Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация основных форм общения в медицинской практике





Убеждение в процессе общения медицинского работника

С пациентом

С необходимостью убеждать больного приходиться сталкиваться ежедневно, особенно если принять во внимание, что около половины пациентов, согласно данным зарубежной статистики, не выполняют назначения врача.

Поэтому для многих больных выписанный рецепт или рекомендация врача являются не более чем информацией к размышлению. Прямые, лобовые советы (уехать из данного города, уйти с этой работы и пр.), как правило, вызывают сильное сопротивление больного. Следует отметить, что явное сопротивление (когда пациент честно отказывается выполнить совет врача) является обычно не таким сильным, как скрытое (когда на словах он обещает все сделать и ничего не выполняет фактически).

Лучше прямых советов работают косвенные приемы убеждения. Психоло­гическое клише: «Я бы на вашем месте сделал так...». Эффект косвенного вну­шения связан с тем, что оно вызывает минимальное сопротивление больного. Однако значимая информация должна исходить от значимого человека. Если общение с больным носит формальный характер, то лучше подыскать посредни­ка из окружения больного (друга, родственника), который по совету врача дове­дет до больного необходимую информацию. Быстро и эффективно поможет най­ти посредника в окружении больного «Цветовой тест отношений» (Эткинд A.M., 1980), где использованы стандартные цветовые эталоны известного теста М. Люшера. Больному предлагается выразить символически в цвете важных для него лиц. Существуют следующие конкретные методы (техники) убеждения, пред­ставленные на рисунке 4.



  Рис. 4. Основные методы (техники) убеждения больного в процессе общения с медицинским работником.

 

Однако следует отметить, что эти техники прямого убеждения работают го­раздо лучше при разовых встречах с больным, а при длительных и тесных кон­тактах большее значение приобретает эмпатийная искренность врача.

1. Метод выбора. Больному следует описать все «за» и «против» (например, положительные и отрицательные стороны его жизни после какой-либо опера­ции), подвести его максимально близко к решению окончательного выбора, ко­торый он делает сам.



2. Метод сократовского диалога (метод 7 «да»). Врачу следует подготовить 7 вопросов, на которые больной ответит утвердительно. Последним будет то, в чем необходимо убедить пациента. Негибкие больные по инерции отвечают «да» и на последний вопрос.

3. Метод авторитета. Психологическое клише: «Консультант считает, что...».

4. Метод вызова. Психологическое клише: «Если вы не бросите курить, я вас пойму, поскольку справиться с этим может только очень волевой человек». Метод практически не работает при убеждении женщин.

5. Метод дефицита. Определенная группа больных считает, что дефицитная процедура априорно считается хорошей. Поставив больного в ситуацию дефици­та (например, очереди на консультацию или исследование), удается без психоло­гических потерь перейти через необходимость самой процедуры. Метод лучше работает при убеждении женщин.

6. Метод проекции ожидания. Психологическое клише: «Вы как умный че­ловек, конечно, со мной согласитесь, что...».

 

Спор и конфликт при организации общения в медицинской практике

Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров:

1. Конструктивные (реалистические, предметные), где идет поиск истины и боль­ной восполняет свой дефицит информации. Такой вид спора достаточно важен, и врач может и должен использовать его данные при общении с больным.

2. Конфликтные, софистические (нереалистические, беспредметные), где не ис­тина важна, а необходима победа любой ценой. В такой спор врача, как правило, втягивают насильно. Конфликтный спор надо распознавать сразу, несмотря на то что он маскируется под спор, который ведется ради поиска истины. Признаки конфликтного спора следующие: нежелание и неумение слушать противника; монолог, а не диалог; переход с истины на дискредитацию личности противника; предубежденность; эмоциональная агрессия; демонстрация своей значительности; порицание и осуждение, особенно огульное, всеобщего характера, что явля­ется неосознанным стремлением повысить свою самооценку. Этот тип конфликтов нередко обусловливается предвзятым отношением па­циента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу. Для нейтрализации такого конфликта врачу необходимо:



1. Полностью дать высказаться противнику, чтобы он имел возможность сбро­сить агрессию.

2. Благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор. Пси­хологическое клише: «Неужели вы даже этого не знаете» или «Как вы, ко­нечно, знаете...».

3. Не показывать антипатию и не игнорировать ум противника. Возможно, он увидел что-то важное, с этим непременно надо согласиться. Психологичес­кое клише: «Не исключено, что я в чем-то ошибаюсь, давайте вместе разбе­ремся...».

