Сделай Сам Свою Работу на 5

Прямые иностранные инвестиции малых и средних ТНК





Мировая практика показывает, что малые и средние ТНК[6] более предпочтительны для стран-реципиентов, так как: передают технологии, прямо влияющие на экономический рост принимающей страны; оказывают благоприятное влияние на её торговый баланс; более гибки в принятии решений; нанимают субинвесторов из местных фирм, оказывая тем самым непосредственное воздействие на экономический рост страны.

Малые и средние ТНК по сравнению с крупными редко используют рисковые стратегии проникновения на зарубежные рынки. Поэтому они широко представлены на развитых рынках, а на развивающиеся приходят только после многолетней успешной работы крупных ТНК. ПИИ малых и средних ТНК в развивающихся странах по количеству составляют 50 %, но по стоимости охватывают лишь 10 % всего объема ПИИ.

Для малых и средних ТНК в стране-реципиенте капитала первостепенное значение имеет политическая стабильность, экономическая прозрачность и географические расстояния. Только при существовании перечисленных условий этой категорией инвесторов принимаются во внимание прочие многочисленные экономические факторы, рассматриваемые далее.



На решения малых и средних ТНК применить стратегию интернационализации влияет качество сформированной бизнес-среды в собственной стране и в других странах. Поэтому факторы мотивации инвестирования малых и средних ТНК за рубежом можно подразделить на две группы.

Первая группа – это условия привлечения малых и средних ТНК на зарубежные рынки. Эти факторы связаны с мощной промоутерской политикой со стороны страны-реципиента. То есть иначе их можно назвать факторами «втягивания» в экономику другой страны. Среди них: доступ к квалифицированной рабочей силе; доступ к квалифицированному менеджменту за границей; снижение затрат на производство; ёмкость рынка в стране-реципиенте; ёмкость соседних по отношению к стране-реципиенту стран; налоговые льготы для иностранных инвесторов; доступ к необходимому сырью; преодоление протекционистских мер во взаимной торговле; достаточное знание рынка принимающей страны; расширение рынка сбыта производимых товаров и услуг; увеличение возможностей роста малых и средних ТНК.



Перечисленные факторы первой группы достаточно разнообразны. Тем не менее, их значимость менее высока для малых и средних ТНК по сравнению со второй группой, которая связана с условиями негативно меняющейся бизнес-среды в стране базирования, сказывающейся на активном передвижении инвестиций в другие страны. Такие складывающиеся факторы на внутреннем рынке, как: растущие расходы; снижение возможностей доступа к финансированию; снижение возможностей доступа к технологиям; рост конкуренции; риск диверсификации – «выталкивают» бизнес из страны. Страны-реципиенты считают выталкиваемые фирмы менее надежными с точки зрения стабильного развития экономики.

Руководители малых и средних ТНК обращают все большее внимание на активные промоутерские мероприятия стран-реципиентов. Английские и ирландские бюро по стимулированию ПИИ заявляют, что они ежедневно получают предложения от средних и малых предприятий из Америки и Европы. Даже южнокорейские и японские средние ТНК начали вкладывать капитал в Великобританию и Ирландию. Подобные ТНК из Японии, США и стран Европы стали целевыми группами для Тайваня, Таиланда, Сингапура и Малайзии. Проводя эффективную информационную политику, США, Канада и Мексика добились довольно больших успехов в области привлечения ПИИ от средних европейских ТНК.

Малые и средние ТНК избегают капиталоемких операций, таких как строительство новых заводов и поглощение местных фирм. Они очень редко осуществляют стратегические инвестиции по завоеванию доли рынка. Как правило, ТНК малого и среднего размера начинают инвестирование с небольших сумм, которые постепенно увеличиваются с развитием бизнеса.



Поскольку ограниченные фонды обычно требуют короткого срока окупаемости инвестиций, малые и средние ТНК стремятся к быстрому получению прибыли в специфических высокотехнологичных нишах. При этом налаживают производство новой продукции, улучшая её качество, обеспечивают рост экспорта и доходов за рубежом.

Кроме того, они работают в тесном контакте с местными фирмами или открывают свои небольшие представительства или филиалы, а также могут участвовать в совместных проектах, покупать акции существующих компаний, особенно в привычной бизнес-среде с низким уровнем риска.

Стратегии ПИИ, осуществляемые малыми и средними ТНК, наиболее благоприятны для принимающих стран по сравнению со стратегиями крупных ТНК, поскольку более активно привлекают для сотрудничества фирмы и персонал страны-реципиента с целью снижения издержек на зарплату специалистам из страны происхождения. При этом инвесторы способствуют обучению местного неквалифицированного персонала, местных менеджеров, более эффективно используют местных поставщиков, содействуют обеспечению прямых связей со многими зарубежными партнерами.

