Сделай Сам Свою Работу на 5

Частные функции языка: функции общения, сообщения, воздействия, экспрессивная, эмотивная, (функция возбуждения), волюнтативная ( функция волеизъявления) и др.





Вопрос. Основные направления и аспекты современной стилистики как науки.

Стилистика 21 века очень разветвленная и многоаспектная наука, в которой выделяются различные направления. Они различаются: материалом изучения, аспектами исследования, методами и приемами исследования, результатом. Направлений много, но методически целесообразно для большей четкости объединить направления попарно – в дихотомические пары:

1. Уровневая стилистика противопоставлена функциональной. Уровневая стилистика – это разновидность стилистики, которая изучает стилевые возможности, средства разных уровней языка (фонетического, морфологического, синтаксического, лексического, фразеологического). Следовательно, в неё входят: фонетическая стилистика (как произносить: моло[ч]ная или моло[ш]ная ? Каша молошная, но кислота молочная), лексическая стилистика (лексика и её возможности), фразеологическая (н-р, у черта на куличиках), словообразовательная (н-р, торговцы- торгаши), морфологическая (сахару (разг.) – сахара), синтаксическая (быть болеть).

Уровневая стилистика противопоставлена функциональной, которая сосредотачивает внимание на функциональных стилях: обиходно – разговорный (устный), четыре книжных: официально-деловой, научный, публицистический, художественно-беллетристический плюс ситуативные и жанровые стили.



3. Выделяют стилистику художественной и нехудожественной речи. В.В. Виноградов выделил следующие стилистики: стилистика языка, речи, художественной речи. Здесь нарушена логика.

3. стилистики могут быть частные (внутренние) и общие. Частная стилистика – стилистика одного языка (стилистика латинского языка, русского языка, украинского языка). Частные стилистики появляются в конце 18 – начале 19 века. Общая стилистика – это теория стилистики. Она выясняет место стилистики среди других дисциплин, определяет соотношение стилистики и культуры речи, универсальные и неуниверсальные категории, свойственные частным стилистикам.

Существуют сопоставительныестилистики разных языков, например, стилистика славянских и уже – восточнославянских языков.

4. Выделяется стилистика отправителя речи и получателя речи, т.е. стилистика кодирования (отправителя) и декодирования (получателя). Например, читаем у А.С. Пушкина:



Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось. (стилистика кодирования). Что значит русского? Разные мнения…Для сердца русского человека. (стилистика декодирования).

Для сердца русского (быта, менталитета, т.е. «русскость») – (стилистика декодирования).

5. Стилистика синхроническая и диахроническая. Синхроническая - стилистика современного русского языка; диахроническая – например, стилистика 14 века. Диахроническая стилистика входит в курс истории русского литературного языка. Это историческая стилистика плюс история норм.

6. Стилистика теоретическая и практическая. Это научные стилистики.

7. Стилистика языка и стилистика речи. Ещё Ф. де Соссюр писал: «Необходимо различать язык и речь». Эту точку зрения разделял В.В. Виноградов, Черемисин П.Г., который выпустил две книги – «Стилистика русского языка» и «Стилистика русской речи». Но лучше всего называть стилистика языка- речи.

8. В литературе часто называют стилистику фигур.

9. В последние годы появилась стилистика текста, которая призывает изучать текст как нечто большее, чем сложное синтаксическое целое.

Например, В лесу родилась елочка. Это самодостаточное предложение.

Из предложения В лесу она росла неясно, кто именно росла, поэтому предложение несамодостаточное.

 

Вопрос №4. Задачи стилистики как учебной дисциплины. Стил-ка и вопросы культуры речи в школе.

Обучать языку — значит обучать его функциональным стилям, так как язык может выполнять свое назначение лишь постольку, поскольку в нем есть стилистическая дифференциация». Требование свободного владения всеми выпускниками на­циональных школ страны наряду с родным русским языком — языком межнационального общения — обязывает будущего учителя-словесника не только в совершенстве знать преподаваемый язык, но и владеть его теорией, и частности стилистическими знаниями и навыками. Поэтому конкретные задачи, преподавания стилистики в национальных отделениях педагогических институтов следующие:



1. Изучение теории лингвистической стилистики как одной из наук, исследующих язык в действии, в его функционировании.

