Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология и культурология





Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Психология и педагогика

Курс лекций для студентов медицинских вузов

(Часть 1)

Уфа 2012

УДК 159.9 + 37.01 (07)

ББК 88 + 74. 58 я 7

П 86

Психология и педагогика. Курс лекций для студентов медицинских вузов. В 2-х ч. Ч.1. Составители: Амиров А.Ф., Бакирова З.А., Липатова Е.Е., Коньшина Ю.Е., Хусаенова А.А., Кудашкина О.В., Мурзагалина Л.В., Денисова О.В., Ивановский Ю.В., Бехтерева А.В. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситет» Минздравсоцразвития России, – 2012. – 100с.

 

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с рабочей программой «Психология и педагогика», разработанной на основе ФГОС 3.

Предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело».

 

 

Рецензенты: Исламова З.И. – заведующий кафедрой профессиональной педагогики и психологии БГПУ им. М.Акмуллы, к.п.н., профессор



 

Иткина И.С. – доцент кафедры политологии, социологии и философии ГОУ ВПО БАГСУ, к.с.н.

 

© ГБОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет»

Минздравсоцразвития России, 2012

Введение

Учебное пособие для студентов высших медицинских заведений подготовлено на основе образовательного стандарта ФГОС 3.

При написании учебного пособия авторы руководствовались нормативными документами: Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами по стандартизации профессионального образования.

Были использованы также материалы различных учебных пособий по психологии и педагогике, изданные в последние годы для высших профессиональных учебных заведений, а также целого ряда статей по вопросам данной учебной дисциплины, опубликованных в печати, и результаты многих психолого-педагогических исследований.



При общении медицинского работника с больным возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей, правильное решение которой определяет очень многое. Один ждет от другого помощи, облегчения своих страданий, другой изыскивает пути более рационального оказания её. Чтобы это общение было продуктивным и оправдало ожидания больного, медицинский работник должен иметь определенные знания и навыки в области как психологии, так и педагогики.

Кроме того, врачу необходимо учитывать личностные особенности больных и возможные невротические реакции, привнесенные болезнью, что нередко усложняет взаимоотношения между ними. Помимо заболевания каких-либо органов и систем, медицинский работник, прежде всего, должен видеть человека с его болью и тревогой за свое здоровье. В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться без знания основных вопросов, которые изложены в настоящем учебном пособии.

ЛЕКЦИЯ 1

Тема: Психология как наука, грани взаимодействия

Психологии и медицины

 

Психология как научная дисциплина, предмет психологии

Сегодняшнее научное ви­дение человеческой реальности распадается на множество частных виде­ний разных областей знания. Одно из них принадлежит психологии, ко­торая, пробуя расколдовать феномен человека, исследует его внутренний мир и поведение, трактуя их как основополагающие, сугубо человеческие характеристики бытия. Осуществляя эту деятельность, психология не­вольно затрагивает многие стороны жизни людей. В сферу ее интересов попадают и особенности индивидуальной жизни человека, и его личност­ные устремления, и специфика решения им жизненных и профессиональ­ных проблем, и стороны его социального бытия, и даже не осознаваемые им самим процессы, происходящие в глубинах его психики.



Психология не обходит вниманием и вопросы прикладного характе­ра, связанные с организацией процессов обучения и воспитания, профессиональной ориентации и становления профессионального мастерства, с устранением конфликтов и психологического дискомфорта в челове­ческих сообществах, с проблемой пола, семьи, психического здоровья и т.д. Сегодня результаты психологического поиска оказывают самое существенное влияние на жизнь людей, на их здоровье. Психологией накоплен значительный багаж знаний, постепенно становящихся опорой человеку в его неуклонно интенсифицирующейся жизни. Психологические знания стали пронизывать все пространство социокультурного бытия человека с момента его рождения до последних минут жизни. Востребованность психологического знания проявляется, в частности, в том, что без психологического подхода, без помощи профессионала современному человеку не разобраться в перипетиях запутанного человеческого мира. Именно поэтому психолог становится все более привычной фигурой социального ландшафта. Само психологическое знание становится все более разветвленным и дифференцированным. Появляются новые от­расли этой науки. Вот далеко не полный перечень отраслей современной психологии: медицинская психология, социальная психология, педагоги­ческая психология, юридическая психология, патопсихология, психодиагностика, генетическая психология, психоло­гия рекламы, психология управления и т.д.

