Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах
• Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.
• Развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);
синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);
абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);
обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники») ;
классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.
Расширяется и обогащается словарь.
• Развивается сенсорика и мелкая моторика.
• Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.
• Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
• Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.
• И др.
Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов
Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
Механизмы восприятия формы:
Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).
Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).
Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими руками.
К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.
Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком).
В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практическим действиям.
Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что необходимо использовать в обучении и познакомить детей с эталонами (геометрическими фигурами).
Этапы восприятия формы:
I. (3—4 года). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).
II. (4—5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств).
III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:
• в плане сенсорного восприятия и использования как эталонов в познании форм окружающих предметов;
• в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического материала).
Этапы восприятия геометрических фигур:
I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей и т. п.).
II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик и т. п.).
III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.).
Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
Этапы восприятия свойств геометрических фигур:
I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.
II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).
III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).
Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.
Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей
| Методические рекомендации по формированию представлений о форме и геометрических фигурах в ДОУ
| Самостоятельно не могут выделить форму как пространственный признак предмета
| По возможности раньше обучаем детей способам обследования формы предметов и называнию ее словом
| Для полноты образа необходимо участие нескольких анализаторов
| При обследовании формы предметов и моделей геометрических фигур используем несколько анализаторов: осязательный, двигательный, зрительный
| Опредмечивают геометрические фигуры
| Рассматриваем большое разнообразие предметов одной формы, различающихся другими признаками (цветом, размером и др.), выделяем их общее свойство (форму) и обозначаем ее словом, показывая модель геометрической фигуры
| Младшие дошкольники легче воспринимают объемные формы
| С младшими дошкольниками начинаем работу по ознакомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей группе в процессе игр со строительным материалом и конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на крупных моделях
| У старших дошкольников тяга к мелким предметам
| По мере развития переходим к мелкому раздаточному материалу (моделям геометрических фигур плоских и объемных)
| Легче воспринимают геометрические фигуры в сравнении
| Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть углы и стороны, у круга нет углов и сторон»
|
Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.)
| После изучения объемных и плоских фигур проводим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости)
| Не могут обобщить малознакомые предметы по форме
| Знакомим с геометрическими фигурами, учим называть и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы
| Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квадрат, ромб, прямоугольник, четырехугольник)
| Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения
| Задание для самостоятельной работы студентов
Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проанализировать их воздействие на математическое развитие дошкольников.
Лекция № 11
Методика развития дошкольников представлений о
Форме и геометрических фигурах
ПЛАН
1. Анализ программных задач.
2. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.
2. Познакомить с признаками плоских геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.
3. Учить различать и называть объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед.
4. Познакомить с различными видами:
а) треугольников;
б) четырехугольников;
в) многоугольников.
5. Учить определять форму окружающих предметов.
6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, картинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).
Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)
Предварительная работа
В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.
Наглядный материал
Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).
Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика.
Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; треугольной — косынка и др.
Методика обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|