2. Выделеиие языка предмета лингвистической стилистики как объекта, ознакомление с ее основными направлениями (стилистика ресурсов, функциональная стилистика), аспектами (сти­листика отправителя и стилистика получателя речи и др.), областями (стилистика нехудожественных коммуникативных стилей и стилистика языка художественной литературы), а также с основными категориями и понятийным аппаратом современной стистики.

3.Ознакомление с функционально-стилевыми, эмоционально- экспрессивным и иными стилистическими пластами лексики и фразеологии современного русского языка, а также стилистическими ресурсами синтаксиса, морфологии, словообразования и фонетики

 

4. Характеристика системы функциональных стилей и основ­ных подстилей современного русского литературного языка, их внеязыковых и собственно языковых признаков, а также прин­ципов и закономерностей организации нейтральных и стилисти­чески окрашенных средств при создании текстов разных функ­циональных стилей.

5. Практическое ознакомление с каждым из функциональных стялей, с его ведущими стилевыми чертами и типичными языко­выми средствами, а также с основными под стилями и жаноовоситуативными разновидностями каждого стиля.

6. Осознание стилистической нормыкак разновидности общеязыковой нормы, как более высокого ее уровня, а также основных источников её нарушения в условиях билингвизма и полилингвизма.

7. Освоение методов, анализа стилистических качеств языка (при потходе к нему изнутри, то есть с позиции носителей русско­го языка), а также ознакомление с некоторыми приемами сопоставителъно-стилистического рассмотрения русского языка и дру­гих языков народов Советского Союза.

8. Показ места стилистики в кругу дисциплин, изучающих функционирование языка (в частности, ее отношение к социальной лингвистике), а также в "кругу дисциплин Вузовского преподава­ния: «Современный русский литературный язык», «История рус­ского литературного языка», «Лингвистический анализ художест­венного текста».

Практические-занятия и самостоятельная работа должны дать Студентам не только знания, но И навыки квалифицированного анализа Всех функгщональных стилей современного русского язы­ка, наиболее распространенных и профессионально важных для учителя-словесника их разновидностей (подстилей, жанровых форы), научить студентов составлять тексты разной стилевой принадлежности, привить павыки по организации стилистической работы в школе в условиях двуязычия и .многоязычия.

 

Вопрос № 5. Основные понятия и категории стилистики.

Стилистика как наука располагает своей системой понятий. Одни понятия и категории являются основными, ключевыми, другие — производными от них, третьи имеют частный характер.

Основными понятиями стилистики являются: 1) стилиcтическая структура языка, 2) стиль (функциональный стиль), 3) Стили­стическая окраска, 4) стилевая черта, 5) синонимия, соотноси­тельность и вариативность языковых средств, 6) стилистическая норма и функционально-стилевые разновидности.

На первых трех понятиях коротко остановимся в данном па­раграфе, остальные будут освещены позднее, в процессе система­тического изложения курса стилистики. (есть в других вопросах)

Стилистическая структура языка — это такая орга­низация его средств, нейтральных и стилистически значимых, которая как бы накладывается на общую систему языка, имею­щую уровневое строение, и, помимо коммуникативной функции, служит для выполнения языком через его функциональные стили и подстили разнообразных частных функций, сопровождающих его основную общественную функцию.

Частные функции языка: функции общения, сообщения, воздействия, экспрессивная, эмотивная, (функция возбуждения), волюнтативная ( функция волеизъявления) и др.

Стилистическая организация языка позволяет ему выполнять и конкретно-речевые функции {через тот или иной функциональный стиль) — репрезентативную (ориентация на предмет мысли), контактоустанавливающую (ориентация на уча­стников речевого акта, на установление контакта между ними) и др„ и многообразные стилистические функции отдельных еди­ниц языка. Подробная характеристика стилистической организации русского языка в целом и отдельных его уровней дается в раздале данной книги.

Стиль — центральное понятие в любом направлении и в лю­бой отрасли стилистики.

Стиль — это общественно осознаваемая разновидность языка ; (речи), которая характеризуется совокупностью средств,их отбором и'системно-речевой организацией. Используется в той или иной сфере~общественной деятельности и соотносится с анало­гичными разновидностями, применяемыми в других обшественно-коммуникативных сферах.

