Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная психология и медицина





В первой половине XX века шло активное развитие самой социаль­ной психологии, а к 40-50-м годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально- психологических знаний и методов в медицинской практике.

Пример­но в 30-40-е годы XX века берет свое начало «движение человеческо­го потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем мире (в России оно становится популярным в 80-е годы XX ве­ка). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их поначалу называли группами ак­тивного обучения), или психотерапевтические группы, собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психо­логического характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в сво­ей жизни.

Считается, что начало движению человеческого потенциала было по­ложено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине 40-х годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончании Второй миро­вой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творчес­ких людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и спе­циалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов психотерапевтических групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.



К последней четверти XX века существовало уже более десятка раз­новидностей психотерапевтических групп, основными из которых ока­зались следующие.

1. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы).

2. Группы тренинга сенситивности (группы встреч).

3. Группы психодрамы.

4. Гештальтгруппы.

5. Группы телесной терапии.

6. Группы игровой психотерапии.

7. Группы терапии искусством.

При многих различиях между ними в плане оказания практической психологической помощи людям эти группы решают следующие ос­новные задачи:



- уточнение тех проблем, с которыми в своей жизни столкнулся человек (их психодиагностика);

- изучение личности с целью самопознания человека;

- исследование отношений человека с окружающими людьми;

- поиск решения тех проблем, с которыми он столкнулся в своей жизни;

- реализация, контроль и проверка эффективности найденного ре­шения;

- закрепление позитивных изменений личности и поведения чело­века, которые произошли в процессе работы с ним в психотера­певтической группе.

В свою очередь, круг типичных проблем социально-психологическо­го характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим: неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми, отсутствие взаимопонимания, неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности, конфликты с людьми и проч.

Многие из перечисленных проблем решаются с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения.

 

Общение в процессе медицинской деятельности

Врачебная деятельность относится к трудным профес­сиям и требует самоотдачи, внутренней потребности ока­зывать помощь другому человеку, самопожертвования, сопереживания. Медицинский работник должен обладь при этом такими качествами, как гуманизм, самооблада­ние, выдержка, совестливость, которые ярко проявляют­ся в общении с пациентом, вызывают у него расположение и доверие к лечащему врачу и прямым образом ска­зываются на выздоровлении больного.



Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинским работником и больными являются, несомненно, квалификация, опыт врача или медсестры. Однако, как подчеркивают чешские психологи Р.Конечный и М.Боухал, квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача.

Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и прогноз болезни. Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью. Поэтому организация общения в процессе врачебной деятельности является одной из важнейших составляющих медицинской практики.

Беседа с пациентом дает определенное представление о его культурном, интеллектуальном уровне, о степени образованности, индивидуально-личностных особенностях, доминирующих пережи­ваниях. Эти знания помогают установить правильный психологи­ческий контакт и найти индивидуальный подход к пациенту.

Основными условиями эффективности профессионального об­щения являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Медработнику необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно деонтологическую тактику общения.

Дети дошкольного возраста

Для них характерно:

- отсутствие осознания болезни в целом;

- неумение формулировать жалобы;

- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни;

- восприятие лечебных и диагностических процедур как устраша­ющих мероприятий;

- усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период бо­лезни;

- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреж­дения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика. Эмоциональное теплое отношение, отвле­чение от болезни, проведение процедур с уговорами. Профессиональное обращение с родствен­никами больного ребенка.

Подростки

У них преобладает психологическая доминанта возраста — «при­тязание на взрослость». Бравада для них является формой само­защиты при внутренней психологической ранимости. Пренебрежи­тельно относятся к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика медработника. Общение с уче­том возрастных психологических особенностей, опоры на самосто­ятельность, взрослость подростка.

Пациенты работоспособного возраста

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее ин­дивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика медработника. Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию. Выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ. Проведение коррекции неадек­ватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.

Пациенты пожилого и старческого возраста

Для них характерна психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти».

Чувства тоски, одиночества. Нарастающая беспомощность. Чис­то возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания. Интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика. Поддержание у пациента ощущения собственной значимости;

Основные виды слушания

Для организации общения в медицинской практике важно установить контакт с больным, что в первую очередь зави­сит от того, сможет ли врач разговорить больного и насколько внимательно он слушает своего пациента.

