Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава V. Экологические преступления 2 глава





Расположение статей об ответственности за посягательства на окружающую среду в различных главах Уголовного кодекса 1960 г. свидетельствовало о том, что объекты данных преступлений определялись неодинаково. Это препятствовало созданию единой системы экологических преступлений в уголовном законодательстве. Однако в доктрине уголовного права такая система сложилась уже к концу 80-х - началу 90-х годов, что нашло отражение в проектах Уголовного кодекса 1994 и 1995 гг. Система экологических преступлений, содержащаяся в проекте 1995 г., полностью вошла в Кодекс 1996 г. в качестве гл. 26 "Экологические преступления".

Кодекс 1996 г. отдает предпочтение при формулировании уголовно-правовых запретов экологически вредных деяний специальным нормам, не отказываясь полностью при этом от общих норм, являющихся в основном новеллами действующего Закона.

 

_ 3. Общие экологические преступления

 

К числу общих экологических преступлений относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК) и нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК). Эти преступления относятся к общим, поскольку посягают на окружающую среду в целом и могут причинить ущерб различным компонентам природы одновременно. Например, при совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК, вред может быть причинен флоре, фауне, почве, недрам. Эти преступления представляют собой, как правило, нарушение определенных специальных правил, обеспечивающих экологическую безопасность окружающей среды.



Степень опасности данных преступлений определяется в зависимости от возможных или наступивших последствий.

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК). Уголовный кодекс 1960 г. не предусматривал ответственность за это преступление. Включение данной статьи в Кодекс 1996 г. обусловлено как резким ухудшением экологической ситуации в стране, связанным не в последнюю очередь с нарушениями правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов народного хозяйства, военных, научных и т.п. объектов, так и рядом международных соглашений по охране окружающей среды*(520).



Статья 246 УК относится к числу общих экологических норм. Предусмотренные ею деяния могут причинить вред в целом окружающей среде и различным ее объектам (компонентам).

Общественная опасность этого преступления определяется тем, что в результате нарушения определенных правил происходит существенное ухудшение окружающей природной среды, отражающееся на состоянии здоровья людей, вплоть до генетических изменений, состоянии животного и растительного мира и т.п. Степень опасности определяется также распространенностью нарушения правил производства работ. Так, "по данным Госкомэкологии России, в 1995 г. было обследовано более 250 тыс. предприятий, организаций и других объектов. Серьезные нарушения выявлены на 150 тыс. объектов"*(521). Однако уголовные дела по ст. 246 УК возбуждаются крайне редко*(522).

Рассматриваемое преступление посягает на общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Некоторые ученые обоснованно вносят в определение объекта этого преступления и такой ограничительный признак, как "при функционировании и развитии различных отраслей хозяйства"*(523).

Несколько иные определения объекта предлагают другие ученые, определяющие объект как "...нормативно определенный порядок производства работ, т.е. установленный соответствующими правилами порядок проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов"*(524) или "отношения в сфере хозяйственной и иной деятельности с целью сохранить природные объекты, оздоровить среду, обеспечить радиационную безопасность населения"*(525).



В первом из приведенных определений не отражен такой признак объекта преступления, предусмотренного ст. 246 УК, как отношения, обеспечивающие экологическую безопасность. Нарушение одного лишь нормативно определенного порядка производства работ выходит за пределы уголовно-правовой сферы, хотя в какой-то части может включать и экологический порядок.

Что касается второго определения, то вряд ли можно считать целью отношений при производстве работ оздоровление среды. Криминализируя рассматриваемое преступление, законодатель стремился не допустить причинения вреда окружающей среде, оздоровление же природной среды находится за пределами уголовно-правовых отношений, возникающих при нарушении соответствующих правил производства работ, предусмотренном ст. 246 УК.

С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем нарушения правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации различного рода объектов (промышленных, сельскохозяйственных, научных и пр.).

Диспозиция ст. 246 УК является бланкетной, т.е. правила охраны окружающей среды, соблюдение которых обязательно при производстве различного рода работ, предусмотрены в законах и подзаконных нормативных актах, устанавливающих требования экологической безопасности при осуществлении определенных видов работ на различных их стадиях.

К числу важнейших таких актов относятся Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"*(526), запрещающий разработку и реализацию проектов, ведущих к разрушению природной среды и природного равновесия (ст. 57), а равно принимать к эксплуатации предприятия, сооружения и иные объекты без выполнения необходимых экологических требований (ст. 44), а также Закон от 15 апреля 1998 г. "Об экологической экспертизе".