Таким образом, основными субъектами осуществления прямых иностранных инвестиций в современном глобализирующемся мире стали транснациональные компании, которые по характеру и роли в мировой экономике подразделяются на две группы: крупные – транснациональные корпорации – и малые и средние. Они различаются как по стратегиям проникновения на новые рынки, так и по методам адаптации новых технологий и вовлечения местной рабочей силы.

 

ГЛАВА 5. Стратегии международного прямого инвестирования ТНК.

 

5.1. Мотивация ПИИ и проблемы реализации стратегий международного прямого инвестирования.

 

Прямые инвесторы, осуществляя инвестиции за рубежом, наряду с доходами на вложенный капитал, могут получать дополнительные экономические выгоды, связанные с доступом к ресурсам или рынкам, которые в противном случае были бы ему недоступны. Кроме того, прямые инвесторы могут повысить рентабельность предприятия и его стоимость благодаря своим административно-управленческим способностям или компетентности в других областях. Прямое вложение средств может позволить инвестору осуществлять более эффективную диверсификацию инвестиционного риска и управление этим риском.

В отличие от них, портфельные инвесторы заинтересованы, прежде всего, в величине дохода, приносимого их инвестициями, и в возможности повышения стоимости этих инвестиций. Портфельные инвесторы обычно анализируют потенциальные возможности каждого из предприятий, в которые они предполагают вкладывать свои средства, и нередко перемещают свой капитал из одного в другое, исходя из перспектив их развития.

Мотивы прямых инвесторов, придерживающихся зарубежных стратегий, можно классифицировать, как традиционные и нетрадиционные, используя исторический подход. Традиционные мотивы иностранного инвестирования связаны с поиском ресурсов и рынков, что было характерно для деятельности ТНК до середины 80-х гг. ХХ века. При этом выделяются ресурсо-ориентированныеПИИ и рыночно-ориентированные ПИИ.

Для ТНК, занятых в добыче полезных ископаемых (минералы, нефть решающим фактором при принятии ПИИ-решения является наличие сырьевых ресурсов, нехватка которых наблюдается на рынках их происхождения. Ресурсо-ориентированные ПИИ снижают риск сокращения поставок и зависимости от ценовых колебаний, особенно в случае, когда транспортные расходы являются определяющим фактором.

Рыночно-ориентированные ПИИ преследуют цель вытеснения конкурентов с существующих или новых рынков. В то время как средние ТНК пре­следуют в основном рыночные цели, крупные могут инвестировать в рынки с высокими рисками, желая опередить конкурентов в проникновении на тот же рынок. Подобные инвестиционные решения прокладывают дорогу стратеги­ческим инвестициям, поскольку они направлены на защиту позиций компа­нии, и ведут к увеличению прибыли. Однако по прошествии некоторого вре­мени рыночные факторы снова начинают преобладать.

Нетрадиционые мотивы, направлены на поиск эффективности ТНК, укрепление её конкурентоспособности. Они могут строить заводы за рубежом с целью воспользоваться та­кими местными факторами, как рабочая сила, чтобы производить компонен­ты или собирать продукцию для материнской компании. В процессе принятия ПИИ-решения иностранная компания будет ори­ентироваться не только на уровень оплаты труда, но и анализировать состоя­ние большого числа других стоимостных факторов и рентабельности. Среди таких факторов: социальные трансферты; аренда, цены на недвижимость; прямые и косвенные налоги; цены на ресурсы и услуги (энергия, вода, газ, канализация и очистные) сооружения; транспортные расходы (воздушные, железнодорожные и автоперевозки; природоохранное законодательство; обеспечение жильем; наличие образовательных учреждений; стоимость и качество жизни в стране-реципиенте.

Принимая решение об инвестировании за рубежом, прямой инвестор может столкнуться с проблемами, разрешение которых требует дополнительных затрат. Типичные трудности реализации стратегии международного прямого инвестирования могут быть следующими:

проблемы в формировании ассортимента товаров (услуг), чтобы стать привлекательными для различных иностранных рынков;

сложности в переводе валюты и курсах обмена валют;

вопросы, связанные с расчетом предстоящих затрат и прибыльности, так как они основываются на прогнозировании движения курсов валют, а неправильное прогнозирование может стоить очень дорого;

воздействие различных культур, что может создать значительные управленческие проблемы, особенно в случаях, если су­ществует практика перехода управляющих из страны в страну;

проблемы при выборе стратегий структуры управления орга­низации;

вопросы с ценообразованием при внутрифирменном обмене полуфабрикатами и другими продуктами, произведенными в раз­ных странах, а также трудности в измерении прибыльности или убыточности различных подразделений;

проблемы с налогами компании при осуществлении переводных процедур;

присутствие политического риска, связанного с вероятнос­тью того, что зарубежные вклады предприятия могут быть скованы политикой правительства страны-хозяина.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.