Главное в споре – узнать мотивы противника, зачем он затеял конфликтный спор. Это может быть стремлением к самоутверждению, к власти, часто выходом раздражению или повышением своей самооценки за чужой счет. Мотивы могут не осознаваться, их обозначение словами вызывает мощный протест, агрессию, однако именно эти мотивы крайне важны для профилактики будущих конфлик­тных споров, в том числе и для снятия с врача обвинений по сути спора.

 

Организация беседы в медицинской практике

Особенности беседы, ее структура зависят от поставленных задач, личности и опыта врача, характера заболевания и этапа ле­чения. Однако можно выделить и некоторые общие элементы структуры и последовательности каждой беседы. Акценты на том или ином ее элементе могут быть различными в зависимости от характера болезни и ее этапа, методов лечения и личности больного.

1. Установление психологической атмосферы доверия и откровенности в об­щении медицинского работника с пациентом. С этой точки зрения ошибочным является чрезмерное выпытывание у больного сведений при установлении диаг­ноза. Как правило, такая сверхнастойчивость врача вызывает его сопротивление, уход и замкнутость. Желательно начинать диалог с уточнения анкетных данных в стиле взаимного знакомства, а не допроса. Это позволит с первых минут задать необходимый тон общения и быстро психологически взаимно адаптироваться.

При установлении первичного контакта необходимо соблюдать следующие правила:

Проявлять терпимость к человеческим слабостям и избегать роли моралис­та. Явно выражаемая врачом моральная оценка негативных поступков боль­ного всегда имеет элемент осуждения, что затрудняет контакт и толкает его на сокрытие некоторых эпизодов жизни, которые, возможно, существенны для понимания причины болезни. Это, конечно, не означает, что врач одоб­ряет негативные поступки больного, но он принимает его таким, какой он есть. Основная задача врача - лечение, и каждый больной независимо от его личностных особенностей имеет право на максимально возможную ме­дицинскую помощь.

Умело управлять ходом беседы с больным и проявлять инициативу в общении. Внешний вид врача, поведение, поза, выражение лица - все должно демон­стрировать больному искреннюю заинтересованность беседой и участие в проблемах больного. Не следует, однако, забывать и то, что диалог с боль­ным - это не праздный разговор, а довольно напряженная работа как врача, так и больного. Поэтому нужно избегать и другой крайности - выслушива­ния нецеленаправленного излияния больного.

2. Предоставление больному необходимой и понятной информации относительно болезни и лечения. В беседе не следует употреблять специальную медицинскую терминологию. Несмотря на очевидность этого положения, студенты старших курсов и молодые врачи регулярно его нарушают. Вероятно, это обусловлено характером обучения, необходимостью освоения профессионального языка. Чис­ло терминов, которыми должен овладеть студент-медик, по объему эквивалентно изучению трех иностранных языков. Усвоить такой объем информации можно, лишь постоянно используя ее. Все студенты и начинающие врачи вначале испы­тывают серьезные трудности при общении с больным, который о своем заболе­вании рассказывает бытовым языком и способен воспринимать только лишен­ные медицинской терминологии вопросы. Кроме того, не следует забывать, что понятные для больного разъяснения, его просвещение способствуют усилению веры пациента во врача как знающего специалиста.

3. Обсуждение с пациентом динамики проявлений болезни и хода лечения. Здесь важно согласование с больным поэтапного выполнения лечебных задач, степени и формы его участия в лечебном процессе. Врач активно приветствует адекватное этапу болезни поведение больного и сдерживает нежелательные поведенческие реакции.

4. Обсуждение какой-либо проблемы больного, связанной с жизненной ситуа­цией, межличностным или внутриличностным его конфликтом. Интерпретация об­суждаемой проблемы в случаях неврозов или другой психогенной патологии направляется на осознание пациентом связей между особенностями конфликта, нарушенной системой его отношений, патогенной ситуацией и функциональны­ми болезненными расстройствами.

5. Подведение итогов. В каждой беседе важно точной формулировкой опре­делить достигнутое и наметить дальнейшие задачи лечения. Кроме того, нужно подчеркивать соответствующее участие самого больного в процессе лечения.

Элементы беседы при организации общения медицинского работника и па­циента представлены на рис 3.

Строя общение с больным, следует помнить, что лучше всего усваивается ко­нец беседы, хуже — начало и совсем плохо - середина. Эмоциональный накал в конце беседы приближает ее к внушению в состоянии бодрствования. После пер­вой же беседы больному необходимо хотя бы приблизительно знать свою лечеб­ную перспективу и иметь надежду. Если невозможно дать надежду, то хорошо бы поставить цель. Это делает больного активным участником своего выздоровления (см. рис. 5).

Рис. 5. Элементы беседы при организации общения медицинского работника и па­циента

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.