Соответствующие правила обеспечения экологического порядка и экологической безопасности содержатся также в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 21 февраля 1995 г.; Правилах проектирования, строительства и размещения объектов и т.п.*(527).

Перечень законодательных и подзаконных актов, устанавливающих требования экологической безопасности, объемен и многообразен, насколько многообразна хозяйственная деятельность. Поэтому дать исчерпывающий перечень таких актов не представляется возможным и необходимым.

В ст. 246 УК в первую очередь говорится о нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании объектов. Проектирование предполагает разработку и составление плана сооружения либо иного устройства. Очевидно, что на этой стадии работы говорить о причинении реального ущерба окружающей среде не приходится. Значительный временной разрыв между стадией проектирования и наступившими общественно опасными последствиями при эксплуатации объектов является одной из причин отсутствия судебной практики по ст. 246 УК*(528).

Однако стадию проектирования законодатель выделяет обоснованно, так как в ряде случаев негативные последствия строительства и эксплуатации объектов бывают обусловлены игнорированием соответствующих правил именно при разработке проектов. Так, к колоссальным экономическим бедствиям привела реализация проектов хозяйственного освоения Аральского моря, озера Байкал, Волги, залива Кара-Богаз-Гол.

Размещение объектов заключается в определении места, порядка и системы расположения запроектированных объектов. Общественно опасные последствия наступают в процессе не столько размещения (хотя такое возможно), сколько функционирования этих объектов. Так, ошибки в размещении, например, целлюлозного завода в 1966 г. привели к критическому в экологическом отношении состоянию такого уникального природного комплекса, как озеро Байкал. Это потребовало принятия ряда правительственных постановлений и распоряжений с целью ликвидации негативных последствий, в частности, неправильного размещения промышленных объектов*(529).

При строительстве, т.е. непосредственном возведении объектов, а равно реконструкции (перестройка объекта по новой конструкции) вред окружающей среде может быть причинен несоблюдением как определенных строительных правил, так и правил, обеспечивающих экологический порядок и экологическую безопасность. При несоблюдении правил может происходить загрязнение водоемов, почвы, уничтожение флоры, фауны и пр.

Ввод в эксплуатацию - строго определенная процедура сдачи выстроенного (или реконструированного) объекта приемной комиссии, члены которой обязаны проверить фактическое состояние объекта и возможность его функционирования без нарушения норм экологической безопасности. Так, неподготовленность очистных сооружений объекта к работе является основанием запрета ввода объекта в эксплуатацию.

Эксплуатация объекта предполагает его функционирование в соответствии с теми целями, для осуществления которых он был построен (например, промышленное или сельскохозяйственное производство, пусковые комплексы ракет).

Все перечисленные виды производства работ должны соответствовать экологическим требованиям, обеспечивающим экологическую безопасность, что и устанавливается при экологической экспертизе, которая является обязательной начиная с проектирования объекта. Так, каждый подготовленный проект до принятия окончательного решения о его реализации подвергается экологической экспертизе*(530).

Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ могут выражаться как в невыполнении соответствующих требований, так и в их ненадлежащем выполнении. В любом случае обязательным условием ответственности по ст. 246 УК является наступление тяжких последствий, указанных в этой статье.

Такими последствиями могут быть: 1) существенное изменение радиоактивного фона; 2) причинение вреда здоровью человека; 3) массовая гибель животных; 4) иные тяжкие последствия.

Перечисленные последствия должны быть вызваны именно нарушением правил охраны окружающей среды при производстве названных ранее видов работ, т.е. находиться с ними в причинной связи.

Изменение радиоактивного фона предполагает уровень радиации, превышающий предельно допустимые нормы. Существенным изменение радиоактивного фона признается в тех случаях, когда доза излучения природных радионуклидов (цезия, стронция, криптона и др.) оказывается настолько выше установленных норм*(531), что приводит к облучению людей, опасному для здоровья и генетического фонда человека, либо к такому загрязнению окружающей среды, которое ведет к гибели или повреждению ее компонентов. Подобные изменения радиоактивного фона отмечались в районах, где ранее осуществлялись ядерные испытания, на месте аварии Чернобыльской АЭС в 1986 г., в местах эксплуатации предприятий ядерного топливного цикла, судовых ядерно-энергетических установок и пр.

Причинение вреда здоровью человека предполагает причинение любой тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека. Причинение при этом средней тяжести и легкого вреда здоровью, признаки которых определяются в ст. 112 и 115 УК, полностью охватывается данным последствием. Причинение тяжкого вреда здоровью должно влечь квалификацию по совокупности ст. 246 и (при наличии умышленной вины) 111 УК.

