Сделай Сам Свою Работу на 5

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ





О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить выделять величину как пространственный признак предмета и сравнивать предметы по размеру на глаз:

а) разные по величине (резко контрастные);

б) одинаковые по величине.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «большой — маленький»; «больше — меньше»; «одинаковые по размеру».

'2. Показать трехмерность пространства. Познакомить с раз­личными параметрами величины предмета:

а) длиной;

б) шириной;

в) высотой;

г) толщиной.

Активизация словаря: учить величину и результаты сравнения обозначать словами:

а) «длинный — короткий», «длиннее — короче», «одинаковые по длине»;

б) «широкий — узкий», «шире — уже», «одинаковые по ширине»;

в) «высокий — низкий», «выше — ниже», «одинаковые по

высоте»;

г) «толстый — тонкий», «толще — тоньше», «одинаковые по толщине».

3. Учить сравнивать предметы по величине приемами при­ложения и наложения.



4. Развивать глазомер.

5. Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру (выкладывать сериационные ряды).

6. Учить сравнивать два предмета по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов по размеру.

7. Учить измерять длину с помощью условной мерки.

8. Познакомить с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром.

9. Формировать представление об объеме, измерении объе­ма жидких и сыпучих веществ условными мерками. Познакомить с литром.

 

10.Формировать представление о массе предметов и ее изме­нении условными мерками. Познакомить с килограммом.

11.Учить делить предметы и геометрические фигуры на две и четыре равные части.

 

Методика ознакомления с различными параметрами величины предмета (задачи 1, 2)

Предварительная работа

Маленькие дети (до 3 лет) в процессе игр, самостоятельной и специально организованной деятельности начинают выделять ве­личину как пространственный признак предметов. Воспитатель показывает способы обследования предметов осязательно-двигательным путем, активизирует в речи слова «большой», «малень­кий» при сравнении резко контрастных по размеру предметов. Можно ввести термины: «размер», «одинаковые по размеру».



Особенности наглядного материала

Одинаковые предметы с ярко выраженным одним парамет­ром, резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и равные по величине.

Длина: ленты, веревки, шнурки, полоски, лыжи, дорожки и др.

Ширина: ленты, полоски, дорожки, ручейки и др.

Высота: дома, башни, деревья, люди и др.

Толщина: палки, карандаши, деревья и др.

Методика обучения

Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, за­тем возвращаемся к общей величине как обобщению получен­ных сведений.

Вначале рассматриваем два предмета контрастные по разме­ру и вводим новый термин. Потом учим сравнивать два предме­та по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине.

Последовательность ознакомления:

- длина, ширина, высота, толщина, величина (размер)

* знакомство с параметром: «длинный – короткий»;

* сравнение контрастных по величине параметров: «длиннее – короче»;

* сравнение одинаковых по величине параметров: «одинаковые по длине».

Фрагмент 1:

Программная задача: дать понятия «длинный — короткий».

Наглядный материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза.

Организация: подгруппа детей вокруг стола.

Ход:

—Что это?

—Какого цвета ленты?

—Чем ленты отличаются?

—Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая.




 

Воспитатель проводит рукой вдоль лент. Дети следят глазами, Затем проводят рукой сами и проговаривают новые термины.

—Какая эта лента?

—А эта?

—Покажи длинную ленту.

—Покажи короткую ленту.

 

Фрагмент 2:

Программные задачи: дать понятия «длиннее — короче». По­вторить понятия «один — много».

Наглядный материал:

демонстрационный: две полоски разного цвета и длины, оди­наковой ширины на фланелеграфе;

раздаточный: у детей на столах по две разные полоски и гри­бы (игрушечные или нарисованные).

Организация: дети за партами.

Ход:

I. Работа с демонстрационным материалом.

—Что это?

—Какие? Чем отличаются?

—Когда сравнивают, говорят: «красная полоска длиннее си­ней».

—Повторите.

—Про это можно сказать по-другому: «синяя полоска коро­че красной».

—Повторите.

Замечание: на вопрос «какой по длине?» дети отвечают «длинный, короткий». При сравнении говорят «длиннее, коро­че», не проглатывая окончания предложения. Взаимно обратные отношения «длиннее — короче» даются одновременно. Проговаривание терминов сопровождается проведением пальчиком или рукой вдоль протяженности.

