Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические аспекты обучения пациентов





Можно сформировать следующие методологические принципы эффективного функционирования обучающей школы на базе психотерапевтического выделения критериев психического здоровья. Причем эти принципы значимы как для медицинского работника, осуществляющего обучение, так и для самих пациентов-учащихся.

1. Формирование осознанности. Психологически здоровый человек - это рефлексирующий человек, осознающий самого себя, свои особенности, ресурсы, проблемы, свою биографию и жизненную философию. Особенно важно для пациента осознавать мир собственных чувств и переживаний. Отсутствие навыка рефлексии собственной внутренней жизни, отсутствие контакта с собственной душой нередко приводят к формированию психосоматической патологии. Непонимание собственных реакций приводит к неверным выборам, защитному поведению и прогрессированию патологического процесса.

2. Формирование принятия. Принятие себя, своей уникальности, позитивное отношение, интерес, симпатия, уважение к самому себе - это основа психического здоровья. Известно, что принятие себя напрямую связано с принятием другого. Принятие себя коррелирует у пациентов с умением создавать ситуации успеха, сохранения потенциала здоровья. С принятием тесно связано очень важное качество - толерантность. Терпимость к людям, умение находить и поддерживать необходимые ресурсные состояния, например социальные связи, здоровое чувство самоценности, позитивное самовосприятие, способность принимать себя несовершенным - это та необходимая личностная основа, без которой невозможно построить конструктивные взаимоотношения с обществом.



3. Формирование конгруэнтности - способности к эмоциональному самовыражению, самораскрытию. Требование не проявлять и испытывать негативные чувства, быть всегда сдержанным, не демонстрировать личную реакцию является невротирующим факторами и приводят, как правило, к противоположным результатам. Человек (пациент, врач, прподаватель) находится в постоянном напряжении; не признавая свои естественные человеческие реакции, он с неизбежностью начинает проецировать их на окружающих, запутывается в отношениях, ведет себя неадекватно, продуцирует по этому поводу чувство вины, что усугубляет ситуацию. В психологии этот феномен называется "синдромом сгорания".



Таким образом, одним из результатов обучения пациентов является оптимизация психологического здоровья обучаемых.

Обучение пациента требует учитывать множество психологических факторов, которые существенно влияют на результативность обучения. Именно они могут создать существенные трудности, тормозящие или вовсе блокирующие процесс обучения.

Степень принятия заболевания. Любое серьёзное заболевание искажает восприятие человека, снижает его самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать серию защитных механизмов для уменьшения тревоги из-за ощущения ухудшения жизни. Процесс этот динамический и, как правило, представляет собой ряд последовательных стадий принятия заболевания или "скорби по здоровью".

Степень принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников.

Индивидуальная позиция пациента.

Восприятие больным рекомендаций зависит от его представлений о здоровье, о своем заболевании и возможностях воздействия на него. Большое значение в формировании представлений больного имеет его собственный предшествующий опыт.

Контроль над многими хроническими заболеваниями достигается не только с помощью четкого выполнения всех медицинских назначений, но и путем значительных изменений в образе жизни пациента. Для этого необходимо осознать, что основную ответственность за состояние своего здоровья должен брать на себя, прежде всего сам человек.



Именно сам человек ежедневно вносит изменения во все аспекты собственной жизни, анализируя возникающие ситуации и принимая самостоятельные, адекватные решения на базе полученных знаний.

Трудности изменения поведения

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование активного изменения поведения пациента, являются:

1. Факторы, связанные с предшествующим опытом и субъективным восприятием своего заболевания. Правильно организованное обучение помогает пациенту ответить на многие вопросы, и этим улучшает понимание своего состояния.

2. Факторы, связанные с взаимоотношениями пациента и медперсонала. Обучение призвано изменить их в сторону большей доверительности и взаимопонимания.

3. Факторы, связанные с лечением. Обучение позволяет лучше понять цели лечения и показывает реальные пути к их достижению.

4. Факторы, связанные с окружающей социальной средой. Обучение помогает пациенту преодолеть психологический барьер своей ущербности, снять состояние "замкнутости", иначе говоря, делает его полноценным членом общества. Поддержка супруга может положительно повлиять на участие человека в обучающих программах.

Психологические приемы, способствующие модификации поведения

Существует целый ряд психологических приемов, помогающих пациенту изменить свое поведение и управлять заболеванием.