Массовая гибель животных подразумевает одновременную их гибель в большом количестве и на больших территориях (акваториях). При этом помимо количества погибших особей должна учитываться и величина популяции.

Иные тяжкие последствия - это любые последствия, существенно нарушающие экологическую безопасность (экологическое равновесие), т.е. представляющие опасность для живых организмов, в том числе и для человека. Под иными тяжкими последствиями, согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, данному в постановлении от 5 ноября 1998 г. N 4 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", "следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию"*(532).

Преступление признается оконченным с момента наступления хотя бы одного из перечисленных последствий. По поводу окончания рассматриваемого преступления в литературе отмечалось наличие коллизии между данной нормой и ст. 31 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которой лица, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизе, несут уголовную ответственность. Однако ст. 246 УК может применяться при наличии указанных в ней последствий. Следовательно, проектирование объекта, его размещение и пр. без экологической экспертизы, что чревато будущими катастрофами и колоссальным экономическим ущербом, ответственности по ст. 246 УК не влечет. Не могут такие нарушения квалифицироваться и как покушение, поскольку придется доказывать наличие прямого умысла на причинение указанных в ст. 246 последствий. Наличие же прямого умысла на причинение вреда, например здоровью, означает совершение преступления против личности, а не экологического.

Учитывая сказанное, предлагалось сконструировать ч. 1 ст. 246 УК по типу составов конкретной опасности, т.е. предусмотреть угрозу наступления определенных последствий, а в ч. 2 и 3 перечислить конкретные наступившие последствия*(533).

Относительно субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 246 УК, в доктрине уголовного права высказываются различные точки зрения.

Рассматриваемые преступления одни ученые относят к числу умышленных*(534); другие допускают как умысел, так и неосторожность*(535); третьи - к неосторожным*(536); четвертые - к деяниям с двумя формами вины*(537).

Наиболее предпочтительным представляется мнение, согласно которому преступление, предусмотренное ст. 246 УК, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Законодатель не определяет субъективную сторону данного преступления. Следовательно, он допускает возможность его совершения как умышленно, так и по неосторожности. Если бы законодатель отнес это преступление только к умышленным или только к неосторожным, то он должен был либо указать на умышленный характер действий (как он это делает во многих других случаях), и тогда деяние признавалось бы умышленным, либо отнести его к числу неосторожных (как это требуется в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК).

Что же касается преступлений с двумя формами вины, то такие преступления, согласно ст. 27 УК, предполагают наличие двух последствий, психическое отношение к которым у субъекта различно. К прямому последствию - отношение умышленное, к другому, побочному, но более тяжкому - неосторожное. При совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК, возможно только одно последствие (или несколько из числа перечисленных). Само же нарушение соответствующих правил при отсутствии последствий уголовно наказуемым действием не является.

Чаще всего рассматриваемое преступление совершается по неосторожности, когда виновный, нарушая соответствующие правила при производстве работ (нарушение может быть и осознанным), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможность их наступления, но должен и может их предвидеть.

При умышленной вине субъект сознает опасность нарушения определенных правил, предвидит возможность или неизбежность наступления перечисленных в ст. 246 УК последствий и желает (что может иметь место крайне редко) либо сознательно допускает или безразлично относится к наступлению таких последствий (например, к массовой гибели животных).

Субъект данного преступления - специальный. Это лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение указанных в статье правил. Такая обязанность может возлагаться на него законом, подзаконным нормативным актом или приказом и должна быть доведена до его сведения. Поскольку в ст. 246 УК выделена стадия ввода в эксплуатацию, постольку к ответственности могут привлекаться и члены приемной комиссии (в пределах возложенных на специалистов различного профиля задач).

Преступление, предусмотренное ст. 246 УК, следует отграничивать от других преступлений, совершаемых путем нарушения правил (в том числе и экологических) при производстве конкретных работ.

Так, ст. 215 УК установлена ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики. Одним из последствий этого преступления законодатель называет радиоактивное заражение окружающей среды (ч. 2).

Разграничение названных преступлений следует проводить в первую очередь по объективным их признакам: деяние, предусмотренное ст. 215 УК, посягает на общественную безопасность. Экологическая же безопасность, на которую посягает преступление, указанное в ст. 246 УК, составляет лишь часть общественной безопасности. Из числа объектов, нарушение правил производства работ на которых влечет ответственность по ст. 246, исключены объекты атомной энергетики. Функционирование последних предполагает особо тщательное соблюдение специальных, установленных для таких объектов правил.