Стили -явление историческое.В каждый период истории литературного яаыка один и тот же стиль, продолжая свое развитие, выступает в несколько измененном виде (ср., например, публицистический стиль XIX—XX вв. и стиль современной со­ветской публицистики, активно участвующей в перестройке на­шего общества). Нередко обогащение одного стиля идет за счет использования языкового материала других стилей; например, в современной публицистике широко использую те средства раз­говорного стиля.

Стилистическая окраска —. родовое понятие охватывающее разнообразные виды окрашенности языковых единиц- слов, фразеологизмов, словосочетаний, синтаксических конструк­ций, отдельных морфологических категорий и форм, а также речевых произведений от отдельных высказываний до значитель­ных по объему законченных текстов.

В качестве родовых нередко используются термины «стили­стическое значение», «стилистическое качество». В Суженном зна­чении — термины « стилистиЧескии—компонент», «коннотация» применительно к значению слова, реже — словосочетания или предложения.

Родовому понятию стилистической окраски следует противо­поставить более—частные Категории их виды - окрашенности, а именно: 1) собственно стилистическую окрашёнпость и 2) экс­прессивную окрашенность.

 

Вопрос № 6. Два плана стилистической окрашенности.

Родовому понятию стилистической окраски следует противо­поставить более—частные Категории их виды - окрашенности, а именно: 1) собственно стилистическую окрашёнпость и 2) экс­прессивную окрашенность.

Стилевая окраска – это родовое понятие, оно относится к окрашенности / неокрашенности / текста, проявляющейся в лексике, фразеологии и др.

Различают окраску двух видов: функционально-стилевая – по принадлежности к функциональному стилю. Например, к книжному стилю (реакция, конкуренция, идеологическая борьба). Иногда рассматривается и более детальная окраска. Например, к официально-деловому (разрешите доложить, необходимо уведомить).

Второй вид окрашенности напрямую не связан с пятью стилями, а скорее связан с эмоциональной, экспрессивной оценкой, которая «прикрепляется» к слову (жена лейтенанта – 0; лейтенантова жена - –).

Многие слова имеют либо положительную, либо отрицательную окраску, они выделяются на фоне нейтральной. Нейтральное слово «беспорядок» оттеняет книжное слово «ералаш», «безалаберщина», разговорное «бардачок».

Отдельно скажем о термине – коннотация (садануть = ударить + ударить сильно). Иногда коннотацию называют «созначением».

Среди стилистически окрашенных_средств можно выделить такие, которые довольно регулярно используютсяв определенных функциональных стилях, например слова официально-делового стиля: надлежит, доложить, довести до сведения, затребовать, уведомить; слова и обороты газетно-публицистического стиля: отчество, патриотизм форум, трудовая вахта, разрядка Напря­женности. Это фу нкциональностилевые средства. Их соотнесенность Со стилями нередко ноподчеркивае тСя—термином «стилевая окрашенность»; 'Основная масса функштонально-стилевых средств имеет самую общую ориентированность "На два типа стилей — книжный и разговорный. И это Противопоставление довольно ощутимо. Например: Женщина уже в немалых годах, и девственно-небесная лента не гармонирует, книжно го­воря, с ее обличьем... (В. Астафьев). Именно такая маркировка Дается в толковых и синонимических словарях, а также при описании стилистических средств синтаксиса, морфологии, слово­образования. Например, в книге «Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов» (М., 1976) о варианте около миллиона человек бастует — около миллиона человек бастуют сказано:- «...предложения с множест­венным числомследуемого ближе к разговорной речи, предло­жения с единственным числом сказуемого отражают более стро­гую, книжную норму» — или о варианте искали выхода из поло­жения— искали выход из паложения: « в строгой письменной речи предпочитается, форма родительного падежа».

Но немало и таких средств, особенно лексико-фразеологиче­ских у словообразовательных, которые являются специфическими признаками отдельных функциональных стилей — Либо как един­ственная сфера употребления этих средств, либо как наиболее полное (частотное) их использование в конкретном стиле. Так, формы на -Ейш(ий): важнейший, крупнейший—встречаются преимущественно впублицистИческом стиле. А из вариантов типа скорее. -- скорей в этом стиле преобладают формы на -ее-' Жизнь свидетельствует: коммунистические и. рабочие партии срывают преступные замыслы противников социализма тем успешнее, чем последовательнее они хранят верность принципам марксизма-ленинизма, социалистического интернационализма (Из га­зеты).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.