1. Поставить перед больным только простые, достижимые цели. При избытке массы тела, равном 30 кг, вряд ли рационально ориентировать пациента на снижение массы до идеальной. Такая цель вряд ли будет достигнута в большинстве случаев, это вызовет разочарование, недоверие и затруднит дальнейшую работу с пациентом. Похудание на 3-7 кг - более реалистичная цель на первом этапе; ее достижение позволит использовать полученный положительный опыт и мотивирует пациента на дальнейшие действия.

2. Настрой на хорошее самочувствие также может быть причиной мотивации позитивного поведения. Очевидно, что люди, воспринимающие положительные результаты различных медицинских рекомендаций, более склонны к проведению этих мероприятий. Кроме того, многократное повторение само по себе укрепляет и усиливает убежденность человека в пользе этих мероприятий.

3. Заключение с больным "контракта". Например, пациенту предлагается проводить частые определения уровня гликемии "всего лишь в течение двух недель". За это время пациент понимает, что многократный самоконтроль не так обременителен, как ему казалось, зато очень полезен, и продолжает его по собственной инициативе. При неудаче можно изменить тактику в соответствии с возможностями данного больного.

4. Доброжелательное восприятие трудностей по модификации поведения. Все трудности по изменению поведения необходимо воспринимать положительно. Любые затруднения и ошибки могут представлять собой положительный опыт, и их следует обязательно обсуждать с пациентом. Они могут быть реальными или выдуманными и включают в себя осознание недоступности, неудобства или сложности в реализации конкретных действий. Познавательная деятельность медицинского работника и пациента подразумевает использование различных ситуаций в качестве обучающей модели. Такая форма взаимодействия предполагает поиск и экспериментирование для достижения общей цели.

В процессе обучения постепенно, преодолевая возникающие трудности пациенту под руководством преподавателя удается реализовать желаемую цель.

Множество факторов влияет на поведение пациента в течение его жизни. Меняющиеся обстоятельства жизни требуют изменения тактики обучения больного.

Традиционное представление о процессе изменения поведения пациента рассматривался как переход от одной стабильной стадии к другой: от постоянного "нездорового" поведения к постоянному "здоровому". Новый, альтернативный подход расценивает изменения в человеческом поведении в виде серии различных стадий.

"Спиральная" модель, характеризующая человеческое поведение, действия в условиях заболевания и лечения предусматривает следующие стадии изменения поведения:

1. Стадия безразличия - человек не подозревает о необходимости перемен в привычном поведении или не расположен к ним. Он не убеждён, что негативные аспекты проблемы перевешивают положительные.

2. На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в поведении. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому поведению.

3. Стадия подготовки - это переход от размышления к действию. Принимается решение предпринять действия в ближайшем будущем.

4. Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения рецидива, т.е. возврата к неправильному поведению.

5. Поддержание - финальная стадия процесса, на которой самоконтроль проблемного поведения приобретает стабильность. Эта стадия все ещё может сопровождать искушением возврата к предыдущим стадиям, особенно если этому способствует окружение.

Процесс перемены поведения подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять рецидиву.

Исследования показали, что человек не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Например, из стадии безразличия нельзя попасть в стадию действия. Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению.

Целенаправленное профессиональное общение предполагает формирование базы знаний и практическое использование навыков и умений.

Рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций.

1. Использование невербального общения. Вы показываете заинтересованность в общении, отношение к пациенту своей позой, выражением лица, жестами. Это поможет пациенту больше рассказать Вам о себе и своих проблемах.

2. Задавайте "открытые" вопросы.

3. Отражайте слова пациента.

4. Избегайте частого употребления оценивающих слов: правильно, неправильно, плохо, плохой, хорошо, хороший, достаточно и т.д.

5. Принимайте все то, что думает и чувствует пациент. Принимать - значит реагировать спокойно, не выражая согласия или несогласия.

6. Одобряйте все, что пациент и его родственники делают правильно.

7. Оказывайте практическую помощь.

8. Давайте немного необходимой информации. Необходимая информация - та, что полезна в данную минуту.

9. Пользуйтесь простым языком. Объясняйте доступно. Помните, что большинство людей не понимает медицинских терминов.

10. Предлагайте, а не приказывайте. Будьте внимательны, не приказывайте что-нибудь сделать. Лучше предложите что-то изменить. После этого пациент вправе решать сам будет он делать это или нет. Самостоятельное принятие решения позволит ему обрести уверенность в себе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.