Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 49 Искусство Возрождения во Франции (Жан Фуке, Жан Клуэ, Франсуа Клуэ, Жан Гужон)





 

Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французскогоВозрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.

К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок.1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене.

Дева Мария. Правая створка Меленского диптиха.

Ок. 1450. Королевский музей изящных искусств,Антверпен

Жан Фуке. Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленскогодиптиха. ок. 1450.Картинная галерея. Берлин

Книжная графика[править | править исходный текст]

· Шедевром Фуке являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье» (1450—1460), не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры«Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», и другие, созданные на сюжетыСвященного писания.

· В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.

·

· Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).



· Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям»древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сце

Жан Клуэ (Jean Clouet; ок. 1485 — ок. 1540) — придворный художник французского короля Франциска I, заложивший основы французской портретнойтрадиции.

· Вероятно, фламандец родом, сын одноимённого художника, которого некоторые учёные отождествляют с Муленским мастером. Отец Франсуа Клуэ. Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Среди этих эскизов имеются наброски полотен на библейские темы в стиле миланцаСолари, которые висят в Лувре. Руки моделей выполнены в разной технике, что свидетельствует об участии в их написании подмастерий.



· Некоторый свет на загадочную фигуру старшего Клуэ пролила расчистка портрета гуманиста Бюде. Об этом портрете упоминает сам Бюде, и среди эскизов из Шантильи уцелел набросок этого полотна. Несмотря на сходство с работами брюссельских художников, Клуэ выделяется из их числа уверенной пластикой, искусным рисунком и тягой к психологическому реализму. Его портретные работы перекликаются с произведениями английского придворного мастера Гольбейна, который, в свою очередь, мог учиться у Клуэ тонкостям работы с пастелью.

· Анн де Монморанси Шарлотта Французская

Маргарита Наваррская Франциск Первый Гийом Бюде

Франсуа Клуэ (фр. François Clouet, 1515 год, Тур — 22 декабря 1572, Париж) — крупнейшийфранцузский художник-портретист эпохи Возрождения при дворе королей Франциска I, Генриха II,Франциска II и Карла IX. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов. ыл, в первую очередь, замечательным портретистом. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных, исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств,Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована (Купающаяся женщина, ок. 1571, Национальная галерея искусства, Вашингтон; и др.), нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск.



Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей. Примером может служить серия портретов короля Карла IX, которого Клуэ рисовал многократно, начиная с младенчества и почти до самой смерти.[2]

Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписываетсяЖану Клуэ; по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, чем живопись его отца; это искусство сочетало в себе различные влияния - итальянское, нидерландское и немецкое. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в.[1]Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца; они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде).[1]Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.[2]Позднее творчество Клуэ близко ко второй школе Фонтенбло. Его работы отличались насыщенностью цвета и подчёркиванием величавости человека, изображенного на картине.. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).

Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как П. де Ронсар и Ж. дю Белле. Ронсар, в частности, описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Национальной галерее в Вашингтоне.[1]

Конный портрет Франциска I, 1540

Купание Дианы, 1559—1560

Портрет Карла IX, 1561 Туалет дамы.

Портрет Дианы де Пуатье, ок. 1571

Жан Гужо́н (фр. Jean Goujon, родился около 1510/1520 — умер ок. 1563/1568) — французский скульптор, архитектор, график; выдающийся мастер эпохи Возрождения. Чистота и изящность его стиля имели большое влияние на развитие декоративного искусства Франции. Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет. Считается, что он родился в Руане. Первые упоминания о нём найдены в архивах этого города за 1541 год, где он назван архитектором и скульптором. Предполагают, что он посетил Рим, испытал влияние итальянского зодчего Себастьяна Серлио, приехавшего в 1541 году во Францию[1]. Однако в противоположность итальянским художникам, которых вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон воплощал в своих произведениях дух искусства Древней Греции.

Работал над капеллой Сен-Ромен, а также в Руанском соборе над надгробием великого сенешала Нормандии Луи де Брезе — супруга фаворитки короля Генриха II Дианы де Пуатье.

Одно из лучших произведений Жана Гужона: надгробное изваяние Луи де Брезе, покоящегося в подземной капелле Руанского собора; все так называемое современное реалистическое искусство произошло отсюда, господа! Этот мертвый Луи де Брезе более правдив, более страшен, более напоминает бездыханное тело, еще сведенное предсмертной судорогой, чем все вымученные трупы, уродливо изображаемые на современных гробницах»

Работа в Париже[править | править исходный текст]

Гужон также работал в Париже, где пользовался большим успехом. Был воспет Ронсаром как величайший скульптор эпохи[3].

Документально подтверждена его работа в церкви Сен-Жермен л’Оксерруа (1544 год), для которой он выполнил рельеф Оплакивание Христа и четыре рельефа с изображениями евангелистов (в настоящее время — в собрании Лувра). Сен-Жермен л’Оксерруа, Париж

Наиболее значительные произведения Гужона появились в результате творческого союза с архитектором Пьером Леско. Они вместе участвовали в праздничном оформлении Парижа по случаю торжественного въезда Генриха II в город в 1549 году. В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Свое название фонтан получил от церкви, находящейся недалеко от него, но оно подошло и к тем образам нимф, которые создал художник. Интересно, что он предложил новый вид барельефов: его фигуры полностью размещены в раме и являются самостоятельными. Не пытаясь состязаться с живописью, скульптор использует средства, позволяющие создать иллюзию перспективы на плоской каменной плите.

Фонтан невинных» в Париже

«Существующий поныне фонтан является реконструкцией изначального сооружения — в 1787 году его перенесли в центр Рынка невинных. Но в него включены рельефы с изображением нимф и другие декоративные мотивы, выполненные Гужоном. Правда в связи с изменением архитектурного решения были добавлены ещё рельефы скульптора Огюстена Пажу. Кроме того с началаXIX века подлинники скульптурного декора «Фонтана невинных» хранятся вЛувре, а на их месте установлены копии.

Но, наверное, самой значительной работой Гужона совместно с Леско стало участие в 1548—1562 годах в строительстве нового здания Лувра. Гужон здесь выступал не только в роли скульптора, но и принимал участие в разработке архитектурного проекта. Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец 1540-х — 1550-е годы). Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру. Леско и Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные последовавшие переделки, сохранился до настоящего времени.

Как полагают, Гужону также принадлежит скульптурное убранство отеля Линьери (сейчас Карнавале, около 1545 года), замка Экуан для коннетабля Монморанси.

Гужон известен и как график. Он исполнил гравюры, иллюстрирующие трактат об архитектуре Витрувия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.