И, наконец, различие этих составов преступлений заключается в характере нарушаемых правил. Если в ст. 246 УК речь идет о правилах охраны окружающей среды, то в ст. 215 УК - о правилах безопасности.

В уголовном законодательстве отдельных зарубежных стран также имеются статьи, аналогичные ст. 246 УК РФ. Например, в Кыргызстане - это ст. 265 УК; Таджикистане - ст. 220 УК; Казахстане - ст. 277 УК.

В ст. 265 УК Белоруссии сконструировано два состава преступления: в ч. 1 - преступление, аналогичное предусмотренному ст. 246 УК РФ, за исключением того, что законодатель оговаривает неосторожное отношение к последствиям, в число которых он включает и причинение ущерба в особо крупном размере*(538), а в ч. 2 - состав конкретной опасности (заведомое создание угрозы наступления последствий, предусмотренных ч. 1).

В Уголовном кодексе Узбекистана данный состав преступления содержит: "Нарушение должностным лицом норм и требований экологической безопасности при проектировании, размещении строительства, вводе в эксплуатацию промышленных, энергетических, транспортных, коммунальных, агропромышленных, научных или иных объектов, либо прием в эксплуатацию членами Государственной комиссии в нарушение установленных нормативными актами правил приемки этих объектов, повлекшие смерть человека, массовые заболевания людей, изменения в окружающей природной среде, отрицательно влияющие на ее состояние, или иные тяжкие последствия:" (ст. 193). Кроме того, в нем предусмотрена ответственность: 1) за умышленное сокрытие или искажение сведений о загрязнении окружающей природной среды (ст. 194); 2) за непринятие мер по ликвидации последствий ее загрязнения (ст. 195); за загрязнение окружающей среды (земель, вод, атмосферного воздуха), повлекшее указанные в статье последствия (ст. 196). Все эти 4 состава преступления носят общий характер, так как обеспечивают охрану окружающей природной среды в целом.

В уголовных кодексах других зарубежных стран в отдельных статьях предусмотрена ответственность за причинение ущерба окружающей среде при работе предприятий определенного профиля. Так Уголовный кодекс ФРГ в разд. 29 "Преступные деяния против окружающей среды" установил ответственность не только за посягательства на конкретные объекты природы, но и за незаконную эксплуатацию установок (_ 327); незаконное обращение с радиоактивными веществами и другими опасными материалами и ресурсами (_ 328); угрозу нуждающейся в защите территории, т.е. территории, требующей особой защиты от вредного воздействия на окружающую среду (_ 329); тяжелая угроза окружающей среде (_ 330) и некоторые др.

Уголовный кодекс Испании в гл. III "О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды" (разд. XVI) к числу общих норм, защищающих природу от причинения вреда при нарушениях законов и других общих положений о защите окружающей среды, отнес ст. 325 и 329, устанавливающие ответственность должностных лиц и государственных служащих, умышленно давших разрешение на функционирование предприятий, или на производство работ, загрязняющих окружающую среду. Наказание назначается в соответствии со ст. 331 на ступень ниже, если названные деяния совершены по грубой неосторожности, а не умышленно.

В некоторых зарубежных странах уголовные кодексы не содержат общих норм, предусматривающих ответственность за нарушение экологических правил при производстве определенных работ, однако довольно детально регламентируют условия ответственности при посягательствах на конкретные объекты (компоненты) окружающей природной среды (например, гл. XXII УК Польши).

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК). Ответственность за данное преступление была предусмотрена Уголовным кодексом 1960 г. только частично (ст. 223.5 и ст. 226.2)*(539), но в доктрине уголовного права эти составы преступления не включались в систему экологических норм, а рассматривались как посягательства на общественную безопасность. Даже при характеристике иных тяжких последствий как обязательного признака состава преступления, установленного ст. 223.5 УК 1960 г., вред окружающей природной среде обычно не упоминался*(540).

Опасность преступления, предусмотренного ст. 247 УК, определяется тем, что экологически опасные вещества и отходы оказываются в условиях, не защищающих людей и окружающую среду от их вредного воздействия. Отдельные промышленные предприятия не уделяют должного внимания разработке и внедрению малоотходных технологических процессов, бессточных систем водопользования и пр. Некоторые места России в последние годы стали кладбищем вредоносных ядерных и химических отходов, так как не все они захоронены в соответствии с экологическими требованиями. Особую опасность представляют радиоактивные, бактериологические и химические вещества и отходы.