В отношении главной цели деятельности психология как наука ничем неотличается от других научных дисциплин. Она, так же как и другие науки, призвана получать новое знание. Но это знание должно описывать и объяснять природу и функционирование особых объектов бытия. Этиобъекты или, как их принято называть в науке, предметы разные психологи видят по-разному и дают им отличающиеся друг от друга формулировки:

• Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина: «Предметом психологического исследования являются структура субъекта и процессы его взаимоотношений с миром.Субъект представляет собой целостную струк­туру, фиксирующую модели совершенных взаимодействий, актуа­лизация которых проявляется в поведении и деятельности».

• Аткинсон Р.Л. [и др.]. Введение в психологию: учеб. для студен­тов университетов: «Психологию можно определить как научное изучение поведения и психических процессов».

• Айзенк М., Брайант П., Куликэн X. [и др.]. Психология: комплекс­ный подход: учеб. для студентов психологических факультетов: «Психологию часто рассматривают как науку о поведении. Но было бы более точным определять психологию как науку, приме­няющую информацию о деятельности и об интроспективном переживании для познания внутренних процессов,которые направляют мышление и поступки, совершаемые людьми».

• Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: «Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психикикак особой формы жизнедеятель­ности».

Сопоставляя вышеприведенные и многие другие определения предмета психологии, можно заметить общее смысловое ядро, содер­жащееся в них. В несколько упрощенном виде формулировка предме­та психологии, отражающая это смысловое ядро, может выглядеть так: предметом изучения в психологии выступают внутренний мир человека и его поведение.

 

Место психологии в системе наук

Психология как научная дисциплина, изучающая внутренний мир человека и его поведение, находится на стыке многих наук. Она грани­чит с общественными и гуманитарными, естественными и техническими науками. Наличие границ между психологией и другими науками носит достаточно условный характер, вместе с тем эта условность не лишает ее известной самостоятельности. Сохранение самостоятельнос­ти задается предметом психологии, ее теоретическими принципами, собственными методами познания изучаемой реальности.

 

Психология и философия

Ключевым отличием психологии от философии можно считать то, что современная психология, исследующая внутренний мир и поведение человека, стремится описать, объяснить, понять их не только с помощью умозрения как философия, но и в основном с помощью наблюдений и экспе­риментов. Для получения своих научных результатов психология, как правило, отказывается от максимально широкого, как в философии, взгляда, заостряя внимание на конкретных аспектах внутреннего мира и поведения человека. Психологию, ориентированную на достижение не только теоретических, но и практических результатов, не может устроить свойственный философии взгляд на изучаемую реальность сквозь «оптический прибор», позволяющий видеть явления крупномасштабно. Ее скорее может устроить точечный взгляд на исследуемый феномен. У обоих этих взглядов есть свои преимущества и недостатки.

Преимуществом взгляда философии выступает то, что он дает возможность увидеть явление целостно, во взаимосвязи с другими, не отвлекаясь на частности.

Преимуществом же психологии является то, что она позволяет ви­деть именно частности, конкретные стороны действительности, добывая тем самым достоверный и опытно проверяемый материал, характеризу­ющий явление. Не имея такого материала, принципиально невозможно обоснованно говорить о закономерностях субъективной жизни челове­ка, внешних проявлений его в мире. Вместе с тем надо признать, что без философского осмысления, без понимания того, кто такой человек в ши­роком смысле, что сделало его таким, а не иным, психология не в состо­янии разрабатывать свои конкретные представления о закономерностях внутреннего мира человека, его поведения в пространстве совместного бытия с другими людьми.

 

Психология и физиология

Глубинная связь между психологией и физиологией состоит в том, что физиология предоставляет психологии цен­нейший материал о лежащих в основе функционирования организма фи­зиологических процессах, без учета которых принципиально невозможно рассуждать о своеобразии функционирования человеческой психики, ее ведущей роли в формировании формы сугубо человеческого поведения.

Данные, полученные физиологией о возрастных особенностях развития организма, центральной нервной системе, высшей нервной деятель­ности, физиологических характеристиках произвольных движений и двигательных автоматизмах, различных функциональных состояниях, рецепторной и анализаторской функциях и т.д., подтвержденные многочисленными экспериментами, активно используются современной психологией.

