислении ряда авторов, их работы разграничи­ваются точкой с запятой. Остальные положения аналогичны пункту 1.

Например: В. В. Тимофеев и В. Н. Надеев (1955); Г.А. Соколов (1960), изу­чая влияние соболя на белку, пришли к выводу, что возводимое на него неко­торыми авторами (Самойлов, 1957; Третьяков, 1960) отрицательное воз­дейст­вие, достаточно преувеличено.

3. Дословное цитирование фрагментов статей или других материалов про­изво­дится не только с указанием инициалов их автора и года, но и с обяза­тель­ной ссылкой на страницу, откуда взята фраза или абзац.

Например: Это подтверждают исследования И. П. Карпухина (1962, с. 125), который отмечал, что «В угодьях Прибайкалья самок белки всегда больше чем самцов, что имеет, видимо, немаловажное значение для поддержания ее чис­ленности в природных условиях».

Ссылки на ведомственные материалы производятся аналогичным образом.

 

Оформление списка литературы и ведомственных материалов

В конце рукописи помещается раздел: список литературы и ведомствен­ных материалов, который оформляются отдельными списками со своей нумерацией. Все ссылки на них обязательно должны быть в тексте рукописи. Их следует располагать в алфавитном порядке фамилий авторов, или наименований, с нумерацией порядкового номера арабскими цифрами с проставлением после него точки. Сведения о книгах, статьях и т. д. должны включать фамилию и ини­циалы авторов, заглавие книги, или других источни­ков, место и год издания, объем рукописи, или количество страниц в статье.

Фамилию или фамилии авторов следует указывать в именительном па­деже. Если это монография или учебник, то указывается общее число страниц и после их количества ставится строчная «с.», а статьи или фрагменты автор­ского текста отделяются от общего названия двумя косыми линиями, при этом страницы объема статьи ставятся в конце после года издания и прописной «С.» с точкой. В поясняющем тексте об издании, или где это обсуждалось, допус­каются сокращения.

Все города, где издан источник, пишутся полно­стью, кроме Москвы и Ленинграда – Санкт-Петербурга, где допускается со­кращение: М., Л., СПб.

Иностранные литературные источники приводятся после отечественного списка со сквозной нумерацией перед ведомственными материалами.

Пример:

1. Долгушевский Ф.Г., Козлов В. С., Полушин П.И., Эрлих Я.М. Общая тео­рия статистики. М.: Изд-во Наука, 1967. 231 с.

2. Смирнов В. С. Оценка достоверности учетных данных при учете числен­но­сти животных на больших площадях // Учет охотничье-промысловых жи­вотных на боль­ших территориях. Пущино-на-Оке, 1969. С. 3–9.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.