Существуют следующие виды слушания, представленные на рисунке 3.


 

Рис. 3. Основные виды слушания

1. Безоценочное слушание

Главное при активном безоценочном слушании — это умение молчать, подда­кивать, перефразировать сообщения больного. Обязательное условие - заинте­ресованность. Можно демонстрировать больному эмпатийное понимание того, что тот чувствовал. Это могут быть следующие стандартные фразы-клише: «Вы тогда, наверное, расстроились», «Сколько же вам пришлось пережить» и пр. Однако нельзя перегружать беседу подобными психологическими клише, так как сверхсочувствие - это всегда бесчувственность.

Для того чтобы добиться одинакового с больным понимания того, что он говорит, можно пользоваться приемами усиления диалога, например такой фразой-клише: «Продолжайте, пожалуйста, это очень важно». Умению организовать диалог с больным и вовремя сориентироваться в процессе общения помогают выявление симптомов напряженности в речи больного и психологическая заши­та. Напряженность проявляется в изменении темпа речи - появлении пауз и слов-паразитов (если их ранее не было), штампов, иронии. В отличие от юмора свидетельствующего о хорошем контроле за ситуацией, ирония чаще говорит о психологическом неблагополучии. Его важными признаками являются стрем­ление больного уклоняться от ответа на некоторые вопросы или отвечать об­щими фразами. Кроме того, больные с психосоматическими заболеваниями на вопрос о своих конфликтах часто отвечают отрицательно, искренне полагая, что у них «все нормально». В речи данной группы пациентов нужно уметь выявлять элементы психологической защиты, указывающие на фактическое присутствие конфликтной ситуации. Распознание защитного поведения важно для после­дующего лечения больного. Оно поможет осознать причины возникшего заболе­вания. Все это можно уловить при максимально полном высказывании больно­го, слушая его без всяких оценок.

2. Оценочное слушание

Целесообразно тогда, когда сам больной хочет оценки. При обсуждении тече­ния болезни, результатов анализов медицинский работник ежедневно сталкива­ется с необходимостью оценочного слушания. Его всегда желательно начинать с положительной оценки. Следует помнить, что осудить психологически всегда легче, поскольку это повышает собственную самооценку. По отношению к боль­ным с лабильным или сниженным настроением приходится помнить о сильном деструктивном компоненте порицания, поэтому не стоит заканчивать разговор отрицательной оценкой чего-либо, касающегося больного.

При затянувшемся или малоэффективном разговоре могут быть применены приемы сокращения диалога. Психологическое клише в этом случае может быть следующим: «Уточните, пожалуйста, я не совсем понял...» и жест остановки рукой.

Когда больной ошибается в своих суждениях, возникает необходимость не­медленной отрицательной оценки. Чтобы не потерять при этом установившийся психологический контакт, следует воспользоваться приемами корректного от­боя. Психологическое клише в этом случае может быть следующим: «Вы, конеч­но, можете со мной не согласиться, но я совершенно уверен, что...».

Часто у больного во время эмоциональной беседы могут появиться слезы или наблюдаются гнев, агрессия. Этого не стоит пугаться. Такие проявления могут играть серьезную роль в заболевании. Подкрепив ситуацию фармакологи­ческими средствами, пациенту все же следует предоставить возможность полностью вы­сказаться. Эмоциональная реакция обычно значительно облегчает психологичес­кое состояние больного.

3. Бессловесное слушание

Информация, получаемая от больного, идет на разных уровнях восприятия, так как общение не исчерпывается устными и письменными сообщениями, важ­ную роль в нем играет и невербальная информация — мимика, жесты, интона­ции. Все эти проявления имеют значение только в контексте разговора и не несут никакой прямой смысловой нагрузки вне беседы.

Посредством жестов в диалоге с больным осуществляется обратная связь с врачом, который на основе анализа невербальных средств должен понимать, как встречено то, о чем он говорит, — с одобрением или враждебно, сомневается больной или не верит. Своеобразным предупреждающим сигналом о неблагопо­лучном протекании беседы будет появление рассогласованности жестов и речи больного. Это бывает, когда его устное сообщение сопровождается противореча­щими словам жестами. Бессловесная информация в этом случае гораздо более информативна, и это может указать врачу, как нужно изменить свое поведение с больным, чтобы достигнуть нужного результата.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.