Сделай Сам Свою Работу на 5

Регулирование рынка услуг





За последние десятилетия объем мирового рынка услуг воз­рос в шесть раз и составил 600 млрд. долл. Доля услуг в мировом товарообороте достигла 19%. Такой рост связан с наличием определенных факторов, и прежде всего с революционными технологическими изменениями, при­ведшими к появлению новых видов услуг и расширению спроса на уже имеющиеся; повышением темпов технологических программ в области телекоммуникаций и информации, что также привело к появлению новых видов услуг.

Рост международной торговли услугами поставил вопрос о необходимости регулирования мирового рынка услуг. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70—80-е гг., когда регулирование экономики перешагнуло национальные границы и охватило сферу не только между­народной торговли, но и сферу услуг. В эти годы государство жестко регулировало международный рынок услуг. Проводя политику протекционизма, защищая молодой сектор услуг, оно ввело определенные ограничения, барьеры, различные формы таможенного контроля, контроль за ценами, стандарты и полу­чение лицензий.

Такое регулирование рассматривалось как приоритетное на­правление национальной политики, были введены ограничения движения рабочей силы и капитала в целях борьбы с инфляци­ей, запрещено использование информации, обработанной за рубежом. Кроме того, были приняты ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями, установлены правила, запрещающие предоставление услуг иностранными фирмами, например, они не могли проводить прямое личное страхование граждан; был регламентирован порядок использования ино­странной фирмой рабочей силы и услуг отечественных фирм. Целью данной политики была прежде всего защита интересов потребителя, преодоление отсутствия необходимой информа­ции о мировом рынке услуг, что ограничивало возможности потребительского выбора. Политика регулирования рынка услуг являлась частью государственной ценовой и антиинфляцион­ной политики.



Впоследствии регулирование отошло на второй план не только внутри стран, но и в международном масштабе начался период либерализации торговли услугами.

Основная идея либерализации заключалась в возможности использования тех же правил, что и для внешней торговли товарами: недискриминация, национальный режим, транспарент­ность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранного производителя. Кроме того, эту идею диктовала необходимость установить специальные правила организации мирового рынка услуг — правила доступа на мировой рынок услуг, тип защитных мер, порядок защиты интеллектуальной собственности. Однако и в таком регулировании были свои проблемы — регулирование услуг связано с регулированием условий инвестиций, что ос­ложняло поставленные задачи.



В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:

· Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конку­рентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.

· Режима наибольшего благоприятствования, позволяю­щего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержки со стороны государст­ва субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.

· Специфического и дифференцированного отношения к развивающимся странам, что выражалось в снятии ограничений на предоставление современных услуг, особенно техноло­гических, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказа­нии отдельным развивающимся странам с наименее развитой экономикой помощи в использовании технологии, приобрете­нии патентов и лицензий, развитии туристических услуг, кон­салтинга и инжиниринга.



Результатом переговоров «уругвайского раунда» было дос­тигнуто соглашение о либерализации торговли услугами. С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составляющей части в пакет документов о создании ВТО.

Действующая в настоящее время система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из кото­рых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную роль играют двусторонние соглашения как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и инвестиции в эту сферу. Но в последние годы их роль снижается, что связано с необходимостью созда­ния эффективного международного механизма, который бы координировал ВТО.

Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирова­ние внутриинтеграционного объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглаше­ний по этим вопросам занимаются специальные межправительственные организации (ИКАО - Международная организация гражданской авиации, ИМО - Международная морская организация, ВТО - Всемирная туристическая организация), а также между­народные торгово-экспортные организации широкого профиля (ВТО, ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию, ОЭСР). Международной торговлей услугами на данный момент заняты 40 организаций.

Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий. Особенно наглядно это про­явилось в США, где проводилось льготное налогообложение инновационных фирм, было отменено двойное налогообложе­ние передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.

В 80 гг. государственное воздействие, искажающее «естест­венно» возникающие соответствия между спросом и предложе­нием, было ограничено (прежде всего это коснулось налоговых льгот). Тенденция снижения налогового бремени осталась, но произошло снижение ставок, а не предоставление льгот.

Государственная прямая поддержка стала больше концен­трироваться на предконкурсной стадии, когда проектируется базовая технология, после создания которой компании разраба­тывают свои фирменные модификации. Практически отошла в прошлое и такая модель государственной поддержки, при ко­торой финансирование из бюджета распространяется на все этапы инновационного цикла. В настоящее время поощряется лишь увеличение расходов на НИОКР, что направлено на сти­мулирование распространения нововведений (бесплатный дос­туп к знаниям).

Составной частью государственной инновационной полити­ки 80—90-х гг. стали и специальные программы распространения технологии. В настоящее время государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать администра­тивные требования к созданию наукоемких компаний.

Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллектуальной собственности, т.е. расширение правовой защиты, принятие законов об увеличении срока патентов, удешевление патентов, государственные субсидии экспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Базылев, Н.И. Мировая экономика: учебное пособие для вузов / Базылев Н.И., Мишкевич М.В., Базылева М.Н. - Мн. : Книжный дом : Мисанта, 2008. - 159 с.

2. Басовский, Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 208 с. - (Серия «Высшее образование»).

3. Елецкий, Н.Д. Мировая экономика. 100 экзаменационных ответов/ Елецкий Н.Д., Корниенко О.В.- 2-е изд., исправ. и доп. - М. ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 304 с. - (Серия «Экспресс-справочник для студентов вузов»).

4. Киреев, А.П. Международная экономика: учебное пособие для вузов. В 2-х ч. - М. : Международные отношения, 2009.

5. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн., 2007.

6. Миклошевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник/ Под общей ред. профессора А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дел и Сервис», 2000 г.

7. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. - Мн. : Современная школа, 2006. - 664 с.

8. Олехнович, Г.И. Мировая экономика : учебно-методический комплекс/ Г.И. Олехнович. - Мн. : Амалфея, 2006. - 340 с.

9. Почекина, В.В. Международный рынок услуг / Почекина В.В., Якубук Ю.П. ; под ред. В.Ф. Медведева. - Мн. : БИП-С, 2004. - 264 с. - (Серия «Мировая экономика»).

10. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М: ИНФРА-М, 2002 г.

11. Черченко, Н.В. Международная экономика : курс лекций / Н.В. Черченко, Н.И. Суханов, А.Н. Леонович. - Мн. : РИВШ, 2006. - 124 с.

Дополнительная литература:

1. Киреев А. Международная экономика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Международные отношения, 2007 г.

2. Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов/ Под ред. профессора Е.В.Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

3. Мировая экономика/ Под ред. профессора И.П. Николаевой – М.: Финстатинформ, 1999 г.

4. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Новый юрист, 2008 г.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.