К радиоактивным относятся вещества, содержащие элементы, обладающие способностью к самопроизвольному превращению в другие элементы, которое сопровождается испусканием ядерных излучений. Проходя через живые ткани человека, радиоактивное излучение нарушает биохимические процессы, что приводит к физическим, химическим и, в конечном счете, к патологическим изменениям в организме человека.

Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.

Химические вещества представляют собой соединения токсичных химических элементов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность и экологический порядок.

С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем производства запрещенных видов опасных отходов, либо нарушения установленных правил при транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов.

Диспозиция ст. 247 УК является бланкетной и отсылает к многочисленным законодательным и подзаконным актам, регулирующим различные общественные отношения с целью предупредить возможное причинение вреда окружающей природной среде, а следовательно, и людям.

К таким нормативным актам относятся, например, упоминавшиеся ранее Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. "Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации"*(541); постановление Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 894 "О первоочередных работах в области обращения с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами"*(542); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(543) и др.

Производство запрещенных видов опасных отходов*(544) предполагает появление в процессе производственной деятельности (обычно это изготовление радиационной, бактериологической или химической продукции) таких отходов, которых не должно быть. Это происходит, как правило, в результате нарушений каких-то технологических норм и процессов. Представляется неточным утверждение, что производство запрещенных видов опасных отходов может заключаться также в неуничтожении, необезвреживании, ведущих к их накоплению*(545).

Производство запрещенных видов опасных отходов всегда незаконно, поскольку таких отходов в производстве, о котором говорится в ст. 247 УК, быть не должно. Что же касается захоронения и иного обращения экологически опасных отходов, там, где их появление есть неизбежное последствие производственного процесса, то совершение таких действий без нарушения установленных правил не является незаконным и влечет за собой ответственность лишь при нарушении последних.

Данное преступление, как уже отмечалось, может совершаться и путем нарушения установленных правил при обращении*(546) экологически опасных веществ и отходов. Виды обращения перечислены законодателем. Это транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение.

Транспортировка предполагает перемещение указанных в ст. 247 УК веществ и отходов независимо от способа перевозки и места хранения.

Хранение - любые действия, связанные с удержанием экологически опасных веществ и отходов во владении лица или лиц (например, при себе, в производственном помещении, на даче, в тайнике и пр.), хотя хранение их допускается только в специально предназначенных для этого помещениях.

Захоронение заключается в погружении вещества или отходов в воду или грунт и оставлении его там. Захоронение, произведенное с нарушением установленных правил или в не предназначенных для этого местах, приводит к тяжелому поражению окружающей природной среды, что неизбежно отражается на состоянии здоровья населения.

Использование экологически опасных веществ и отходов состоит в применении их с нарушением правил, обеспечивающих безопасность людей и окружающей природной среды.

Иным обращением являются сбыт, передача, списание, выбрасывание, разрушение без разрешения компетентных органов и с нарушением установленных правил и пр.

Все перечисленные виды обращения экологически опасных веществ и отходов не запрещены при условии строгого соблюдения специальных правил, установленных с целью обеспечения экологической безопасности как населения, так и окружающей среды.

Преступление, предусмотренное ст. 247 УК, признается оконченным с момента появления в результате нарушения конкретных экологических норм угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей природной среде. О наличии угрозы причинения вреда свидетельствует констатация превышения норм предельно допустимой концентрации радиоактивных, бактериологических или химических веществ или отходов на определенной территории, в том числе на самом предприятии, в жилом районе, в водоеме и пр. Однако уголовная ответственность предусмотрена лишь при таком превышении норм предельно допустимой концентрации указанных веществ и отходов, которое может привести к причинению существенного вреда здоровью людей или окружающей природной среде. Понятие "существенный вред" является оценочной категорией, и его наличие определяется органами предварительного расследования и судом с учетом заключения экологической экспертизы.

Представляется не совсем точным следующее определение момента окончания рассматриваемого преступления: "с момента совершения перечисленных в диспозиции деяний"*(547) поскольку сам факт нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов при отсутствии угрозы причинения именно существенного вреда уголовной ответственности не влечет.

Данный состав сконструирован законодателем как состав поставления в опасность. Поэтому при привлечении к ответственности по ст. 247 УК необходимо установить не только факт нарушения соответствующих правил, но и наличие в результате этого нарушения угрозы существенного вреда здоровью людей или природной среде, так как не всякое превышение предельно допустимой концентрации веществ и отходов создает угрозу причинения существенного вреда. Кроме того, должна быть установлена и причинная связь между нарушением и появлением угрозы причинения существенного вреда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.