Сделай Сам Свою Работу на 5

ПИИ-стратегии государства как новейший механизм внешнеинвестиционной политики государства





Рост конкуренции за свободные инвестиционные ресурсы характеризует современный этап развития мировой экономики. Многие государства осознали острую потребность в увеличении объемов привлекаемых прямых иностранных инвестиций, которые при грамотной организации политики способны нести новые технологии при производстве товаров и услуг, новейшие принципы организации менеджмента и методы устойчивого развития бизнеса в условиях ожесточающейся международной конкуренции.

Мировая практика показывает, что политика привлечения иностранных инвестиций имеет эффективные результаты только тогда, когда ориентирована на эффективную структуру иностранных инвестиций. Последняя состоит из преобладающего объема прямых иностранных инвестиций, равного примерно 70 % от совокупного объема привлекаемы иностранных инвестиций. Именно прямые иностранные инвестиции позволяют придать устойчивость развитию реального сектора национальной экономики, что дает возможность развивать фондовый рынок для обеспечения финансирования дальнейшего развития и экономического роста.

Как утверждает Пауль Фишер, международный специалист по организации продвижения ПИИ, национальным экономикам следует формировать не только политику привлечения иностранных инвестиций, но и ПИИ-стратегию государства, которая осуществляется на основе активного подхода к поиску и организации размещения прямых иностранных инвестиций. «Развиваясь стратегически, страна сможет увеличить приток ПИИ за счет поиска потенциальных доноров необходимых технологий и привлечения их в те точки экономического роста, которые выгодны именно стране, не идя на привязи эгоистических интересов иностранного капитала»[11]. Целесообразность разработки ПИИ-стратегии продиктована необходимостью реализации избирательного подхода к привлечению выгодных для национальной экономики прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих максимальный положительный эффект.



Разработка эффективной ПИИ-стратегии в государствах с формирующейся рыночной экономикой в современных условиях становится задачей первостепенной важности, исходя из следующих предпосылок. Во-первых, динамично развивающиеся рынки, такие как Китай, Индия, Малайзия, Россия, Польша, Чехия, Словения и другие, уже эффективно осуществляют активный поиск ПИИ, опираясь на ПИИ-стратегию. Во-вторых, инвестиции, которые ушли в другие страны, безвозвратно потеряны для остальных. Поэтому любое бездействие в области привлечения ПИИ означает упущенные возможности развития. А это грозит консервированием экономического отставания за счет уступки ПИИ своим конкурентам по привлечению этих ресурсов.



Пока лишь небольшое число стран имеют последовательную и разумную ПИИ-стратегию (например, Ирландия, Малайзия и Сингапур), что объясняется господствующим мнением о том, что ПИИ осуществляет частный бизнес и, следовательно, правительство мало что может изменить в этой области.

Тем не менее, опыт использования ПИИ-стратегии показывает, что развивающиеся экономики могут увеличить объемы «продуктивного» инвестирования и сократить «спекулятивное»; обеспечить структурную перестройку; сохранить стабильный уровень занятости; увеличить налогооблагаемую базу; обеспечить защиту окружающей среды.

ПИИ-стратегия характеризуется: постоянным мониторингом внутреннего потенциала и внешнего окружения (разведка); ясными и достижимыми целями; осязаемыми результатами; реальными временными рамками; последовательными этапами реализации.

Для успешной реализации ПИИ-стратегии необходим ряд условий, которые можно свести к следующим:

• благоприятный внутриэкономический климат;

• проведение политики стимулирования привлечения ПИИ, что обеспечит международное доверие к возможности размещения капитала;



• взаимодействие центральных и региональных властей;

• государственная поддержка на самом высоком уровне правительства страны, что является гарантией бесвозвратности осуществления ПИИ-стратегии;

• широкий набор информационных мероприятий и специально организованных программ продвижения ПИИ;

• создание независимой структуры, отвечающей за увеличение и планирование притоков ПИИ, характеризующейся подотчетностью только высшему политическому руководству страны, автономностью, тесным взаимодействием с важнейшими министерствами и непосредственной ответственностью за объемы, типы и адресацию ПИИ.

На основании обеспечения вышеперечисленных условий возможен выбор приемлемой ПИИ-стратегии по характеру действия (наступательная (проактивная) и пассивная оборонительная (реактивная)), по масштабам действия (горизонтальные, секторальные и комбинированные), по способам сращивания с экономической политикой государства (см. таблицу 6).

