Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория предельной полезности





В соответствии с точкой зрения Маршала и Вальраса цена спроса формируется на основе теории предельной полезности, включающей 2 подхода:

1. Кардинаристский (количественный) подход – австрийская школа экономической теории: Ойген Бём Баверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926), Карл Менгер (1840-1921). В кардинаристском подходе различается 2 вида полезности:

1. абстрактная (родовая) полезность – это полезность, связанная с потребительскими свойствами того или иного блага и не оказывающая влияние на цену.

2. предельная полезность (субъективная оценка полезности) –предвкушаемая степень удовольствия, получаемая конкретным человеком от потребления конкретной единицы блага. В соответствии с кардинаристским подходом этот вид полезности оказывает влияние на цену.

Для измерения полезности была принята абстрактная единица – ютель (utility – полезность), которую ввел Джон Бентам (1748-1832).

Рассмотрим условный пример:

Q MU блага TU блага MU денег
 

MU – предельная полезность, TU – общая полезность.

Предельная полезность определяется как отношение приращения общей полезности к приращению блага и показывает на сколько увеличивается общая полезность при увеличении количества блага на единицу: MU = ΔTU/Q.



Общая полезность настоящей единицы блага – это сумма предельной полезности настоящей единицы блага и общей полезности предшествующей единицы блага.

TU3-го пирожка = MU3-го + TU 2-го

100 ден. ед. = 20 ден. ед. * 5

Потребитель отказывается от покупки, начиная с того момента, когда MU денег совпадает с MU блага.

Цена с точки зрения кардинаристского подхода представляет собой предельную полезность последней единицы блага, выраженную в денежной форме. С точки зрения данного подхода обмен есть всегда обмен неэквивалентов.

2. Учитывая абстрактный характер измерения полезности в ютелях, на смену данного подхода пришел ординаристский подход (порядковый) –Вильфредо Парето (1848-1923) и Джон Хикс (1904-1989).

Данный подход исходит из 4-х основных аксиом:

- аксиома полной упорядоченности –каждый потребитель, принимая решениео покупке того/иного блага исходит из того, что определяет свое отношение к ним в виде отношения предпочтения или безразличия.



- аксиома транзитивности(переходности) - основанная на формальной логике Аристотеля – если некоторое благо А больше блага В, а благо B больше, чем благо C, то благо A больше блага C. Если некоторое благо А равно благу B, а благо B равно благу C, то благо A равно благу С.

 

 

- аксиома ненасыщения - каждый потребитель, принимая решение о приобретении двух наборов благ, имеющих одинаковую полезность при прочих равных условиях отдаст предпочтение тому благу, которое будет хоть на 1 единицу больше.

-аксиома независимости потребления – каждый потребитель, принимая решение о приобретении того/иного блага сообразуется лишь собственными предпочтениями и не смотрит на других, если ему чужды сострадание и зависть.

Предпочтение потребителей иллюстрируется в связи с данным подходом в виде кривой безразличия:

А,B – количество 2-х различных благ.

CD – бюджетная линия. Расстояние бюджетной линии от начала оси координат зависит от величины дохода потребителей.

КБ, представляющая собой геометрическое место точек, каждая из которых отражает определенные соотношения в потреблении двух благ.

Точка касания КБ с бюджетной линией – точка равновесия потребления – Е. Данная точка показывает, что соотношение двух благ доставляет потребителю наибольшее удовольствие.

Карта кривых безразличия позволяет судить о потреблении двух благ, социальных групп населения с различной величиной дохода:

OF – линия доход - потребление.

Производитель, если позволяет условия, может добиться увеличения потребления производимого блага, последовательно снимая цену на него.

 

Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными линиями, мы получим график, получивший название «цена-потребление», а это есть ничто иное как классический график спроса интерпретации А. Маршала.


 

Ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.