Наиболее явно связь между психологией и физиологией выразилась в оформлении в XX столетии новой научной дисциплины — психофизиологии, ориентированной на изучение механизмов психических процессов и состояний. Психофизиология исторически выросла из физиологической психологии, которая была ориентирована на исследование связи между мозгом и психикой.

Психофизиология как наука использует в качестве методов познания те, которые хорошо себя зарекомендовали в нейрофизио­логии, биофизике, нейрохимии, генетике, психологии и др. Использова­ние этих методов позволило психофизиологии открыть много нового в механизмах эмоций, памяти, внимания, мышления. Эти открытия сви­детельствуют о намечающемся устранении преград между физиологией и психологией в части их совместного, взаимодополняющего проникно­вения в тайны человеческого существования.

Психология и культурология

Культурология — это гуманитарная наука, исследующая закономер­ности развития и функционирования культуры, ее структуру и динами­ку, взаимосвязь и взаимодействие с другими сферами материальной и духовной жизни. Культурологические исследования позволили глубже понять механизмы приобретения человеком своей культурной сущнос­ти, своего неповторимого лица в контексте приобщения к нормам и тре­бованиям культуры. Эти исследования подсказали психологам одно из направлений поиска основ индивидуальных сходства и различии между людьми как представителями различных культур.

Для того чтобы понять психо­логическое состояние конкретного человека, необходимо всерьез учитывать культурный контекст, в котором он живет. Культура налагает неизгладимый отпечаток на многие стороны психологического бытия индивида, его восприятие, познание, стиль интеллектуальной деятель­ности, эмоциональные проявления, вербальное и невербальное поведение, специфику коммуникаций, особенности отношений к своему физическому «Я», здоровью.

Приведем пример, демонстрирующий связь культуры, биологии и образа жизни, всегда влияющих на психический склад человека. Люди рождаются с одинаковой анатомической структурой. Этот факт не подлежит сомнению. Вместе с тем вполне очевидно и то, что люди имеют выраженные индивидуальные физические отличия. В медицине факт индивидуальных отличий давно осознан и стал одним из основопола­гающих при принятии решений о способе лечения. Фактор принадлеж­ности пациента к той или иной культуре также становится значимым для медицины, разрабатывающей индивидуальный способ лечения для конкретного больного. Так, медики хорошо знают, что кальций играет важную роль в формировании скелета человека, а его недостаток часто становится причиной остеопороза, при котором снижается плотность костей, повышается риск возникновения переломов, что не может не сказываться отрицательно на образе жизни человека. Вместе с тем исследования, проведенные в ряде стран, демонстрируют, что описанное выше по-разному проявляет себя. Так, у японских женщин плотность костей довольно низкая. Тем не менее статистические данные о количестве у них переломов существенно ниже, чем это можно было бы ожи­дать, если бы выводы делались лишь на основании показателя плотности костей. Также невысоки статистические показатели переломов костей у страдающих остеопорозом женщин, проживающих на полуострове Юка­тан. У женщин, живущих в США и имеющих более высокие показатели плотности костей, количество переломов существенно выше. Ученые склонны считать, что существующая взаимосвязь между плотностью костей скелета и переломами не так однозначна, как считалось ранее, что она должна быть дополнена. В качестве таких дополнений видятся особенности культуры: специфический образ жизни, своеобразная дие­та, использование отличающих эту культуру физических упражнений, а также инфраструктура социальных отношений, традиции, характерные для этой культуры. Из этого можно сделать вывод, что психологичес­кий строй человека, погруженного в культуру, носящего на себе печать этой культуры, либо прямо, либо опосредованно связан с его биологией, а потому и медицина не должна игнорировать фактор культурной при­надлежности, активно влияющий на организацию субъективной жизни конкретного человека.