 

Таблица 6

Типы ПИИ-стратегии

 

Подход Стратегия
Наступательная, проактивная (принята большинством прогрессив­ных правительств в 90-е годы) Оборонительная, пассивная(была распространена в 80-е годы среди развитых и растущих экономик)
Секто­ральный Целевая помощь отдельным отрас­лям посредством комбинированной промышленной и ПИИ-политики (электроника, авионика, спутнико­вые коммуникации, особая химия, новые материалы, автомобилестро­ение) Поддержка и защита критических секторов, осуществляемые под да­влением лобби (металлургия, ав­томобилестроение, кораблестрое­ние, пищевая, текстильная отрас­ли, ВПК), сдерживающая ПИИ-политика
Горизон­тальный Совокупность политических меха­низмов, законодательство и побуди­тельные мотивы для увеличения ПИИ в ведущие сектора с одновре­менно сильным воздействием на ос­тальные отрасли   Общий протекционизм: высокие таможенные пошлины, запрет на ПИИ в большинство секторов, се­лективное ослабление барьеров под воздействием международного давления

ПИИ-стратегия может быть построена как самостоятельная структурная часть общеэкономической политики, или может быть частью промышленной, инвестиционной или структурной политики.

Долгосрочная ПИИ-стратегия формирующейся рыночной экономики будет эффективной, если будет удовлетворять следующим требованиям: станет наступательной, направленной на промышленное (секторальное) и социально-экономическое (горизонтальное) развитие; будет проактивной и динамичной, со стремлением к достижению осязаемых улучшений на секторальном и макроэкономическом уровнях; будет располагать набором эффективных механизмов, позволяющих реанимировать отдельные отрасли; заключать в себе пакет понятных и последовательных побудительных механизмов.

ПИИ-стратегия включает в себя последовательную реализацию следующих этапов: выбор ориентации ПИИ-стратегии, ПИИ-разведку, формулировка цели и задач ПИИ, непосредственная реализация ПИИ-политики, координация и контроль над осуществлением прямого иностранного инвестирования в стране. Теперь охарактеризуем каждый из этапов.

На первом этапе – этапе определения ориентации ПИИ-стратегии – необходимо осуществить выбор общей ПИИ-стратегии. Должна ли она носить защитный или наступательный характер, быть секторальной, горизонтальной или комбинированной? На данном этапе следует определить долгосрочную ориентацию ПИИ-политики, поддерживаемой всеми основными политическими и промышленными силами страны и ее регионов.

На ступени ПИИ-разведки проводится изучение и мониторинг развития международной бизнес-среды для выявление потенциальных инвесторов. При этом анализируются экономические, промышленные и технологические тенденции в передовых экономиках (странах-донорах), глобальные ПИИ-тенденции и потоки, корпоративные стратегии и инвестиционные мотивации ведущих ТНК.

На данном этапе не менее важным является также анализ активности по привлечению ПИИ странами-конкурентами: ПИИ-политика, законодательство и промоутерские механизмы, реализуемые основными странами-конкурентами, и их промышленный прогресс, функционирование ПИИ-служб.

Кроме того, необходимо также адекватно оценить внутренний потенциал национальной экономики: ресурсы, промышленные активы (портфельный анализ) и возможности в сравнении с конкурентами.

Третий этап предполагает:

- формулировку реальных, достижимых ПИИ-целей по следующим показателям: ежегодные притоки ПИИ, притоки на душу населения, соотношения ПИИ/ВВП и ПИИ/ национальные инвестиции;

- выбор приоритетных отраслей, которые необходимо развивать при помощи ПИИ;

- определение стратегических технологий и инновативных ТНК в ПИИ-экспортирующих странах;

- поиск и обоснование гарантий непротиворечия национальным интересам.

Этап непосредственной реализации ПИИ-политики предполагает, прежде всего, осуществление оценки стратегических альтернатив промышленной модернизации, а именно через: целевое размещение бюджетных ресурсов, или промышленную специализацию/диверсификацию, построение кластеров, реструктуризацию корпораций, сокращение издержек, экспансию через ПИИ.

Кроме осуществления выбора стратегических альтернатив модернизации реализация ПИИ-стратегии включает:

- оптимизацию макроэкономических условий для ПИИ;

- разработку привлекательных побудительных механизмов для ПИИ;

- создание зон промышленного развития;

- информационные, промоутерские кампании и мероприятия по созданию имиджа;

- создание консалтинговых служб для корпоративного топ-менеджмента;

- финансовый инжиниринг в кооперации с национальными и иностранными финансовыми структурами.

Координация и контроль над ПИИ заключается, прежде всего, в создании независимой ПИИ-службы; планировании и размещении необходимых ресурсов для увеличения притоков ПИИ; в осуществлении мониторинга и оценки результатов реализации ПИИ-стратегии; сотрудничестве на национальном и международном уровне для укрепления ПИИ-позиции страны; учете глобальных тенденций и перемен на уровне организации и управления ПИИ-структурами.

Таким образом, формирование специальной государственной стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций является преимуществом в борьбе стран за свободные инвестиционные ресурсы и особенностью современного этапа развития мировой экономики, характеризующегося высокой степенью развития международной конкуренции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.