//. Работа с раздаточным материалом

—Покажите длинную полоску.

—Покажите короткую полоску.

—Сравните их по длине. Скажите, какая длиннее, какая короче.

—На короткую полоску поставьте один гриб, а на длинную полоску — много грибов.

—Расскажите, сколько грибов куда поставили.

Фрагмент 3:

Программная задача: дать понятие «одинаковые по длине».

Наглядный материал: две полоски разной длины на фланелеграфе и много полосок двух таких же размеров на столе (по количеству детей).

Организация: подгруппа детей вокруг стола.

Ход:

—Что это?

—Какие?

—Какая полоска длинная?
Воспитатель выделяет длинную полоску.

 

—Найдите на столе длинные полоски, прикрепите их на фланелеграф под длинной полоской.

—Эта полоска длинная, эта полоска длинная. Они все одинаковые по длине. Повторите.

 

— Покажи длинную полоску. Еще одну. Сравни их по длине.
Воспитатель выделяет короткую полоску.

— Какая это полоска?

 

—Найдите короткие полоски на столе, прикрепите под ко­роткой полоской.

—Эта полоска короткая, эта полоска короткая. Они тоже одинаковые по... длине. Повторите.

Замечание: дети могут предложить свои формулировки «по корочине». Надо объяснить им, что так говорить не принято, и тренировать в использовании правильных терминов.

Дидактические игры на закрепление представлений о длине

«Волшебная коробочка» (В коробочке на двух стержнях на­кручены ленточки — длинная и короткая, их язычки видны из прорезей. Дети, кто быстрее вытягивают ленты, обсуждают ре­зультат и его причину);

«Пройди по длинной и короткой дорожке», «Подбери куклам ленточки», «Поезда», «Кто быстрее придет в свой домик»;

«Посадим мишек на скамейку» (Дети рассаживают на длин­ную скамейку много мишек, на короткую — одного.) и др.

Замечание: с шириной знакомим в той же последовательности: «широкий — узкий»; «шире — уже»; «одинаковые по ширине».

Рассматриваем предметы с ярко выраженной шириной, ос­тальные параметры должны совпадать.

Дидактические игры на закрепление представлений о ширине

«Прокати мяч в ворота» (Большой мяч — в широкие ворота, маленький — в узкие);

«Прыгни через ручеек» (Ножки замочили — через широкий ручеек трудно перепрыгнуть, ножки остались сухими — через уз­кий ручеек легко перепрыгнуть);

«Пройди по широкой и узкой дорожке» и др.

Замечание: при знакомстве с высотой наглядный материал должен стоять на ровной горизонтальной поверхности верти­кально вверх (на фланелеграфе и т. п. давать нельзя, так как мы знакомим с трехмерностью пространства). Рассматриваем пред­меты с ярко выраженной высотой, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:

«высокий — низкий»;

«выше — ниже»;

«одинаковые по высоте».

Дидактические игры на закрепление представлений о высоте

«Построим куклам домики»; «Поставим цветы в вазу» и др.

Замечание: при знакомстве с толщиной основной прием — взять в руку, обхватить руками. Рассматриваем предметы с ярко выраженной толщиной, остальные параметры должны совпа­дать. Термины вводим в той же последовательности:

«толстый — тонкий»;

«толще — тоньше»;

«одинаковые по толщине».

Дидактические игры на закрепление представлений о толщине

«Обхвати дерево»; «Волшебные карандаши» и др.

Замечание: после изучения всех параметров даем сравнение предметов по двум, затем по трем параметрам одновременно:

«Карандаш толстый и длинный, он – большой» (в средней группе);

«Машина большая, она – длинная, широкая, высокая» (в старшей группе).

Снова рассматриваем величину, но уже как обобщающее понятие.

Дидактические игры

«Соберем башенку»;

«Положим кукол спать»;

«Завяжем кукле бантики» (Необходимо проследить всю цепочку рассуждений: «Кукла - большая, значит, бантик должен быть большим , поэтому ленту возьмем большую - длинную и широкую»).

 

Поставим машины в гаражи» и др.

Активизация словаря:

надо говорить нельзя говорить
Одинаковые по: длине ширине высоте толщине Одинаковые по: корочине ужине, широте нижине, вышине тонкоте, толстоте

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.