 

Психология и педагогика

Психология, прицельно изучающая внутренний мир и поведение че­ловека, и педагогика, исследующая закономерности специально органи­зованного взаимодействия обучающего и обучающегося с целью переда­чи обучающемуся того социального опыта, который необходим ему для нормальной жизни в обществе, неразрывно связаны. Без знания того, как устроен внутренний мир человека, как выстраивается его поведение в социальном пространстве, невозможно взвешенно говорить о кон­структивном педагогическом процессе. Эта непреложная истина была осознана давным-давно. Еще в Древней Греции задумывались о том, как осуществлять детовождение (педагогика в переводе с греческого озна­чает детовождение), каким образом педагоги-наставники должны вос­питывать и обучать детей. Античность, Средневековье, эпоха Возрож­дения, Новое время, эпоха Просвещения и Новейшее время давали свои ответы на вопросы, как обучать и воспитывать детей, способствуя тому, чтобы они становились полноценными членами человеческого сообще­ства, способными культурно и цивилизационно развиваться. Не является исключением и современность, которая после известных катастрофиче­ских событий XX столетия в еще большей степени погружена в решение вопросов обучения и воспитания. Такой разворот в сторону педагогики был продиктован нарастающими угрозами бытию человека (глобальные проблемы, экологические потрясения, техногенные катаклизмы и т.д.).

Существенную помощь педагогике в нахождении путей выхода из сложнейшей ситуации оказывает психология. Она обеспечивает педагогике понимание того, как происходит процесс психологического становления человека, как формируется рисунок его поведения, как выстраиваютсяего отношения с другими людьми и с самим собой, как устроены его память, мышление, интеллект, воля, воображение, как развиваются задатки, способности и таланты, как идет становление характера, личности и т.д. Педагогика, используя этот необходимый ей материал, сначала теоретически осмысливает ответы на свои кардинальные вопросы: кого учить, чему учить, кто должен учить и как он должен учить, а затем напрактике выстраивает соответствующий педагогический процесс.

В свою очередь, психология нуждается в педагогике. Без педагогических исследований психология никогда бы не смогла получить экс­периментально подтвержденные данные о специфике развития человека. Дело в том, что нет на Земле ни одного человеческого сообщества, в котором бы не осуществлялась передача накопленного социального опыта, знаний, традиций жизнеустройства, т.е. в широком смысле нет на Земле ни одного человеческого сообщества, в котором бы не осуществлялся педагогический процесс.

В сфере образования проведено множество психологических экспериментов, позволивших получить представление о различных психоло­гических аспектах педагогической деятельности, педагогических функцияхи умениях, стилях педагогической деятельности, взаимодействии субъектов образовательного процесса, педагогическом общении, учебной мотивации, самостоятельной работе обучающегося. Полученные в этих экспериментах данные составили основу научной дисциплины, именуемой педагогической психологией.

В условиях динамично изменяющейся действительности количество проблем и вопросов, подлежащих совместному психологи­ческому и педагогическому решению, не только не уменьшается, а стре­мительно нарастает. В этом отношении следует вспомнить о проблемах и вопросах, связанных с движением к постиндустриальной экономике, информационному обществу, обществу, основанному на знаниях, кото­рые предполагают радикальное обновление сферы образования. Дости­жение этих целей станет возможным только в том случае, если педаго­гика в содружестве с психологией сможет найти адекватные ответы на запросы времени.

 

Психология и медицина

Связь психологии и медицины своими корнями уходит в глубины истории. Медицина как область науки и практической деятельности, на­правленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупрежде­ние и лечение болезней тела, и психология, испокон веку занимающаяся изучением и врачеванием души, всегда оказывали влияние друг на друга, идя к решению своих задач самостоятельно.

Анатомические исследования, данные о клинических проявлениях различных болезней, достижения хирургии, акушерства, педиатрии, невропатологии, психиатрии и других областей медицинского знания подталкивали психологию к осмыслению и переосмыслению своих представлений, касающихся того, как формируется у человека образ своего тела, как ощущается, воспринимается им собственное физическое здо­ровье, как переживается состояние болезни и как следует заботиться о своем физическом «Я», как оценивается человеком помощь другого, восстанавливающего его физические силы. В свою очередь, психологические исследования, касающиеся особенностей внутреннего мира чело­века, становления в нем личности, темперамента, характера, когнитив­ной деятельности, эмоционально-волевой сферы, побуждали медицину к расширению своих представлений о возможных причинах и факторах телесных заболеваний, включению в их список психологических причин и факторов. Помимо этого, психология подсказывала медицине пути взаимодействия с пациентом, учитывающие его индивидуальность, устоявшиеся способы восприятия и понимания мира, в котором он живет.

