Сделай Сам Свою Работу на 5

Гуманизм псих.-пед. деят.





Категории мораль , нравственность , социальная норма и их характеристика.

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.

Категории : нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

Нравственные категории – это нравственные нормы, нравственные ценности, качества, принципы и идеалы.

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:



· как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

· как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

 

3) Объект и предмет курса "Профес.этика в псих-пед деят", объект и предмет этики как науки.

Этика ориентирована на выявление ценностных ориентаций и установок людей, определяющих их поступки. Соответственно, объектом исследования этики является нравственная жизнь общества, которая определяется моральным выбором индивидов, включенных в эту жизнь. Изучая нравственную жизнь общества как сферу, в которой проявляются характеры людей, их жизненные стремления и ценностные ориентации, этика выделяет в ней стороны, обеспечивающие стабильность общества и его упорядоченность, создающие условия для полноценной и достойной жизни, как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Эти стабилизирующие социальную жизнь духовные факторы аккумулируются в этических идеях: о Добре и Зле, о Благе, о должном и справедливом, о назначении человека и смысле его жизни, а также в социально значимых нравственных идеалах, принципах и нормах поведения людей. Эти идеи определяются в своей совокупности как мораль, представляющую собой учение о должном поведении и достойной человека жизни. Следовательно, в самом общем плане предметом этики является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которых этот выбор совершается. Таким образом, этика является философским учением о морали, она объясняет мораль и учит морали.



 

Категории добро, зло, поступок, долг. Императивность поведения.

Категория мораль тесно связана с философскими понятиями Добро, Зло, Долг и поступок. Добро представляет собой логику и порядок вещей, в которых прослеживается бесконфликтное взаимодействие различных сторон. Зло — хаос и беспорядок.

Долг — требования общества в отношении поведения деятельности человека, которая возникает в ходе социально-исторического развития.

Поступок — субъективно-мотивационное действие, поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, страны в целом).

Императивность поведения — это своего рода норма обязательности, естественно выполняемая человеком или добровольно принятая на себя.



 

Гуманизм псих.-пед. деят.

Данные процессы современной социально-педагогической наукой рассматривается через призму гуманизма. Гуманизм как результат социально-педагогической деятельности часто трактуется, как потребность общества в нравственном развитии его граждан. Проблема гуманизма рассматривается с двух позиций:

· Результат деятельности;

· Содержание деятельности.

Таким образом, гуманизм с одной стороны связывается с личностным развитием, а с другой стороны, с процессом обучения и воспитания в социальном институте. Данное деление обусловлено следующими факторами:

· Ситуация аномии (беззакония) в современном обществе;

· Не формируются субъект-субъектные отношения в системе учитель-ученик;

· Мораль является фактической или реальной, а, с другой стороны, декларируемой;

· Не сформирована схема отношений человека с обществом, при которой Нравственность=морали;

· Невозможно развивать в современных условиях креативность, субъективность воспитания;

· Профессиональные качества являются более значимыми, чем личностные;

· Отсутствие специалистов.

 

6) Моральные аспекты воздействия на личность. Субъект - объектное и субъект -субъектное взаимодействие. .
1.Гуманизирующая функция морали состоит в приобщении личности к высоким нравственным принципам и идеалам, что способствует «очеловечиванию» человека, становлению Человека, достойного любви и уважения.

2.Регулятивная функция. Мораль регулирует отношения и поведение людей в обществе. Однако право, религия, искусство, политическое сознание также во многом определяют поведение человека. Поэтому важно выделить специфику регулятивной функции морали, которая заключается в следующем.

Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, политике, эстетическом сознании).

Во-вторых, мораль ориентирует человека на достижение нравственного идеала, который сам по себе (по определению) недосягаем. В-третьих, регулятивная функция морали реализуется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека.

3.Мораль играет важную роль в подготовке к будущей социальной деятельности, в формировании ценностных ориентаций и нравственно-психологических установок. Поэтому воспитательная функция морали состоит в формировании человеческой личности, ее сознания и самосознания.

4.С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Моральное познание позволяет человеку осознать, что запрещено, а что можно делать. В моральном познании определяющую роль играют чувства, вера, интуиция, в отличие от научного познания, где главную роль играет разум.

5.Коммуникативная функция морали. Она проявляется в особой роли морали в человеческом общении, где она выступает его необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом.

Безусловно, названные функции не исчерпывают роли морали в жизни человека и общества в целом. К тому же степень их проявления определяется конкретной жизненной ситуацией.

Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S-*O, где S — это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как объект обучения и воспитания. Основываясь на такой характеристике взаимодействия, как активность всех его участников, схему учебного взаимодействия в последние годы трактуют как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S^Sj где S, — учитель (преподаватель) и S2 — ученик (студент) образуют общий совокупный субъект Sj> характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. С учетом того, что учитель работает в группе, в классе, члены которых также взаимодействуют между собой, в его педагогическую задачу входит и формирование этого класса (группы) как совокупного субъекта, чьи учебные усилия также должны быть направлены на достижение общей цели. Складывающаяся схема учебного взаимодействия, таким образом, представляет собой многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия.

 

7) Этическое сознание, этические отношения и этическое действие.

Этическое сознание — отражение социального бытия в деятельности, возникающая в результате профессиональных отношений.

Этические отношения — связи зависимости, которые заключаются в достижении общественного и личного блага в системе «человек-человек» и «человек-среда».

Этические действия — совокупность человеческой активности, которые оцениваются с позиции Добра и Зла.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.