Установленный факт возможности взаимовлияний тела и души или, как сегодня принято говорить, соматопсихических и психосоматичес­ких взаимовлияний роднит медицину и психологию, оставляя за каж­дой свое пространство для исследований. Эти взаимовлияния не плод чьего-то вымысла, а не подвергающаяся сегодня сомнению объектив­ная реальность. Эта реальность требует научного раскодирования, т.е. прояснения того, какие механизмы лежат в основе соматопсихических и психосоматических взаимовлияний. Многие из этих механизмов продолжают оставаться нераскрытыми. Они приковывают к себе внимание медиков и психологов, настоятельно требуют скорейшего изучения, оп­ределяя тем самым поле для совместного медицинского и психологического поиска. Следует отметить, что эта проблема уже давно будоражит умы медиков и психологов, заметивших, например, что раны у воинов армий, одержавших победу, заживают быстрее, чем у проигравших, что слово авторитетного человека может вылечить или погубить, что мно­гие соматические недуги имеют психогенное происхождение и т.д.

Во все времена было ясно, что болезнь, какую бы часть тела она ни поразила, всегда есть болезнь всего организма, а не отдельного органа и потому лечить следует не ее, а больного, всегда имеющего неповтори­мый, уникальный склад души. Это понимание сквозной нитью проходит через всю историю медицины, всю историю медицинской психологии, которая прицельно исследует психологию больного человека и специ­фику многосложных взаимоотношений врача и больного. Медицинской психологией накоплен колоссальный объем знаний, касающихся того, как особенности характера, тип личности, темперамент влияют на поведение больного человека, как мотивация к выздоровлению, желание реализовать те или иные жизненные цели помогают людям справляться с болезнями, как люди, страдающие психическими заболеваниями, пси­хологически воспринимают мир и окружающих, как они адаптируются к реальности, как следует вести себя врачу, чтобы не нанести психологи­ческую травму больному.

Медицинская психология также исследует и то, как психологические факторы влияют на течение и проявление соматических заболеваний. В значительной мере уже выяснено, какое влияние оказывают психологические факторы на возникновение таких соматических заболеваний, как язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, стенокардия, нейродер­мит, неспецифический хронический полиартрит. Установлено и то, что психологические факторы играют значимую роль в появлении мигрени и эндокринных расстройств. В соответствии с этими научными данными медицина корректирует курсы лечения, включая в них мероприятия, по­зволяющие устранить негативные влияния одних психологических фак­торов и усилить позитивные – других. Последний аспект становится все более значимым в медицинской практике, преследующей цель не толь­ко исцелить пациента, но и создать устойчивый психологический тонус, способствующий повышению сопротивляемости его организма.

На сегодняшний день есть несколько теорий о происхождении психосоматических заболеваний. Одна из них объясняет их появление длительно действующими стрессами, психологическими травмами, с которыми человек не в состоянии справиться. Согласно другой, к появлению психосоматических заболеваний ведут внутренние конфликты, которые определяются наличием у человека одинаковых по интенсивности, но разнонаправленных мотивов. В этой связи целесоо­бразно упомянуть всем известные конфликты между потребностью за­нимать высокое место в социальной иерархии, т.е. иметь насыщенную, яркую, полную разнообразия жизнь, и потребностью в защите, покое, безопасности. Третья теория происхождения психосоматических забо­леваний объясняет их появление не конфликтом потребностей, а кон­фликтом мотиваций. Столкновение разнонаправленных мотиваций по­рой порождает отказ от мотива достижения в пользу мотива сохранения status quo своего бытия, что зачастую влечет за собой явную или зама­скированную депрессию, подталкивающую к заболеванию. Все эти тео­рии подчеркивают ведущую роль интрапсихических (внутриличностных) причин в процессе возникновения психосоматических заболеваний.

Современная медицина все чаще обращает свои взоры к психологии, отчетливо понимая, что человек не совокупность частей и систем, а целостность, в которой все связано и все влияет на все. Психика как не­что, без чего человек принципиально немыслим, все больше интересует медицину, ныне трактующую болезнь не как патологию того или иного органа, а как отражение общего состояния организма, а значит, и как субъективное отражение физического, социального и душевного неблагополучия. Активное движение медицины к психологии уже принесло ей ряд значимых успехов, что позволяет обоснованно надеяться на то, что союз с психологией будет продолжать придавать медицине импульс развития.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.